Урок литературы «Образ русской женщины в поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины"
план-конспект занятия по литературе (7 класс) на тему

Ковырёва Светлана Фёдоровна

Цель урока:

1.     Обучающая: прочитать и проанализировать поэму Н.А. Некрасова «Русские женщины»; раскрыть основные некрасовские представления о духовном подвиге во имя любви русских женщин, жён-декабристок.

2.     Развивающая: развивать логические мыслительные операции (сравнение, обобщение), внимание к слову; учить выделять главное; обогащать речь.

3.     Воспитывающая: воспитывать уважение, чувство ответственности и преклонения перед женщинами; воспитывать любовь к русской литературе и родному слову; воспитывать чувство  ответственности в любви.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: портрет Н.А. Некрасова, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_po_poeme_nekrasova.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы «Образ русской женщины в поэме

Н.А. Некрасова "Русские женщины".

Цель урока:

  1. Обучающая: прочитать и проанализировать поэму Н.А. Некрасова «Русские женщины»; раскрыть основные некрасовские представления о духовном подвиге во имя любви русских женщин, жён-декабристок.
  2. Развивающая: развивать логические мыслительные операции (сравнение, обобщение), внимание к слову; учить выделять главное; обогащать речь.
  3. Воспитывающая: воспитывать уважение, чувство ответственности и преклонения перед женщинами; воспитывать любовь к русской литературе и родному слову; воспитывать чувство  ответственности в любви.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: портрет Н.А. Некрасова, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Ребята, мне бы хотелось начать наш урок  со слов известного поэта: «О  Волга! Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?»

-Какой поэт называл Волгу колыбелью?

Сегодня мы с вами обратимся к творчеству Н.А.Некрасова, но не о Волге пойдет речь, а о русской женщине. Эта тема – одна из главных в творчестве Некрасова. Рассмотрим её, обратившись к поэме «Русские женщины».

  1. Эпиграф  к  уроку.  Целеполагание.

Пленительные образы!

Едва ли в истории какой- нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.

                                                                        Н.А.Некрасов

Выделите ключевые слова.

 - Какие задачи будем сегодня решать, попробуйте сформулировать?

  1. Повторение  изученного.

-Что известно о восстании декабристов?

-Чтобы понять те события, необходима историческая справка.

Историческая справка  (выступление ученика с подготовленным материалом).

Учитель.   В 1825 году декабристы проиграли свой бой, но они показали великий нравственный пример высоких стремлений и самоотвержения. Речь сегодня пойдет о женах декабристов,  русских женщинах, чьи имена хранит история.

4. Работа над поэмой, работа с текстом.

  • Обратимся к поэме. Так о чем  поэма "Русские женщины"?
  • Кто она, Княгиня Трубецкая?

 Выступление учащегося с подготовленным сообщением.

  • Какова композиция поэмы? Сначала вспомним, что такое композиция?

Остановимся на содержании первой части. Каково основное событие первой части? (Всё подтверждать текстом)

  • С кем и чем прощается героиня? (отец, родной город, дом)
  • Вернется ли она когда-нибудь домой? Найти ответ.

Блестящая светская жизнь, веселье балов, где она восхищает всех своей красотой.

-Какой предстала княгиня во второй части поэмы?

- Какая цель была у губернатора?

-Какие доводы приводил, чтобы остановить её поездку на каторгу? Все подтверждать текстом.

  • Найдите самые сильные строки, кульминационный момент, слова Трубецкой. («Я не жалкая раба я женщина, жена!»)

-Почему не удалось сломить Екатерину Трубецкую? Ответ получим, посмотрев инсценировку.

5.   Инсценировка эпизода поэмы.  (3 ученика)

  • Почему вдруг меняется мнение генерала, и он отпускает княгиню? Какие черты характера выступают на первый план?

Некрасов наделяет её чертами героической самоотверженности, решительным характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени.

   

 Учитель.  Закончив работу над поэмой "Княгиня Трубецкая ", Некрасов вскоре начал новую поэму - "Княгиня Волконская...", которая являлась продолжением рассказа о женах декабристах.

-Послушаем небольшое сообщение о княгине Волконской.

- Как вы считаете : судьба Волконской не менее героична, нежели судьба Трубецкой?

  • Послушаем самые трогательные строфы поэмы?

 Чтение  учеником отрывка поэмы наизусть.

6. Беседа с классом.

  • О каком долге говорит княгиня? («делить с ним радость, делить и тюрьму»)
  • Что придает силы княгине, будучи  на каторге? (вера, любовь)

- Что она хотела сказать своим жестом? (оковы к губам приложила) (Сострадание, разделяет их судьбу, понимает - здесь преклонение не только перед мужем, но и перед их подвигом (сцену наблюдают декабристы)).

  • Учитель. Каторжане увидели  появившуюся в штольне княгиню и воскликнули ? («не ангел ли божий») Так образ её был чист и светел.

-В чем сказалось мастерство Некрасова поэта? Верим ли поэту? (В точности, правдивости, простоте изображения картин, образов; верим поэту)

  • Можно ли сказать, что жизнь этих женщин трагическая? Может быть, счастливая?  (Этого в поэме мы не увидим, но думаем, что они были счастливы)

7.Ученики делают выводы.

-Как вы понимаете  слово «подвиг»? Обратимся к словарю С.И.Ожегова.

Подвиг - героический, самоотверженный поступок.

- Считаете ли вы поступок Трубецкой и Волконской подвигом?

8. Выступление учеников с подготовленной  презентацией  к данной теме.

(2 ученика)

  Учитель. Итак, воистину высок и свят их подвиг незабвенный.

-Все-таки, почему поэма называется "Русские женщины ", а не "Декабристки" или "Русские княгини"?

Эти черты присущи и простой крестьянке, и княгине.

Чтение  учеником отрывка из стихотворения «Есть женщины в русских селениях»

Значит, строки "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет" и "Красавица - миру на диво" тоже  относятся и к женам декабристов?

9. Письменный ответ на вопрос:   (2 мин.)

«Какие чувства у вас вызывают созданные Некрасовым образы?»

10.Итог урока:

- Те качества, которые вы перечислили, свойственны только женщинам XIX века?

-Какие подвиги совершали русские женщины в XX  веке?

Учитель.

Сегодня мы увидели действительно пленительные образы русских женщин.  Подвиг их хранит история, и именно они вдохновляют поэтов на создание великолепных шедевров творчества.

Будьте и вы достойны тех прекрасных муз, которые вдохновляют.

11.Домашнее задание. Написать сочинение -эссе  на тему: «Современная женщина. Кто она? Что сейчас является главным в её жизни?