Программа для обучения одаренных детей. Химия 9 класс.
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Цели: 1. Развивать познавательный интерес к предмету химия.

2.Способствовать развитию творческих способностей учащегося.

3. Научить учащегося логически мыслить и находить пути решения

проблем.

 

Пояснительная записка.

Программа углубленного изучения курса неорганической химии для учащихся 9 классов, проявляющих особый интерес к предмету, избравших химию для дальнейшего изучения.

Задачами обучения данного курса являются:

-       формирование глубоких знаний о строении и свойствах веществ, закономерностях хим. реакций.

-       развитие умений наблюдать и объяснять хим. явления, происходящие в окр. среде.

-       раскрытие вклада химии в понимание научной картины мира, формирование диалектико-логического мышления.

-       развитие гуманистических черт личности,

-       развитие творческих задатков.

Основное содержание курса составляют знания о веществе, его составе, строении и свойствах, а также о химических реакциях. Повышение теоретического уровня изучения этих основных компонентов хим. знаний состоит в электронно- ионной их трактовке, введение в содержание термодинамических понятий.

В курс включены и новые понятия: энергия хим. связи, электродный потенциал, энтальпия, энтропия и ряд других, позволяющие перевести изучение химии с качественного рассмотрения хим. объектов на количественное.

Большое внимание уделено хим. эксперименту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i1.doc232.5 КБ

Предварительный просмотр:

«МБОУ СОШ №3» о. Муром Владимирской области

Программа для обучения одаренных детей.

Химия 9 класс.

Учитель химии

Аляева Л.Н.


Цели: 1. Развивать познавательный интерес к предмету химия.

2.Способствовать развитию творческих способностей учащегося.

3. Научить учащегося логически мыслить и находить пути решения

проблем.

Пояснительная записка.

Программа углубленного изучения курса неорганической химии для учащихся 9 классов, проявляющих особый интерес к предмету, избравших химию для дальнейшего изучения.

Задачами обучения данного курса являются:

  • формирование глубоких знаний о строении и свойствах веществ, закономерностях хим. реакций.
  • развитие умений наблюдать и объяснять хим. явления, происходящие в окр. среде.
  • раскрытие вклада химии в понимание научной картины мира, формирование диалектико-логического мышления.
  • развитие гуманистических черт личности,
  • развитие творческих задатков.

Основное содержание курса составляют знания о веществе, его составе, строении и свойствах, а также о химических реакциях. Повышение теоретического уровня изучения этих основных компонентов хим. знаний состоит в электронно- ионной их трактовке, введение в содержание термодинамических понятий.

В курс включены и новые понятия: энергия хим. связи, электродный потенциал, энтальпия, энтропия и ряд других, позволяющие перевести изучение химии с качественного рассмотрения хим. объектов на количественное.

Большое внимание уделено хим. эксперименту.

Требования:

  • Знать основные положения атомно-молекулярного учения, в свете которого уметь применять основные химические понятия.
  • Знать формулировку периодического закона, структуру и основные закономерности ПС Д.И.Менделеева, значение П.З. для развития науки, техники и представлений о природе.
  • Уметь давать характеристику хим. элементов по положению в ПСХЭ и строению их атомов; определять состав атомных ядер (понятие об изотопах); указывать заполнения электронами оболочек атомов; составлять формулы соответствующих соединений.
  • Уметь раскрывать тенденции изменения состава и свойств простых веществ, высших оксидов и гидроксидов.
  • Уметь правильно использовать понятия: хим. элемент и простое вещество, сложное вещество и смесь, истинный р-р и взвеси, бескислородные и кислородосодержащие кислоты; нормальные, кислые, основные и сложные соли; амфотерные соединения; вещества аморфные и кристаллические.
  • Уметь по разным классификационным признакам определять типы заданных хим. реакций.
  • Уметь аргументировать свои ответы о принадлежности веществ к классам неорганических соединений или определенным типам хим. реакций, разъяснять признаки и условия протекания хим. реакций.
  • Знать виды хим. связи, механизмы их образования; уметь изображать структурные формулы изученных молекулярных соединений, определять степени окисления атомов хим. элементов по предложенным формулам.
  • Знать свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно- восстановительных процессах. Уметь по составу соли определять продукты ее гидролиза, составлять уравнения реакций гидролиза.
  • Уметь сравнивать свойства неМе и Me, объяснять на примерах зависимость свойств веществ от их состава и их строения.
  • Уметь составлять генетические ряды Me и неМе и устанавливать генетические связи между классами неорганических соединений.
  • Уметь применять на практике знания о скорости хим. реакций, факторах, влияющих на скорость хим. реакции, хим. равновесие и условия его смещения.
  • Знать понятия и уметь применять при решении расчетных задач: раствор, растворимость, виды растворов, зависимость растворимости от времени и давления.
  • Уметь проводить обозначенные в программе хим. эксперименты: работать с приборами; обращаться с веществами, соблюдая технику безопасности и объяснять происходящие в хим. опытах явления; прогнозировать и подтверждать опытами свойства некоторых веществ.
  • Уметь использовать навыки решения типовых задач при расчетах задач нестандартного уровня, используя при этом знания основных законов химии.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ п/п

Темы

Основные понятия

Химический эксперимент.

I Теория строения атома. ПЗ и ПСХЭ  Д.И.Менделеева.(16часов)

1

Атом. Состав атомных ядер. Изотопы. Энергетические уровни и подуровни. Распределение электронов в атоме.

2

Квантовые числа.

Модели атомов.

-Урок-упражнение.

1

-Индивидуальные консультации.

1

2

Сходство и различие в строении атомов элементов одного периода, группы, подгруппы. Элементы-аналоги.

2

-Урок-упражнение.

1

-Индивидуальные консультации.

1

3

-Структура периодической системы (короткий длиннопериодный варианты таблицы.) Периодическое изменение свойств оксидов, гидроксидов, вод. соединений химических элементов.

2

Короткий и длинный вариант ПСХЭ.

-Урок-упражнение.

1

- Индивидуальные консультации.

1

4

-Значение периодическою закона как закона о единстве и взаимосвязи химических элементов для понимания научной картины мира.

2

-Урок-упражнение.

1

-Индивидуальные консультации

1

Проверочная работа (тест)

1

II Химическая связь. Строение вещества (12 часов)

1.

Понятие о способах образования и разрывах ковалентной связи. Свойства ковалентной связи: насыщаемость, длина, направленность, энергия, полярность. Геометрия молекул.

2

Насыщаемость,

направленность,

полярность,

дипольный

момент.

-Урок-упражнение.

1

-Индивидуальные консультации

1

2.

Ионная связь. Образование ионных соединений. Строение ионных кристаллов. Понятие о координационном числе.

2

Исследование отношения к нагреванию NaCL, SiO2, сахара, йода.

Модели молекул (галогенов, вода, хлорида натрия.)

-Урок-упражнение.

1

-Индивидуальные консультации

1

3.

Металлическая связь. Водородная связь. Типы кристаллических решёток. Зависимость свойств веществ от строения.

2

Модели кристаллических решёток.

-Урок-упражнение.

1

-Индивидуальные консультации

1

Проверочная работа (тест)

1

III Закономерности протекания химических реакций (16 часов).

1.

Внутренняя энергия энтальпия. Термохимические реакции. Стандартные энтальпии реакции и образования вещества.

2

Энтальпия, энтропия, термохимческие реакции.

Экзотермические реакции (горение), эндотермические (разложение СаСО3 или СuО).

-Решение расчётных задач.

1

-Индивидуальные консультации

1

2.

Скорость химических реакций. Факторы влияющие на скорость химической реакции.

2

Тепловой эффект, химические реакции.

Разложение Н2О в присутствии катализатора МnО2.

-Решение расчётных задач,

1

-Индивидуальные консультации

1

3.

Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Константа равновесия. Принцип Jle-Шателье.

2

Константа равновесия.

-Решение расчётных задач.

1

-Индивидуальные консультации

1

4.

Сущность химических реакций на основе электронных представлений. Степень окисления. Окислительно - восстановительные реакции (подбор коэффициентов методом электронного баланса.)

2

Окисление, восстановление. Окислитель, восстановитель.

-Урок-упражнение.

1

-Индивидуальные консультации

1

Проверочная работа (тест)

1

IV Растворы (16 часов).

1.

Растворитель и растворённое вещество. Молярная концентрация вещества и молярная концентрация химического эквивалента вещества.

2

Массовая

концентрация,

молярная.

Испытание растворов на растворимость.

-Решение расчётных задач.

1

-Индивидуальные консультации

1

2

Растворимость. Коэффициент растворимости. Зависимость растворимости от природы растворяемого вещества, растворителя, температуры, давления.

2

- Решение расчетных задач.

1

- Индивидуальная консультация.

1

3

- Сильные и слабые электролиты. Равновесие в растворах слабых Э.

Константа диссоциации. Водородный показатель.

2

Константа диссоциации. Водородный показатель.

Испытания растворов на электрическую проводимость.

- Урок-упражнение.

1

- Индивидуальная консультация.

1

4

Реакции обмена в растворах электролитов. Гидролиз солей. ОВР в растворах. Ряд напряжений Me. Гальванический элемент.

2

Гидролиз. Гальванический элемент.

Определение рН растворов солей.

- Урок - упражнение.

1

- Индивидуальные консультации.

1

Проверочная работа (тест)

1

V Металлы (20 часов).

1

Металлы главных подгрупп I - III групп ПСХЭ Д.И.Менделеева.

2

в/д с простыми и сложными веществами

- Урок - упражнения.

1

- Индивидуальные консультации.

1

2

Железо. Особенности строения атома. Характерные ионы и степени окисления Fe. Особые свойства Fe.

2

Комплексообразователи

в/д Fe c O2, Сl2. Получение гидроксидов железа(II) и (III)

-Решение расчетных задач.

1

-Индивидуальные консультации.

1

3

Амфотерные оксид и гидроксид железа (III), ферриты и комплексные соединения Fe (III). Окислительно-восстановительные свойства солей Fe.

2

Ферриты, ферраты.

-Урок-упражнение.

1

-Индивидуальные консультации.

1

-Решение расчетных задач.

1

4

Хром. Характерные степени окисления и соответствующие оксиды, гидроксиды и соли.

(амфотерность этих соединений)

2

Хроматы. дихроматы.

В/д Сг с НСl и щелочью.

-Решение расчётных задач.

1

-Урок-упражнение.

1

-Индивидуальные консультации

1

5.

Марганец. Строение атома. Ионы и характерные степени окисления марганца. Химические свойства марганца, оксидов и гидроксидов (окислительные свойства).

2

Манганаты, перманганаты

Взаимодействие оксида марганца (IV) с HCL (кислотой)

-Решение расчётных задач.

1

-Индивидуальные консультации

1

Проверочная работа (тест)

1

VI Металлургия (4часа).

1.

Основные способы промышленного получения металлов. Электролиз расплавов и растворов солей, щелочей.

1

Электролиз ОВР.

Электролиз раствора соли CuCL2.

-Решение расчётных задач.

1

-Урок-упражнение.

1

-Индивидуальные консультации

1

VII Неметаллы (56 часов).

Подгруппа галогенов. Положение галогенов в ПСХЭ. Строение атомов. Сравнение энергии сходства электролизов атомов галогенов. Строение молекул.

2

Энергия сродства к электрону.

- Урок - упражнение.

1

- Индивидуальные консультации.

1

Физические и химические свойства галогенов Объяснение реакций с позицией изменения энтальпии.

2

Взаимодействие Na c С12 порошка AI с Вг2. пыли Аl с I2.

- Решение расчетных задач.

1

- Индивидуальные консультации.

1

Галогеноводороды. Их строение, физические и химические (особые) свойства галогенно- водородных кислот.

2

Получение НСl и опыты с ней.

- Решение расчетных задач.

1

- Индивидуальные консультации.

1

Особые свойства Сl. Кислородные соединения Сl. Кислородные кислоты Сl. их кислотные и окислительные свойства.

1

отбеливающие

действие хлора и хлорной извести.

- Урок - упражнения.

1

- Индивидуальные консультации.

1

Проверочная работа (тест)

1

Подгруппа кислорода. Положение кислорода, серы в ПСХЭ. Валентность и валентные возможности серы. Особые свойства кислорода. Окислительно-восстановительные свойства.

1

Валентность, валентные возможности, аллотропия.

Горение простых и сложных веществ.

-Урок-упражнение.

1

-Решение расчётных задач.

1

-Индивидуальные консультации

1

Вода. Двойственные свойства воды в свете протонной теории. Окислительно- восстановительные свойства воды. Пероксид водорода.

2

Пероксид водорода.

Хим. свойства воды

-Решение расчётных задач.

1

-Индивидуальные консультации

1

Сероводород. Восстановительные свойства HS. Сульфиды и гидросульфиды

2

Средние и кислые соли.

-Решение расчётных задач.

1

-Индивидуальные консультации

1

Оксиды серы (IV) и (VI). Кислотные свойства. Двойственные окислительно- восстановительные свойства оксида серы (IV). Сернистая кислота, сульфиты и гидросульфиты.

2

Получение оксида серы (IV) и растворение его в воде.

-Решение расчётных задач.

1

-Индивидуальные консультации

1

Серная кислота. Химические свойства раствора H2SO4. Сульфаты и гидросульфаты.

1

Реакции нейтрализации.

Взаимодействие концентрированной H2SO4 с металлами и неметаллами.

-Решение расчётных задач.

1

-Индивидуальные консультации.

1

Проверочная работа (тест)

1

Подгруппа азота.Азот. Водородное соединение азота. Восстановительные свойства. Оксиды азота. Их окислительно-

восстановительные свойства.

Свойства.

2

Ион аммония.

Получение аммиака и опыты с ним.

-Решение расчетных задач.

1

-Индивидуальные консультации.

1

Азотная кислота. Свойства разбавленной HNO3, особые свойства концентрированной кислоты.

1

В/д азотной кислоты с оксидами Me.

-Урок-упражнение.

1

-Индивидуальные консультации.

1

Проверочная работа (тест)

1

Подгруппа углерода. Особые свойства углерода, их оксидов, угольной кислоты.

Соли угольной кислоты- карбонаты, гидрокарбонаты, карбиды.

2

Карбонаты,

гидрокарбонаты,

карбиды.

Получение CO2 и опыты с ним.

-Решение расчетных задач.

1

-Индивидуальные консультации.

1

Всего: 140 часов.


Дополнительные темы:

  • Квантовые числа при описании состояния электронов в атоме.
  • Свойства связей - направленность, насыщенность, полярность.
  • Стандартные энтальпии реакции и образования вещества.
  • Константа равновесия.
  • Способы выражения концентрации раствора.
  • Кислородные соединения хлора.
  • Пероксид водорода, его свойства.
  • Особые свойства серной и азотной кислот.
  • Особые свойства соединений железа - оксидов, гидрооксидов, солей ферратов.
  • Свойства хрома, марганца и их соединения.
  • Электролиз - один из способов получения металлов.
  • Гидролиз-реакция взаимодействия солей при растворении в воде.

ЛИТЕРАТУРА.

1.        Э.Вайсмантель. X. «Химия для любознательных.»-Химия, 1985г.

  1. Книга для чтения по неорганической химии-Крицман ВА.- М.Просвещение, 1983г.
  2. Кузнецов В.И. Общая химия, М.Высшая школа, 1989г.
  3. Корольков Д.В. Основы неорганической химии, М.Просвещение, 1982г.
  4. Ахметов Н.С. Неорганическая химия ,М.Просвещение 1992г.
  5. Ахметов Н.С. Актуальные вопросы курса неорганической химии. Книга для учителя- М.Просвещение, 1992г.
  6. Г.П.Хомченко, И.Г.Хомченко Сборник задач по химии ,М. Новая волна 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа индивидуального обучения по географии. 8 класс

Рабочая программа индивидуального обучения по географии. 8 класс...

Рабочая программа дистанционного обучения русский язык 3 класс (170 часов)

Рабочая программа по русскому языку для 3  класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспита...

Рабочая программа дистанционного обучения по алгебре 8 класс

Рабочая программа по алгебре 8  класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 23.07.2013) "Об образовании в Российской ...

Адаптированная образовательная программа индивидуального обучения для учащихся 6 класса с умеренной умственной отсталостью

Адаптированная образовательная  программа для учащихся 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида с умеренной умственной отсталостью, находящихся на индивидуальном  обучении,...

Рабочая программа по математике "Одаренные дети" 7 класс

Программа способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Включенные в программу вопросы дадут возможность обучающимся подготовиться к олимпиа...