ВЛИЯНИЕ СЛЁЖИВАЕМОСТИ АММИАЧНОЙ СЕЛИТРЫ НА КАЧЕСТВО.
статья по химии по теме
Профессиональное самоопределение учащихся – одна из важных задач школы.
Тесная связь школы с предприятием ООО «ЕвроХим –БМУ». Работа школьного научного общества «Потенциал»: изучение технологических процессов предприятия ООО «ЕвроХим –БМУ».
Понятие о минеральных удобрениях, содержащих питательные элементы для подкормки растений.
Экспериментальная часть: определение влаги в аммиачной селитре; определение слеживаемости аммиачной селитры. Содержание влаги в образце составило – 0,3%, рассыпчатость – 97%, слеживаемости - 3%. Обсуждение результатов эксперимента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние слёживаемости аммиачной селитры на качество.
Автор Т.А. Владимирова
МБОУ СОШ 5, город Белореченск, Краснодарский край
Краткая аннотация статьи.
Профессиональное самоопределение учащихся – одна из важных задач школы.
Тесная связь школы с предприятием ООО «ЕвроХим –БМУ». Работа школьного научного общества «Потенциал»: изучение технологических процессов предприятия ООО «ЕвроХим –БМУ».
Понятие о минеральных удобрениях, содержащих питательные элементы для подкормки растений.
Экспериментальная часть: определение влаги в аммиачной селитре; определение слеживаемости аммиачной селитры. Содержание влаги в образце составило – 0,3%, рассыпчатость – 97%, слеживаемости - 3%. Обсуждение результатов эксперимента.
Подготовка учащихся к профессиональному самоопределению - одна из важных задач школы.
Создать траекторию развития школьника в выборе профессии помогает тесная связь школы с предприятием нашего района ООО «ЕвроХим-БМУ». ООО «ЕвроХИМ-БМУ» являются шефами, на базе школы создан ЕвроХим – класс. Выпускники школы на протяжении многих лет выбирают профессии связанные с химическим производством.
Одно из направлений внеурочной деятельности школьного научного общества «Потенциал» является изучение технологических процессов производства серной, фосфорной, слабой азотной кислот и сложных минеральных удобрений, исследование и изучение качества минеральных удобрений.
Предлагаю внеклассное занятие по теме: «Влияние слёживаемости аммиачной селитры на качество».
Оборудование: Весы лабораторные общего назначения по ГОСТ 24104 2-го класса
с наибольшим пределом взвешивания 200г, набор гирь Г-2-210 по ГОСТ 7328-2001, 2 класса, химические стаканы, шкаф сушильный, эксикатор, прибор для дистилляции воды, плоскодонная колба, хлопчатобумажные мешочки, стеклянная палочка, ложечки для сыпучих веществ, мерный цилиндр, аммиачная селитра марки Ч полидисперсная, серная кислота по ГОСТ 4204-77, вода дистиллированная, кассета с прессформами.
Минеральные удобрения — неорганические соединения, содержащие необходимые для растений элементы питания. Минеральные удобрения содержат питательные вещества в виде различных минеральных солей.
Минеральные удобрения выпускаются в виде порошков, гранул и растворов. Влажность промышленных удобрений (ее максимально допустимый уровень) должна составлять для азотных удобрений 0,15 – 0,35, суперфосфатов -3-4%, остальных удобрений – 1-2%. Влажность влияет на основные физико-химические свойства удобрений. [1]
Гигроскопичность (от греческого hygros- влажный и skoreo - наблюдаю) характеризуется способностью удобрений поглощать влагу из воздуха [2]. При повышенной гигроскопичности удобрения отсыревают, сильно смешиваются, ухудшается их сыпучесть и рассеваемость, гранулы теряют прочность, ухудшается качество. Гигроскопичность удобрений оценивается по 10-бальной шкале [3]. Кальциевая селитра имеет балл гигроскопичности около 9, аммиачная селитра и мочевина – 5, гранулированный простой суперфосфат 4-5, а хлористый калий 3-4. [1]
Гигроскопичность удобрений определяет способ их упаковки, условия хранения и транспортировки. Бестарное хранение допустимы только для удобрений с баллом гигроскопичности меньше 3.
Предельная влагоемкость характеризуется максимальной влажностью удобрения, при которой сохраняется его способность к хорошему рассеву туковыми сеялками.
Слёживаемость – склонность удобрений переходить в связанное и уплотненное состояние. Она зависит от влажности удобрений, размера и формы частиц, их прочности, давления в слое, условий и продолжительности хранения. Слёживаемость определяется по прочности цилиндрического образца удобрения, хранившегося при строго определенных условиях и оценивается по 7 – балльной шкале. К сильно слеживающимся удобрениям относится аммиачная селитра (степень слеживаемости II-IV). Слёживаемость удобрений можно уменьшить за счет производства удобрений в гранулированном виде с минимальным содержанием влаги (1% влажности гранулометрического продукта), защиты от поглощения влаги из воздуха при хранении.
Выполнение экспериментов.
Объекты исследования: аммиачная селитра (NH4NO3 нитрат аммония), для которой характерна высокая температурная зависимость свойств, наличие фазового перехода, вызывающего слёживаемость.
№ 1. Определение влаги в аммиачной селитре.
Сущность метода заключается в вычислении массовой доли влаги на основе разности между массой взвешенной пробы аммиачной селитры до и после высушивания при t = 1050C в течение 3 часов с последующим охлаждением. Измерения проводили при температуре воздуха равной 200 С, относительной влажности 68%.
Ход работы: для выполнения опыта необходимо подготовить химический стакан. Стакан помещали в сушильный шкаф и выдерживали при t = 1500 C в течение 30 минут, после охлаждали в течение 30 минут в эксикаторе. Стакан взвесили. Взвесили 10 г аммиачной селитры и поместили в подготовленный стакан и взвесили с точностью до второго десятичного знака. Затем стакан с пробой поместили в сушильный шкаф. Пробу высушивали при t = 700C в течение 2 часов, после чего стакан извлекли из сушильного шкафа, закрыли крышкой, во избежание поглощения влаги из воздуха, и охладили в эксикаторе, до температуры окружающей среды (она составляла 200С) в течение 30 минут после чего снова взвесили. Обработали результаты.
Массовую долю влаги ХH2O, % вычисляли по формуле:
ХH2O = m1 - m2*100/ m, где
m1 – масса стаканчика с навеской до высушивания - 54,92 г
m2 - масса стаканчика с навеской после высушивания - 54,89 г
100 - коэффициент пересчета в %;
m – масса навески соли -10 г.
ХН2О = 54,92 г – 54,89 г *100/ 10 г = 0,3 %
Содержание влаги в удобрении 0,3 %.
№ 2. Определение слеживаемости аммиачной селитры.
Слёживаемость, исследуемых образцов, аммиачной селитры проводили по методике «Экспресс-метод определения слеживаемости минеральных удобрений» ООО «ЕвроХим – Белореченские Минудобрения» 2009 [2].
Испытание пробы проводили при условии: tвоздуха = 210С; влажность воздуха 72%, атмосферное давление 750 мм. рт. ст., относительная влажность воздуха в эксикаторе 80%, tшкафа = 500С.
Ход работы:
Приготовили раствор объемом 100 мл, 20 % -ной серной кислоты, (ρ = 1,140г/см3)
Расчет производили по формулам: m (р-ра H2SO4) = V(р-ра) * W
m(р –ра H2SO4) = 100мл * 1,140 г/см3 = 114 г
m(H2SO4) = V(р-ра) * W * ρ
m(H2SO4) = 100 мл * 0,2 * 1,140 г/см3 = 22,8 г
V (H2O дистил.) = 114 г – 22,8 г = 91,2 г
Дистиллированную воду готовили в приборе для дистилляции воды. Взвесили 22,8 г концентрированной серной кислоты, отмерили мерным цилиндром 91,2 мл дистиллированной воды, кислоту тонкой струйкой влили в воду, перемешали стеклянной палочкой.
Аммиачную селитру поместили на сито диаметром 2 – 2,5 мм, отсортировали выделили фракцию приблизительно одинакового размера, взвесили на весах 60 г, поместили в плоскодонную колбу, закрыли пробкой и выдерживали при 210 С в течение 12 часов.
По истечении 12 часов образцы поместили в хлопчатобумажные мешочки, которые поставили в прессформы. Прессформы поместили в эксикатор, в котором раствор серной кислоты обеспечивал влажность 80%. Открытые образцы в эксикаторе выдерживали 60 минут.
Увлажненные таким образом образцы в прессформах установили в кассету с прессиками, сверху поставили грузы и оставили на 72 часа при комнатной температуре.
По истечению 72 часов, прессформы выдерживали 3 часа в сушильном шкафу.
Охладили образцы до t = 210 С вытащили мешочки с образцами – получили брикеты.
Для определения слеживаемости аммиачной селитры брикеты сбрасывали с высоты 5см. Отобрали и взвесили, не слипшиеся гранулы. Таким методом сделали три параллельных испытания. Расчет результатов производили по формуле рассыпчатости в %.
Х = С * 100/ m, Х – рассыпчатость в %
С – масса не слипшихся гранул – 174,6 г
m – общая, масса образцов, взятая для испытания - 180 г
Х = 174,6 г * 100/180г = 97%
Рассыпчатость составила 97%, слеживаемость – 3%.
Обсуждение результатов экспериментов.
Эти результаты на основе общепринятого механизма слеживаемости можно объяснить. Влага в веществе находится на его поверхности между гранулами удобрения в виде насыщенного раствора, образуя жидкостные мениски. При подсыхании удобрения влага из менисков удаляется в газовую фазу [5]. При полном удалении влаги между частицами удобрения образуются кристаллические мостики, которые создают прочную объемно-пространственную структуру – брикет (комки). При этом необходимо наличие в удобрении минимального количества влаги, которое может обеспечить образование комков.
Литература
1. Клевке В.Е.// Обзорная информация. Серия: Азотная промышленность. Производство аммиачной селитры. М.: НИИТЭХИМ, 1974.
2. В.М. Добра.// Методика. Экспресс-метод определения слеживаемости минеральных удобрений. ООО «ЕвроХим – БМУ». Белореченск, 2009.
3. В.М. Олевский.// Технология аммиачной селитры. М.: Химия 1978, с. 67.
4. М.В. Каталымов.// Справочник по минеральным удобрениям. М.: 1987.
5. В.Н. Кочетков.// Гранулирование минеральных удобрений. М.: 1975.
6. А.М. Кутепов.// Общая химическая технология. М.: Высшая школа, 1990.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние региональных языковых явлений на качество речи
В данной статье отмечается наличие активных процессов в современных говорах в плане сближения их с русским литературным языком. Несмотря на это, многие диалектные особенности заметно сохраняются...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-229802-1364453530.jpg)
Влияние фольклора на развитие эмоциональных качеств у детей младшего школьного возраста
Правильный подбор фольклорного музыкального репертуара...
Влияние новых образовательных технологий на качество учебного процесса.
Влияние новых образовательных технологий на качество учебного процесса....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/01/picture-277506-1375374318.jpg)
Доклад на педсовете "Современная школьная инфраструктура в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Влияние работы социокультурного центра на качество обучения и воспитания".
Доклад на педсовете о современной школьной инфраструктуре в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»....
ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ НА ПОДРОСТКОВ 10-14 ЛЕТ.
Развитие легкоатлетических скоростно- силовых качеств влияют на здоровье подростков....
ВЛИЯНИЕ СЛЁЖИВАЕМОСТИ АММИАЧНОЙ СЕЛИТРЫ НА КАЧЕСТВО.
Профессиональное самоопределение учащихся – одна из важных задач школы. Тесная связь школы с предприятием ООО «ЕвроХим –БМУ». Работа школьного научного общества «Потенциал»: изучение...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/04/picture-298601-1607105693.jpg)
Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"
Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...