Экологические исследования природных объектов поселка – воды. Значение воды в жизни п. г. т. Ерофея Павловича.
творческая работа учащихся (химия, 8 класс) по теме

Орловская Ольга Эдуардовна

Является ли вода, которую мы используем для нужд жителей посёлка, безопасной с экологической точки зрения?

Цель работы – изучить и  составить характеристику питьевой  воды п. Ерофей Павлович, привлечь внимание жителей и общественности к проблеме чистой воды, составить обзор состояния окружающей среды поселка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx55.58 КБ
Файл issledovatelskaya_rabota.pptx177.91 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Сковородинского района

Районная научно-практическая конференция «Шаг в науку»

Секция «Экология»

Исследовательская работа

Экологические исследования природных объектов поселка – воды.
Значение воды в жизни п. г. т. Ерофея Павловича.

.

Подготовили:

Романова Татьяна Дмитриевна

Лучинова Ирина Алексеевна

Учащиеся 8 класса

МБОУ СОШ п.г.т. Ерофей Павлович

Ул. Октябрьская 17; 676000

Руководители:

учитель биологии Ларченко Вера Михайловна; 9243405369; Veralar1@rambler.ru

учитель химии Орловская Ольга Эдуардовна; 89243457050

МБОУ СОШ п.г.т. Ерофей Павлович ул Октябрьская 17; 676000

2013-2014 уч год п. Ерофей Павлович

СОДЕРЖАНИЕ

      1.Введение…………………………………………………………………3

2.  Источники загрязнения воды. Способы очистки

сточных вод………………………………………………………………….4-6

3. Методика проведения исследований……………………………………..6

1. Цвет…………………………………………………………………..8

2. Прозрачность   ……………………………………………………8

3. Кислотность………………………………………………………8

4. Запах  ………………………………………………………………8                                                                

5.  Определение хлоридов и сульфатов                                      9

            6.  Определение жёсткости воды                                          

                  7.Качественное обнаружение катионов тяжёлых металлов     9

  • Обнаружение свинца.
  • Обнаружение меди.

                                 

     4. Результаты исследования качества питьевой воды в посёлке Ерофей Павлович………………………………………………………………………10             5.Заключение………………………………………………………………....11

6. Рекомендуемая литература………………………………………………..13

7. Приложения………………………………………………………………..14

Нет ничего более изобретательного, чем природа.

Вода!... . Ты не просто необходима для жизни,

Ты и есть сама жизнь.     А. Экзюпери

1.Введение.

Является ли вода, которую мы используем для нужд жителей посёлка, безопасной с экологической точки зрения?

Цель работы – изучить и  составить характеристику питьевой  воды п. Ерофей Павлович, привлечь внимание жителей и общественности к проблеме чистой воды, составить обзор состояния окружающей среды поселка.

Для достижения этой цели были поставлены и выполнены следующие задачи:

  1. Изучить литературные источники об экологических проблемах, связанных с использованием воды.
  2. Ознакомиться с методиками определения качества воды.
  3. Провести анализ питьевой воды, воды из реки Урка, снеговой воды.
  4. Посетить и ознакомиться с работой очистных сооружений посёлка Ерофей Павлович.

 Вопрос об экологическом загрязнении реки Урки в последнее время очень актуален, т.к. в верховьях реки Урки в 2012- 2013 стали осуществлять добычу золота, вырубка леса в прибрежной территории за последние годы активизировалась, количество бытовых отходов возрастает с каждым днём.

Эта исследовательская работа является важной для проведения природоохранной деятельности и привлечения жителей и руководителей посёлка к решению этой проблемы.

Объектом исследования является вода из под крана (артезианская вода из Орочонского ключа), вода из реки Урка, снеговая вода.

Методы исследования: забор воды из источников, химический анализ воды, изучение экологической обстановки природоохранной зоны водоемов, опрос представителей организаций связанных с очисткой сточных вод. Исследование проводилось на территории п. Ерофей Павлович в 2013- 2014 году

2. Вода – чудо природы. Источники загрязнения воды. Способы очистки сточных вод

Ученые доказали, что жизнь возникла и развивалась в воде, отсюда  и выражения : «Вода – чудо природы», «Вода – эликсир жизни». Вода самое распространенное вещество на Земле. Взгляните на глобус – и вы увидите, что большую часть поверхности нашей планеты занимает вода.  Состав воды установил французский ученый Лавуазье. Он предложил название элемента «водород» -  «рождающий воду».  Химическая формула воды - Н2O.

В связанном состоянии вода содержится в минералах, горных породах, входит в состав живых организмов (50-78%).

Молекулы воды были найдены даже в межзвездном пространстве; вода входит в состав ядра кометы.

На поверхности Мирового океана разлито примерно 6 млн. тонн нефти и нефтепродуктов, которые тонкой плёнкой покрывают поверхность воды. Это нарушают газовый и тепловой режим морей и океанов, что приводит к гибели планктона, рыб и птиц.

Химики предлагают оборудовать танкеры и корабли аварийной системой, содержащей полимерное вещество. В случае пробоины или угрозы потопления судна включение такой системы позволит создать оболочку из пенопласта, например полиуретана или другого полимера, скорость полимеризации которого весьма велика. Химия в состоянии ускорить процесс самоочищения воды. Добавление поверхностно-активных веществ (ПАВ) ускоряет коагуляцию и осаждение веществ, загрязняющих водоёмы. Можно использовать пероксид водорода или ферменты, которые работают как катализаторы, ускоряющие реакции самоочищения.

Все источники загрязнения можно разделить на несколько групп. Это неорганические вещества, содержащиеся в сточных водах сернокислотных, содовых, азотно-туковых заводов, металлургических предприятий, обогатительных фабрик. В отходах этих производств содержатся растворимые и взвешенные вещества: кислоты, щёлочи, соли тяжёлых металлов, руды, шлаки и др. большую опасность представляют вещества, используемые в сельском хозяйстве. Их неправильное применение и хранение приводят к тому, что они попадают в водоёмы.

Органические загрязнения подразделяют по происхождению на растительные, животные и синтетические. Растительные загрязнения – остатки растений. Примеси животного происхождения представляют собой физиологические выделения людей и животных, остатки тканей животных. Синтетические загрязнения – нефтепродукты, продукты органического синтеза, коксохимических производств, поверхностно-активные вещества, синтетические моющие средства (СМС) и др. Источники загрязнения водоёмов СМС и ПАВ – бытовые сточные воды, предприятия текстильной и кожевенной промышленности, горно-обогатительные фабрики, нефтеперерабатывающая промышленность.

Биологические загрязнения обнаруживаются в бытовых сточных водах пищевых предприятий, боен, кожевенных и меховых предприятий, предприятий микробиологической промышленности.

Учитывая разнообразие примесей в сточных водах, можно предположить, что очистка их только химическими методами будет недостаточной. Каков оптимальный путь возвращения воде прозрачности и чистоты?

Очистка сточных вод должна вестись комплексно, включая физические, физико-химические, биохимические и термические методы. Физические методы служат для удаления крупнодисперсных примесей отстаиванием и фильтрацией сточных вод. К физико-химическим способам очистки относят коагуляцию с использованием сульфатов алюминия или железа, флотацию мелкодисперсных примесей, адсорбцию растворенных загрязнителей активированным углём, шлаками и другими твёрдыми адсорбентами, экстракцию примесей растворителями, отгонку органических веществ с водяным паром, ионообмен для выделения металлов, дистилляцию.

Наиболее распространённый способ очистки сточных вод, содержащих органические загрязнения, - биохимическая очистка. Сущность её состоит в разрушении органических и некоторых неорганических веществ с помощью микроорганизмов, использующих их для своей жизнедеятельности. В результате органические соединения превращаются в воду и оксид углерода (IV), сульфиды – в сульфат-ионы. Биохимическую очистку сточных вод производят на полях фильтрации, в биологических прудах, которые устраиваются каскадами в 4-5 секций с переливом воды самотёком с верхнего к нижнему, в биофильтрах и аэротенках – железобетонных резервуарах с дырчатым дном для продувки воздуха.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба систематически контролирует качество воды во всей системе водоснабжения. Пробы берут в местах водозабора, перед поступлением воды в сеть, внутри распределительной сети и на выходе водного стока из района. Пункты отбора проб соединены надёжными линиями связи с центром регистрации данных. Это позволяет в любой момент предупредить аварийную ситуацию и влиять на работу очистных сооружений.

 Необходимость воды для обеспечения жизнедеятельности человека обусловлена ролью, которую она играет в круговороте природы, а также в удовлетворении физиологических, гигиенических, рекреационных, эстетических и других потребностей человека. Решение проблемы удовлетворения потребностей человека в воде для различных целей тесно связано с обеспечением её необходимого качества.

 По данным ВОЗ, около 80% всех инфекционных болезней в мире связано с неудовлетворительным качеством питьевой воды и нарушениями санитарно-гигиенических норм водоснабжения. В мире 2 млрд. человек имеют хронические заболевания в связи с использованием загрязнённой воды.

По оценке экспертов ООН, до 80% химических соединений, поступающих во внешнюю среду, рано или поздно попадают в водоисточники. Ежегодно в мире сбрасывается более 420 км3 сточных вод, которые делают непригодными около 7 тыс. км3 воды. Основными направлениями решения экологических задач являются: внедрение безотходных и малоотходных технологий; развитие комбинированных производств, обеспечивающих полное использование природных ресурсов; расширение замкнутых оборотных и бессточных систем водоснабжения. Ученые установили, что всё живое на Земле своим происхождением, развитием и существованием обязано, с одной стороны, Солнцу, а с другой – воде, Мировому океану. Из всех планет Солнечной системы только на Земле есть вода. Именно вода сделала ее зеленой и обитаемой. И нет на Земле народа, который бы не чтил воду.

Воды в природе много, но запасы пресной воды мизерные – только 5% от всего ее количества на планете. И эти запасы, в основном, содержатся в ледниках.

Для хозяйственных нужд используют только 1% пресной воды, в производстве и быту. Это создает ее дефицит. Вода – основной компонент, который определяет климат Земли.

В связи с тем, что пресной воды на Земле очень мало, встает вопрос: какая вода пригодна для питья и по каким признакам можно оценить, качество питьевой воды.

Для этого мы провели экологические исследования образцов воды из различных источников нашего посёлка Ерофея Павловича и выявили пригодность ее для питья человеку и животным.

3. Методика проведения исследований

Помимо изучения литературных источников об экологическом состоянии воды, нас интересовали и практические исследования.

1. Определение качества воды методами химического анализа

Определение пригодности воды для питья

Некоторые показатели, обеспечивающие благоприятные свойства воды

  1. ЦВЕТ. Для определения цветности воды нужны стеклянный сосуд и лист белой бумаги. В сосуд набирают воду и на белом фоне бумаги определяют цвет воды (голубой, зелёный, серый, жёлтый, коричневый) – показатель определённого вида загрязнения Чистая вода – бесцветная жидкость.
  2.  Прозрачность  Для определения прозрачности воды используют прозрачный мерный цилиндр с плоским дном, в который наливают воду, подкладывают под цилиндр на расстоянии 4 см от его дна шрифт, высота букв которого 2 мм, а толщина линий букв – 0,5 мм, и сливают воду до тех пор, пока сверху через слой воды не будет виден этот шрифт. Измеряют высоту столба оставшейся воды линейкой и выражают степень прозрачности в см.  При попадании в воду нерастворимых частиц она становиться мутной. При использовании такой воды требуется ее предварительная очистка
  3. КИСЛОТНОСТЬ Водородный показатель (рН)   Норма pH=6,5-8,5. Питьевая вода должна иметь нейтральную реакцию (рН около 7). Значение рН воды водоемов хозяйственного, питьевого, культурно-бытового назначения регламентируется в пределах 6,5-8,5.

Оценивать значение рН можно разными способами.

1..Приближенное  значение рН определяют  следующим образом. В пробирку наливают 5 мл исследуемой воды, 0,1 мл универсального индикатора, перемешивают и по окраске раствора определяют рН:

  • розово-оранжевая — рН около 5;
  • светло-желтая — 6;
  • зеленовато-голубая — 8.
  1. Можно определить рН с помощью универсальной индикаторной бумаги, сравнивая ее окраску со шкалой.
  1.  Запах

Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые попадают в нее естественным путем и со сточными водами. Запах воды водоемов, обнаруживаемый непосредственно в воде или (водоемов хозяйственно-питьевого назначения) после ее хлорирования, не должен превышать 2 баллов. Определение основано на органолептическом исследовании характера и интенсивности запахов воды при 20 и 60 °С. Характер и интенсивность запаха определяют по предлагаемой методике (приложение 1). Запахи искусственного происхождения (от промышленных выбросов, для питьевой воды — от обработки воды реагентами на водопроводных сооружениях и т. п.) называются по соответствующим веществам: хлорфенольный, камфорный, бензиновый, хлорный и т. п.

Интенсивность запаха также оценивается при 20 и 60° С по 5-балльной системе.

Запах воды следует определять в помещении, в котором воздух не имеет постороннего запаха. Желательно, чтобы характер и интенсивность запаха отмечали несколько исследователей.

Запах определяется эпитетами: землистый, хлорный, рыбный, травяной, болотный, гнилостный. Запахи в воде могут быть связаны с жизнедеятельностью водных организмов (высших водных растений, водорослей и др.), а также появится при их отмирании. Это естественные запахи. Бывает и так, что в водоем попадают производственные сточные воды с примесями определенного запаха (фенолы, формальдегид, хлоропроизводные бензола и др.). Это искусственные запахи.

1 балл – запаха нет или он очень слабый;

2 балла – запах слабый;

3 балла – запах заметный;

4 балла – запах отчетливый (вызывает воздержание от питья);

5 баллов – запах сильный (вода совершенно непригодна для питья).

Кроме того, выясняется наличие газов и примесей, т.е. инородных частиц, которых не должно быть в воде, пригодной для питья. Для этого мы проверили качественный анализ образцов из различных видеоисточников нашего поселка: образец воды из реки  Урки, вода из скважины, вода из котлована, образец снеговой воды, взятый около железной дороги, образец снеговой воды, взятый в лесу.

  1. Определение хлоридов и сульфатов

Концентрация хлоридов в водоемах — источниках водоснабжения допускается до 350 мг/л (приложение 1).

В водах рек северной части России хлоридов содержится обычно немного, не более 10 мг/л, в южных районах — до десятков и сотен мг/л. Много хлоридов попадает в водоемы со сбросами хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод. Этот показатель весьма важен при оценке санитарного состояния водоема.

Качественное определение хлоридов с приближенной количественной оценкой проводят следующим образом. В пробирку отбирают 5 мл исследуемой воды и добавляют 3 капли 10 %-ного раствора нитрата серебра. Приблизительное содержание хлоридов определяют по осадку или помутнению ().

Качественное определение сульфатов с приближенной количественной оценкой проводят так. В пробирку вносят 10 мл исследуемой воды, 0,5 мл соляной кислоты (1:5) и 2 мл 5%-ного раствора хлорида бария, перемешивают. По характеру выпавшего осадка определяют ориентировочное содержание сульфатов: при отсутствии мути концентрация сульфат-ионов менее 5 мг/л; при слабой мути, проявляющейся не сразу, а через несколько минут, 5-10 мг/л; при слабой мути, проявляющейся не сразу после добавления хлорида бария, -10-100 мг/л; сильная, быстро оседающая муть свидетельствует о достаточно высоком содержании сульфат-ионов (более 100 мг/л).

6.  Определение жёсткости воды

1. Мерным цилиндром налить 10 мл исследуемой воды в коническую
колбу.

2.Наполнить бюретку мыльным раствором, добавить 1 мл
мыльного раствора в колбу. Если не образуется пена, добавить ещё
несколько мл раствора мыла. Продолжать добавлять мыльный раствор,
пока не образуется устойчивая пена (она должна держаться не менее
30 секунд).

  1. Записать объем мыльного раствора, необходимого для образования устойчивой пены с 10 мл исследуемой воды.
  2. Ополоснуть колбу, повторить действия 1-3.

7.Качественное обнаружение катионов тяжёлых металлов

Обнаружение свинца.

В пробирку с пробой воды вносят по 1 мг 50 %-ного раствора уксусной кислоты и перемешивают. Добавляют по 0,5 мл 10 %-ного раствора дихромата калия, при наличии в исследуемой пробе ионов свинца выпадает желтый осадок хромата свинца. Пробирку встряхивают и через 10 мин приступают к определению. Содержимое пробирки рассматривают сверху на черном фоне, верхнюю часть пробирки до уровня жидкости прикрывают со стороны света картоном.

Обнаружение меди.

В фарфоровую чашку помещают 3-5 мл исследуемой воды, осторожно выпаривают досуха и наносят на периферийную часть пятна каплю концентрированного раствора аммиака. Появление интенсивно-синей или фиолетовой окраски свидетельствует о присутствии ионов Сu2+.

Ход работы

В колбу с притертой пробкой наливаем поочередно исследуемую воду из всех природных источников (2/3 объема) и сильно встряхиваем, в закрытом состоянии. Затем открываем пробку и сразу же отмечаем характер и интенсивность запаха. Согласно ГОСТ 2874-54, интенсивность запаха воды при 20°C не должна превышать двух баллов.

Кроме того отмечаем цвет, мутность, кислотность (используем индикаторную бумагу) и полученные результаты переносим в свободную таблицу, на основании которых делаем соответствующие выводы

Таблица №1

Свойства,

Образцы воды

Цвет

Наличие газов,

примесей

Мутность

Кислотность

Запах

Образец воды из реки

Урки

Бесцветный

Газов и примесей нет

Прозрачный

Среда нейтрал.

Отсутств.

Образец воды из скважины

Бесцветный

Газов нет, легкая взвесь

Слегка мутная

Среда нейтрал.

Отсутств.

Образец воды природного объекта

Коричневый

В наличии примеси (трава, листья, и т.д.), и большое количество пузырьков газа

Мутная

Среда слабо - кислая

Заметный, неприятный,

гнилостний

Образец снеговой воды взятые около железной дороги

Серый

В наличии посторонние примеси в виде сажи, земли и др.  инородные частицы

Мутная

Среда слабо - кислая

Специфический

Образец снеговой воды взятой в лесу

Бледно-голубой

Небольшое количество посторонних примесей.

Прозрачный

Среда слабо - щелочная

Отсутств.

  Более подробно исследовали воду из реки Урки, снеговую воду и воду из под крана:

Таблица №2

вещество

хлориды

сульфаты

жесткость

свинец

Медь

Вода р. Урка

Небольшое помутнение

Белый осадок отсутствует

Пена устойчивая, без жесткости

Желтый осадок хромата свинца отсутствует

Слабая фиолетовая окраска – наличие ионов меди

Вода из-под крана

Помутнение отсутствует

Белый осадок отсутствует

Пена не устойчивая, жесткость присутствует

Желтый осадок хромата свинца отсутствует

Окрашивание отсутствует

Снеговая вода

Помутнение отсутствует

Белый осадок отсутствует

Пена устойчивая, без жесткости

Желтый осадок хромата свинца отсутствует

Окрашивание отсутствует

Принципы очистки сточных вод на очистных сооружениях

 п Ерофей Павлович

Канализация предназначается для приёма, отведение и очистки сточных вод от предприятий, сооружений, зданий и т.д.

Под очисткой сточных вод подразумевают их обработку различными методами с целью разрушения или извлечения содержащихся в них минеральных и органических веществ до степени, позволяющей сбрасывать эти воды в водоёмы и водотоки или повторно использовать их для производственных целей. К очистки воды относятся её обезвреживание и обеззараживание, удаление вредных для человека, животных или растений веществ и устранение из воды болезнетворных микроорганизмов и (веществ) вирусов.

В посёлке Ерофей Павлович блоки ёмкостей предназначены для применения в составе станции биологической очистки сточных вод производительностью 1,4 тыс. м/сут. Они обеспечивают полную биологическую очистку и обеззараживание сточных вод, прошедших песколовки, с доведением концентрации загрязнений по взвешенным веществам и БПК полн до 15мл/л.

Блоки ёмкостей состоят из трёх секций, в каждую секцию входят:

- Аэротенок – 1 шт.

- Многоярусный илоотделитель – 1 шт.

- Тонкослойный вторичный отстойник – 1 шт.

- Контактный резервуар – 1 шт.

- Илоуплотнитель – 1 шт.

Очищенные сточные воды из блока ёмкостей сооружений биологической очистки поступает на доочистку в приёмный резервуар. Из приёмного резервуара вода набирается насосами и подаётся во входные камеры для выравнивания напора, а из камер вода поступает на песчаные фильтры.

Фильтрованная вода собирается в сборный желоб, из которого вода отводится на обеззараживание (хлорирование) в контактные резервуары. Очищенная вода выпускается в водоём (ручей Мыльникова).

На доочистку поступает сточная вода, прошедшая полную биологическую очистку со следующими показателями загрязнений: по ВВ (взвиленным веществам) – 15 мг/л, по БПК (биохимическое потребление кислорода) – 15 мг/л.

Показатели загрязнений сточных вод, прошедших доочистку: по ВВ (взвиленным веществам) – 4-6 мг/л, по БПК (биохимическое потребление кислорода) – 6-8 мг/л.

Основной принцип очистки сточных вод заключается в биологической очистке, т.е. в аэротенках находятся живые микроорганизмы.  Для поддержания их жизнедеятельности непрерывно в аэротенки при помощи компрессоров подаётся воздух. Эти микроорганизмы перерабатывают органические и минеральные вещества, тем самым, очищая сточную воду.

4. Результаты исследований и выводы.

 Мы исследовали качества питьевой воды по следующим показателям:

  1. Прозрачность воды зависит от некоторых факторов: количества взвешенных частиц или ила, глины, песка, микроорганизмов, содержания химических соединений. При прозрачности воды менее 3 см водопотребление ограничивается.
  2. Запах обусловлен наличием в воде пахнущих веществ, которые попадают в неё естественным путём и со сточными водами.
  3. Водородный показатель (РН). Питьевая вода должна иметь нейтральную реакцию (РН около 7). Значение РН воды водоёмов хозяйственного, питьевого, культурно-бытового назначения регламентируется в пределах 6,5-8,5.
  4. Определение хлоридов и сульфатов. Концентрация хлоридов в водоёмах – источниках водоснабжения допускается до 350 мг/л. много хлоридов попадает в водоёмы со сбросами хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод. Этот показатель весьма важен при оценке санитарного состояния водоёма.
  5. Качественное обнаружение катионов тяжёлых металлов. Обнаружение свинца. Обнаружение меди.
  6. Жёсткость воды определяется объёмом мыльного раствора, требующегося для образования устойчивой пены (приложение 2, 4).

В результате анализа трёх образцов воды, можно сделать следующие выводы. При определении наличия хлорид ионов, мы заметили слабую муть в образце воды р.Урка. Используя шкалу определения ионов хлора, предполагаем наличие их концентрации около 1-10 мг/л. Это количество допустимо , хотя весьма важно , при оценке санитарного состояния воды.

Наличие ионов хлора в р.Урка возможно связана со сбросами хозяйственно-бытовых сточных вод. Кроме того в образце воды р.Урка обнаружены признаки наличия ионов меди . В фарфоровой чашке, после выпаривания воды и взаимодействия с концентрированным раствором аммиака появилось признаки слабо фиолетовой окраски – значит наличие ионов меди.

Наличие ионов меди незначительно, но следует задуматься, откуда её источник. Возможно из-за добычи золота вверх по течению р.Урка. По этому исследование еще необходимо продолжать. Опыты проведённые по определению свинца во всех образцах отрицательные.

Жесткость воды после проведенного анализа, показала, что только в образце воды из-под крана присутствует небольшая жесткость это можно объяснить тем, что вода артезианская. И в ней могут быть растворимые гидрокарбонаты, дающие эту жесткость. Снеговая вода и вода р.Урка мягкая.

Общей вывод – вода из-под крана пригодна для питья и бытовых нужд. Вода р.Урка требует дополнительного исследования.

5.Заключение.

Вывод о пригодности для питья исследуемых образцов воды:

Не вся вода в нашем поселке Ерофее Павловиче по данным показателям пригодна для питья животным и человеку, а именно:

Изучив отчет работы химико-производственной лаборатории очистных сооружений, мы выяснили, что они производят проверку на нитраты, нитриты, сульфаты, хлориды, фосфаты, фенолы, жиры, нефтепродукты и т. р. Вода, которая после очистки попадает в ручей Мыльниковский, а затем в реку Урка. Небольшое количество этой воды попадает в сброс. Поэтому наличие ионов хлора, которое мы определили в воде из реки Урки, можно объяснить сбросом сточных вод.

  • Из-под крана -  вода пригодная для питья, но трубы по которым она доставляется в посёлок изношены и часто требуют замены, поэтому возможны бактериальное заражение  (Воду добывают из Орочонского ключа из артезианской скважины)
  • Вода из реки Урки,  в летнее время стала непригодна для питья и для купания.

А) С  2012- 2014 году в 36 км  вверх по течению реки стали  осуществлять добычу золота.

Б) В реку Урку могут попадать грязные сточные воды со свалки мусора, которая располагается недалеко от ключа, впадающего в реку Урку.

В) В результате загрязнения берегов реки бытовым мусором.

Г) Вырубка леса по берегам реки Урки и  впадающих в неё мелких рек приводит к изменению течения реки.

  • Из котлована – возможно использование для животных или только при соответствующей очистке
  • Снеговая вода из-за наличия большого количества инородных частиц и постороннего запаха – не пригодна для питья человеку.
  • Вода, которая по своим характеристикам непригодна  для питья человеку, может быть использована им для технических и других бутовых нужд.

По результатам исследований мы видим, что в пос. Ерофей Павлович существует  серьёзная проблема улучшения качества питьевой воды.

Обследовав территорию посёлка, мы определили, что является основными источниками загрязнения его.

С полученными результатами мы посетили представителей организаций, расположенных на территории поселения.

Состояние нашего посёлка неудовлетворительное, так как дороги не  всегда ремонтируются, мусор не убирается во время, отсутствуют мусорные баки и не озеленяется посёлок. Во многих местах переполненные мусорные контейнеры, расположенные вблизи детского сада и жилых домов могут привести к кишечным инфекциям, различным отравлениям.

Цель, поставленная вначале нашего исследования, была достигнута: мы выделили основные источники загрязнения посёлка, привлекли внимание общественности и всех жителей к проблеме очистки питьевой воды, выпустили экологический буклет на тему «Вода – чудо природы» (приложение 5, 6).

Конечно, по результатам нашей работы сложно судить о полном объёме загрязнений в посёлке Ерофей Павлович. Однако мы считаем, что начало положено и следующим шагом в решении этой проблемы будет не только просветительская работа среди населения, но и проведение конкретных мероприятий по улучшению экологии посёлка. Этим может являться  озеленение парков, благоустройство посёлка и самое главное – это воспитание чувства ответственности каждого гражданина за свой дом по имени Земля.

 ЛИТЕРАТУРА

  1. Белова И. Охрана окружающей среды. Учебник для технических ВУЗов. – 1991.
  2. Газета «Помоги себе сам». – 1996-1997.
  3. Журнал «Химия в школе». № 3, 4. – 2004.
  4. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Школьный практикум «Следим за окружающей средой нашего города». – М.: Изд.-во Владос, 2001.
  5. Фадеева Г.А. Химия и экология. – Волгоград, 2003.
  6. Ширшина Н.В. Проектная деятельность учащихся. Химия. – Волгоград: Изд.-во Учитель, 2007.
  7. Яшин А.Л., Мелуа А.И. Уроки экологических расчётов. – М.: Изд.-во Мысль, 1991.

                                                                                              Приложение 1

Определение содержания хлоридов

Осадок или помутнение

Концентрация хлоридов, мг/л

Слабая муть

1-10

Сильная муть

10-50

Образуются хлопья, но осаждаются не сразу

50-100

Белый объёмистый осадок

Более 100

Характер и род запаха воды естественного происхождения

Характер запаха

Примерный род запаха

Ароматический

Огуречный, цветочный

Болотный

Илистый, тинистый

Гнилостный

Фекальный, сточной воды

Древесный

Мокрой щепы, древесной коры

Землистый

Прелый, свежевспаханной земли, глинистый

Плесневый

Затхлый, застойный

Рыбный

Рыбы, рыбьего жира

Сероводородный

Тухлых яиц

Травянистый

Скошенной травы, сена

Неопределенный

Не подходящий под предыдущие определения

Приложение 2

Исследование качества питьевой воды

Показатели качества питьевой воды

Наблюдения и выводы

1. Прозрачность воды.

Прозрачная.

2. Запах.

Без запаха.

3. Водородный показатель.

РН=8, что близко к границе повышенного уровня.

4. Наличие:

а) хлоридов,

б) сульфатов.

Образуются хлопья, но осаждаются не сразу. Концентрация ионов хлора составляет 50-100 мг/л, что выше нормы.

Сильная, быстро оседающая муть, что свидетельствует о достаточно высоком содержании сульфат-ионов (более 100 мг/л).

5. Наличие ионов тяжёлых металлов:

а) свинца,

б) меди.

На наличие катионов свинца указывает слабая жёлтая окраска раствора.

Появляется характерное фиолетовое окрашивание – ионы меди присутствуют.

6. Жёсткость воды

Вода жёсткая не даёт пены с мылом.

Приложение 3

Заболевания, возникающие при токсичном воздействии химических элементов и субстанций, находящихся в питьевой воде.

Болезнь

Возбуждающий фактор

Анемия

Мышьяк, бор, фтор, медь, цианиды, трихлорэтилен

Апластическая анемия

Бензол

Бронхиальная астма

Фтор

Лейкемия

Хлорированные фенолы, бензол

Заболевания пищеварительного тракта:

а) повреждения

б) боли в желудке

в) функциональные расстройства

Мышьяк, бериллий, бор, хлороформ, динитрофенолы

Ртуть, пестициды

Цинк

Болезни сердца:

а) повреждение сердечной мышцы

б) нарушения функционирования сердца

в) сердечно-сосудистые изменения

г) брадикардия

д) тахикардия

Бор, цинк, тетрахлорэтилен, фтор, медь, свинец, ртуть

Бензол, хлороформ, цианиды

Трихлорэтилен (TRI)

Галоформы, тригалометаны, альдрин (инсектицид) и его производные

Динитрофенолы

Дерматозы и экземы

Мышьяк, альдрин и его производные, бор, бериллий, хлор, хлорированные фенолы, хлорнафталины, хром, TRI, динитрофенолы, детергенты, фтор, кобальт, никель, продукты дистилляции нефти (масла), пластмассы,

Флюороз скелета

Фтор

Болезнь «Itai-itai»

Кадмий

Болезнь Кашина-Бека

Железо

Облысение

Бор, ртуть

Цирроз печени

Хлор, магний, бензол, хлороформ, тетрахлорид углерода, тяжёлые металлы

Метгемоглобинемия (цианоз)

Нитраты, нитриты, азиды, хлораты, перхлораты, тетрахлорид углерода, динитрофенолы, фенол

Уремия

Медь, свинец, ртуть

Гипофункция щитовидной железы

Кобальт

Несварение желудка и кишок

Фтор, детергенты, кремний, медь

Злокачественные опухоли почек

Мышьяк, некоторые галоформы

Злокачественные опухоли мочевого пузыря

Мышьяк, хлор

Злокачественные опухоли лёгких

Мышьяк, ЦАУ, бензопирен

Злокачественные опухоли кожи

Мышьяк, бензопирен, продукты дистилляции нефти (масла), некоторые ЦАУ

Злокачественные опухоли печени

Мышьяк, ДДТ, некоторые галоформы

Злокачественные опухоли желудка

N-нитрозоамины, ЦАУ

Меркуриализм

Ртуть

                                                                                                       Приложение 4

Интенсивность запаха воды

Балл

Интенсивность запаха

Качественная характеристика

0

-

Отсутствие ощутимого запаха

1

Очень слабая

Запах, не поддающийся обнаружению потребителем, но обнаруживаемый в лаборатории опытным исследователем

2

Слабая

Запах, не привлекающей внимания потребителя, но обнаруживаемый, если на него обратить внимание

3

Заметная

Запах, легко обнаруживаемый и дающий повод относиться к воде с неодобрением

4

Отчетливая

Запах, обращающий на себя внимание и делающий воду непригодной для питья

5

Очень сильная

Запах настолько сильный, что вода становится непригодной для питья

Приложение 5

Источники загрязнения воды  в п. Ерофей Павлович:

А) Трубы изношены и требуют замены

 

Б) Несанкционированные помойки на территории посёлка Ерофей Павлович

В) Загрязнение отходами человеческой деятельности Мыльниковского ключа и других ключей, впадающих в реку Урку и затем в Амур.

Такой была река Урка  совсем недавно:

     

       

Уборка территории вокруг школы – экологический десант

 Приложение 6

Уважаемые жители посёлка Ерофей Павлович!

Наша жизнь и наше будущее

Зависят от каждого из нас,

И надо действовать сегодня,

Надо действовать сейчас!

  • Пусть это будет посаженное вашими руками дерево.
  • Или незагубленный уголок природы.
  • Вовремя потушенный пожар или костёр.
  • Заботливо расчищенный ручеёк.
  • Защищенные гнёзда и муравейники.

Сохранность природы зависит от нашей культуры, нравственности и милосердия.

Помните, что брошенная вами бумага может пролежать 2 года, металлическая банка – 80-90 лет, пакет – 90-120 лет, стекло – практически вечно.

Давайте не будем загрязнять наш Дом – нашу планету!

Ученики 8 класса Ерофеевской средней школы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская работа Экологические исследования природных объектов поселка – воды. Значение воды в жизни п. г. т. Ерофея Павловича.

Слайд 2

Нет ничего более изобретательного, чем природа. Вода!... . Ты не просто необходима для жизни, Ты и есть сама жизнь. А. Экзюпери.

Слайд 3

Цель работы – изучить и составить характеристику питьевой воды п. Ерофей Павлович, привлечь внимание жителей и общественности к проблеме чистой воды, составить обзор состояния окружающей среды поселка

Слайд 4

Для достижения этой цели были поставлены и выполнены следующие задачи: Изучение литературных источников о мировых экологических проблемах. Практическое ознакомление с методиками определения качества воды. Проведение анализа питьевой воды. Встреча с представителями администрации, ведущими специалистами посёлка для обсуждения вопроса об улучшении экологического состояния воды в посёлке.

Слайд 5

Методика проведения исследований Помимо изучения литературных источников об экологическом состоянии воды, нас интересовали и практические исследования. 1. Определение качества воды методами химического анализа Определение пригодности воды для питья Некоторые показатели, обеспечивающие благоприятные свойства воды ЦВЕТ. Для определения цветности воды нужны стеклянный сосуд и лист белой бумаги. В сосуд набирают воду и на белом фоне бумаги определяют цвет воды (голубой, зелёный, серый, жёлтый, коричневый) – показатель определённого вида загрязнения Чистая вода – бесцветная жидкость. Прозрачность Для определения прозрачности воды используют прозрачный мерный цилиндр с плоским дном, в который наливают воду, подкладывают под цилиндр на расстоянии 4 см от его дна шрифт, высота букв которого 2 мм, а толщина линий букв – 0,5 мм, и сливают воду до тех пор, пока сверху через слой воды не будет виден этот шрифт. Измеряют высоту столба оставшейся воды линейкой и выражают степень прозрачности в см. При попадании в воду нерастворимых частиц она становиться мутной. При использовании такой воды требуется ее предварительная очистка ее

Слайд 6

КИСЛОТНОСТЬ Водородный показатель (рН) Норма pH =6,5-8,5. Питьевая вода должна иметь нейтральную реакцию (рН около 7). Значение рН воды водоемов хозяйственного, питьевого, куль­турно-бытового назначения регламентирует­ся в пределах 6,5-8,5. Оценивать значение рН можно разными способами. 1. Приближенное значение рН определя­ют следующим образом. В пробирку наливают 5 мл исследуемой воды, 0,1 мл универ­сального индикатора, перемешивают и по окраске раствора определяют рН: розово-оранжевая — рН около 5; светло-желтая — 6; зеленовато-голубая — 8. Можно определить рН с помощью уни­версальной индикаторной бумаги, сравнивая ее окраску со шкалой. Запах Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые попадают в нее естественным путем и со сточными водами. Запах воды водоемов, обнаруживаемый не­посредственно в воде или (водоемов хозяй­ственно-питьевого назначения) после

Слайд 8

Свойства, Образцы воды Цвет Наличие газов, примесей Мутность Кислотность Запах Образец воды из реки Урки Бесцветный Газов и примесей нет Прозрачный Среда нейтрал. Отсутств. Образец воды из скважины Бесцветный Газов нет, легкая взвесь Слегка мутная Среда нейтрал. Отсутств. Образец воды природного объекта Коричневый В наличии примеси (трава, листья, и т.д.), и большое количество пузырьков газа Мутная Среда слабо - кислая Заметный, неприятный, гнилостний Образец снеговой воды взятые около железной дороги Серый В наличии посторонние примеси в виде сажи, земли и др. инородные частицы Мутная Среда слабо - кислая Специфический Образец снеговой воды взятой в лесу Бледно-голубой Небольшое количество посторонних примесей. Прозрачный Среда слабо - щелочная Отсутств .

Слайд 9

Результаты исследований и выводы. Мы исследовали качества питьевой воды по следующим показателям: Прозрачность воды зависит от некоторых факторов: количества взвешенных частиц или ила, глины, песка, микроорганизмов, содержания химических соединений. При прозрачности воды менее 3 см водопотребление ограничивается. Запах обусловлен наличием в воде пахнущих веществ, которые попадают в неё естественным путём и со сточными водами. Водородный показатель (РН). Питьевая вода должна иметь нейтральную реакцию (РН около 7). Значение РН воды водоёмов хозяйственного, питьевого, культурно-бытового назначения регламентируется в пределах 6,5-8,5. Определение хлоридов и сульфатов. Концентрация хлоридов в водоёмах – источниках водоснабжения допускается до 350 мг/л. много хлоридов попадает в водоёмы со сбросами хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод. Этот показатель весьма важен при оценке санитарного состояния водоёма. Качественное обнаружение катионов тяжёлых металлов. Обнаружение свинца. Обнаружение меди. Жёсткость воды определяется объёмом мыльного раствора, требующегося для образования устойчивой пены (приложение 2, 4).

Слайд 10

Определение содержания хлоридов Осадок или помутнение Концентрация хлоридов, мг/л Слабая муть 1-10 Сильная муть 10-50 Образуются хлопья, но осаждаются не сразу 50-100 Белый объёмистый осадок Более 100

Слайд 11

Характер и род запаха воды естественного происхождения Характер запаха Примерный род запаха Ароматический Огуречный, цветочный Болотный Илистый, тинистый Гнилостный Фекальный, сточной воды Древесный Мокрой щепы, древесной коры Землистый Прелый, свежевспаханной земли, глинистый Плесневый Затхлый, застойный Рыбный Рыбы, рыбьего жира Сероводородный Тухлых яиц Травянистый Скошенной травы, сена Неопределенный Не подходящий под предыдущие определения

Слайд 12

Исследование качества питьевой воды Показатели качества питьевой воды Наблюдения и выводы 1. Прозрачность воды. Прозрачная. 2. Запах. Без запаха. 3. Водородный показатель. РН=8, что близко к границе повышенного уровня. 4. Наличие: а) хлоридов, б) сульфатов. Образуются хлопья, но осаждаются не сразу. Концентрация ионов хлора составляет 50-100 мг/л, что выше нормы. Сильная, быстро оседающая муть, что свидетельствует о достаточно высоком содержании сульфат-ионов (более 100 мг/л). 5. Наличие ионов тяжёлых металлов: а) свинца, б) меди. На наличие катионов свинца указывает слабая жёлтая окраска раствора. Появляется характерное фиолетовое окрашивание – ионы меди присутствуют. 6. Жёсткость воды Вода жёсткая не даёт пены с мылом.

Слайд 13

Заболевания, возникающие при токсичном воздействии химических элементов и субстанций, находящихся в питьевой воде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме Значение воды для жизни живых организмов. Охрана вод

Урок естествознания по теме " Значение воды для жизни живых организмов. Охрана вод. " К данному уроку имеется флипчарт , маршрутный лист....

Урок географии в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Вода Земли. Вода – основа жизни»

Данный материал предназначен для проведения уроков географии в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Экологический проект "Вода-источник жизни.Бережное отношение к воде".

Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответстве...

Разработка урока по биологии для 6 класса на тему: "Значение воды в жизни растений" (с использованием ИКТ).

Тема урока: Значение воды в жизни растений Тип урока: комбинированный.Цель урока: систематизировать знания о значении воды в жизни растений.Задачи:1) расширить знания об испарении воды раст...

Конспект образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности и экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе" Вода- источник жизни"

Дать детям знания о круговороте воды в природе. Расширять знания детей о способах очистки воды. Закрепить представления детей о свойствах воды.Развивать в детях способности к исследовательс...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ПО ТЕМЕ «ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ ДЛЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»

Цель урока:ü актуализировать и упорядочить знания о значении воды для жизни на Земле.Задачи урока:Образовательные:ü познакомить учащегося со значением воды для живых организмов, обратить внимание на п...

Экологический проект: Экскурсия по природным объектам долины реки Паз

Цель экскурсии - развитие экотуризма в долине реки Паз, знакомство людей с многообразием растительности Кольского полуострова....