Влияние региональных языковых явлений на качество речи
статья (русский язык) по теме

 

В данной статье отмечается наличие активных процессов в современных говорах в плане сближения их с русским литературным языком. Несмотря на это, многие диалектные особенности заметно сохраняются в речи носителей говоров. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние региональных языковых явлений на качество речи

Как известно, узловая точка истории и культуры — язык. Каждый регион страны отличается от других своеобразием исторического развития, а также особенностями языка, культуры, быта, духовной жизни. Именно поэтому в формировании знаний и умений подрастающего поколения необходима опора на местный языковой материал, непосредственно связанный с условиями жизни того района, края, где живут учащиеся. Использование в образовательном процессе местного языкового материала позволяет расширить языковую компетенцию.

Местные языковые явления в условиях сельской школы (и не только сельской) заметно влияют на качество речи учащихся и на общие результаты работы учителей русского языка. Учитель-словесник должен исходить из ясного представления роли местных говоров в структуре русского национального языка, об их специфике и своеобразии в сравнении  с русским литературным языком. Знание местного языкового материала должно подкрепляться умением методически обоснованно использовать этот материал как на уроках, так и во внеклассной работе.

В настоящее время отмечается наличие активных процессов в современных говорах в плане сближения их с русским литературным языком. Несмотря на это, многие диалектные особенности заметно сохраняются в речи носителей говоров. Естественно, что языковая среда не может не оказывать влияния и на детскую речь. Находясь в диалектном окружении, дети усваивают и многие характерные для него диалектно-речевые особенности. Как заметил А.В. Текучев, «местный говор является для ученика первым языком, на котором он заговорил в своей жизни и который в последующие годы беспрерывно и активно поддерживался практикой его речевого общения с окружающими».

Наиболее типичные для говора языковые черты зачастую не осознаются говорящими как нарушения произносительных и грамматических норм. Привлечь к ним внимание, принять решительные меры по их устранению в процессе усвоения учебного материала, выработать четкий критерий в отношении нормативных и ненормативных языковых явлений — прямая задача учителя.

Один из примеров таких явлений — специфический характер взаимодействия русского и украинского языков в южных районах Воронежской области. Большинство жителей данной территории говорит на украинском языке. Необходимо отметить такой факт, как практическое разграничение сферой применения русского и украинского языков. Последний функционирует в бытовой речи жителей. Официально и ономастика, и антропонимия зафиксированы на русском языке. Районные газеты также выходят на русском языке. Вероятно, можно говорить о некоторой билингвизации.

Такая местная речь — не результат порчи языка, не проявление малограмотности населения, а одна из естественных разновидностей речи народа. В то же время, в таких регионах надо настойчиво пропагандировать русский язык, так как он необходим  для дальнейшего обучения учащихся и общения с русским населением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние текущего языкового тестирования на оценку качества обучения иностранного языка.

Процесс овладения умениями и навыками складывается из промежуточных уровней, каждый предыдущий из которых становится условием достижения следующего....

Роль лексических и грамматических языковых явлений

Этот материал может быть использован для подготовки к ГИА...

Рабочая программа по русскому языку в 10 классе. Факультатив "Лингвистический анализ языковых явлений"

Программа рассчитана на 34 в год. Направлена на подготовку учащихся к ЕГЭ по русскому яхыку. В 10 классе углубляется подготовка по лексике и фразеологии, морфемике и словообразованию, морфологии и орф...

«Взаимодействие языковых явлений как основа повышения грамотности» (дополнительный курс для подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ )

Предлагаемый курс предназ­начен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 64 часа, 2 часа в неделю. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского яз...

Урок-игра в 6 классе "Фразеологизмы как языковое явление"

Методическая разработка урока (технология игровая) с презентацией...

Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"

Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...