«Поэтический образ русской женщины-крестьянки» (Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях»).
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Подгорская Анна Евгеньевна

«Поэтический образ русской женщины-крестьянки»
(Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях»).
(Урок внеклассного чтения 5 класс)
Цель урока:
Познакомить учащихся со страницами творчества Н.А.Некрасова
Помочь учащимся выявить отношение автора к труду простого человека, показать, как Н.А.Некрасов рисует образ русской женщины-крестьянки
Развивать навыки выразительного чтения.
             Методические приемы:
Объяснение учителя
Анализ текста
Выразительное чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poeticheskiy_obraz_russkoy_zhenshchiny.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Поэтический образ русской женщины-крестьянки»

(Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях»).

(Урок внеклассного чтения 5 класс)

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся со страницами творчества Н.А.Некрасова
  2. Помочь учащимся выявить отношение автора к труду простого человека, показать, как Н.А.Некрасов рисует образ русской женщины-крестьянки
  3. Развивать навыки выразительного чтения.

             Методические приемы:

  1. Объяснение учителя
  2. Анализ текста
  3. Выразительное чтение

ХОД УРОКА:

I.        Проверка домашнего задания.

Слушаем выразительное чтение стихотворения «На Волге».

II.        «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из  поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской крестьянки. Роль сравнений, эпитетов в создании образа русской женщины.

Учитель читает отрывок из поэмы: «Есть женщины в русских селеньях...»

-        Какое впечатление оставляет у вас этот отрывок? Какое чувство хочет передать нам автор?

Ученики перечитают стихотворение по строфам, объясняя, как они понимают смысл некрасовских слов. Выделим эпизод с косами, поясним его смысл: женщина не должна была показывать посторонним свои волосы, паренёк подбросил их кверху. Крестьянка возмущена его поступком:

 «Лицо величаво, как в раме, // Смущеньем и гневом горит».

  1. Как вы понимаете выражение: «Ей некогда лясы.точить...»?
  2. Какие строки вы считаете главными в этом отрывке из поэмы?

Ученики отметят:

 В ней крепко и ясно сознанье,

Что всё их спасенье в труде,

И труд ей несёт воздаянье:

Семейство не бьётся в нужде.

Ответим на вопросы учебника-хрестоматии (стр. 169).

-        Что такое рифма? Как рифмуются строки в этом произведении Некрасова?

Составим схему рифмовки, определим её вид: перекрёстная.

  1. Что такое сравнение, эпитет?
  2. Выделите в тексте сравнения и эпитеты. Для чего их использует Некрасов?

Сравнения и эпитеты помогают создать портрет русской женщины. Некрасов сравнивает её с царицей, с солнцем, взгляд такой женщины дорог, словно золотой рубль. Возмущенное лицо крестьянки поэт сравнивает с портретом: «как в раме». Зубы он сравнивает с «крупными перлами», то есть с жемчугом, о ребёнке пишет, что он сидит на груди, «как на стуле», то есть уверенно, спокойно.

Чтобы описать русскую женщину, Некрасов употребляет такие слова и выражения: «С красивою силой в движеньях...», «Красавица, миру на диво, Румяна, стройна, высока...», «Всегда терпелива, ровна...», «сердечный смех», «румяные губы», «внутренней силы печать», «нарядная матка».

Н.Н. Скатов пишет: «...в центре она — женщина во всей полноте определений и в их контрастности: бытовое — «баба» и высокое «красивая и мощная славянка», совсем простонародное «матка» и торжественное — «женщина русской земли...»»

-        Чем восхищается поэт, описывая русскую крестьянку?

Отметим не только красоту, трудолюбие русской женщины, но и чувство собственного достоинства.

III. Выразительное чтение отрывка.

Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение отрывка наизусть.