Лабораторная работа "Общие свойства металлов"
учебно-методический материал по химии (11 класс) по теме

Мифтахова Надежда Ивановна

Предлагаем студентам экспериментально изучить химические свойства ме-таллов разной активности и сделать вывод о связи между положением метал-ла в ряду и его реакционной способностью. По ходу выполнения опытов  уча щиеся заполняют таблицу в тетрадях для практических работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 6

Тема: Общие свойства металлов.

Дидактическая цель:  создать условия для применения  студентами знаний и умений в знакомых и новых учебных ситуациях.

Образовательные цели: на практике познакомить учащихся с химическими свойствами металлов разной активности; установить связь между положени-ем металла в ряду активности и его химическими свойствами; повторить типы химических реакций.

Развивающие цели: развивать общеучебные умения и навыки (заполнение таблицы, грамотное проведение эксперимента, моделирование процесса, вы-деление главного), внимание, мышление (прогнозирование продуктов реак-ции); продолжить формирование умения записывать уравнения химических  реакций.

Воспитательные:  развивать навыки общения в группе

Основные правила безопасности при выполнении эксперимента

  1. Содержите свое рабочее место в чистоте и порядке, работайте внимательно и аккуратно.
  2. Соблюдайте тишину, не отвлекайте товарищей.
  3. Не пейте и не принимайте пищу в лаборатории.
  4. Приступайте к выполнению задания только тогда, когда четко уяснили цели, задачи и ход проведения эксперимента, строго следуйте всем ука-заниям преподавателя.
  5. Осмыслите основные этапы проведения опыта. Проверьте наличие не-обходимого оборудования и реактивов на рабочем месте перед началом работы.
  6. Сухие вещества берите шпатылем, жидкие реактивы набирайте пипет-кой; наливая жидкость из склянки, держите емкость этикеткой к ладони. Категорически запрещается брать реактивы руками.
  7. НЕ сливайте инее ссыпайте ошибочно взятый избыток какого-либо ре-актива в ту емкость, из которой он был взят.
  8. Не пробуйте вещества на вкус.
  9. При попадании на кожу кислот смойте их большим количеством воды и обработайте пораженное место нейтрализующим веществом (5%-10%

-ным раствором соды).

 10. При попадании реактивов на одежду смойте их большим количеством воды и используйте нейтрализующее средство по указанию учителя для каждого конкретного случая.

11.После окончания работы сдайте рабочее место преподавателю или дежур-        ному студенту.

     Актуализация знаний

Предлагаем студентам вопросы:

1.Что такое ряд активности?

2.По  какому принципу металлы расположены в этом ряду?

3.Какие химические свойства характерны для металлов, стоящих в этом ряду активности до водорода и после него?

4.Какие признаки металлов вам известны?

5.Где находятся металлы в Периодической системе химических элементов    Д.И. Менделеева?

6.Что такое химическая реакция?

7.Какие типы химических реакций вам известны?

Предлагаем студентам экспериментально изучить химические свойства ме-таллов разной активности и сделать вывод о связи между положением метал-ла в ряду и его реакционной способностью. По ходу выполнения опытов  уча щиеся заполняют таблицу в тетрадях для практических работ.

Результаты изучения некоторых химических свойств металлов разной активности

Название

опыта

Исходные вещества

Условия реакции

Признаки реакции

Уравнения

реакций

Вывод

Организуем в группах выполнение химического эксперимента. Предлагаем инструкцию.

Инструкция по выполнению работы

  1. В пробирку  с порошкообразным железом аккуратно добавьте несколь-ко капель соляной кислоты. Наблюдайте происходящее явление и за-полните табдицу. Какой газ при этом выделился? О чем это свидетель-ствует?
  2. В пробирку аккуратно налейте несколько миллилитров раствора суль-фата меди (||), добавьте гранулу цинка, наблюдайте появление красного налета на поверхности цинка. Заполните таблицу.
  3. К медным стружкам аккуратно прилейте несколько капель соляной кислоты. Если признаки протекания реакции? Заполните таблицу.
  4. Наблюдайте опыт, демонстрируемый преподавателем: взаимодействие кусочка лития с водой. Обратите внимание на выделение газа. Заполните таблицу.
  5. Сделайте общий вывод.

Студенты в группах проводят опыты, иллюстрирующие свойства металлов: взаимодействие с кислотами и солями. При этом они применяют знания в знакомой ситуации (пункты 1,2 инструкции), в измененной (пункт3) и в новой (пункт 4,5). Заполняют таблицу и формулируют выводы.

Информация о домашнем задании и рефлексия

Закончить уравнения реакций, написать их в ионном виде:

Mg +H3PO4

K2O+H2SO4

Fe+AgNO3

Вопрос: как связано положение металла в ряду активности с его природой и химическими свойствами?

Критерии оценок:

Оценка лабораторных работ производится по следующим критериям:

Оценка 5  ставится, если учащийся самостоятельно выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведе-ния опытов, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и акку-ратно выполняет все записи, оформляет таблицу, делает выводы, отвечает на вопросы.

Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но были допущены два-три ошибки в написании уравнений реакций.

 Оценка 3 ставится, если студент правильно понимает химическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению материала. Работа выполнена не полностью.

Оценка 2 ставится, если студент не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил много ошибок.  Работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, наблюдения производились неправильно.

Оценка 1 ставится, если учащимся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований правил безопасного труда.

Перечень ошибок

Грубые ошибки

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения  химичес-ких знаков, физических величин, единиц их измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для написания уравнений реакций, решения задач и объяснения физических  и химических явлений решения.

5. Неумение провести опыт, написать уравнения химических реакций. необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

1. Неточности формулировок, определении, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

2. Ошибки в условных обозначениях.

3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

Практическая работа №

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»

Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания и умения по химии металлов при проведении качественных реакций на металлы.

Вариант 1

В трех пробирках даны следующие вещества в твёрдом виде:

                                                   а) Хлорид бария

    б) Гидроксид натрия

  в) Карбонат натрия

При помощи химических реакций определите, в какой пробирке находится каждое из веществ. Для распознавания данных соединений растворим  их в воде. После этого добавим по каплям во все пробирки раствор серной кисло-ты. По результатам  визуальных наблюдений сделаем вывод о соединениях, находящихся в пробирках.

Решая задачу, заполните таблицу:

№ пробирки

Ход работы

Уравнения

реакций

Реактив,

определяющий

вещество

Вывод (ответ)

Практическая работа №

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»

Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания и умения по химии металлов при проведении качественных реакций на металлы.

                                                        Вариант 2

В трёх пробирках даны следующие вещества в твёрдом виде:

а) нитрат серебра

    б) Гидроксид натрия

  в) Карбонат натрия

 При помощи химических реакций определите, в какой пробирке находится каждое из веществ. Для распознавания данных соединений растворим  их в воде. После этого добавим во все пробирки раствор соляной кислоты. По рез-ультатам визуальных наблюдений сделаем вывод о соединениях, находящися в пробирках.

 Решая задачу, заполните таблицу:

№ пробирки

Ход работы

Уравнения

реакций

Реактив,

определяющий

вещество

Вывод (ответ)

Практическая работа №

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»

Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания и умения по химии металлов при проведении качественных реакций на металлы.

Вариант 3

В трёх пробирках даны следующие вещества в твёрдом виде:

а) Карбонат кальция

                                                       б) Нитрат бария

                                                       в) Сульфат натрия

При помощи химических реакций определите, в какой пробирке находится каждое из веществ. Для распознавания данных соединений растворим  их в воде. После этого добавим во все пробирки раствор соляной кислоты. По рез-ультатам визуальных наблюдений сделаем вывод о соединениях, находящих-ся в пробирках.

 Решая задачу, заполните таблицу:

проби

рки

Ход работы

Уравнения

реакций

Реактив,

определяющий

вещество

Вывод (ответ)

Практическая работа №

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»

 Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания и умения по химии металлов при проведении качественных реакций на металлы.

                                                  Вариант 4

В трёх пробирках даны следующие вещества в твёрдом виде:

    а) хлорида алюминия

                                                       б) Нитрат бария

                                                       в) Сульфат меди

При помощи химических реакций определите, в какой пробирке находится каждое из веществ. Для распознавания данных соединений растворим  их в воде. После этого добавим во все пробирки раствор щелочи натрия. По рез-ультатам визуальных наблюдений сделаем вывод о соединениях, находящих-ся в пробирках.

Решая задачу, заполните таблицу:

№ пробирки

Ход работы

Уравнения

реакций

Реактив,

определяющий

вещество

Вывод(ответ)

   

     

Оценка лабораторных работ производится по следующим критериям:

Оценка 5  ставится, если учащийся самостоятельно выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведе-ния опытов, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и акку-ратно выполняет все записи, оформляет таблицу, делает выводы, отвечает на вопросы.

Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но были допущены два-три ошибки в написании уравнений реакций.

 Оценка 3 ставится, если студент правильно понимает химическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению материала. Работа выполнена не полностью.

Оценка 2 ставится, если студент не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил много ошибок.  Работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, наблюдения производились неправильно.

Оценка 1 ставится, если учащимся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований правил безопасного труда.

Перечень ошибок

Грубые ошибки

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения  химичес-ких знаков, физических величин, единиц их измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для написания уравнений реакций, решения задач и объяснения физических  и химических явлений решения.

5. Неумение провести опыт, написать уравнения химических реакций. необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

1. Неточности формулировок, определении, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

2. Ошибки в условных обозначениях.

3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общие свойства металлов(урок-семинар в 9 классе по изучению нового материала)

Данный материал поможет учителю, особенно молодому, провести первый урок по теме "Общие свойства металлов", используя технологию работы в группах, самостоятельной работы учащихся по приоб...

Урок химии в 9 классе с использованием ЭОР "Общие свойства металлов"

Урок изучения нового материала по теме "Общие свойства металлов" с критериями самооценки выполненной работы....

Урок химии в 9 классе с использованием ЭОР "Общие свойства металлов"

урок изучения нового материала с использованием ЭОР с критериями самооценки выполнения работы...

Практическая работа №2 По теме: «Общие свойства металлов и их соединений».

Цель работы: изучение химических свойств металлов и их соединений.Задачи работы:Закрепить знания о химических свойствах металлов: взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.Эксперимента...

Контрольная работа по теме «Общие свойства металлов»

Контрольная работа по теме «Общие свойства металлов» в четырех вариантах для учащихся 9 классов....

Контрольная работа по теме: «Общие свойства металлов, галогены"

Проверочная работа проводится с целью  определения уровня знаний учащихся по теме: «Общие свойства металлов, галогены»...