«Типы химических реакций: реакции замещения и обмена".
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Урок по химии разработан к учебнику О.С. Габриелян "Химия. 8 класс"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по химии разработан к учебнику О. С. Габриелян «Химия. 8 класс».

Тема урока:      «Типы химических реакций: реакции замещения и обмена".

Цели:

  • продолжить формирование предметных умений классифицировать химические реакции по количеству и составу вещества, раскрывая сущность реакций замещения и обмена, составлять уравнения химических реакций, дать первоначальное понятие о ряде активности металлов;
  • формирование надпредметных умений:    

                                           - учебно-организационных: нацелить себя выполнение поставленной задачи,

                                             организовывать своё рабочее место;

                                           - учебно-информационных: работать с устным и письменным текстом, сос-

                                             тавлять план-конспект;

                                           - учебно-логических: пользоваться исследовательскими умениями, умение  

                                              чисто и скоро писать, сравнивать явления, классифицировать материал,

                                              выделять главное и существенное;

                                           - учебно-коммуникативных:  умение слушать и слышать, работать в группе,

                                             слушать и одновременно записывать учебный материал, участвовать в дис

                                             куссии;

  •    создание благоприятной атмосферы и комфортной обстановки.

 

Оборудование: ванночки для опытов «капельным путём»; растворы: H2SO4, MgSO4, BaCl2, NaOH,

                                 HCl, K2CO3, фенолфталеина; парашек Mg, гранулы Zn, кусочки Cu.

Ход урока:

I. Организационный момент, актуализация знаний.

   Учитель обращается к школьникам с приветствием, обращает внимание на необычность и особенность начавшегося  урока и далее продолжает словами:

О сколько нам открытий чудных,

 Готовит просвещенья дух.

И опыт – сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг!

    Эти слова А. С. Пушкина очень подходят эпиграфом к теме, которую вы изучаете.

          ?   А как она называется? («Изменения, происходящие с веществами», химические уравнения)   

               Много ошибок вами допущено, но выполняя работу над ними, у вас накапливается опыт.

               А решая парадоксы при изучении этой темы, вы конечно становитесь гениальней.

               Ну тогда в перёд за новыми открытиями…

               

          ?   Какие вам уже известны типы химических реакций? (Реакции: соединения и разложения)

               Каковы особенности каждой? (Соединение: вступает одно сложное вещество; разложение:

               образуется одно сложное вещество)

II. Изучение нового материала.

     1. Разъяснение целей               - реакции: замещения, обмена; реакция нейтрализации – частный слу

         и задач урока.                          чай реакции обмена; ряд активности металлов;

                                                          - выполнение химического эксперимента; работа в группах;

                                                          - новая форма записей в рабочей тетради – план конспект.

                                                   Учитель объявляет тему урока и начинает разъяснение нового материала.

     2. Реакция замещения.             Учитель предлагает каждой группе выполнить своё указанное зада

                                                        ние: выполнить эксперимент и ответить на вопросы:

                                                           ? Взаимодействуют ли простые вещества  со сложными веществами?

                                                              Почему вы так решили?

1.                                                      

                                                           

                                                            Затем учитель предлагает найти ответ на вопрос «Все ли металлы ре

                                                        агируют с кислотами?» в учебнике стр. 162.

                                                        Для прогнозирования ещё чего можно использовать этот ряд?

                                                          (Возможности протекания реакций вытеснения одних металлов из

                                                          растворов их солей другими.)

                                                            Далее учитель создаёт проблемную ситуацию:

                                                        Газообразное вещество выделяется из кислоты, но какое?

                                                        Это может быть сера? …………

                                                        Это может быть кислород? …………

                                                        Следовательно – водород.

                                                           Учитель предлагает составить уравнение реакции замещения и запи

                                                        сать определение:

                                                    реакция, протекающая между ПРОСТЫМ веществом и СЛОЖНЫМ,

                                                    когда атомы простого вещества замещают атомы одного из элемен

                                                   тов в сложном веществе.

     

3. Реакция обмена.               Учитель предлагает группам выполнить следующие указанное задание:

                                                  выполнить эксперимент и ответить на вопросы:

                                                      ? Взаимодействуют ли сложные вещества друг с другом?

                                                         Почему вы так решили?

                                                     Учитель предлагает найти определение реакциям, протекающим между

                                                  сложными веществами в учебнике (стр. 165) и выписать в тетрадь:

                                                 реакции, в результате которых ДВА СЛОЖНЫХ ВЕЩЕСТВА обменива

                                                 ются своими составными частями.

                                                       …Но результаты эксперимента II группы оказались противоречивыми и  

                                                         оказывается щелочи с кислотами не реагируют?

                                                     Затем учитель предлагает найти ошибку в технике выполнения опыта ис-

                                                   пользуя текст учебника стр. 166.

                                                     Выявив ошибку, учитель повторяет эксперимент без ошибок и предлага-

                                                   ет согласно схеме учебника составить химическое уравнение:

                                                                           NaOH    +     HCl    ===    NaCl   +   HOH.

                                                    Учащиеся записывают определение реакции нейтрализации в тетрадь:

                                                реакция обмена между кислотами и щелочами называются реакциями

                                                нейтрализации.

III. Итог урока.

     Учитель организует фронтальную беседу, подводя итог уроку:

          ? О каких типах реакции вы сегодня узнали?

             Каковы особенности каждой из них?

            Чтобы составить уравнение химической реакции между металлом и кислотой, металлом и солью,

             чем следует руководствоваться?

            Как называется реакция между щелочью и кислотой?

    Затем каждому ученику предлагает заполнить итоговую таблицу (приложение).

IV. Задание на дом.

  Пар. 31,32; упр. 2 (б, в), стр. 164; упр. 3 стр. 168.     

 

 

                                                         

2.

 

Приложение.

Задание для групп.

Группа I.

  1. Опыт 1:  взаимодействие магния и серной кислоты.

                      Обсудите результаты опыта в группе.

  1. Опыт 2:  взаимодействие карбоната калия и серной кислоты.

                      Обсудите результаты опыта в группе.

Группа II.

  1. Опыт 1:  взаимодействие цинка и серной кислоты.

                      Обсудите результаты опыта в группе.

  1. Опыт 2:  взаимодействие гидроксида натрия и соляной кислоты.

                      Обсудите результаты опыта  в группе.

Группа III.

  1. Опыт 1:  взаимодействие меди и серной кислоты.

                       Обсудите результаты опыта в группе.

  1. Опыт 2:  взаимодействие сульфата магния и хлорида бария.

                       Обсудите результаты опыта в группе.

Реакции замещения и обмена, их особенности.

Тип химической реакции

Особенность

Примеры

Примеры выберите из предложенного списка:

  

А  +  БВ  ===  АВ   +   Б;        2HNO3    +    Na2CO3  ===  2NaNO3   +   CO2    +   H2O;

А  +  Б     ===  АБ;                   2FeBr3    +     3Cl2        ===  2FeCl3      +   3Br2;

     

     АБ    +    ВГ  ===  АГ   +   ВБ;          CaCO3   ====  CaO   +    CO2.

3.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Признаки химических реакций. Реакции обмена.

Раздел "Типы химических реакций" 8 класс....

Методическая разработка урока химии по теме: "Типы химических реакций.Реакции обмена"

Методическая разработка урока химии по теме: " Типы химических реакций. Реакции обмена" Учитель:Шумаков Дмитрий Алексеевич,МБОУ " Вышне-Дубовецкая ООШ "...

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена.

Урок был проведён на муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2013"Скачать разработку урока...

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена.

Урок был проведён на муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2013"Скачать разработку урока...

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена"

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена"...

Урок химии в 8 кл "Типы химических реакций. Реакция обмена"

Цели урока:Образовательная- актуализация знаний обучающихся о типах химических реакций, классификации веществ, номенклатуре основных классов неорганических соединений, введение понятия о реакциях...