«Поэтический образ русской женщины-крестьянки» (Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях»).
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
«Поэтический образ русской женщины-крестьянки»
(Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях»).
(Урок внеклассного чтения 5 класс)
Цель урока:
Познакомить учащихся со страницами творчества Н.А.Некрасова
Помочь учащимся выявить отношение автора к труду простого человека, показать, как Н.А.Некрасов рисует образ русской женщины-крестьянки
Развивать навыки выразительного чтения.
Методические приемы:
Объяснение учителя
Анализ текста
Выразительное чтение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poeticheskiy_obraz_russkoy_zhenshchiny.docx | 17.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Поэтический образ русской женщины-крестьянки»
(Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях»).
(Урок внеклассного чтения 5 класс)
Цель урока:
- Познакомить учащихся со страницами творчества Н.А.Некрасова
- Помочь учащимся выявить отношение автора к труду простого человека, показать, как Н.А.Некрасов рисует образ русской женщины-крестьянки
- Развивать навыки выразительного чтения.
Методические приемы:
- Объяснение учителя
- Анализ текста
- Выразительное чтение
ХОД УРОКА:
I. Проверка домашнего задания.
Слушаем выразительное чтение стихотворения «На Волге».
II. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской крестьянки. Роль сравнений, эпитетов в создании образа русской женщины.
Учитель читает отрывок из поэмы: «Есть женщины в русских селеньях...»
- Какое впечатление оставляет у вас этот отрывок? Какое чувство хочет передать нам автор?
Ученики перечитают стихотворение по строфам, объясняя, как они понимают смысл некрасовских слов. Выделим эпизод с косами, поясним его смысл: женщина не должна была показывать посторонним свои волосы, паренёк подбросил их кверху. Крестьянка возмущена его поступком:
«Лицо величаво, как в раме, // Смущеньем и гневом горит».
- Как вы понимаете выражение: «Ей некогда лясы.точить...»?
- Какие строки вы считаете главными в этом отрывке из поэмы?
Ученики отметят:
В ней крепко и ясно сознанье,
Что всё их спасенье в труде,
И труд ей несёт воздаянье:
Семейство не бьётся в нужде.
Ответим на вопросы учебника-хрестоматии (стр. 169).
- Что такое рифма? Как рифмуются строки в этом произведении Некрасова?
Составим схему рифмовки, определим её вид: перекрёстная.
- Что такое сравнение, эпитет?
- Выделите в тексте сравнения и эпитеты. Для чего их использует Некрасов?
Сравнения и эпитеты помогают создать портрет русской женщины. Некрасов сравнивает её с царицей, с солнцем, взгляд такой женщины дорог, словно золотой рубль. Возмущенное лицо крестьянки поэт сравнивает с портретом: «как в раме». Зубы он сравнивает с «крупными перлами», то есть с жемчугом, о ребёнке пишет, что он сидит на груди, «как на стуле», то есть уверенно, спокойно.
Чтобы описать русскую женщину, Некрасов употребляет такие слова и выражения: «С красивою силой в движеньях...», «Красавица, миру на диво, Румяна, стройна, высока...», «Всегда терпелива, ровна...», «сердечный смех», «румяные губы», «внутренней силы печать», «нарядная матка».
Н.Н. Скатов пишет: «...в центре она — женщина во всей полноте определений и в их контрастности: бытовое — «баба» и высокое «красивая и мощная славянка», совсем простонародное «матка» и торжественное — «женщина русской земли...»»
- Чем восхищается поэт, описывая русскую крестьянку?
Отметим не только красоту, трудолюбие русской женщины, но и чувство собственного достоинства.
III. Выразительное чтение отрывка.
Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение отрывка наизусть.