Главные вкладки

    Использование родителями результатов оценки качества обучения школьников
    статья на тему

    Корпачёв Вячеслав Викторович

    Эссе о позиции родителей по оценке качества обучения в средней школе

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Корпачёв Вячеслав Викторович

    Использование родителями результатов внутришкольного оценивания, экзаменов и мониторинга

           Самыми важными получателями и пользователями результатов оценки качества образования школьников являются, конечно, родители учащихся. Именно для них важнее всего, по моему мнению, знать, как учатся их дети, какие недостатки и проблемы у них существуют, какое отставание и в каких дисциплинах выявляют измерительные приборы, применяемые в оценках знаний и учебных умений их детей. Родители — самые заинтересованные потребители оценивающей и мониторинговой информации.

            Для родителей учащихся самое важное — знать текущий уровень успеваемости своего ребёнка, поэтому текущее, промежуточное (четвертное) оценивание находится (должно находиться!) постоянно в поле зрения родителя. Введение системы электронных журналов в московских школах есть очень важный шаг в направлении информирования родителей о качестве знаний своих детей.

          Открытый доступ к информации об успеваемости своего ребёнка даёт родителям мощное средство контроля за текущим учебным процессом, в котором участвует ребёнок, позволяет оценить текущие пробелы в знаниях, уделить больше внимания работе именно над теми дисциплинами и предметными темами, которые, как говорится, больше всего «западают» у ученика. Кроме того, наличие канала связи со школой, с классным руководителем, с учителями-предметниками позволяют родителю быть, как говорится, на проводе (через электронную связь в электронном журнале в системе Московского регистра качества образования), каждодневно справляться об учебной деятельности ребёнка, о его успехах и , что важнее — неудачах, провалах, затруднениях.

            Родитель, который находится в курсе дела по проблеме текущей успеваемости ребёнка, может выстроить — хотя бы на эмпирическом уровне — определённую программу помощи ребёнку в тех или иных предметах, которые труднее всего ему даются, особенно если учащийся находится уже на пороге перехода из средней в старшую школу или на пороге выпуска из старшей школы и когда перед ним встаёт проблема жизненного и профессионального самоопределения, выбора жизненного пути, а перед родителем проблема - «что дальше делать, как наиболее оптимально выбрать и определить траекторию пути, траекторию развития моего ребёнка? Как не ошибиться в выборе этого пути — ему, ребёнку, и мне — его родителю?».

           И здесь на помощь родителям приходит ещё один инструмент оценивания качества знаний ребёнка — итоговое оценивание — выпускные экзамены, проводимые в современной российской школе в формате ОГЭ (9-е классы) и ЕГЭ (11-е классы). При всём различии мнений об эффективности этих форм итоговой проверки знаний и умений учащихся, при всех спорах об их релевантности в контексте нашей современной системы образования и — шире — социальной ситуации в стране и в отдельных регионах России — нельзя не признать, что, при прочих равных условиях — при относительно полной открытости, прозрачности и честности проведения этих экзаменов, процедурной однородности их организации и проведения, они дают достаточно объективную картину качества обучения, полученного учениками в нашей школе.

          Конечно, эта объективная картина необходима педагогическому сообществу, руководству страны, всему обществу. Но одному сегменту общества она просто жизненно важна, как воздух — родителям. Несмотря на все, часто подсознательные желания родителей представить своих детей — и  в своих глазах и в глазах окружающих — лучше, умнее, чем они есть, родитель, заинтересованный в реальном жизненном успехе своего ребёнка, в том, чтобы помочь ему по-настоящему определиться в жизни, никогда не откажется от того, чтобы объективно и беспристрастно оценить результаты его, ребёнка, его сына или дочери, по итогам его обучения. Именно объективность и беспристрастность оценки качества обученности выпускника по итогам ЕГЭ и привлекает на сторону этого экзаменационного формата многих родителей, часто и выражающих недовольство недостатками ЕГЭ — некорректность некоторых заданий и возможная многозначность ответов (это бывает довольно часто в предметах социогуманитарного цикла, где зачастую отсутствуют однозначные ответы), субъективность педагогов-экспертов при проверке заданий той части ЕГЭ, где требуются развёрнутые письменные ответы учеников, нервозная атмосфера накануне и во время приёма ЕГЭ, сбивающая с толку школьников и не позволяющих им набрать тот балл, который, как считают родители и сами дети, они заслуживают.

                  Но, по сути дела, именно итоговая аттестация учащихся в форме ОГЭ и ЕГЭ осталась единственным объективно значимым инструментом, позволяющим родителям со знанием дела выбрать дальнейший профессиональный путь своего ребёнка. Уже заранее, как я могу судить по практике работы в школе, сами ученики и их родители готовятся сдавать в качестве экзамена на ЕГЭ ту дисциплину, которая будет профильной для выпускника при поступлении в высшее учебное заведение по той или иной специальности. Другое дело, что при этом — особенно в 10 и 11 классах — недостаточно внимания уделяется другим дисциплинам, они остаются за кадром внимания ребёнка — и часто и его родителя, но эта проблема скорее вызвана безальтернативностью ЕГЭ в данных условиях образовательной системы и её можно было решить, введя, например,  показатель среднего балла по аттестату при поступлении в высшее учебное заведение — наряду с учётом показателей ЕГЭ.

          Кроме этих, экзаменационных форм контроля знаний ребёнка, умному и заинтересованному в успехах своего ребёнка родителю интересно и важно знать вообще ту среду, в которой учится его ребёнок — как эта среда влияет на него, учителей, которые обучают его ребёнка в школе, уровень профессиональной компетенции — да и личностно-деловых качеств. Поэтому информационная открытость образовательного пространства есть непременный компонент системы «школа-родитель». Проведение независимых мониторингов знаний и умений учащихся, доступных родителям, анкетирование школьников, учителей и родителей, дни открытых дверей в школе — тоже, по-моему, часть процесса общего мониторинга школы и образовательной среды со стороны наиболее заинтересованных потребителей образовательного продукта (после детей, да и то не уверен!), открытое интернет-пространство школы, школьных сообществ (группы дополнительного образования, кружки, секции, методические объединения) и самих учителей (личные сайты учителей и электронные портфолио, выложенные в открытом доступе) — все эти многообразные и разнородные данные дают родителям, может быть, и во многом мозаичную, но красочную, многоцветную, многоаспектную и во много верную, адекватную картину состояния образовательной среды, педагогического сообщества, того окружения, в котором ребёнок проводит большую часть своего детства и отрочества, и которое оказывает огромное влияние на его личностное, духовно-нравственное и когнитивное развитие.

            Если родитель видит какие-то проблемы в состоянии образовательной среды, в квалификации педагогов, обучающих его ребёнка, то он в состоянии и должен принять те или иные меры — обратиться к администрации, в совет школы, лично к педагогу, в вышестоящие органы управления образования. При этом грамотный и справедливый родитель начнёт, конечно, с себя и со своего чада — а может быть, в его неудачах и неуспеваемости виноват он сам и виноват его родитель, не уделяющий достаточно внимания своей самой важной обязанности — воспитанию своего ребёнка, постоянному и неусыпному контролю за его школьной динамикой. Конечно, бывает и так, что проблемы ученика носят внешний характер — но ведь для того, чтобы это понять, и нужна предельная открытость образовательного пространства, школьной среды обучения и воспитания, нужна постоянная взаимосвязь школы и родителей. Родитель должен просто-напросто держать руку на пульсе школьной жизни, а не заглядывать в школу по большим праздникам да на родительские собрания (а иной раз получается, что родитель бывает в школе два раза за время обучения там своего отпрыска — 1 сентября в первом классе и 25 мая в 11 классе). Но для того, чтобы родитель чувствовал и реагировал на этот пульс школы, необходимо, чтобы он, этот пульс, был в наличии.

       Работа школы должна быть прозрачной; текущий и периодический мониторинг как качества обученности, так и образовательной среды — внутренний, внутришкольный и внешний, независимый, и создаёт биение этого пульса.  

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    тестовый контроль как инструмент оценки качества обученности иностранным языкам

    Доклад на научно-методической Интернет-коференции "Актуальные проблемы модернизации образования: теория и практика."...

    Использование ИКТ для повышения качества обученности школьников среднего и старшего звена

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА...

    Участие в конкурсах, как результат оценки качества реализации программы.

    Оценить качество реализации программы (определить уровень достижения планируемых результатов при освоении программы) позволяет участие обучающихся в выставках и конкурсах различного направле...

    статья "Участие родителей в оценке качества образования школьников"

    «УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»Винокурова Людмила Андреевна, ГОУ СОШ № 121,  заместитель директора по УВР, г. Санкт-Петербург АннотацияРешение проблемы пов...

    Выступление на заседании педагогического совета школы Тема «Творчество учителя на современном уроке с использованием инновационных технологий как важное условие повышения качества обучения школьников в условиях реализации ФГОС»

    Данное выступление, поднимает проблему творчества на современном уроке. В работе даны примеры из опыта работы учителя истории, однако используя предложенный алгоритм, возможно использовать его и на др...

    Рейтинговая оценка качества знаний школьников

    Система выставления оценок не может существовать сама по себе. Она должна быть естественной частью всей системы обучения. От того, насколько органично встроены оценки в процесс обучения, во многом зав...