Урок активизации познавательной деятельности учащихся Тема: «Реакции разложения» 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Дзукаева Светлана Леонидовна

17 февраля  2014 г. мною был дан открытый урок химии в 8 классе СОШ № 38 г. Владикавказа для учителей химии школ  РСО-Алания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx252.14 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ №1 С. КАМБИЛЕЕВСКОЕ

Урок активизации познавательной деятельности учащихся

Тема: «Реакции разложения»

8 класс

Автор: учитель высшей категории химии/биологии

 Дзукаева Светлана Леонидовна

Февраль 2014 г.


Тема урока: «Реакции разложения»

Цель: познакомить учащихся с понятием «реакции разложения».

Задачи:

  1. Научить учащихся распознавать реакции разложения и соединения;
  2. Развивать у учащихся умение расставлять коэффициенты в химических реакциях;
  3. Сформировать представление о значении реакций разложения в организме человека и его повседневной жизни.

Оборудование:

  • На столе учителя: макет вулкана, бихромат аммония, бутылка с газированной водой, тарелка с кусочками хлеба.
  • На столах учеников: сульфат меди (II), гидроксид натрия, пероксид водорода, оксид марганца (IV), сырой картофель;

Пробирки, спиртовка, держатель, лучинка, спички.

Ход урока:

Учитель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые коллеги! Меня зовут Дзукаева Светлана Леонидовна, и мне приятно, что этот урок я проведу вместе с вами. Итак, начнем работать. Давайте вспомним основные химические понятия:

  • Что такое химия?
  • Какие бывают вещества?
  • На какие классы делятся сложные вещества?
  • Какие явления происходят с веществами?
  • По каким признакам можно узнать, что происходят химические реакции?
  • Какие типы химических реакций вы знаете?
  • Написать уравнение реакции получения воды.

(Ученик записывает уравнение на доске)

Учитель: Я живу во Владикавказе 12 лет, а родилась я и училась в г. Екатеринбурге – столице Урала, закончила Педагогический Институт – Химико-биологический факультет, и мы, студенты, много времени проводили в химлаборатории. Сегодня мы тоже посетим эту лабораторию.

Учитель показывает видеоопыт «Электролиз воды», после просмотра задает вопросы:

  • Что за опыт показал лаборант?
  • Какие вещества образуются в результате разложения воды?

Просит записать разложение воды на доске, в виде химической реакции.

Ребята, кто догадался, какая тема нашего урока?

Учащиеся отвечают: реакции разложения.

Учитель говорит цель урока и предлагает ребятам самим провести реакцию разложения гидроксида меди(II). Обсуждают признаки и результат реакции и записывают уравнение на доске.

Учитель: Ребята, а вы любите географию? Кто знает, где находятся Курильские острова и почему они так называются?

Учитель показывает опыт «Вулкан»: разложение бихромата аммония и записывает на доске формулу этого вещества. Учащиеся сами составляют формулы образовавшихся веществ, записывают уравнение на доске.

Учитель: Итак, ребята на доске у нас 3 уравнения реакции разложения. Попробуйте дать определение, какие реакции называют реакциями разложения.

Учащиеся отвечают на вопрос и проверяют себя по учебнику (с.155).

Учитель: Ребята, следующий опыт, который вы проведете, это разложение пероксида водорода. Сначала его нагрейте. Идет реакция? (Очень медленно). Добавьте в пробирку с пероксидом водорода оксид марганца (IV). Что наблюдаете? (Выделение газа). Проверяем тлеющей лучинкой, она ярко вспыхивает. Значит, образовавшийся газ – это кислород. Записываем уравнение реакции разложения пероксида водорода на доске.

Учитель: Ребята, а зачем мы добавили оксид марганца (IV)? (Чтобы увеличить скорость реакции)

Как называются такие вещества? (Катализаторы)

А вы мне верите, что вместо оксида марганца (IV) можно положить кусочек сырого картофеля, реакция тоже пойдет быстрее? Давайте проверим. (Учащиеся сами проводят опыт)

Значит, в сырых овощах есть катализаторы – вещества белковой природы.

А как называются такие вещества? (Ферменты)

(Учитель показывает таблетки «Фестал», «Панкреатин», задает вопрос ученикам: «Что это такое? Для чего они нужны?»)

Учитель: Раз мы принимаем их во время приема пищи, значит внутри нас идут химические реакции; наш организм сам вырабатывает ферменты. Давайте проверим.

(Учитель всем раздает кусочки черного хлеба, просит их разжевать и подержать во рту).

Учитель: Что чувствуете, дети? (Изменение вкуса хлеба, появление сладкого привкуса во рту).

Учитель: Итак, сегодня мы познакомились с реакциями разложения, одни идут под действием электрического тока, другие – при нагревании, третьи – под действием катализаторов. А есть ли такие реакции, которые протекают без всяких условий? (Учитель достает бутылку с газированной водой, открывает крышку, и учащиеся наблюдают, что реакция идет самопроизвольно).

На столах у учащихся задания:


Учащиеся 1 варианта выписывают реакции соединения, а учащиеся 2 варианта – реакции разложения. У доски аналогичную работу выполняют 2 человека. После выполнения работы учащиеся обмениваются тетрадями – осуществляется взаимопроверка.


Учитель дает домашнее задание на следующий урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имитационная игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках русского языка

Статья на тему "Игровые технологии". Описывается такой вид деятельности как имитационная игра. Материал будет интересен учителям русского языка и литературы....

Активизация познавательной деятельности учащихся 5-7 классов на уроках истории.

Существует ошибочное мнение, что чем больше учитель  расскажет на уроке, тем лучше будут знать историю учащиеся. Однако  больше чем величина объёма переданных знаний на уроке учителя должен ...

Урок активизации познавательной деятельности учащихся (Тема: «Кислоты», 8 класс)

26 ноября 2012г. мною был дан открытый урок химии в 8 классе учителям РСО-Алания...

Обобщённый опыт работы по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся 5–9 классов на уроках математики и во внеурочное время через применение интерактивных форм обучения

Обобщённый опыт работы по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 тклассов на уроках математики и во внеурочное время через применение интерактивных форм обучения....

Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 классов на уроках истории.

Выступление на районном семинаре учителей истории и обществознания по теме: "Содействие процессу познанию на уроках истории, через активные формы деятельности"....

Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 классов на уроках истории

Выступление на семинаре методического объединения учителей истории....

Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 классов на уроках истории

Выступление на семинаре методического объединения учителей истории....