Рабочая программа индивидуального обучения по географии. 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

Майдукова Гузалия Равкатовна

Рабочая программа индивидуального обучения по географии. 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_geografiya_dokument_microsoft_office_word.docx63.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8 г. Поронайска

Рассмотрено                                                                               Согласовано                                                    Утверждаю

на заседании МО                                                                        «   »     2013 г.                                                 приказ  «  »     .2013г.  №

Протокол  от    .08.2013 № 1                                                      зам. директора по УВР:                                и.о. директор МБОУ СОШ № 8 г.

г. Поронайска:  

Руководитель:______   В.И.Елисеева                                        _____________ Н.С.Букина                          ____________Е.Н.Сафенкова            

                                                                                                                         

                                                                                                                           

РАБОЧАЯ  УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

курса  географии   8  класса

(индивидуальное обучение)

основное общее  образование, 2 ступень

срок реализации программы 1 год

Составлена на основе примерной программы Министерства образования Российской Федерации,  федерального компонента ГОС 2004 г.

Учитель: Майдукова Гузалия Равкатовна

г. Поронайск

2013 год

8  класс                                                                                Пояснительная записка

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо

научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся.

В соответствии со стандартом основного общего образования, в котором определен обязательный минимум географического содержании, и согласно новой концепции среднего географического образования курс «География России. Природа» 8 класса открывает российский блок школьной географии. В стандарте этот содержательный блок представлен разделами «Природа России», « Регионы России». В содержание программы включены элементы знаний из других разделов стандарта – «Источники географической информации», «Особенности географического положения  России».  Курс готовит учащихся к ориентации в Российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек.

   Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:  

  1. Закон  «Об образовании в РФ»273 – ФЗ от 29.12.2012;
  2. Примерной программы основного общего образования по географии
  3. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089;
  4. Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 № 241  « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующие программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 09 марта 2004 года № 1312.
  6. Федерального перечня учебников на 2013-2014 учебный год,  Приказ  Министерства образования и науки  РФ от 19.12.2012 г.  1067  
  7. Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 года;
  8. Приказ Министерства образования Сахалинской области №703-ОД от 09.09.2008года « О дополнительных критериях при лицензировании ОУ»
  9. Приказ УОКиС администрации городского округа «Поронайский» №745 от15.10.2008г. « О разработке учебных программ»
  10.  Учебный план  МБОУ СОШ 8 г.  Н 2013 – 2014уч. год
  11. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы/ сост. Е.В. Овсянникова -  М., Дрофа, 2009 г.;
  12. География. Рабочие программы. 5-9 классы/ Дронов В.П., Савельева Л.Е. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.

Количество часов на изучение курса «География России», 8 класс, сокращено до 17 часов, 0,5 часа в неделю на основании индивидуального учебного плана обучающегося. Программный материал выдается в полном объеме за счет уплотнения учебного материала, блочного изучения и самостоятельного изучения тем.  

Темы,  предложенные программой,  соответствуют  последовательности  содержания  учебного  материала  учебника под редакцией И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2013.

В рабочей учебной программе представлены содержание, требования к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося, типы уроков, методы обучения, виды контроля,  определен перечень целей и задач, тем практических работ, учебно – методический комплекс.

Форма итоговой аттестации – практическая работа - Описание природно – территориального комплекса по плану с использованием тематических карт (по выбору учащегося).

Цель курса - формирование целостного представления об особенностях природы нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны,  развитие географического мышления.

Задачи курса: 

  • сформировать географический образ своей страны, представления о России как целостном географическом регионе об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • показать практическое значение изучения взаимосвязей всех явлений и процессов в нашей стране,
  • развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитывать любовь к своей местности, своему региону, своей стране, экологическую культуру, позитивного отношения к окружающей среде;
  • продолжить формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Срок реализации программы - 1 год.   Федеральный базисный учебный план для ОУ Российской Федерации отводит в 8 классе —70 часов, из расчета 2  часов в неделю. Рабочая программа рассчитана на 68 часов: уменьшена на 2 часа за счет резервного времени  на основании устава школы и графика учебного процесса на 2013 – 2014 учебный год.

Количество часов на изучение курса «География России», 8 класс, сокращено до 17 часов, 0,5 часа в неделю на основании индивидуального учебного плана обучающегося.

Всего уроков- 17.   Практические работы- 8.

Ведущие  формы, методы и технологии обучения:

Формы обучения: урок

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, эвристический, проблемного обучения, исследовательский.

Технологии обучения: традиционное  обучение; личностно – ориентированное; здоровьесберегающие; разноуровневое обучение, информационно – коммуникативные.

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения: устный ответ; самостоятельная работа; работа по карточкам;  фронтальный  опрос; индивидуальный опрос; тест.

Обоснование выбора УМК:

Учебно - методический комплекс в 8 классе под редакцией И.И.Бариновой, «География. Природа России», соответствует обязательному минимуму содержания основного общего образования по географии, и согласно новой концепции среднего географического образования   соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год.

Тематический план.       8 класс

Наименование разделов, тем.

кол-во часов

в т.ч. на практические работы

1

Введение

0,5

2

Раздел 1.Особенности географического положения  России

2

0,5

3

Раздел 2. Природа России

6

1

3.1

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

1,5

3.2

Климат и климатические ресурсы

1,5

0,5

3.3

Внутренние воды и водные ресурсы

1,5

3.4

Почвы и почвенные ресурсы

1

0,5

3.5

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

0,5

4

Раздел 3. Регионы России

7,5

2,5

4.1

Природное районирование

2

4.2

Природа регионов России.

5,5

2,5

5

Раздел 4. Человек и природа

1

Итого

17

4

Содержание  учебного материала

Введение – 0,5 час. Введение в курс физической географии России.

Раздел 1.  Особенности географического положения  России. - 2 час.

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.  Границы России. Государственные границы России, их  виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах. 

Практические работы. 1.Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России и других стран.

2.Определение поясного времени для разных городов России.

Раздел 2. Природа России. - 6 часов.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. – 1,5час. Основные этапы  формирования земной коры на территории России. Особенности  геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные  процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления.  Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение  рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Климат и климатические ресурсы. – 1,5час.  Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных  факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Практические работы. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.  Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности  населения. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

Внутренние воды и водные ресурсы. – 1,5час.  Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.  Характеристика крупнейших рек страны.  Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения  и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения  качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Практические работы. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России

Почва и почвенные ресурсы. - 1 час. Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв. Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России.  Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с  эрозией почв  и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

Практические работы. Построение круговой диаграммы «Земельный фонд России».

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. – 0,5 час.  Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие.  Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.  Растительный и животный мир своего региона и своей местности.                                 

Практические работы. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного  комплекса.

Раздел 3. Природные комплексы России. 7,5час.

Природное районирование России. 2 час. Задачи, принципы и проблемы.  Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.). Моря как крупные природные комплексы. Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности  и проблемы.  Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного  наследия.

Природа регионов России. 5,5час. Крупные природные районы: Восточно-Европейская равнина, Урал, Западная Сибирь, Кавказ, Средняя и Северо-Восточная Сибирь, пояс гор Южной Сибири, Дальний Восток. Общие черты и различия рельефа, геологического строения. Климатические различия. Реки и озёра. Широтная зональность. Высотная поясность. Специфика проблем охраны природы разных территорий. Заказники, заповедники и национальные парки России.

Практические работы.

Крупные природные районы: Восточно-Европейская равнина, Урал, Западная Сибирь, Кавказ, Средняя и Северо-Восточная Сибирь, пояс гор Южной Сибири, Дальний Восток. Обозначение основной номенклатуры.

Раздел 4.  Человек и природа. 1 час. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде. Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности. Рациональное природопользование. Экология и человек.

Перечень  обязательных практических работ  

  №

Название  практической  работы

сроки

Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

сентябрь

Климатические пояса. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.  

октябрь

Построение круговой диаграммы «Земельный фонд России».

декабрь

Русская равнина. Основные формы рельефа, реки, озера, заповедники. Обозначение основной номенклатуры.

февраль

Северный Кавказ. Основные формы рельефа, реки, озера, заповедники. Обозначение основной номенклатуры.

февраль

Урал. Основные формы рельефа, реки, озера, заповедники. Обозначение основной номенклатуры.

март

Восточная Сибирь. Основные формы рельефа, реки, озера, заповедники. Обозначение основной номенклатуры.

апрель

Дальний Восток. Основные формы рельефа, реки, озера, заповедники. Обозначение основной номенклатуры.

апрель

Требования к уровню подготовки  обучающихся

В результате изучения географии ученик 8 класса должен:

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения; особенности ее природы;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

                               Критерии  и нормы оценки  знаний и умений обучающихся по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Исходя из поставленных целей, учитывается:

  •  Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
  •  Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
  •  Самостоятельность ответа.
  •  Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30-40 мин.
  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс  / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

  Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации  может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

  Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов.

Отметка "3"

  Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

  Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

  Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                          

 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .                                

 6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Список литературы

 для учителя:

  1. И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2013.
  2. И.И.Баринова, География. Природа России. Рабочая тетрадь к учебнику И.И.Бариновой „География России. Природа“. 8 класс – М.: Дрофа, 2013.
  3. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Природа.“. 8 класс – М.: Дрофа, 2013.
  4. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

для учащихся:

  1. И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2013.
  2. И.И.Баринова, География. Природа России. Рабочая тетрадь к учебнику И.И.Бариновой „География России. Природа.“. 8 класс – М.: Дрофа, 2013.
  3. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Природа.“. 8 класс – М.: Дрофа, 2013.
  4. Атлас. География России. Природа. 8 класс.2013
  5. Контурные карты. 8 класс – М.: Дрофа, 2013.

Сайты в Интернете

1. География RGO/ru http://www.rgo.ru/geo.php?k=fizgeo/global&f=grenl

2. Уголок географа http://www.geograf-ru.narod.ru/

3. Всемирная география http://www. wgeo.ru/

4. Мир путешествий и приключений. Всемирное наследие. http://www. outdoors.ru/unesco/index.php

5. Географическая энциклопедия http://www.geoman.ru/

6. География. ру. Страноведческая журналистика http://www.geografia.ru/

7. Все о географии http://www.geosite.com.ru/

8. Вокруг света http://www.vokrugsveta.ru/

8 класс                                                                      Календарно – тематическое планирование

Наименование раздела, темы уроков

к-о

час

тип урока, форма.

оборудование

вид контроля

д/з.§

сроки

план

факт

Введение

0,5

1

Введение в курс физической географии России.

0,5

изучение нового

материала

физ.карта России

фронтальный

с.3-6

Наша родина на карте мира

2

2

Географическое положение России. П/р Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

0,5

практикум

физ.карта России

практическая

работа

1

3

Моря, омывающие территорию Росси.

0,5

комбинированный

физ.карта России

беседа

2

4

Россия на карте часовых поясов. Решение задач на определение часовых поясов.

0,5

изуч.нов.матер.

к/ час.поясов

решение

задач

3

5

Как осваивали и изучали территорию России.

0,5

изуч. нов.матер.

к/ освоения тер.

зап.таблицы

4

Природа России

Рельеф, геологическое строение и полез. ископаемые.

1,5

6

Особенности рельефа России.   Развитие форм рельефа.

0,5

изуч. нов.матер.

физ.карта России

фронтальный

5,8

7

Геологическое строение территории России.

0,5

комбинированный

тектон. карта

с/р таблица

6

8

Основные тектонические структуры.  Минеральные ресурсы России.

0,5

практикум

физ.карта России

тектонич. карта

беседа

7

Климат и климатические ресурсы

1,5

9

От чего зависит климат нашей страны. Циклоны и антициклоны.

0,5

изуч .нов. матер.

клим.карта РФ

индивидуальн

9

10

Типы климатов России.  Зависимость человека от климата.

0,5

урок-исследование

климатическая

карта России.

 сам. работа

10

11

Климатические пояса России. П/р. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

0,5

практикум

клим. карта

России.

практическая   работа

11

Внутренние воды и водные ресурсы.

1,5

12

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

0,5

изуч. нового мат.

физ.карта

фронтально.

12

13

Характеристика реки с точки зрения  хозяйств. использования.

0,5

практикум

темат.карты

практ.работа

ном.

14

Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы.

0,5

практикум

физическая

работа на к/к

13,

14

Почвы и почвенные ресурсы

1

15  

Образование почв и их разнообразие. Закономерности распространения почв.

0,5

изуч.нов. матер.

почвенная карта

фронт.опрос

15,

16

16

Почвы и почвенные ресурсы. П/р. Построение круговой диаграммы «Земельный фонд России».

0,5

практикум

статистические

данные

практическая

работа

17

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

0,5

17

Растительный и животный мир России. Охрана биологических ресурсов.

0,5

изуч. нов. мат.

карта прир. зон

устный ответ

18-

19

Регионы  России

7,5

Природное  районирован.

2

18

Разнообразие природных комплексов России.

0,5

изуч. нов. мат.

ф/к  России

конспект

21

19

Природные зоны России. Леса России.

0,5

изуч. нов. мат.

карта природ. зон

зап. таблицы.

23,

24

20

Разнообразие лесов России.

0,5

практикум

карта природ. зон

сообщения

24

21

Безлесные зоны на юге России. Высотная поясность.

0,5

урок-исследование

карта прир. зон

сообщения

25,

26

Природа регионов России

5,5

22

Русская (Восточно - Европейская) равнина. П/р.  Основные формы рельефа, реки, озера, заповедники. Обозначение о/ ном.

0,5

комбинированный

физ.карта Русской

равнины

практическая

работа

27

23

Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы.

0,5

практикум

ф/к Русской равн.

сообщения

28

24

Северный Кавказ - самые молодые и высокие горы России.

П/р. Основные формы рельефа, реки, озера, заповедники. Обозначение основной номенклатуры.

0,5

комбинированный

физ.карта

Кавказа

практическая

работа

30

25

Природные комплексы Северного Кавказа, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

0,5

практикум

физ.карта

Кавказа

сам.работа

31

26

Урал: каменный пояс земли русской.  Природные комплексы Урала.  П/р. Основные формы рельефа, реки, озера, заповедники. Обозначение о/номенкл.

0,5

практикум

физ. карта Урала

практическая

работа

33,34

27

Западно-Сибирская низменность, или равнина: особенности природы.

0,5

изучение нов. материала

ф/к Западной
Сибири

фронтально

35,

36

28

Природные районы Восточной Сибири. П/р.  Основные формы рельефа, реки, озера, заповедники. Обозначение основной номенклатуры

0,5

практикум

физ.карта Вост.

Сибири

практическая

работа

37,

38

29

Жемчужина Сибири - Байкал.

0,5

урок-путешествие

физ.картаВ.Сиб.

сообщение

39

30

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

0,5

практикум

физ.карта Восточ. Сибири

заполнение

таблицы

40

31

Дальний Восток.  Природные ресурсы  п/р.  Основные формы рельефа, реки, озера, заповедники. Обозначение основной номенклатуры.

0,5

практикум

физ.карта Дальнего

Востока

практическая

работа

41

32

Особо охраняемые территории. Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране.

0,5

изучение

нового материала

физическая

карта России

работа с

атласами

атлас

Человек и природа

1

33

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропогенные воздействия на природу.

0,5

изучение

нового мат.

физическая

карта России

фронтально

44,

45

34

Рациональное природопользование. Экологическая ситуация в России.

0,5

комбиниров.

ф/карта России

схемы

46

Обязательная номенклатура

Тема «Географическое положение России». Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин; остров Ратманова; полуостров Таймыр; Базардюзю, Гданьский залив; Балтийская коса; город Калининград;  мыс Дежнева

полуострова: Кольский полуостров; полуостров Камчатка, Ямал, Таймыр, Гыданский, Чукотка.

заливы: Финский залив; Пенжинская губа, Обская губа, залив Петра Великого, Анадыский залив.

проливы: Лаперуза, Кунаширский; Берингов.

моря: Баренцево,  Белое Лаптевых,  Карское, Восточно-Сибирское,  Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро;

архипелаги: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Новосибирские острова, острова Северная Земля, острова Врангеля,  Сахалин, Курильские,.

Тема «Рельеф», геологическое строение и минеральные ресурсы: Восточно-Европейская равнина (Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность); Западно-Сибирская равнина; Среднесибирское плоскогорье (плато Путорана), Кумо -Манычская впадина;

Горы: Кавказ (Большой Кавказ, гора Эльбрус), Урал, Алтай (гора Белуха), Западный и Восточный Саяны, Становой хребет, Верхоянский хребет, Черского хребет,  Оймяконское плоскогорье; Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь.

Вулканы: Ключевская сопка, Авачинская сопка

Бассейны нефтегазоносные: Баренцево -Печорский,  Волго-Уральский, Западная Сибирь с шельфом Карского моря.

Бассейны каменноугольные: Подмосковный, Печорский, Донецкий, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский.

Месторождения железных руд: КМА, Урал (Качканар), Карелия, Приангарье, Горная Шория.

Месторождение цветных металлов: Кольский полуостров, Урал, Алтай, юг Сибири, плато Путорана, северо-восток Сибири, Сихотэ-Алинь.

Фосфатные месторождения: Кольский полуостров, южная Сибирь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения по математике для учащегося 6 класса

Предлагаемая программа адаптирована и на работу с учащимся с задержкой психического развития, который в силу уровня познавательного развития может освоить базовый минимум содержания программного матер...

Рабочая программа индивидуального обучения, 9 класс.

Индивидуальная программа обучения ученика  9 класса Никиты С. по русскому языку,чтению,физкультуре,профильному труду,истории Отечества,домоводству....

Рабочая программа индивидуального обучения на дому адаптированная и составленная на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г.

Данная программа индивидуального обучения на дому составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией  Л.Б. Баряевой, 2011г.Обучение н...

Рабочая программа индивидуального обучения по английскому языку для 9 класса

Рабочая программа индивидуального обучения по английскому языку для 9 класса. Содержит пояснительную записку и КТП....

Рабочая программа индивидуального обучения (математика 6 класс)

Рабочая программа для индивидуального обучения (4 часа в неделю)....

Рабочая программа индивидуального обучения ученика 8 класса … (АООП интеллектуальные нарушения)

Особенностью программы является то, что она решает в основном общеразвивающие, социокультурные и практические задачи. Программа раскрывают содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, во...