Конспект урока литературы на тему "Есть женщины в русских селеньях..." ( по творчеству Н. А. Некрасова ) 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Котлярова Наталия Васильевна

Урок литературы в 5 классе по творчеству Н.А. Некрасова  « Есть женщины в русских селеньях…»

 

Тема:

«Есть женщины в русских селеньях…»

Образ русской крестьянки

(урок по творчеству Н.А. Некрасова)

 

Тип урока:  урок «открытия» новых знаний.

 

Деятельностная цель:  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель:  расширение понятийной   базы  за счет включения в нее новых элементов.

Цели урока:

Ι. Образовательные: создать условия для совершенствования навыка выразительного чтения, для развития умения устно и письменно выражать свои мысли; формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать  свои мысли,   делать выводы; формировать представление о лирическом герое на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя;  развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.

Задачи:

                 Ø обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:

регулятивных УУД:  самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию,

          умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.

познавательных УУДформировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно.

 

коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

 

                Ø обеспечить условия для формирования личностных УУД:

умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование;  формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления,  внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Ø создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.

Методы:  проблемно-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение,  фронтальный опрос, синквейн.

Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные.

 

Оборудование: компьютер, презентация,  портрет писателя, иллюстрации к произведению, каравай,  предметы быта: прялка, клюка, ухват,  домотканая дорожка, рушник, чугун, люлька, лавка, стол ,покрытый скатертью, макет русской печки.

 

Автор УМК:  В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин  Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_est_zhenshchiny_v_russkikh_selenyakh.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе по творчеству Н.А. Некрасова  « Есть женщины в русских селеньях…»

Тема:

«Есть женщины в русских селеньях…»

Образ русской крестьянки

(урок по творчеству Н.А. Некрасова)

Тип урока:  урок «открытия» новых знаний.

Деятельностная цель:  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель:  расширение понятийной   базы  за счет включения в нее новых элементов.

Цели урока: 

Ι. Образовательные: создать условия для совершенствования навыка выразительного чтения, для развития умения устно и письменно выражать свои мысли; формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать  свои мысли,   делать выводы; формировать представление о лирическом герое на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя;  развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.

Задачи: 

  • обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:

регулятивных УУД:  самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию,

          умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.

познавательных УУД:  формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно.

коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

  • обеспечить условия для формирования личностных УУД:

умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование;  формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления,  внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

  • создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.

Методы:  проблемно-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение,  фронтальный опрос, синквейн.

Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные.

Оборудование: компьютер, презентация,  портрет писателя, иллюстрации к произведению, каравай,  предметы быта: прялка, клюка, ухват,  домотканая дорожка, рушник, чугун, люлька, лавка, стол ,покрытый скатертью, макет русской печки.

Автор УМК:  В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин  Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.

Эпиграф:                                                   Однако же речь о крестьянке

                                                                    Затеяли мы, чтоб сказать,

                                                                    Что тип величавой славянки

                                                                     Возможно  и ныне сыскать.

                                                                                              Н.А.Некрасов

Ход урока:

  1. Самоопределение к деятельности (организационный  момент)

Вступительное слово учителя  (звучит спокойная мелодия)

Здравствуйте.  Садитесь удобнее, расслабьтесь. Представьте, что рядом с вами ваша мама, она гладит своей тёплой рукой  ваши волосы и шепчет нежно: «Успокойся, всё у тебя получится, всё будет хорошо». Я вижу на ваших  лицах успокоение, умиротворение, у всех прекрасное самочувствие, весёлое, творческое настроение.

  1. Актуализация знаний учащихся

Начать  наш  урок мне хочется строчками из стихотворения:

И вот они опять, знакомые места,

Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста…

Где было суждено мне божий свет увидеть,

Где научился я терпеть и ненавидеть,

Но , ненависть в душе постыдно притая,

Где иногда бывал помещиком и я;

Воспоминания дней юности – известных

Под громким именем роскошных и чудесных,-

Наполнив грудь мою и злобой и хандрой,

Во всей своей красе проходят предо мной…

Вот тёмный, тёмный сад… Чей лик в аллее дальней

Мелькает меж ветвей, болезненно - печальный?

Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!

Кто жизнь твою сгубил…о! знаю, знаю я!..

Навеки отдана угрюмому невежде,

Не предавалась ты несбыточной надежде-

Тебя пугала мысль восстать против судьбы,

Ты жребий свой несла в молчании рабы…

Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;

Она была горда, упорна и прекрасна,

И всё, что вынести в тебе достало сил,

Предсмертный шепот твой губителю простил!..

Ребята, это отрывок из стихотворения «Родина», написанного в 1846 году.  Думаю,  вы узнали поэта, так написавшего о своей судьбе.

Да, это Николай Алексеевич Некрасов ( 1821- 1878)

  • О каких знакомых местах говорит Н.А. Некрасов?

(родовое имение Грешнёво, среди живописной природы, близ реки Волги).

  • С каким чувством относился поэт к Волге?

(посвятил стихотворение «На Волге»,  в котором написал о своих воспоминаниях)

  1. Проверка домашнего задания.
  • Какие строчки из стихотворения «На Волге» вам хотелось бы прочитать?

Выразительное чтение отрывков

  • Что печалит поэта, что возмущает его?

( Некрасов говорит о безысходности труда бурлаков, о русских крестьянах, покорно терпящих  крепостное право ради  своего куска хлеба)  (коллективная оценка)

  1. Постановка учебной задачи
  • Перед вами на столе лежит  каравай. Скажите, какие ассоциации у вас возникают при виде каравая, вдыхая  аромат свежего хлеба?

( золотистое поле, засеянное пшеницей, крестьянский труд, тёплые руки матери, выпекшие хлеб и т.д.)

  • Давайте попробуем сформулировать тему урока.

  (Образ русской крестьянки)

  • Исходя из темы, скажите, какие цели на этом уроке вы можете поставить перед собой?
  • -Чтобы достичь цели, что мы можем сегодня выполнить на уроке? (работать с текстом, слушать учителя и одноклассников, анализировать, сравнивать, обобщать и т.д.)
  • Какие  качества нам помогут в достижении цели?

(внимательность, доброжелательное отношении друг к другу, уверенность, умение слушать и т.д.)

(Тему, цель, способы достижения цели, качества фиксируем на доске)

 

  1. Открытие «нового» знания. Реализация темы урока

Звучит отрывок из стихотворения «Размышления у парадного подъезда»

                       Родная земля!

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский  мужик не стонал?

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам , по острогам,

 В рудниках, на железной цепи;

Стонет он под овином, под стогом,

Под телегой, ночуя в степи;

Стонет в собственном бедном домишке…

Слово учителя:  Тяжело было не только мужчинам, но и женщинам, которые ждали их дома. И разговор наш сегодня пойдёт именно о них, о русских крестьянках. Я вас приглашаю в русскую избу.

  • Подумайте,  какая роль отводилась женщине в семье.

Женщина – крестьянка

                    - труженица

                    - «утеха»

                     - хозяйка дома

                     - мать

Как писал Н.А. Некрасов:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына раба,

А третья – до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Века протекали – всё к счастью стремилась,

Всё в мире по нескольку раз изменилось,

Одну только бог изменить забывал

Суровую долю крестьянки.

Однако же речь о крестьянке

Затеяли мы, чтоб сказать,

Что тип величавой славянки

Возможно и ныне сыскать.

(Чтение учителем  отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос»)

  • Какое впечатление оставляет у вас  этот отрывок?
  • Какие чувства  передаёт нам автор?
  • С кем или чем сравнивает поэт русскую женщину?

(царица, солнце, золото, жемчуг и т.д.) 

Работа в группах:

Найдите в тексте описание женщины:

1 группа -  Женщина – мать

 2 группа - Женщина - «утеха»

3 группа  - Женщина - хозяйка дома

  • Какие предметы быта вы отнесёте к своему образу крестьянки?
  • Какие слова и выражения употребляет Некрасов, описывая русскую женщину?
  • Чем восхищается поэт?

( красотой, трудолюбием, чувством достоинства и т.д.)

  • Какие сравнения, эпитеты помогают автору создать  портрет русской женщины? Приведите примеры.
  • Что хочет сказать поэт о русской  женщине строчками:

В ней ясно и крепко сознанье,

Что всё их спасенье в труде,

И труд ей несёт воздаянье:

Семейство не бьётся в нужде.

(рассуждения  учащихся)

  1. Физминутка
  2. Итог урока. Включение нового  знания в систему.

 Обратимся к эпиграфу  сегодняшнего урока.

Однако же речь о крестьянке

Затеяли мы, чтоб сказать,

Что тип величавой славянки

Возможно и ныне сыскать.

  • Каков он, тип величавой славянки?
  • Какая из ролей женщины в семье, на ваш взгляд, самая важная, первостепенная?

Как говорил великий поэт:

Великое чувство! У каждых дверей,

В какой стороне не заедем,

Мы слышим, как дети зовут матерей,

Далёких, но рвущихся к детям.

Великое чувство! Его до конца

Мы живо в душе сохраняем,

Мы любим сестру, и жену, и отца,

Но в муках мы мать вспоминаем!

Используя материалы сегодняшнего урока, ваши личные впечатления, наблюдения, составьте  синквейн на тему  МАМА

 

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Работа в паре. Анализ иллюстраций.

  • Рассмотрите иллюстрации художника и подумайте, насколько близко подошёл художник к тому, о чём нам рассказал поэт. Аргументируйте свой ответ.
  1. Рефлексия

Какой для вас была встреча с поэзией Н.А. Некрасова?

Какой этап урока показался самым трудным? Интересным? Полезным?

С каким настроением уходите с урока? Что запомнилось больше всего, и что мешало, было лишним?

  1. Задание на дом
  • Выучите отрывок  «Есть женщины в русских селеньях…» наизусть.
  • Творческая работа « …тип величавой славянки возможно и ныне сыскать» (стихи, рисунок, сочинение и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поэтический образ русской женщины-крестьянки» (Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях»).

«Поэтический образ русской женщины-крестьянки»(Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях»).(Урок внеклассного чтения 5 класс)Цель урока:Познакомить учащихся со страницами творчества Н.А.Некрасова...

Конспект урока по литературе в 6 классе "Есть женщины в русских селеньях.."

Методические приемы:1.      Объяснение учителя2.      Анализ текста3.      Выразительное чтение Автор УМК:  В.Я.Кор...

Технологическая карта урока литературы по теме «Поэтический образ женщины в стихотворении Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях»

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «Поэтический образ женщины в стихотворении Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях» ФГОС с применением технологии встречных усилий...

Конспект урока "Есть женщины в русских селениях"

Анализ стихотворения Вознесенского "Бьют женщину"...

Урок литературы в 5 классе. Тема: «Есть женщины в русских селениях».

На уроке   учащиеся  знакомятся с творчеством Н. Некрасова;•  у них формируются читательские навыки: умение определять тему, жанр произведения;• формируют...

Конспект урока литературы "А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге". История создания произведения", 7 класс

Конспект урока литературы, 7 класс  "А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге". История создания произведения"....