Задачи бывают разные (программа кружка для учащихся, интересующихся химией)
рабочая программа по химии (8 класс) по теме

Тихонова Елена Александровна

Программа данного кружка, разработана, таким образом, что заниматься могут учащиеся 9 –11 классов.

На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла потребность в нестандартно мыслящих, творческих людях. Чтобы выпускники удовлетворяли этим высоким требованиям, необходимо создавать в учебном процессе условия для реализации собственной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadachi_byvayut_raznymi.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5

 города Ершова Саратовской области»

«Утверждаю»                               Согласовано                            Рассмотрено

директор МОУ «СОШ№5»        зам директора по ВР               на заседании ШМО

/А.В.Клякин /                              / Ротару Л. А./                         руководитель ШМО

Кружок по химии

«Задачи бывают разными»

(для учащихся 9-11 классов, увлеченных химией)

2006 – 2007 учебный год

учитель химии высшей категории

Тихонова Е. А.

Ершов

2006

Пояснительная записка.

Программа данного кружка, разработана, таким образом, что заниматься могут учащиеся 9 –11 классов. На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла потребность в нестандартно мыслящих, творческих людях. Чтобы выпускники удовлетворяли этим высоким требованиям, необходимо создавать в учебном процессе условия для реализации собственной деятельности учащихся.

Данный курс представляется актуальным, так как при малом количестве часов, отведенных на изучение химии, расширяется возможность совершенствования умений учащихся решать расчетные задачи, знакомит с различными способами их решения, т.е. углубляет знания учащихся. Известно, что умение решать химические задачи характеризует качество усвоения материала.

В данном курсе рассматривается решение основных типов задач во взаимосвязи с математическими законами и понятиями, что позволяет показать межпредметные связи химии и математики.

Цели: на примере решения задач по химии

отработать с учащимися навыки и умения анализировать, логически рассуждать; применять математические понятия; продолжить формирование общеучебных навыков: внимания, эстетики оформления решения задач; расширить знания учащихся о способах решения химических задач; формирование умений грамотного и рационального решения задач.

Задачи: создать условия для подготовки учащихся к экзаменам; способствовать развитию логического мышления; развивать познавательные интересы и способности добывать знания, выбирать наиболее удобный способ расчета. 

Учебно-тематический план.

Название темы

Количество часов

Форма проведения занятия

Образовательный продукт

всего

теория

практика

1

Введение.

1

1

1

семинар

Оформление таблицы.

2

Вычисления по готовым формулам

6

3

3

Семинар. Решение расчетных задач.

Записи решения задач. Алгоритм. Составление задачи

3

Решение задач по уравнениям химических реакций

6

3

3

Семинар. Решение расчетных задач.

Записи решения за Составление задачи дач. Алгоритм

4

Решение задач на смеси.

6

3

3

Семинар. Решение расчетных задач.

Записи решения задач. Алгоритм

5

Окислительно-восстановительные реакции: составление уравнений и решение задач с их использованием.

7

2

5

Семинар. Решение расчетных задач.

Записи решения задач. Алгоритм

6

Гидролиз. Водородный показатель.

3

1

2

Семинар. Решение расчетных задач.

Записи решения задач. Алгоритм

7

Обобщение полученных знаний. Решение комбинированных задач рациональными способами.

6

3

3

Семинар. Решение расчетных задач.

Записи решения задач. Алгоритм

8

Итоговое занятие

2

2

Зачет. Защита проектных работ

Проектные работы.

Итого

37

16

21

Программа курса.

Введение (1 ч)

Ознакомление с программой курса. Требованиям к оформлению задач, правильное обозначение физико-химических величин, знаков, формул, единиц.

 Демонстрации: греческий и латинский алфавиты.

Учащиеся должны уметь: записывать краткое условие задачи; грамотно оформлять решение; правильно обозначать и применять физико-химические величины и их единицы.

Вычисления по готовым формулам (6 ч)

 Вычисление массовой доли элемента в веществе, вещества в растворе, смеси.

Нахождение объемной доли газообразных веществ, относительной плотности газов. Вычисления, связанные с понятиями: количество вещества, молярная масса, молярный объем, число структурных частиц. Закон Авогадро и его следствия.

Учащиеся должны уметь: применять понятия: массовая доля, относительная атомная и молекулярная массы, молярная масса, молярный объем, относительная плотность газов, а так же закон Авогадро и его следствия; выбирать нужную формулу для решения данной задачи; выражать нужную величину из исходной формулы; решать задачи по формулам.

Решение задач по уравнениям химических реакций(6 ч ).

Задачи на избыток и недостаток, на массовую и объемную долю примеси, массовую и объемную долю выхода,

Учащиеся должны уметь: производить  необходимые преобразования данных задачи, выражать нужную величину из исходной формулы, применять формулы при решении задач по уравнениям реакций.

Решение задач на смеси. (6 ч)

Виды смесей: однородные и неоднородные. Растворы. Решение задач на смеси веществ, которые  разделяются в процессе реакции и не разделяются в процессе реакции. Использование понятия массовая доля при решении задач на смеси.

Учащиеся должны уметь: составлять алгебраические уравнения для решения задач данного типа.

Окислительно-восстановительные реакции: составление уравнений и решение задач с их использованием. (7 ч )

Окислительно-восстановительные реакции. Методы электронного и электронно-ионного баланса. Направление окислительно-восстановительных реакций. Ряд стандартных электродных потенциалов. Электролиз растворов и расплавов. Пластинка в растворе.

Учащиеся должны уметь: составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций, используя, методы: подбора коэффициентов, электронного баланса, полуреакций. Восстанавливать утраченную часть уравнения, используя, ряд стандартных электродных потенциалов.

Гидролиз. Водородный показатель. (3 ч)

Процессы  в водных растворах солей. Концентрация ионов водорода в растворах разной кислотности. Водородный показатель.

Учащиеся должны уметь: составлять уравнения гидролиза солей, образованных сильной кислотой и слабым основанием; сильным основанием и слабой кислотой, на разных ступенях гидролиза; объяснять условия усиления и ослабления процессов гидролиза.

 

Обобщение полученных знаний.

 Решение комбинированных задач рациональными способами. (6 ч)

Применение сформированных знаний и умений. Выбор рационального способа решения задачи в зависимости от индивидуальный особенностей учащегося.

Итоговое занятие (1 ч)

Темы итоговых работ.

  • Способы решения расчетных задач (решение одной задачи разными способами или составление алгоритма решения задачи каким-то одним способом)
  • Применение расчетов в химической промышленности, кулинарии, в быту и т. д.
  • Оформление стенда «Способы решения задач».

Литература для учителя

  1. Ерыгин Д. П., Шишкин Е. А. Методика решения задач. – М.: Просвещение, 1989.
  2. Лабий Ю. М. Решение  задач по химии с помощью уравнений и неравенств. – М.: Просвещение, 1987.

Литература для учащихся

  1. Кузьменко Н. Е., Еремин В.В. 2500 задач по химии с решениями для поступающих в ВУЗы. – М., «Экзамен», 2005.
  2. Магдисеева Н. Н., Кузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии. – М., Просвещение, 1986.
  3. Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Задачи по химии для поступающих в ВУЗы. – М., Высшая школа, 2006.

Тема курса

содержание

дата

Введение (1 ч)

 1. Ознакомление с программой курса. Требования к оформлению задач.

Вычисления по готовым формулам (6 ч)

  1. Основные формулы в химии.
  2. Вычисление массовой доли элемента в веществе, вещества в растворе, смеси.
  3. Нахождение объемной доли газообразных веществ, относительной плотности газов.
  4.  Вычисления, связанные с понятиями: количество вещества, молярная масса, молярный объем, число структурных частиц.
  5. Закон Авогадро и его следствия.
  6. Нахождение молекулярной формулы.

Решение задач по уравнениям химических реакций(6 ч ).

  1. Теоретические знания для решения задач по уравнениям реакций.
  2. Задачи на избыток и недостаток.

3.  Задачи на массовую и объемную долю примеси.

4. Задачи на массовую и объемную долю выхода.

5.Нахождение молекулярной формулы.

6. Нахождение молекулярной формулы.

Решение задач на смеси. (6 ч)

  1. Виды смесей: однородные и неоднородные.
  2.  Растворы.
  3. Решение задач на смеси веществ, которые  разделяются в процессе реакции.
  4.  Решение задач на смеси веществ, которые не разделяются в процессе реакции.
  5. Решение задач на смеси веществ, которые не разделяются в процессе реакции.
  6.  Использование понятия массовая доля при решении задач на смеси.

Окислительно-восстановительные реакции: составление уравнений и решение задач с их использованием. (7 ч )

1. Окислительно-восстановительные реакции. 2. Методы электронного и электронно-ионного баланса. 3. Методы электронного и электронно-ионного баланса

4.Направление окислительно-восстановительных реакций. Ряд стандартных электродных потенциалов.

5.Электролиз растворов и расплавов.

6.Пластинка в растворе.

7. «Необычные превращения обычных веществ».

Гидролиз. Водородный показатель.     (3 ч)

  1. Процессы  в водных растворах солей.
  2.  Концентрация ионов водорода в растворах разной кислотности.
  3.  Водородный показатель.

Решение комбинированных задач рациональными способами.      (6 ч)

  1. Использование понятия моль.
  2. Использование знаний об ОВР в определении формул.
  3. Химические реакции, характеризующие свойства веществ.
  4. Распознавание веществ на основе знаний об их свойствах
  5. Решение задач районных олимпиад прошлых лет.
  6. Решение задач областных олимпиад прошлых лет.

Итоговое занятие (1 ч)

1. «Страшные истории» – решение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка для учащихся 3-4 классов "Юные путешественники"

В данном курсе обучения младших школьников английскому языку широко использованы игровые технологии. Занятия строятся так, чтобы атмосфера игры царила от первой до последней минуты. Особенно любимы...

Программа кружка для учащихся 3-5 классов по английскому языку

Вы хотите говорить на английском, как на родном языке?Я знаю, что вам для этого нужно. Вам нужны слова, правила и устойчивые выражения. При изучении английского языка весь языковой материал дели...

Программа кружка для учащихся 3-5 классов по английскому языку

Вы хотите говорить на английском, как на родном языке?Я знаю, что вам для этого нужно. Вам нужны слова, правила и устойчивые выражения. При изучении английского языка весь языковой материал дели...

Программа кружка для учащихся 3-5 классов по английскому языку

Вы хотите говорить на английском, как на родном языке?Я знаю, что вам для этого нужно. Вам нужны слова, правила и устойчивые выражения. При изучении английского языка весь языковой материал дели...

Дополнительная образовательная программа «Решение задач повышенного уровня сложности» научного общества учащихся ( секция химии)

Дополнительная образовательная программа «Решение задач повышенного уровня сложности» научного общества учащихся для учащихся 10 -11 классов , рассчитана на 1 год обучения ...

Задачи бывают разные….

задачи можно решать различными способами, а главное- не останавливаться и не довольствоваться только тем, что вам предлагают, а искать, ошибаться и снова искать, ведь все- в ваших руках....

Программа кружка "За страницами учебника химии"

Программа включает в себя обязательный минимум содержания основного общего образования по химии, материал по углублению школьного курса химии по таким темам, на которые следует обратить особое внимани...