Влияние текущего языкового тестирования на оценку качества обучения иностранного языка.
статья по теме

Гуссаова Земфира Олеговна

Процесс овладения умениями и навыками складывается из промежуточных уровней, каждый предыдущий из которых становится условием достижения следующего. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_tekushchego_yazykovogo_testirovaniya.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние текущего языкового тестирования на оценку качества обучения иностранного языка.

Гуссаова З.О.

Процесс успешного обучения предполагает умелую реализацию основных идей и задач в ходе осуществления  преподавания любой учебной дисциплины, а значит и английского языка в частности, максимальный педагогический эффект программ и учебников, эффективность методов, применяемых преподавателем. А итогом такой реализации являются результаты обучения, прежде всего по знаниям, умениям и навыкам суворовцев.

Педагогическое управление процессом обучения иностранному языку связано, главным образом, с текущем контролем, который призван регулировать процесс овладения умениями и навыками оперирования единицами языка в речи. Между тем  от качества протекания процесса овладения умениями и навыками зависит результат всей деятельности.

Процесс овладения умениями и навыками складывается из промежуточных уровней, каждый предыдущий из которых становится условием достижения следующего. Наличие таких условий устанавливается с помощью контроля.

При подготовке к экзаменам мы все чаще сталкиваемся с таким видом оценки качества обучения, как тестирование. Оценка качества обучения языку с поиском резервов эффективности учебно-воспитательного процесса может рассматриваться в трех аспектах:

- Оценка индивидуальных особенностей суворовца (learner differences).

- Оценка сложности тестового задания (task difficulty).

- Оценка условий обучения и проведения языкового тестирования (testing environment).

Проблема оценки качества обучения языку с помощью тестов всегда рассматривалась как «важная» и одновременно «опасная». «Опасность» языкового тестирования заключается в том, что любая необоснованность, неосторожность в выводах может привести к случайным заключениям, непредвиденным результатам и педагогическим последствиям.

Например, по результатам теста в формате «заполнения пропусков» можно необоснованно сделать вывод об уровне языковых способностей суворовца, потому что всегда присутствует процент угадывания ответов, а не точное знание изученного материала. Тесты, как правило, игнорируют усилия суворовцев для выполнения задания.

 Оценка индивидуальных особенностей суворовца позволяет выявлять познавательные затруднения, предупреждать суворовца и преподавателя о возможных источниках затруднений, своевременно предпринимая необходимые действия по их устранению.

Преподаватель должен быть готов:

- проверять понимание материала суворовцем,        

- применять стандартизированные тесты и интерпретировать результаты, согласно индивидуальным особенностям суворовцев,

- стимулировать речемыслительную деятельность суворовца,

- проверять самостоятельную работу суворовцев,

- отслеживать систематически допускаемые ошибки для внесения корректив в обучающую деятельность;

- создавать новые познавательные возможности для языкового развития, интеллектуального и личностного роста суворовца.

Исследования показывают, что суворовцы с недостаточным уровнем развития родного языка нуждаются в особых тестах, специально разработанных для них, т.к. обычные тесты для хорошо успевающих суворовцев не всегда способны выявить происходящие в учебном процессе сдвиги. Например: суворовцы 3 роты 3 взвода успешнее усваивают фонетические, синтаксические и семантические средства языка; и как следствие результаты тестирования на начальном этапе обучения были достаточно высокими – качество 40%. В то время как суворовцам 3 роты 4 взвода необходимо было составлять тестовые задания с учетом их продвинутости в родном языке, а затем уже в иностранном.

        Данная проблема тесно связана с индивидуальными различиями суворовцев в овладении иностранным языком. Успешность изучения иностранного языка во многом определяется тем, насколько успешно суворовцы усваивают фонетические, синтаксические и семантические средства языка.

Усвоение фонетических средств необходимо не только для адекватной артикуляции, но так же для распознавания речи на слух, правильного чтения и орфографии. Синтаксические средства важны для смыслового структурирования речевого потока. Семантические средства позволяют формировать и формулировать речевой замысел с помощью лексических средств.

Овладение лексическими средствами позволяет судить об уровне языкового развития суворовца, т.к. запас слов характеризует продвинутость обучающегося, как в родном, так и в иностранном языке. Поэтому тестирование не только иностранного, но и русского языка становится необходимым условием для оценки качества обучения иностранному языку.

Одним из аспектов оценки качества обучения языку являются познавательные затруднения суворовца. Источники познавательных затруднений крайне важны для оценки качества обучения языку, поскольку они служат причиной негативного отношения к предмету, снижения познавательной мотивации. Такие учащиеся не достаточно успешно имитируют интонацию, с трудом усваивают грамматические формы слова и синтаксический порядок, их запас слов ограничен. Характерно, что данные затруднения свойственны обучающимся как в родном, так и в иностранном языке.

Другим источником затруднений суворовцев в овладении иностранным языком являются затруднения интеллектуального характера. Одни  суворовцы предпочитают припоминать ранее усвоенный материал и при этом могут пропускать содержащиеся в материале подсказки, важные для правильного ответа. Они чаще всего пытаются понять, на какое правило разработано данное задание, и стараются найти однозначное соответствие тестового задания ранее выученному материалу. Другие, со склонностью к анализу, размышляют над тестовым материалом, внимательно анализируют задачи, рассуждают логически, но при этом могут продемонстрировать незнание программного материала. Языковое тестирование может выявить особенности интеллектуальной деятельности суворовца и отнести их к тому или иному типу.

тип учащегося

предпочтения в ситуации тестирования

Экстраверты

фиксация внимания на взаимодействии с другими

Интроверты

углубление во внутренний ресурс

Сенсорные

расчет на конкретные знания

Интуитивные

надежда на догадку и «озарение»

Думающие

логические рассуждения

Чувствующие

«эмоциональный подъем»

Организованные

действие в привычном порядке

Спонтанные

гибкое реагирование на обстоятельства

Как видно из схемы, языковое тестирование может обнаружить обучающихся анализирующих или запоминающих учебный материал, использующих в равной мере стратегии анализа и запоминания, а так же «проблемных учащихся» с познавательными затруднениями, при использовании резервов как памяти, так и мышления.

 

                          Высокий уровень анализа            

      Анализирующие                             Сбалансированные

Низкий уровень                                              Высокий уровень              

памяти                                                             памяти

      Проблемные                                      Запоминающие

                              Низкий уровень анализа

        

И, наконец, индивидуальные различия  суворовцев в ситуации тестирования проявляются в том, что если условия контроля (экзамена) соответствуют предпочитаемому способу деятельности (то есть, если они привыкли к такому виду контроля как тест), шансы на успех повышаются.

Мои наблюдения позволяют сделать вывод о том, что успешные результаты тестирования еще не говорят об успешности в овладении языком.

Наши суворовцы «схватывают» новые речевые образцы для эпизодического употребления и поэтому быстро их забывают. Но в то же время пассивный запас слов у них выше и они успешно узнают в тексте нечасто употребляемые слова. Они проявляют высокую готовность действовать в неожиданной ситуации.

Казалось бы, низкие показатели должны служить основанием для прекращения попыток овладеть иностранным языком, а наши суворовцы во многих случаях продолжают изучение языка, несмотря на невысокие результаты тестирования. Они легко вступают в дискуссию, высказывают свое мнение и оспаривают предлагаемые ключи к ответам.

Поэтому контроль и оценивание результатов учебной деятельности должны выступать «не как репрессивная мера, не как средство принуждения, не как источник возникновения противоборства между  преподавателем и  суворовцем, а как стимул к учению, как условие преодоления психологического барьера».

Суть обучающей функции текущего контроля сводится к тому, что содержание, приемы и методика контроля должны носить обучающий характер. В принципе, любое контролирующее задание, помимо контролирующей функции, упражняет  суворовцев в выполнении определенных учебных действий, тем самым, способствуя более прочному овладению этими действиями. Как правило, контролирующее задание, являясь привычным, знакомым суворовцам, всегда включает элемент новизны в содержательном и информативном плане, расширяя тем самым познавательный кругозор  суворовцев, что, в конечном счете, повышает обучающее воздействие контроля. Например, в конце второй четверти в девятых классах был проведен тест по страноведению. Результаты говорили о том, что была проведена широкая информационная подготовка суворовцев к тесту (процент качества в 4 взводе 3 роты - 55%, в 3 взводе 3 роты - 70%)

Обучающий характер заложен и в самой природе контроля, предполагающего многократную повторяемость учебных действий  суворовцами.

Важнейшим направлением в оценке качества языкового тестирования, является изучение зависимости результатов от сложности тестового задания. Исследования показывают, что сложность задания в большинстве случаев зависит от сложности языкового материала, интеллектуальной нагрузки, а также трудности достижения коммуникативной цели. В свою очередь, сложность языкового материала зависит от степени разрыва между лингвистическим материалом теста и языковыми знаниями  суворовцев. Этот разрыв приводит к интеллектуальной нагрузке.

В задании всегда выделяется цель, задача и способ ее выполнения.

Цель выполнения задания может быть:

 - коммуникативная (заказать номер в отеле по телефону);

 - лингвистическая (заполнить пропуски в предложениях с помощью правильных словоформ);

 - смешанная (внимательно прочитать текст с пропусками и, поняв содержание, вставить  подходящие по смыслу слова).  

Способ выполнения задания заключается в том, чтобы заполнить пропуски в предложении (gap filling), выбрать правильный ответ из предлагаемых вариантов (multiple choice), соединить элементы из двух или более групп (matching), заполнить пропуски в целостном осмысленном тексте, (close) и т.д.

Важным аспектом любого языкового задания является уровень его сложности, который обычно определяется с учетом интеллектуальных операций, языкового материала, дефицитом времени, специальных заданий, а также устойчивостью тестируемого  к нагрузкам. Например, если обучающимся предлагают разные виды зрительных опор, включая изображения, опорные слова и прочее, интеллектуальные операции становятся менее трудными.

Дефицит времени всегда значительно повышает сложность тестового задания, т.к. создает стресс для  суворовцев, лишая их времени для подготовки, обдумывания и исправления ошибок, поэтому каждое тестовое задание должно быть тщательно продумано и составлено.

 К сожалению, языковое тестирование в большинстве случаев пока еще используется для измерения успешности выполнения самого теста. Его содержание приравнивается к требуемому объему знаний. Для примера: на городской олимпиаде в 2007 году по английскому языку суворовцы десятых и одиннадцатых классов выполнили почти все тестовые задания стандартного типа и результаты были высокими. В то время как на республиканской олимпиаде им были предложены нестандартные задания, рассчитанные на их умение ориентироваться в ситуациях, к счастью наши суворовцы не растерялись и справились с заданием, но результаты были не очень высокими. Поэтому  мы стараемся, чтобы оценка качества обучения языку была направлена на поиск скрытых резервов, потому что эта проблема очень серьезна, и актуальность ее решения возрастает в связи с переходом школы к универсальным тестовым испытаниям в форме единого государственного экзамена по иностранным языкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тестовый контроль как инструмент оценки качества обученности иностранным языкам

Доклад на научно-методической Интернет-коференции "Актуальные проблемы модернизации образования: теория и практика."...

Виды языковых и коммуникативных игр для обучения иностранному языку

Данный материал об эффективности применения коммуникативных и языковых игр на уроках английского языка в процессе формирования коммуникативных компетенций и вторичной языковой личности....

Обучение в сотрудничестве как средство повышения качества обучения иностранному языку.

Представлен опыт технологии  обучения в сотрудничестве.Рассмотрены разнообразные варианты данной технологии....

Тестирование - объективная оценка качества обучения физики. (тезисы)

Тестовая проверка знаний является наиболее технологической и экономичной формой контроля знаний учащихся по физике, позволяет качественно измерить уровень знаний учащихся. Сегодня тест-это современный...

Возможности предоставляемые информационно-образовательной средой для повышения качества обучения иностранным языкам»

Сообщение на тему " Возможности предоставляемые информационно-образовательной средой для повышения качкства обучения иностранным языкам"...

Виды языковых и коммуникативных игр для обучения иностранному языку в начальной школе

Виды языковых и коммуникативных игр для обучения иностранному языку в начальной школеЦель работы:Исследовать дидактический  потенциал  языковых и коммуникативных  игр для обучения англи...

Обучение в сотрудничестве как средство повышения качества обучения иностранному языку.

Данная посвящена методам и приёмам обучения в сотрудничестве....