Историческая основа поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины». Княгиня Трубецкая.
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Краткое описание  Данный урок литературы позволяет познакомить обучающихся с исторической основой поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины», показать величие духа русской женщины при  анализе эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска», увидеть мужественный и благородный подвиг во имя любви русских женщин, жен декабристов.      Прилагается видеоролик к уроку, смотри видео.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

НА ТЕМУ:

Историческая основа поэмы

Н. А. Некрасова «Русские женщины».

Княгиня Трубецкая.

Цель: Цель урока: познакомить с исторической основой и   героическим  поступком жён декабристов; определить нравственные понятия, духовные возможности человека; способствовать развитию аналитического и выразительного чтения, построению логических высказываний.

Оборудование:

Эпиграф к уроку:

Пленительные образы!

Едва ли в истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали.

Их имена забыться не должны.

Высок и свят их подвиг незабвенный.

Н.А. Некрасов

Ход урока

Организационный момент

-  Доброе утро. Садитесь. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

Слово учителя

- Наш сегодняшний урок будет посвящён одному героическому и в то же время трагическому событию в истории нашего Отечества. Это событие произошло ровно 190 лет назад. Вы догадались, что это за событие? Это событие - восстание декабристов. Начнём наш урок с музыкальной композиции.

(Звучит романс из кинофильма «Звезда пленительного счастья» «Кавалергарды, век не долог...»)

Ребята, тема сегодняшнего урока: Историческая основа поэмы Н. А. Некрасова

«Русские женщины». Княгиня Трубецкая.

Как вы думаете, о чём мы будем говорить? Должны будем познакомиться с исторической основой поэмы и   героическим  поступком жён декабристов;

Эпиграфом к нашему уроку будут слова Н.А. Некрасова:

Чтение эпиграфа

Пленительные образы! Едва ли

В истории, какой - нибудь страны

Вы что – нибудь прекраснее встречали,

Их имена забыться не должны.

Высок и свят их подвиг незабвенный,- так писал поэт о героинях своей поэмы «Русские женщины».

-Прежде поговорим о том что же послужило исторической основой для создания поэмы, скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас возникают со словом» декабристы»? (армия, ссылка, кровь, поражение, смелые, молодые, успешные, активные, ответственные, личность, гражданин)

- А сейчас мы совершим небольшой экскурс в историю. Он расскажет нам о восстании декабристов.

- Ребята, что вы знаете о восстании декабристов?

Учащиеся

  1. 14 декабря 1825 года в  Санкт – Петербурге должна была состояться присяга новому русскому императору Николаю I. Но для нового императора этот день оказался одним из самых страшных в жизни. Несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиниться новому царю. Стоявшие во главе мятежных частей офицеры и их товарищи из других полков позднее будут названы декабристами. Все они были дворянами, т. е. должны были быть сторонниками самодержавия и крепостного права.
  2. Трудно сказать, по какому пути пошло бы развитие России, если бы декабристы победили, но восстание в Петербурге было подавлено через несколько часов. Начались расследования и расправы. Пятеро заговорщиков были казнены.

Это П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. Муравьев – Апостол, М. П. Бестужев – Рюмин, П. Г. Каховский.

Могилу казненных сравняли с землей, и никто не должен был знать, где она находится.

Многие (120 человек) были лишены всего – семьи, чинов, богатства – и сосланы в Сибирь

Все они были дворянами и, по понятиям того времени, опорой самодержавия.

Но они ценой своей жизни хотели улучшить жизнь народа.

Восстание было подавлено через несколько часов. Начались расследования и расправа. Заключенных лишили всех дворянских прав, званий, приравняли к простым крестьянам, лишили право возвращаться столицы.

Многие были отданы в солдаты и отправлены в Сибирь на каторжные работы.

Все они были молодыми, сильными, богатыми, красивыми, но пожертвовали жизнью, положением во имя своих убеждений, торжества справедливости. Отправляясь в Сибирь, они оставляли своих престарелых родителей, близких, а главное совсем юных жен и малолетних детей.

В ноябре 1825 года во время поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I. Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра – Константин. Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая.

Декабристы хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать «Манифест», в котором предлагали отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповеданий, свободу занятий, передвижения, равенство всех сословий перед законом, уменьшение срока солдатской службы.

Несколько раз Николай I присылал «для увещевания» генералов, митрополитов, несколько раз конница атаковала полки восставших. К вечеру царь отдал приказ расстрелять восставших. Восстание в Петербурге было подавлено через несколько часов. Началось расследование и расправа над участниками.

Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. К следствию было привлечено 570 человек, более ста были осуждены на каторгу и поселение в Сибирь, многие офицеры разжалованы в рядовые и высланы в разные губернии под надзор полиции. Солдат приказали прогнать сквозь строй и направили на Кавказ в действующую армию. Пять декабристов – поэт Константин Федорович Рылеев, Павел Иванович Пестель, Сергей Иванович Муравьёв-Апостол, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин и Петр Григорьевич Каховский – были повешены в Петропавловской крепости. Остальных заключенных лишали всех дворянских прав и приравнивали к простым крестьянам, они лишались права возвращаться в столицы, а также всех званий и почестей.

Учитель

Обратите внимание на фото декабристов. Все они были молодыми, сильными, богатыми, красивыми, но пожертвовали жизнью, положением во имя своих убеждений, торжества справедливости. Отправляясь в Сибирь, они оставляли своих престарелых родителей, близких, а главное совсем юных жен и малолетних детей.

Но сегодня мы будем говорить о подвиге, который совершили жены этих храбрых людей.

А рядом с ними были их жены. Они последовали в Сибирь вслед за своими мужьями, оставляя жизнь удобную и богатую, часто светскую, даже придворную, покидая детей и родных. Последовали вопреки угрозам и жестоким мерам пресечения, принимавшимися царем и властями. Им было запрещено брать с собой детей, они были осуждены на вечную разлуку с родными. Ничто их не могло остановить.

Указ царя гласил

Они становились такими же бесправными, как и их мужья, а дети, рожденные в ссылке, приравнивались к крестьянам. Жена должна была оставаться в Сибири до смерти мужа, а может быть и до собственной.

Учитель Кто эти мужественные женщины, представьте их. Кто отправился в след за мужьями преодолев невероятный путь.

  1. - княгиня Е.И. Трубецкая (не было детей) разные по
  2. - княгиня М.Н. Волконская соц. и мат.
  3. - графиня Муравьева положению,
  4. - графиня Нарышкина (не было детей) характеру.
  5. - жена полковника Давыдова
  6. - генеральша Фонвизина
  1. - невеста Анненкова — П. Гебль
  2. - баронесса Розен
  3. - генеральша Юшневская продала шубу, сер. ложки
  4. - невеста Ивашева

В 1872 году в журнале «Отечественные записки» появилась первая часть поэмы «Русские женщины» - «Княгиня Трубецкая», в работе над которой автор опирался на исторические источники: «Записки декабриста» А. Розена. Менее чем через год была опубликована вторая часть - «Княгиня Волконская», точно известно, что был черновой вариант и третьей части, посвящённой

Открыв первую страницу, мы читаем название главы: «Княгиня Трубецкая». Первоначально свою поэму Некрасов назвал «Декабристки». Казалось бы, это более точное заглавие. В чём же тогда смысл замены?

Мы будем анализировать первую часть поэмы.

- Кто такая княгиня Трубецкая? Что вы знаете о ней? Почему ей посвящена первая часть?

Екатерина Ивановна Трубецкая – дочь французского эмигранта И. С. Лаваля. Его роскошный особняк на Английской набережной в Петербурге сохранился до наших дней. Здесь в 1825 году, незадолго до декабристского восстания, великий князь Николай Павлович танцевал с ней мазурку. Она вышла замуж за князя Сергея Петровича Трубецкого. Она была первой женой декабриста, добившейся у царя разрешения последовать за мужем в Сибирь. Её примеру последовали другие.

Учитель

Да, Екатерина Трубецкая жила в великолепном доме, где была огромная библиотека, уникальные собрания скульптур и гравюр.

В доме Лавалей бывали дипломаты, литераторы, художники, музыканты. Здесь Карамзин читал главы из «Истории государства Российского», а Пушкин – оду «Вольность» и трагедию «Борис Годунов».

Привычное течение жизни в графском доме оборвалось 14 декабря 1825 года. Описание особняка графа Лаваля дает и Некрасов в поэме. Найдите эти строки.

- Как проходила юность Трубецкой в этом доме? (В богатстве, блеске, роскоши. Устраивались балы, приемы, путешествия - словом, были все обольщения света).

- Ребята, перечитайте эпизод, где княгиня размышляет о светском обществе своего, 19 века.

- Как вы понимаете следующие выражения:

1. «Этот рай своей рукой расчистил Николай…»

2. «Люди заживо гниют…»

3. От слов «Что я найду там?..» до слов «Вернуться, все простя?..»

(В высшем обществе блаженствует ханжество, поруганная честь, продажность, клевета, лицемерие, низость, одинаковость людей, бессмыслие в светских беседах. Свет не просто скучен, он преступен: он убивает инакомыслящих людей. Светская чернь не терпит свободного слова).

- Мы живем в XXI веке. Изменилось ли наше общество? Что общего у этих двух эпох, которые разделяют почти 200 лет.

Е. Трубецкая не может и не хочет остаться в том, красивом внешне, но уродливом внутри, мире. Она едет за мужем в Сибирь, суровую и жестокую.

Вторая часть поэмы построена в форме диалога. Но перед нами не просто разговор двух действующих лиц. Это спор, это противостояние, это борьба.

- Какую цель имеет каждый из героев? Какова цель губернатора, и какова цель княгини?

- Губернатор хочет вернуть княгиню в Петербург, княгиня — как можно скорее отправиться дальше, к мужу. В любой борьбе побеждает сильнейший, в споре — тот, чьи доводы убедительнее.                                           

- Какие аргументы выдвигает губернатор, пытаясь убедить княгиню вернуться (Суровый климат, бесплодная земля, черствые и бездушные люди, разбои, убийства – привычное дело, жизнь в общей казарме, скудная пища, нищета и даже то, что её поведут по этапу с конвоем).

- Как вы считаете, решение княгини – временный порыв или твердое убеждение в своей правоте? (Это твердое убеждение в своей правоте. Она считает, что верная жена должна быть рядом с мужем. Княгиня не отстает от своей цели, несмотря на все угрозы и преграды).

- Чем заканчивается противостояние генерала и княгини? Что заставило губернатора уступить? ( Настойчивость героини, несгибаемая воля, мужество. Её не страшат ни суровый климат, ни нищета).

- В чем сила княгини? В чем источник нравственной силы этой русской женщины? (Сила княгини в любви, преданности. Эта женщина богата духовно. Не богатство и не положение в обществе главное для неё, а человеческие чувства, переживания).

Вывод

- Каковы причины отъезда в Сибирь княгини? Какова цель её поездки? Какие качества характера проявила эта русская женщина?

Учитель

Проходит год за годом, надежды на окончание ссылки тают, призрачными становятся мечты о возможном свидании с близкими. Подневольная жизнь, суровый климат, переживания, нужда – все это не прошло бесследно для декабристов и их жен. Многие остались в Сибири навечно. Е. И. Трубецкая умерла в Иркутске в 1854 году. Ей было 54 года, 28 из них она провела в Сибири.

– А женщины, жены XXI века способны на такой подвиг?

Домашнее задание.

1. «Подвиг любви и долга».

2. «Соответствует ли современная русская женщина некрасовскому идеалу»?

3. Написать небольшой рассказ о главной героине, опираясь на текст поэмы «Русские женщины».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины»

Пленительные образы! Едва ли в истории какой-нибудь страныВы что-нибудь прекраснее встречали.Их имена забыться не должны.Высок и свят их подвиг незабвенный. Н.А. НекрасовОткрыв первую страни...

Исторические прототипы женских образов в поэме Н.А.Некрасова "Русские женщины"

Данная разработка урока расширит круг знаний учащихся о женщинах – декабристках, образы которых стали прототипами в поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины»....

Презентация к уроку литературы в 7 классе по поэме А.Н. Некрасова "Русские женщины" "Княгиня Трубецкая"

Презентация к уроку литературы в 7 классе по поэме А.Н. Некрасова "Русские женщины"....

Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины.7 класс

Урок проведен в Историческом парке "Россия - моя история" г. Тюмени....

Поэма Н.А. Некрасова "Русские женщины" (глава "Княгиня Трубецкая").

Презентация можеи использоваться в качестве пособия при подготовке к уроку , посвященному поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины"....