Главные вкладки

    Анализ сформированных профессиональных компетенций - путь к объективности оценки результатов обучения.
    методическая разработка по теме

    Панасова Зоя Никифоровна

     

    Существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения оказывает оценка знаний учащихся.

    Оценка результатов обучения – установление соответствия имеющихся у учащихся знаний, умений и навыков предварительно планируемым.

    Преодолеть формализм в оценке труда обучающихся возможно, если сущность оценки будет выражена в системе сформированных профессиональных компетенций, т.е. будет учтена полнота, обобщенность, системность, действенность и прочность знаний.

    Формирование умений – важнейшая задача, стоящая перед мастером профессионального  обучения...

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon analiz_prof_kompetenciy.doc56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Анализ сформированных профессиональных компетенций – путь к объективности оценки результатов обучения.

    Существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения оказывает оценка знаний учащихся.

    Оценка результатов обучения – установление соответствия имеющихся у учащихся знаний, умений и навыков предварительно планируемым.

    Преодолеть формализм в оценке труда обучающихся возможно, если сущность оценки будет выражена в системе сформированных профессиональных компетенций, т.е. будет учтена полнота, обобщенность, системность, действенность и прочность знаний.

    Формирование умений – важнейшая задача, стоящая перед мастером профессионального  обучения.

    Для формирования сложной системы умений необходимо предусмотреть постепенно нарастающую степень обобщения, систематизации изученного материала, применения их в знакомой и новой ситуациях. Успешное овладение умениями обеспечивается соединением обучения с производительным трудом, развитием технической самостоятельности и творческого подхода обучающихся к выполнению учебно-производственных заданий в умении планировать выполнение различных приемов, осуществлять контроль изделий, подготавливать к работе оборудование, инструменты, выполнять работу на оборудовании; в соблюдении требований безопасности труда; в умении предвидеть возможные отклонения и ошибки при выполнении работ.

    Так как знания учащихся характеризуют собственно познавательный эффект обучения, связанный с полнотой, глубиной проникновения в сущность изучаемых предметов и явлений, то качественные характеристики знаний могут выступать как критерии оценки результатов усвоения, если будут выделены уровни сформированности каждой качественной характеристики знаний, их показатели.

    Специальные и общие умения, вырабатываемые на уроках теоретического и производственного обучения, могут быть сформированы на разных уровнях, каждый из которых имеет свои показатели.

    Достижения учащимися I уровня умений предполагает сформированность специальных  и общих умений и позволяет творчески применять знания в новых и стандартных ситуациях.

    Достижение учащимися II уровня умений предполагает недостаточное развитие специальных умений и умений рационального учебного труда. Учащиеся допускают ошибки при выполнении заданий, требующих сформированности всех видов умений. Однако достижение этого уровня не препятствует дальнейшему освоению учащимися учебного материала.

    III уровень умений свидетельствует о несформированности всех видов умений, деятельность совершается путем проб и ошибок. Уровень сформированности выделенных видов умений влияет на результаты усвоения предмета в целом.

    Формализм и субъективизм в оценке труда учащихся возможно преодолеть, если будут выделены единые критерии оценки знаний, обеспечивающие единый и всесторонний подход к оцениванию. Отсутствие критериев оценки знаний как единицы сравнения (эталона) приводит к тому, что один и тот же ответ одна и та же письменная работа оценивается по-разному преподавателями и мастерами производственного обучения. Однако критерии оценок могут использоваться в практике оценивания только при условии, если будут выделены конкретизирующие их показатели, соотнесенные с оценками «5», «4», «3», «2», «1».

    Производственное обучение.

    Итоговая положительная оценка по производственному обучению не может быть выставлена, если учащийся не умеет:

    1. заправлять универсальные и специальные машины, производить мелкий ремонт машины и регулировку стежка;
    2. применять основные трудовые приемы;
    3. разбираться в деталях кроя;
    4. подбирать нужный номер игл и ниток;
    5. исправлять дефекты, возникающие в процессе работы и устранять их;
    6. соблюдать требования безопасности труда.

    Оценка «5» выставляется, если учащийся умеет:

    1. самостоятельно планировать работу, рационально организовывать рабочее место, применять передовые методы и приемы работы;
    2. выполнять и перевыполнять установленные нормы времени;
    3. разбираться в деталях кроя;
    4. подбирать нужный номер иглы и ниток;
    5. наносить рисунок на ткань;
    6. соблюдать технические условия при выполнении работы;
    7. исправлять дефекты и предвидеть их;
    8. экономно расходовать материалы, фурнитуру, электроэнергию, бережно относиться к оборудованию;
    9. устранять мелкие неполадки при работе на универсальной и специальных машинах (регулировка, мелкий ремонт и настройка на нужную технику шва);
    10. осуществлять контроль за качеством выполняемой работы и готового изделия;
    11. пользоваться технической документацией и инструкционно-технологическими картами по отдельным узлам изделия;
    12. соблюдать требования безопасности труда.

    Кроме указанных выше показателей, учитываются следующие: проявление интереса к избранной профессии, новой технике, технологии, организации труда, выполнение более сложных и необязательных заданий, постоянное стремление решать поставленные задачи творческого характера, готовность оказать помощь товарищу, добросовестное выполнение поручений мастера.

    Оценка «4» выставляется, если учащийся умеет:

    1. самостоятельно планировать работу (возможна несущественная помощь мастера), правильно организовывать рабочее место, применять передовые методы и приемы работы;
    2. выполнять установленные нормы времени;
    3. разбираться в деталях кроя;
    4. подбирать нужный номер игл и ниток;
    5. соблюдать технические условия при выполнении работы;
    6. предвидеть различные дефекты и устранять их;
    7. экономно расходовать материал, фурнитуру, электроэнергия, бережно относиться к оборудованию;
    8. устранять мелкие неполадки при работе на универсальной и специальных машинах (регулировка, мелкий ремонт и настройка на нужную технику шва);
    9. осуществлять контроль за качеством выполняемой работы и готового изделия;
    10. пользоваться технической документацией и инструкционно-технологическими картами по отдельным узлам изделия (при чтении узла по схеме возможны затруднения);
    11. соблюдать требования безопасности труда.

    Кроме указанных выше показателей, учитываются следующие: проявление интереса к избранной профессии, новой технике, технологии, организации труда, выполнение более сложных и необязательных заданий (хотя и эпизодическое) решать поставленные задачи творческого характера, готовность оказать товарищу помощь, добросовестное выполнение поручений мастера, аккуратность, отношение к труду.

    Оценка «3» выставляется, если учащийся умеет:

    1. планировать работу с несущественной помощью мастера;
    2. организовать рабочее место с отдельными несущественными ошибками;
    3. выполнять установленные нормы времени (возможны замедления в темпе работы);
    4. выполнять задание (возможны некоторые нарушения технологии, исправляемые с помощью мастера);
    5. разбираться в деталях кроя;
    6. подбирать нужный номер игл и ниток;
    7. соблюдать технические условия с несущественными ошибками, исправляемыми мастером;
    8. указать причины допущенных дефектов и способы их устранения с помощью мастера;
    9. не всегда рационально расходует материал, фурнитуру, электроэнергию;
    10. устранять мелкие неполадки с помощью мастера;
    11. осуществлять контроль за качеством выполняемой работы и готового изделия с помощью мастера;
    12. соблюдать требования безопасности труда.

    Кроме указанных выше показателей, учитываются следующие: проявление интереса к избранной профессии, новой технике, технологии, организации труда, добросовестное выполнение поручений мастера, экономное (неэкономное) расходование фурнитуры, электроэнергии, неаккуратность в работе.

    Оценка «2» выставляется, если учащийся умеет:

    1. планировать работу;
    2. организовать рабочее место без существенных ошибок;
    3. выполнять установленные нормы времени;
    4. разбираться в деталях кроя;
    5. устранять дефекты, указанные мастером;
    6. устранять мелкие неполадки;
    7. осуществлять контроль за качеством выполняемой работы;
    8. соблюдать требования безопасности труда.

    Оценка «1» выставляется, если учащийся умеет:

    1. планировать предстоящую работу даже с помощью мастера;
    2. выполнять самые простые виды работ;
    3. осуществлять контроль качества продукции;
    4. соблюдать требования безопасности труда.

    Выявить и оценить знания возможно различными средствами контроля. К ним относится все то, что может способствовать выявлению и оцениванию результатов обучения. Объективность оценки будет достигнута при применении строго определенных заданий, вопросов, которые бы обнаружили сформированность знаний, умений. Выполнение следующих заданий будет свидетельствовать об обобщенности и системы знаний. Например:

    1. Работа с журналами мод. Подобрать модель для торжественных случаев.
    2. Почему для летних вариантов подходит натуральный шелк, а не шерсть?

    С той же целью предлагаются задания, позволяющие оценить такие показатели, как сформированность умений самооценки и самоконтроля. Дело в том, что наряду с контролем и оценкой со стороны мастера п/о и преподавателя, стихийно осуществляется процесс контроля и оценки самим учащимся.

    Оценочные действия мастера и преподавателя формируют самооценку учащихся. Поэтому необходимо, во-первых, ознакомить учащихся с показателями определяющими оценку, во-вторых, организовать оценочную деятельность учащегося, руководить ею. Умение самому контролировать свою работу – одно из проявлений самостоятельности и условие, повышающие успешность обучения.

    Самоконтроль – умение самостоятельно находить и предупреждать ошибки в собственной деятельности и оценивать свои результаты, сравнивая их с эталонным уровнем, отвечающим требованиям учебных программ. Самоконтроль должен проводиться систематически на всех этапах самостоятельной деятельности: в начале преподаватель или мастер производственного обучения комментирует выставляемые оценки и привлекает к анализу всех учащихся (фронтальный самоконтроль); затем организует взаимоконтроль, при котором учащийся содержательно  (на основании критериев и их показателей) оценивает знания товарища (взаимоконтроль); и наконец, учащийся по единым критериям и их показателям оценивает свои знания (индивидуальный самоконтроль).

    Развитие познавательной активности и познавательного интереса учащихся возможна при помощи введения опережающих заданий и заданий на выбор.

    Опережающие задания – особая форма организации познавательной деятельности учащихся при изучении материала темы или ее части вопросов, отвечающих интересам некоторых учащихся, которые подготавливают добровольно. Мастер производственного обучения осуществляет руководство подготовкой учащегося, выполняющего опережающее задание. Система опережающих заданий с последовательно нарастающей сложностью позволяет сформировать у учащихся готовность к самообразованию. Для создания системы опережающих заданий мастер производственного обучения должен выделить серии вопросов-заданий. Например:

    1. Из эскизного ряда или журнала мод выбрать модель для разработки.
    2. Изучить модель и в соответствии с ее анализом выбрать лекала базовых конструкций.
    3. Разработать чертеж конструкции модели в масштабе 1:1, нанести на него все конструктивно-декоративные линии в соответствии с эскизом.
    4. Изготовить муляж модели.

    Сущность задания на выбор состоит в том, что учащимся одновременно предлагается не одно, как обычно, а два или три задания разной сложности, из которых каждый ученик может выбрать любое. Поставленный перед необходимостью выбора задания, учащийся определяет свою позицию к процессу приобретения знаний. В этих условиях ситуация выбора пробуждает инициативу, умственную активность и самостоятельность. Использование двух (трех) заданий на выбор создает ситуацию, при которой обеспечивается полноценное усвоение программного материала, но предложение наряду с обычным тренировочным упражнением второго (третьего) задания повышенной трудности создает дополнительные возможности не только для осуществления развивающего обучения, но и для оценки указанных выше личностных качеств учащихся.

    Например, на уроке можно предложить учащимся на выбор задания (выбирается одно задание):

    1. Разработать чертеж конструкции в изделии с рукавами рубашечного покроя.
    2. Разработать чертеж конструкции изделия с рукавами покроя реглан по эскизу.
    3. Разработать чертеж конструкции плечевого изделия с втачными рукавами.

    Введение заданий на выбор требует специальной обучающей работы, направленной на формирование у учащихся навыка оценки сложности заданий. Введение описанных выше методических приемов и заданий не только формирует самостоятельность, познавательную активность и познавательный интерес, готовность к самообразованию, но и создает условия, в которых возможно оценить личностные качества, влияющие на оценку знаний, умений учащихся, т.е. учесть косвенные показатели при оценке знаний.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Оценка результатов обучения и личностного развития детей

    В данном материале представлены методики и критерии оценки результатов обучения и личностного разтития детей учащихся ....

    Тестирование - объективная оценка качества обучения физики. (тезисы)

    Тестовая проверка знаний является наиболее технологической и экономичной формой контроля знаний учащихся по физике, позволяет качественно измерить уровень знаний учащихся. Сегодня тест-это современный...

    Контроль и оценка результатов обучения в школе

    В виде презентации.Актуальность темы обусловлена тем, что оценка  и проверка достижений школьников является одной из важнейших задач педагогической деятельности учителя....

    доклад «Применение тестовой технологии на уроках ОБЖ для оценки результатов обучения учащихся»

    Доклад на совещании методического объединения на тему: «Применение тестовой технологии на уроках ОБЖ для оценки результатов обучения учащихся»....

    ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

    В данной работе рассматривается проблема измерения и оценивания результатов обучения....

    Традиционные и новые средства оценки результатов обучения

    из опыта работы учителя историиРост эффективности обучения напрямую связан с повышением качества оценки успехов обучающихся. Традиционные средства контроля позволяют выявить уровень усвоения треб...

    Использование сервисов WEB 2.0 для обучения, контроля и оценки результатов обучения.

    Использование сервисов Web.2.0  для обучения, контроля и оценки результатов обучения (тестовый контроль).Описание методического маршрута:  Методический маршрут познакомит учителей с формами ...