Межпредметная связь химии с валеологией.
статья по химии по теме

Черепанова Лариса Николаевна

Важнейшей задачей школы, является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Здоровый образ жизни должен стать подлинным искусством, призванным улучшить жизнь в плане сохранения здоровья, повышения образовательного и культурного уровня, а также формирования ответственного поведения. Для достижения этих целей необходим новый творческий подход к обучению детей и подростков основам здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _doklad_cherepanova.docx14.38 КБ

Предварительный просмотр:

 Межпредметная  связь  химии  с   валеологией.

учитель  химии  Черепанова Л.Н.,

МБОУ «Основная общеобразовательная Сорокинская школа»

Актуальность выбранной темы  определяется тем, что в связи с современными тенденциями развития общества становится очевидным, что школа нуждается в такой системе обучения, которая удовлетворяла бы образовательной потребности каждого учащегося в соответствии с его склонностями и интересами. При этом меняется и сам характер учебного процесса: он строится как совместная поисковая деятельность учителя и ученика, направленная на постижение последним тайн изучаемой науки в процессе решения им цепи учебных проблем. Таким образом, очевидно, что требованиями времени является отказ от преобладающего традиционного типа обучения и переход к иному ориентированному на развитие самостоятельности и творческих способностей учащихся в соответствии с новыми взглядами на роль личности в жизни общества. Таковым признано проблемное обучение. Потому сегодня проблемное обучение должно носить не только внутрипредметный, но и межпредметный характер и быть направлено на межпредметную интеграцию знаний учащихся и способов их действия. Ко всему прочему в последнее время речь все чаще идет не об отдельных школьных предметах, а о направлениях или областях (естественнонаучном, гуманитарном, техническом и др.), это объединение предлагает взаимосвязь и взаимодополняемость учебных дисциплин.

Помимо этого приоритетной становится проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся.  Перед системой образования встали новые задачи: воспитать отношение к здоровью как ценности, дать теоретические знания и сформировать умения применять их в практической жизни. Именно учитель на сегодняшний день является единственной реальной личностью, способной на научной основе приобщить к здоровому образу жизни детей и взрослое население. Однако специалистов-валеологов для реализации этой идеи недостаточно, что делает целесообразным внедрение валеологического материала в процесс изучения традиционных учебных дисциплин, в том числе химии, которая образует один из важнейших блоков в системе валеологических знаний. Так как в основе всех проявлений жизнедеятельности лежат химические процессы, протекающие в организме человека, химия должна выступать теоретической базой, на основе которой формируются понятия о механизмах и путях сохранения и укрепления здоровья.

Ребенок, как правило, не знает, как вести разумный образ жизни. Этому его надо учить. Вот почему здоровье – это главный результат воспитания, развития интеллекта, заложенный в детстве родителями и педагогами.

Один из путей формирования здоровья – это валеологизация учебного процесса. Валеологическое сопровождение образовательного маршрута – это деятельность учителя, направленная на создание условий, соответствующих развитию конкретного ребенка.  Валеология – это область научных знаний о сохранении, укреплении и формировании здоровья. Эти знания включают в себя элементы биологических, химических, медицинских, экологических, гигиенических знаний.

Важнейшей задачей школы,   является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Здоровый образ жизни должен стать подлинным искусством, призванным улучшить жизнь в плане сохранения здоровья, повышения образовательного и культурного уровня, а также формирования ответственного поведения. Для достижения этих целей необходим новый творческий подход к обучению детей и подростков основам здорового образа жизни.  

Такое обучение должно:

 - вестись с использованием позитивной концепции здоровья;

 - использовать новейшие образовательные подходы и методы;

 - разработать систему урочных учебных проблем на связь химии с валеологией;

 - способствовать познавательной активности и заинтересованности учащихся при изучении химии и на полноту усвоения ими знаний;

 - раскрыть единство неорганического и органического мира, влияния деятельности человека на окружающую среду и формирование на этой основе убеждённости в необходимости бережного отношения к природе;

 - раскрыть двойственную роль химической промышленности по отношению к человеку и природе;

 - раскрыть особенности научно-технического прогресса с позиций  охраны природы;

 - вооружить школьников практическими умениями и навыками.

Реализация валеологического образования осуществляется по нескольким направлениям:

 1) освоение содержания валеологического компонента на уроках химии;

 2) изучение содержания данного компонента в ходе индивидуально-  групповых занятий учащихся, посредством организации проектной и исследовательской деятельности школьников;

 3) реализация валеологического воспитания при проведении внеклассных мероприятий.

 В нашей стране к настоящему моменту вышло в свет много новых учебников по неорганической химии 8-9 классов средней школы, появляются энциклопедии для детей различного возраста, занимательная и научно-популярная литература. Однако результаты проведенного анализа их содержания с целью определения наличия информации прикладного (в частности, валеологического) характера показали ее отсутствие особенно в учебных изданиях, которыми обеспечиваются все школьники, изучающие химию. Некоторые книги занимательного и научного характера содержат прикладной материал, но он вводится как правило, не в основной текст, а дается в виде сносок, заметок на полях, часто под рубрикой «Знаете ли вы, что…» и рассчитан только на проявление заинтересованности отдельно взятым фактом, подчас не объясняя его с научной точки зрения. К тому же следует учитывать, что такого рода литература является дополнительной, и далеко не каждый ученик ее пользуется и порой знает о ее существовании. Авторы различных массовых учебников не приводят информации валеологического значения, если не принимать за таковую сведения о применении различных неорганических веществ в промышленности, сельском хозяйстве, быту, которые заложены программой.  В любом случае всякий учитель знает, что такие сведения необходимы и они сообщаются, но, как правило, с целью привлечения внимания и проявления интереса учащихся к химии как к науке и как к учебному предмету, и зачастую они преподносятся в виде фактов межпредметного содержания, выявляя связи химии с биологией, географией, историей, другими дисциплинами.

Однако существует возможность осуществления межпредметных связей химии с валеологией при изучении химии, в частности неорганической.  

Существует ряд тем, таких как «Пищеварительная система» (отдельно «Стоматология»), «Вредные привычки», «Природа и человек», которые систематически из года в год изучаются в курсе валеологии, а на уроках химии в большей или меньшей степени все учителя знакомят учащихся с использованием знаний по химии в быту, промышленности, сельском хозяйстве, включая те или иные сведения в содержание уроков.

Так, например,  при формировании у учащихся на уроках химии в 8 классе понятия о важнейших классах неорганических соединений (оксидах, кислотах, основаниях, солях) создаются предпосылки реализации межпредметных связей химии с валеологией – формируются понятия об основных компонентах пищи и питательных веществах, последовательности расщепления пищи, заболевания желудочно-кишечного тракта и ошибках в питании.

При формировании на уроках валеологии понятий о личной гигиене, основах безопасного поведения, о предупреждении травм и приемах оказания первой помощи реализуются межпредметные связи с опорой на знания учащихся, полученные, в основном, при изучении тем «Кислород. Оксиды. Горение» и «Вода. Растворы. Окисление».

Усвоение на уроках химии понятие о тепловом эффекте химических реакций, экзо-  и эндотермических реакциях обеспечивает  обогащение знаний школьников об энергетическом обмене и терморегуляции.                          

При изучении на уроках химии в 9 классе свойств веществ элементов VI-IV А групп периодической системы Д.И. Менделеева возникают предпосылки для реализации межпредметных связей химии с валеологией при формировании понятий об общественной гигиене, экологически чистых продуктах, влиянии загрязнения воды, воздуха, почвы на здоровье человека. Но зачастую работа по внедрению валеологических сведений на уроках химии проводится учителем без какой-либо системы в отношении отбора материала и выбора методов изучения, сообщаемые сведения изобилуют фактами, которые учащиеся стараются не столько осмыслить, сколько запомнить. Поэтому необходима систематизация материала и методов его подачи, закрепления и контроля. Валеологизация преподавания химии расширяет кругозор учащихся, пробуждает интерес к предмету и желания в дальнейшем  изучении. Взаимосвязь валеологии с химией, стимулирует учащихся к изучению химии, её роли в быту, в повседневной жизни. Учащийся осознают, зачем им нужен предмет химии.

     На уроке (8кл.) при ознакомлении с химическими элементами показывается таблица «химический состав человеческого организма». Ученики видят, что в организме содержится почти вся таблица Менделеева, в том числе такие, казалось бы, опасные для здоровья элементы, как свинец, ртуть, мышьяк и др. Они делают вывод, что все полезно в меру -  недостаток и избыток любого элемента может стать опасным для здоровья.

Химия располагает большими возможностями в воспитании у учащихся неприятия к алкоголизму, наркомании и токсикомании. В 10 классе в теме «Спирты», учитель рассказывает о проблеме алкоголизма, о наибольшей уязвимости нашего организма к алкоголизму.

На уроках химии легко устанавливаются межпредметные связи с биологией, валеологией, физиологией, экологией. Валеологизация уроков приобщает учащихся к исследовательской работе.

Валеологизация ненавязчиво погружает учащихся в широкий круг проблем, решаемых наукой, показать ее возможности, вызывает желание участвовать в их решении. Например:

  1. Рассказать о вреде нитратов в продуктах питания. Объяснить опасность избыточного содержания нитратов. Как с этим бороться.
  2.  Рассказать о вреде поливинилхлорида. Ученики приводят свои примеры, о том, как уменьшить их (поливинилхлорида) использовании в быту.

Валеологизация сосредотачивает внимание учащихся на изучение не только химии, но и на самих себя. Например, в 11 классе в разделе «Белки. Нуклеиновые кислоты» дополнительно изучается тема «Витамины». Ученики сами рассказывают, что происходит при авитаминозе, где витамины содержатся.

Химия и валеология, самым тесным образом связаны друг с другом, потому что все, что мы едим, все, что носим на себе, чем пользуемся: моемся, красимся, все предметы быта, окружающие нас - это химия. Все, что нас окружает в природе и дома, в той или иной форме влияет на наше самочувствие, настроение и наше здоровье.  Валеологические компоненты на уроках химии - это формирование у учащихся представлений о взаимосвязях состава, строения и свойств веществ, роль  химии в повседневной жизни, развитии народного хозяйства, промышленности, необходимости сбережения окружающей среды, природы, воспитание культуры общения с химическими веществами в быту, в трудовой деятельности.

  1. Валеологическая направленность уроков химии помогает учащимся лучше, сознательнее беречь здоровье от различных химических стимуляторов, таких как лекарственные препараты, наркотики, алкоголь, никотин и другие токсические вещества.

       Cистема методов изучения наук используется в равной степени и при изучении химии, и валеологии, что, в свою очередь, позволяет устанавливать межпредметные химико-валеологические связи не только на основе содержания этих дисциплин, но и на основе методов их изучения, что будет способствовать более глубокой и полной химико-валеологической интеграции. К тому же следует учитывать и тот факт, что в учебном процессе изучения одного предмета и химии, и валеологии, как правило, методы обучения взаимодействуют друг с другом. Поэтому принято говорить не об использовании того или иного метода, а об эффективном сочетании их, которая определяется дидактической целью, содержанием учебного процесса, возрастными особенностями, подготовленностью класса и другими менее значительными факторами.

Также необходимо учитывать, что валеологию учащиеся начинают изучать уже в 5-ом классе (в некоторых школах уже в 1-ом классе), а химия, как и прежде, вводится в учебный план позднее всех других естественно-научных дисциплин – с 8-го класса. Таким образом, создается трехгодичный разрыв наук, что влечет за собой трудности в осуществлении связи между ними. Это усугубляется тем, что в связи гуманитаризацией образования произошло сокращение числа часов на изучение химии. Ко всему прочему в контексте исследования необходимо отметить, что в СМИ распространяется мнение об отрицательной роли химии, которую представляют основной причиной всех экологических проблем и в связи с этим ухудшающимся состоянием здоровья населения. Это способствует усилению хемофобии в обществе и боязни и нежеланию изучать данный предмет.

Однако и химия, и валеология нуждаются в дополнительном материале из соответствующей смежной дисциплины, поскольку при осуществлении в процессе изучения химии межпредметных химико-валеологические связей следует учитывать и тот факт, что валеология, в отличие от химии, является относительно «молодой» наукой (ее появление относят к 1980 году), в следствие чего не до конца изученной. Постепенное внедрение валеологических знаний в процесс изучения химии через реализацию межпредметных химико-валеологических связей скорее позволит обратить внимание на состояние своего здоровья, пересмотреть отношение к нему, заставит школьников задуматься над своим образом жизни. С другой стороны, изучение химии на основе интеграции ее с валеологией будет способствовать повышению заинтересованности химией в процессе ее обучения, повышению мотивации к ее изучению, появится осознанность получения химических знаний, поскольку химия, по мнению самих учащихся, является сложным предметом из-за довольно большого числа абстрактных понятий и терминов, которые под час школьникам непросто запомнить, если они не осознают их надобность в дальнейшем, их прикладную значимость.

Таким образом, подчас складывается впечатление, что изучение химии не интересно и сложно, но обязательно и необходимо. Однако, с другой стороны, если насытить школьный химический материал информацией, которая заинтересует учащихся, это не значит, что химию начнут учить и будут ее знать: информацию выслушают,  некоторые – запомнят, часть - воспользуется, но химические понятия так и останутся не усвоенными и не понятыми.

    Добиться намеченных результатов позволит обучение, строящееся на проблемной основе, ориентированное на развитие самостоятельной индивидуальной деятельности и творческих способностей в соответствии с новыми взглядами на роль личности в жизни общества и склонностями учащегося.

     Сегодня всем ясно, что венец творения природы – человек – не может развиваться , не зная цели и смысла своего существования. Поэтому процесс развития ребенка в педагогических системах интенсифицируется.

Валеологизация  уроков  химии – это не только фактор мотивации познавательной деятельности ученика. Они создают благоприятные возможности для воспитания у детей положительной мотивации на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Помогают усвоить практические знания и навыки, связанные с поддержанием и укреплением здоровья. Эффективность валеологического образования детей оказывается более высокой, так как их нервная система более пластична, а существующие у них жизненные установки еще не достаточно прочны.

В  заключении можно сделать  такие  выводы:

  1. Валеологический компонент успешно можно включить в изучении химии.
  2. Валеологическая направленность уроков химии помогают учащимся лучше, сознательнее беречь свое здоровье от различных химических веществ, таких, как наркотики, алкоголь, никотин и другие токсические вещества.
  3. Ученики стараются вырабатывать в себе сознательное отношение к вредным привычкам, учатся вести здоровый образ жизни.

В плане интеграции химических и валеологических знаний благоприятен и тот факт, что химия — экспериментальная наука. Она служит мощным инструментом исследования и познания процессов, протекающих в живых системах, поэтому при обучении химии в школе важно акцентировать внимание на формировании у учащихся целостного восприятия химических процессов, которые лежат в основе триады «молекула — клетка — организм». Интеграция химических и валеологических знаний предусматривает творческое переосмысление всего содержания школьного курса химии.

 Урок химии может способствовать одновременно и интеллектуальному развитию школьника, и сохранению его физического статуса. Другими словами, школьные химические знания должны помогать адаптации учащегося и увеличивать резервы его здоровья.

Литература:

  1. Колесникова М.Г. Изучение уровня валеологической готовности учащихся и педагогов // Валеология. №3. 2009. С.25-28.
  2. Колесникова М.Г. Валеологический анализ школьных уроков // Валеология. №3. 2010. С.45-53.
  3. Основы валеологии. Г.Л.Билич, Л.В.Назарова.Санкт-Петербург, 2008 г.
  4. Выбор методов обучения в средней школе./ под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Педагогика, 2011г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по валеологии "Знакомься твое тело"

Занятие из цикла "Здоровым быть здорово" для воситанников начальных классов VIII вида....

Конспект занятия по валеологии "Зачем человеку кости?"

Занятие из цикла "Зоровым быть здорово" для воспитанников начальных классов VIII вида....

Валеология на уроках и внеклассных мероприятиях в начальной школе.

Методические рекомендации.Практические занятия программы валеологического цикла "Быть здоровым".Тесты, задания, опросники.Уроки, беседы, праздники, викторины, состязания, турниры.     ...

Занятие по валеологии: Культура движения.

Занятие формирует валеологическую и информационную компетентности: в сфере самостоятельной познавательной деятельности; критического мышления; развитии умения анализировать; устанавлении ...

Здоровьесберегающие технологии или кружок "Юный валеолог.".

В школе работаю с детьми в кружке "Юный валеолог". Работаю с авторской методической разработкой по здоровьесберегающей технологии, согласованной с администрацией школы и врачом.Учащиеся нашей школы - ...

Авторская рабочая программа по валеологии для 5 классов.

основные материалы по валеологии, здоровьесбережению в школе. Программа состоит из двух частей (теория и практика)....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ВАЛЕОЛОГИИ 5 КЛАСС.

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ "ОРГАНЫ ЧУВСТВ. АНАЛИЗАТОРЫ."...