Конспект урока химии 9 класс по теме: "Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода"
план-конспект урока (химия, 9 класс) по теме

Урок химии 9 класс по теме: "Кислород, общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kislorod.docx232.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода.

Цель: знать: а) нахождение кислорода в природе, его роль в жизни организмов планеты; б) способы получения кислорода в лаборатории и промышленности; в) работу газометра; г) что такое катализаторы.

Уметь: а) давать характеристику кислорода как химического элемента и как простого вещества; б) уметь собирать кислород двумя способами, собирать прибор для получения газов.

Оборудование: газометр с кислородом, 2 прибора для получения газов, KMnO4крист., ватка, горелки, спички, кристаллизатор с водой, пустые стаканы с песком на дне, лучина, MnO2, ложечка, гидропирит, держатель, пробирки, круговая диаграмма «Распространение элементов в природе», «План характеристика химического элемента и вещества», портрет А. Лавуазье, перфокарты для самостоятельной работы.

Форма урока: Комбинированный урок

Методы: беседа с демонстрацией, самостоятельная работа.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

 Сегодня мы с вами, ребята, начинаем знакомство с одним из самых замечательных химическим элементом – кислородом. Вы уже много можете сказать о нем сами, т. к. знакомились с кислородом в курсе природоведения, ботаники, есть о нем у вас сведения из повседневной жизни и из уроков химии. Что же вы знаете о кислороде? Давайте проведем химическую дуэль, чтобы определить эти знания.

Химическая дуэль: дуэлянты (2 ученика) по очереди называют известные им сведения о кислороде, секундант отмечает на доске правильность ответов.

Учитель: После химической дуэли сообщаю, что сведения о кислороде неполные, что обучающиеся должны уметь давать характеристику химическим элементам по определенному плану.

План характеристика элемента.

1. Химический знак.

2. Относительная атомная масса.

3. Валентность.

4. Распространение элемента в природе.

 План характеристики простого вещества.

1. Химическая формула.

2. Относительная молекулярная масса.

3. Нахождение  в природе.

4. Способы получения в лаборатории и промышленности.

5. Физические свойства.

6. Химические свойства.

7. Применение.

Изложение 1) Характеристика по плану (как элемент):

1. O;                                                                         2. Ar (O)=16;

    II

3. О;                                                                     4. В природе 49% - круговая диаграмма

                                                                                 как элемент в сложных веществах

2)Как химического вещества:

1. О2;                                                                   2. Mr(O2)=16*2=32; Mr(O2)=32 г/моль

                                                                                                                             Не много тяжелее

воздуха

3. Нахождение в природе: как простое вещество в составе воздуха, растворенный в воде, в белках, жирах, углеводах.

Учитель: Кислород – самый распространенный элемент на нашей планете. Как же его открыли? Послушайте сообщение.

Учитель: Таким образом, мы подошли к способам получения кислорода в лаборатории: Разложение оксида ртути осуществил в 1774 г Джозеф Пристли. С этой реакцией мы знакомились в теме: «молекулы и атомы»

  1. 2HgO-2Hg +O2
  2. 2HgO-2H2 +O2 – очень чистый кислород

При каких условиях идет эта химическая реакция?

- Постоянный электрический ток.

      3. 2KMnO4-K2MnO4 +MnO2 +O2

Этот способ получения кислорода мы рассмотрим подробнее, именно так вы будите получать О2 на практической работе.

Вы видите прибор для получения газов, в большой пробирке – перманганат калия (в быту называют марганцовкой), на трубке - ватка, чтобы в газоотводную трубку не уносился перманганат. Греем. Кислород собираем в стакан методом вытеснения воздуха (это возможно потому, что О2 немного тяжелее воздуха.

Наличие О2проверяем тлеющей лучиной.

Способ –собирания О2методом вытеснения воды (демонстрация)

Кислород можно получить заранее и собрать в газометре (демонстрирую газометр, его устройство и работу).

            MnO2

      4. 2H2O2--------  2H2O +O2; Реакция идет медленно. При добавлении MnO2 -,бурно.

Вопрос: В чем причина?

- Добавление оксида марганца (IV)

Учитель: При этом оксид Mn(IV) не расходуется. Если взвесить MnO4 до и после реакции, можно убедиться, что его масса не изменилась.

Вещества, ускоряющие химические реакции, а сами при этом не расходующиеся, называются катализаторами.

Диоксид Mn – катализатор реакции разложения пероксида водорода.

                    t

5. 2KCEO3------2KCE +3O2

     Хлорат К

    Бертолетова соль (опасна в обращении)

Итак, мы будем знать 5 способов получения  О2 в лаборатории.

Ознакомимся с получением О2 в промышленности.

В промышленности О2 получают из воздуха. Сжимая воздух и давая ему быстро расшириться, вызывают его сильное охлаждение. Воздух становиться жидким. При температуре – 196 С кипит и испаряется азот. О2 при этой температуре жидкий. О2 кипит и испаряется при Т – 183 С. Его хранят под давлением 15МПА в стальных баллонах, на баллонах- синяя полоса.

А сейчас, ребята, научимся составлять ОС – опорный сигнал. Всё, что мы узнали на уроке, можно подытожить и изобразить очень кратко:

F:\2014-04-02 рабочий стол\рабочий стол 014.jpg

Работа с текстом учебника с. 125. Значение кислорода в природе. Выполнения упр. 5-6 с. 129.

Учитель: Круговорот кислорода в природе

А сейчас проведем небольшую самостоятельную работу.

В-1

  1. Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде. Речь идет о

А) кислороде – простом веществе;

Б) кислороде – химическом элементе;

      2.   Кислород был открыт:

            А) М. В. Ломоносовым;

            Б) Дж. Пристли;

            В) Р. Бойлем;

      3.   Катализаторы – это вещества:

            А) уменьшающие скорость реакции;

            Б) увеличивающие скорость реакции;

            В) не изменяющие скорость реакции.

      4.   В состав оксида фосфора входит кислород-

            А) химический элемент;

            Б) простое вещество..

      5.   Молекула кислорода состоит из:

            А) двух атомов;

            Б) одного атома.

В-2

  1. Как распознать кислород:

А) горящая лучина потухает;

Б) тлеющая лучина загорается.

      2.   В приведённой записи: 2О2 изображено:

            А) 2 атома кислорода;

            Б) 2 молекулы кислорода.

      3.   Какие вещества образует хим. Элемент кислород в природе:

            А) простые и сложные вещества;

            Б) сложные вещества;

            В) простые вещества.

      4.   Дж. Пристли получил кислород разложением:

            А) пероксида водорода;

            Б) оксида ртути;

            В) перманганата калия.

      5.   В воздухе содержится кислород:

            А) простое вещество;

            Б) химический элемент.

Д/З: 21 упр. 7-8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Оксиды

Умение характеризовать простое вещество -кислород...

Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства.

Презентация к уроку: Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе....

«Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства».

Урок по теме «Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства» разработан для УМК по программе курса «Химия 8 класс» под редакцией Г. Е. Рудзит...

Конспект урока по химии по теме Кислород

Данный материал применяется на уроке по химии в 8 класса при объяснении нового материала...

Технологическая карта урока по теме: "Кислород. Общая характеристика. Нахождение в природе, получение"

Технологическая карта урока по теме: "Кислород. Общая характеристика. Нахождение в природе, получение"...

Водород, его общая характеристика и нахождение в природе

quot;Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода. Физические и химические свойства водорода. Применение водорода"...