Подготовка к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии на тему

Амирова Альфия Харисовна

Работа содержит рекомендации по подготовке к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_podgotovke_k_ege.docx31.35 КБ

Предварительный просмотр:

Единственный путь, ведущий к  знанию, — это деятельность. Б.ШОУ

        

Тестовые технологии как средство подготовки к ЕГЭ

Российское общество предъявляет сегодня школе  новые требования. Переход старшей школь на профильное обучение и новый для российской  школы формат итоговых испытаний - единый государственный экзамен (ЕГЭ) — сделали более очевидной  необходимость комплексного подхода к системе оценивания.

Сложившееся сегодня противоречие между традиционными формами промежуточного контроля знаний  учащихся (опрос устный, письменный) и итоговым  тестированием в рамках единого государственного  экзамена обусловливает важность создания системы тестового контроля в процессе всего курса обучения в  средней общеобразовательной школе.

Использование тестовой методики контроля является одним из средств повышения уровня обученности  учащихся и подготовки к ЕГЭ.

Хотя ни одна реформа нового времени не встречала такого открытого неприятия самыми широкими слоя ми населения России, как ЕГЭ, в пользу тестирования  можно привести следующие аргументы.

• Тесты позволяют свести к минимуму субъективность учителя и объективно оценивать знания обучающихся.

  • С помощью тестов возможна быстрая проверка наличия некоторого объема зафиксированной информации в памяти учащегося.
  • Тесты выявляют «зону ошибок учащихся» (с целью ее последующей ликвидации).
  • Тесты как средство индивидуального и дифференцированного подхода в обучении предоставляют возможность обучающимся работать в своем темпе, на своем уровне сложности.
  • Создают каждому обучающемуся ситуацию успеха.
  • Применение тестов способствует повышению качества обучаемости по предмету.
  • В ходе работы с тестом учащиеся реализуют самоконтроль и самооценку своей учебной деятельности.
  • Тестирование развивает наблюдательность и смекалку.

Тестирование целесообразно применять как форму текущего контроля знаний и умений учащихся - это позволит им приобрести опыт работы с тестами и станет залогом успешности подготовки к ЕГЭ.

Работа с обучающимися строится по-разному, в зависимости от уровня учебных возможностей группы и сложности изучаемого материала. Это может быть и короткое индивидуальное повторение учебной темы перед самостоятельной работой, и коллективная работа с комментариями учителя о последовательности выполнения. Тесты позволяют научиться самоконтролю - самой гуманной форме контроля знаний, а также повышают соревновательность — эффективное средство усиления учебной мотивации.

Контроль качества обучения по его результатам является обязательным компонентом учебного процесса. Он осуществляется в результате выявления соответствия уровня усвоения знаний учащимися на момент окончания обучения в средней школе государственным  стандартам.

Существуют методы и приемы успешной сдачи теста, которым можно научиться. Они включают  в себя следующие моменты:

  1. Прием «движение по спирали».
  2.   Жесткий контроль времени.

Прием «движение по спирали» является первым  необходимым приемом для успешного ответа на задания, относящиеся к типу «тест с ограничением времени», и состоит в следующем:

1. Сразу просмотреть весь тест от начала до конца (ориентировка в тесте):

а)  отметить для себя те задания части А, которые кажутся простыми, понятными и легкими; именно эти задания необходимо выполнять первыми (то, что можно  выполнить с ходу, без особых усилий и раздумий);

б)  пробежать глазами часть В и отметить про себя 2—3 задания, которые вами поняты (к ним можно перейти, когда закончите с заданиями части А);

в)  просмотреть задания части С - один пример этой части всегда можно решить без особого напряжения, отметить для себя данный пример и перейти к нему сразу же после выполнения части В.

  1. Вернувшись к части А, выполнить все задания, которые можно решить сразу.
  2. После этого просмотреть данный раздел еще раз и попробовать выполнить те задания, способ решения которых представляете.

Если в части А вы «застряли» на каком-то примере  необходимо засечь время и не тратить на этот пример  более 2 мин., после чего оставить его и перейти к следующему. Такие «подходы» к каждому нерешенному  примеру необходимо сделать несколько раз.

Это и есть «движение по спирали» - многократное  возвращение к нерешенным примерам и выбор тех из них, решение которых созрело к данному моменту.

Если ориентироваться на тройку, то после того, как  вы решили все, что смогли, в части А, необходимо  попробовать решить что-то из части В (те самые 2-3 задания, которые были намечены во время ориентировки  в тесте), возможно, после выполнения этих заданий  удастся получить «4».

При ориентации на метод «жесткий контроль  времени» необходимо помнить о том, что:

  1.   на решение части А можно потратить 30-35 мин. (все, что не успели решить за это время, необходимо пока оставить);
  2.   за 40—50 мин. необходимо решить все, что удастся, из части В;
  3.   1 ч можно посвятить заданиям части С;
  4.   в оставшееся время (если вы чувствуете, что ни В, ни С вам больше не одолеть) необходимо вернуться к части А и решить все, что осталось или получается решить.

Выдержать график такой работы сможет только тот выпускник, который приучен три часа без перерыва заниматься химией с полной отдачей. Часто школьники отказываются продолжать работу с тестом после 1,5 ч.: «устал», «не могу больше», «не соображаю», «не хочу». Отсутствие привычки напряженно работать 3 ч подряд без перерыва - одна из важных причин низкого качества написания теста многими школьниками. Учащиеся привыкли работать или «выдерживать» 40-45 мин. урока, максимум —1,5 ч., если в школе практиковались сдвоенные уроки. Но при этом между уроками всегда оставался 10-минутный перерыв, которого нет на ЕГЭ. Интенсивно работать 3 ч без перерыва не может большинство школьников. К такому режиму необходимо приучать, тренировать таким образом, чтобы 1,5 ч работы проходили на одном дыхании.

Н

еобходимо проводить проверку результатов сразу после решения задания, а не «если останется время». Надо научить школьников после решения задания снова внимательно перечитать текст его условия (что нужно было найти?), поскольку в условии может содержаться требование выполнения каких-либо дополнительных действий с ответом до его записи: найти сумму корней, произведение корней, количество целых ответов и тому подобное. В школьных учебниках таких дополнительных действий с ответами практически нет, поэтому многие школьники просто не обращают внимание на эти дополнительные условия, записывая, при верно решенном задании, неправильный результат в бланк ответа.

Техническая подготовка к ЕГЭ нарушает традиционные установки: в отличие от традиционных контрольных работ, верное и качественное выполнение теста (в частях А и В) не требует никакого оформления. Чем меньше и короче записи, чем больше выполнено в уме, тем выше будет результат, поскольку больше времени останется на работу с самим заданием.

Совершенствование преподавания химии в настоящее время возможно по следующим направлениям:

-        уделять особое внимание формированию базовых знаний и умений тех учащихся, которые не ориентированы на более глубокое изучение химии при продолжении образования, и обеспечить возможностью изучения предмета на повышенном уровне тех учащихся, которые имеют высокую учебную мотивацию;

-        больше времени отводить на содержательное раскрытие химических понятий, показ возможностей применения теоретических знаний для решения различных задач;

—        систематически отрабатывать различные способы и алгоритмы решения задач с применением химических формул, формировать умения учащихся работать с периодической системой химических элементов, таблицей растворимости;

  • наряду с традиционными методами и формами проверки знаний, умений и навыков учащихся включать тестовые формы контроля различной тематики, включающие разные по форме задания (с выбором ответов, с краткой записью ответа, с развернутым ответом);
  • для обеспечения прочного усвоения всеми учащимися минимума содержания на базовом уровне включать на каждом уроке задания части А в раздаточные материалы для слабо подготовленных детей, отрабатывать эту группу задач;
  • применять уровневую дифференциацию - различным по уровню подготовленности учащимся в ходе обучения ставить посильные учебные задачи и добиваться их выполнения с помощью дидактических средств (наглядных пособий, раздаточных материалов и другого) и современных технологий (в частности, групповыми формами работы);
  • создавать положительную мотивацию для усвоения минимума, содержания на базовом уровне у всех учащихся, показывать слабым учащимся посильность задач и необходимость их выполнения, продумывать элементы самоконтроля, учить выпускников оценивать полученные при решении результаты;
  • ставить специальные задачи хорошо подготовленным учащимся (предусмотреть наличие раздаточного материала повышенного уровня сложности – с применением варьирования исходных данных задачи,
    нестандартной постановки вопросов, использования различных трактовок понятий); при обучении решению задач повышенного уровня сложности особое внимание уделять процессу поиска решений, а не показу готового алгоритма или стандартных процедур;
  • проводить с учащимися контрольные и самостоятельные работы, приближенные по типу заданий к  «формату» ЕГЭ (на 1-2 урока), после изучения каждой темы;
  • использовать на уроках раздаточный материал с проверкой основных приемов и специальных методов решения простейших математических уравнений, при изучении функций опираться на их графическое изображение;
  • систематически повторять изученные ранее темы параллельно с изучением нового материала.

Подготовка к ЕГЭ не должна подменять систематическое изучение химии и, как любая традиционная  подготовка, должна быть обеспечена планомерным  повторением, обобщением и систематизацией знаний из различных разделов курса, варьированием стандартных условий задач, рассмотрением новых типов заданий. Домашние задания должны быть подобраны  различного уровня сложности для каждой группы учащихся (слабых, средних и сильных).

        

Основные виды и формы деятельности педагогов по подготовке обучающихся к ЕГЭ:

- «прорешивание»  вариантов тестов прошлых лет и демоверсий;

- размещение тестовых заданий на школьном сайте с последующим обсуждением;

-  использование  материалов ФИПИ с прорешиванием отдельных блоков и заданий;

-  использование  материалов курсовой подготовки экспертов;

-  индивидуальные занятия;

-  тесты – тренажеры на дисках;

-  диски с заданиями «Сдаем ЕГЭ»;

- рекомендации журнала «Химия в школе»;

- использование сайтов  «Готовимся к ЕГЭ», «Решу ЕГЭ химия» и другие ресурсы Интернет;

-  подготовительные курсы в вузах;

-  интерактивное тестирование;

-  тренировочное тестирование; репетиционные работы по системе Статград;

-  элективные курсы по подготовке к ЕГЭ; ФКЧ;

-  модульные технологии;

-  самоподготовка;

-  система мониторинга.

ПРОБЛЕМЫ:

- разный уровень мотивации у уч-ся на большой объем работы по подготовке к ЕГЭ;

- «принуждение» к выбору предмета со стороны родителей;

- спонтанный выбор предмета («попробовать», может повезет);

- на всякий случай, запасной вариант;

- различный уровень подготовки для сдачи в форме ЕГЭ;

- низкая эффективность работы с тестами по причине индивидуальных особенностей;

- низкая готовность к решению расчетных задач;

- отсутствие МТБ в кабинетах для системной работы с тестами, в том числе в формате ЕГЭ;

- отсутствие интереса к любому виду учебной деятельности.

 

Рекомендации:

  1. невнимательность при выполнении заданий с «отрицанием» и на 2 суждения * читать вопрос внимательно, чтобы понять, что спрашивается.
  2. ЧАСТЬ А.

- уметь выделять заведомо неверные ответы, чтобы уменьшить выбор;

- анализ данных с массивами информации * если  одно из в-в в массиве не подходит, не следует проверять остальные в нем.

- закономерности изменения свойств х/э и в-в в ПСХЭ – определенные сложности

- виды химической связи

- свойства оксидов

- путают факторы влияния на скорость х/р и смещение химического равновесия

- методы получения органических веществ и их свойства.

     3.  ЧАСТЬ В

         - не читают рекомендации перед заданием:

         В1 – В 5 – установление соответствия 4*4, указывают либо меньше, либо больше,

         - В6- В8 – должна быть представлена последовательность 3 цифр, указывают либо меньше, либо больше,

         - гидролиз.

     4.  ЧАСТЬ С

        - ОВР – теряют коэффициенты,

        - обратить внимание на соединения хрома и марганца,

        - ошибки в цепочках превращений,

        - не знают внешние признаки качественных реакций,

        - не указывают побочный продукт в уравнениях реакций.

         Рекомендации:

  1. Умение организовать свое время

Часть А – 2-3 мин. на задание.

Часть В – до 5 мин. на задание.

Часть С – до 10 мин. на задание

Провести занятия на отработку учебно-организационных умений.

  1. Более высокие требования к уровню подготовки выпускников.

Важные понятия: 

скорость химических реакций, химическое равновесие, ОВР, РИО, виды гибридизации, механизмы протекания реакций, генетическая связь между классами органических и неорганических веществ;

расчетные задачи:

- вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей;

- расчеты массы ( объема, кол-ва в-ва) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке;

- нахождение молярной массы в-ва и его молекулярной формулы.

      3.  Система действий при выполнении заданий С4 и С5.

           - общая формула соединения или общая формула класса в-в;

           - уравнение х/р с коэффициентами;

           - выполнение расчетов и формулировка ответа.

           * Знакомство с методикой оценивания ответа.

      4.  Рассмотрение кодификатора КИМов. Выделение тех разделов, которых        нет в ГОСах, но включены в Кимы. Продумать систему заданий с уч-ся.

       5.  Появление новой типологии заданий, ориентированных на логическое мышление (два суждения, соответствие); повышение уровня сложности, предполагающих осуществление большего числа учебных действий, чем в задании с выбором ответа. Продумать систему работы с уч-ся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...