Тестирование - объективная оценка качества обучения физики. (тезисы)
статья по физике по теме

Тестовая проверка знаний является наиболее технологической и экономичной формой контроля знаний учащихся по физике, позволяет качественно измерить уровень знаний учащихся. Сегодня тест-это современный, мобильный, очень эффективный, демократичный и широко распространенный метод проверки знаний, умений, навыков, качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test_publikaciya_-_kopiya.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

В связи с необходимостью подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ актуальным стало использование на уроках физики тестов.

Любой учитель заинтересован в успехе своих учеников на Едином государственном экзамене. Залогом успеха является хорошая подготовка к экзамену, прежде всего учителя, который сможет надлежащим образом подготовить к ЕГЭ своих учеников. Учитель сталкивается с проблемами подготовки к занятиям, а ребята – с проблемами отсутствия необходимого уровня предметной обученности, неумением отвечать на тестовые вопросы, подготовки и выполнения домашних работ, эмоциональные моменты, не позволяющие ученику «собраться» при сдаче экзамена в непривычных условиях. Кроме того, вопрос  систематического контроля за качеством обучения является одним из самых основных в управлении учебно-воспитательного процесса.

Тестовая проверка знаний является наиболее технологической и экономичной формой контроля знаний учащихся по физике, позволяет качественно измерить уровень знаний учащихся.

Но существуют мнения, что тесты не могут проверить умение синтезировать знания. Они дают подсказки в виде вариантов ответов и преимущество натасканным школьникам перед творчески мыслящими.

Но сегодня тест-это современный, мобильный, очень эффективный, демократичный и широко распространенный метод проверки знаний, умений, навыков, качеств личности.

Тест вместе с тем - эта особая система заданий и вопросов, на которые должен ответить учащийся.

Тест (от англ. Test) означает испытание, исследование.

Тесты бывают психологические, педагогические, медицинские, социологические и др.

На  уроках физики, как правило, используются педагогические, как средство контроля знаний и умений, притом средство прогрессивное.

Виды педагогических тестов:

-критериально-ориентированный;

-нормативно- ориентированный.

Многие учителя могут самостоятельно составлять небольшие диагностические задания в виде тестов для осуществления быстрой обратной связи,  с целью отслеживания качества усвоения учебного материала, индивидуального темпа продвижения ученика по усвоению нового знания. Ознакомив учеников с типовыми конструкциями тестовых заданий, учитель сможет сформировать у них необходимые навыки выполнения тестовых заданий, и они практически не будут тратить время на понимание инструкции по их выполнению. Во время таких тренировок отрабатываются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции ида самоконтроля, формируются навыки мыслительной деятельности, умение мобилизовать себя в решающей ситуации, управлять собственными эмоциями. При этом основную часть работы с целью тренировки желательно проводить в случаях не столь эмоционально напряженных как экзамен или контрольная работа. Это может проходить в форме домашнего задания, самопроверки, взаимопроверки. Чаще всего в школах используют готовые тесты, составленные специалистами. В настоящее время издается множество сборников тестовых заданий, которые учитель может использовать в работе с учащимися целиком или частично. Особенно привлекательны такие тесты, где предусмотрена оценка различных видов учебно-познавательной деятельности школьников:   репродуктивной, репродуктивно-продуктивной и продуктивной.

 Общие подходы к созданию тестов:

- роль спецификации теста;

-создание перечня формулировок диагностируемых конечных целей изучения предмета;

-параллельность различных вариантов теста.

Использование тестов. К тестам обращаются При изучении нового - для актуализации знаний, на которые нужно опереться (для этого проводят тесты - минутки);

При текущем контроле - для проверки усвоения проходимого материала (применяют также тесты - минутки);

При экзаменационной аттестации.

Но весьма полезны тесты, составленные самими учащимися.

Ценность их определяют две причины:

во-первых, они нужны в школе и в классе как средство контроля,

во-вторых, при их создании происходит осмысление изученного, развитие комплекса мыслительных операций, умение работать с информацией и перекодировать ее, формулировать вопросы.

Дидактические требования к тестам.

Они должны обладать следующими качествами. Быть валидными, т.е. измерять именно тот показатель знаний или умений, который нужен, однозначными, т.е. все читающие их должны одинаково понимать условие, простыми, т.е. каждое задание должно содержать один вопрос,достоверными, т.е. быть в русле научных представлений, соответствующими учебной программе, т.е. содержать только изученные по программе термины, формулировки; выполняться на основе пройденного материала.

Варианты должны быть одинаковыми по трудности.

Сейчас всё чаще проводятся мониторинги обученности в системе «Знак», основной частью которых являются тесты.

Эта система контроля очень мобильна, сразу же даёт возможность объективно оценить деятельность как ученика, так и учителя.

Существенной особенностью мониторинга является определение общей обученности школьников. Обученность - это глубинная характеристика личности учащегося и одновременно показатель успешности усвоения знаний, умений и навыков учебной деятельности, готовности к продолжению образования. Обученность определяет обучаемость школьника т.е. как диагностическая величина характеризуется еще и прогностичностью процесса образования.

                  Как известно, наиболее общей характеристикой измерения успешности обучения до сих пор является так называемый процентный показатель успеваемости учащихся, который в последнее время чаще используется в формулировке «процент обученности учащихся». Данный показатель учитывает процентное отношение учащихся, успевающих по определенной дисциплине, к общему количеству учащихся класса. С позиции информационной теории обучаемость — это способность человека с определенной скоростью и точностью воспринимать, запоминать и преобразовывать информацию разного вида: понятийно-образную и словесно-изобразителъную.

                  Другим показателем является процент качества знаний учащихся (на «4» и «5»). Опыт показывает, что, несмотря на серьезную критику пресловутой «процентомании»,  в школах не отказались от необходимости формализации измерения качества знаний и используют оба этих показателя

Важными достоинствами тестов являются полнота проверки знаний и умений учащихся, обнаружение развития способностей учащихся, объективность определения уровня достижений учащихся, возможность обоснованного перевода количества правильных ответов на вопросы теста в оценку.

Поэтому каждому учителю в повседневной работе необходимо использовать элементы тестовых технологий в сочетании с другими традиционными формами оценки качества знаний учащихся.

По мнению ученых подобные психотехнические навыки не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, но и позволяют более успешно вести себя во время экзамена, мобилизовать себя в стрессовой ситуации. Очевидно, что корректная оценка используемых для разных типов контроля тестов и  обоснованная шкала оценки каждого такого тестирования должна служить не только показанием усвоения учащимися того или иного материала, но и являться достаточно мощным стимулирующим фактором самооценки. Особенно возрастает значимость подобных оценок, если их анализируют в системе с другими контрольными параметрами по разным видам деятельности. Возможность такого анализа дает наиболее продуктивные результаты при наличии в системе работы учителя элементов рейтинговой системы оценок качества знаний, умений и навыков учащихся.

Тестирование использую для корректировки и контроля знаний, при изучении нового материала, повторения, закрепления изученного.
   
Для повышения эффективности данной методики необходимо:
-применение тестов в системе;
- при составлении конспекта урока планировать этап, на котором было бы логично проведение теста; 
- не выполнять тесты без предварительной проверки теоретических знаний учащихся; 
-использовать разноуровневые тесты.
- обеспечить самостоятельность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тестовый контроль как инструмент оценки качества обученности иностранным языкам

Доклад на научно-методической Интернет-коференции "Актуальные проблемы модернизации образования: теория и практика."...

Анализ сформированных профессиональных компетенций - путь к объективности оценки результатов обучения.

Существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения оказывает оценка знаний учащихся.Оценка результатов обучения – установление соответствия имеющихся у учащихся знаний, умений и...

Влияние текущего языкового тестирования на оценку качества обучения иностранного языка.

Процесс овладения умениями и навыками складывается из промежуточных уровней, каждый предыдущий из которых становится условием достижения следующего....

Оценка качества обученности воспитанников

Мониторинг отрожает основные знания, умения и практические навыки которые должен преобрести ребенок в результате освоения образовательной программы "Ритмика и танец"....

Мониторинг оценки качества обученности учащихся 7 класса по обществознанию.

Определение качества подготовки учащихся 7 классов по обществознанию за первое полугодие....

«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»

«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»...

Использование родителями результатов оценки качества обучения школьников

Эссе о позиции родителей по оценке качества обучения в средней школе...