рабочие программы по химии
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Тычкова Светлана Евгеньевна

в данном материале отражаются КТП по химии на основании рабочей программы  Габриелян

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_9_khimiya.docx49.05 КБ
Файл ktp_11_klass_khimiya.docx30.53 КБ
Microsoft Office document icon ktp_10_khimiya.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ХИМИЯ. 9 КЛАСС. 68 ЧАСОВ.

урока

Тема урока

Содержание урока

Требования к уровню подготовленности

Тип урока

Дата проведения

По плану

По факту

Введение: Повторение основных вопросов курса химии 8 класса  - 5часов

1-2

1-2

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.

Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – графическое отображение Периодического закона. Физический смысл номера элемента, номера периода и номера группы. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева

Знать/понимать:

  • химические понятия:

химический элемент, атом;

  • основные законы химии:

Периодический закон.

Уметь:

  • называть:

химические элементы по их символам;

  • объяснять:

физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева;

закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп.

Урок изучения нового материала

Комбинированный

3-4

3-4

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.

Состав атома. Строение электронных оболочек атома первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Характер простого вещества; сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду элементами; аналогично для соседей по подгруппе. Состав и характер высшего оксида, гидроксида, летучего водородного соединения (для неметаллов). Генетические ряды металла и неметалла.

Знать/понимать:

  • химические понятия:

вещество, классификация веществ.

Уметь:

  • называть:

соединения изученных классов;

  • характеризовать:

химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов;

  • определять:

принадлежность веществ к определённому классу соединений;

  • составлять:

схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.

Урок изучения нового материала

Комбинированный

5

5

Переходные элементы. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Переходный элемент, амфотерность, генетический ряд переходного элемента

Уметь:

- давать определения переходный элемент, амфотерность;

- составлять генетический ряд переходного элемента.

Урок изучения нового материала

Тема №1: Металлы – 20 часов.

6-7

1-2

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов и физические свойства.

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов и физические свойства.

Уметь:

  • характеризовать:

положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов;

общие физические свойства металлов;

связь между физическими свойствами и строением металлов (металлическая связь, металлическая кристаллическая решётка

Урок изучения нового материала

Комбинированный

8-9

3-4

Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.

Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов.

Уметь: характеризовать:

химические свойства металлов;

  • составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях и их положения в электрохимическом ряду напряжений (взаимодействие с неметаллами, кислотами и солями).

Урок изучения нового материала

10

5

Коррозия металлов

Коррозия, виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии

Уметь:

- давать определения коррозия металлов

- характеризовать:

Виды коррозии и способы защиты от неё

Урок изучения нового материала

11

6

Металлы в природе. Способы получения металлов. Сплавы.

Нахождение металлов в природе. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Сплавы, их классификация, свойства и значение.

Знать/понимать:

  • химические понятия:

окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь:

  • составлять:

уравнения реакций восстановления металлов из их оксидов водородом, оксидом углерода (II), алюминием.

Урок изучения нового материала

12

7

Решение расчётных задач по типу:  Вычисления по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ взято в избытке.

Уметь:

Производить вычисления по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ взято в избытке.

Комбинированный

13-14

8-9

Щелочные металлы и их соединения.

Строение атомов щелочных металлов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли, их свойства и применение в народном хозяйстве.

Профессия – металлург

Уметь:

  • называть:

соединения щелочных металлов (оксиды, гидроксиды, соли);

  • объяснять:

закономерности изменения свойств щелочных металлов в пределах главной подгруппы;

сходства и различия в строении атомов щелочных металлов;

  • характеризовать:

щелочные металлы (литий, натрий, калий) по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

связь между составом, строением и свойствами щелочных металлов;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочных металлов, их оксидов и гидроксидов;

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни:

NaCI – консервант пищевых продуктов.

Урок изучения нового материала

Комбинированный

15-16

10-11

Щелочноземельные металлы и их соединения.

Строение атомов щелочноземельных металлов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства

Уметь: называть:

соединения щелочноземельных металлов (оксиды, гидроксиды, соли);

  • объяснять:

закономерности изменения свойств щелочноземельных металлов в пределах главной подгруппы;

сходства и различия в строении атомов щелочноземельных металлов;

  • характеризовать:

щелочноземельные металлы по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

связь между составом, строением и свойствами щелочноземельных металлов;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочноземельных металлов, их оксидов и гидроксидов.

Комбинированный

17

12

Алюминий и его соединения.

Строение атома алюминия. Физические и химические свойства алюминия - простого вещества. Области применения алюминия. Природные соединения алюминия. Соединения алюминия - оксид и гидроксид, их амфотерный характер.

Уметь:

  • называть:

соединения алюминия по их химическим формулам;

  • характеризовать:

алюминий по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

физические и химические свойства алюминия;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия.

Комбинированный

18

13

Практическая работа

№ 1 «Получение гидроксида алюминия, изучение его свойств».

Уметь:

  • характеризовать:

химические свойства алюминия и его соединений;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия и его соединений;

  • обращаться:

с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами.

Практическая работа

19-20

14-15

Решение расчётных задач по типу: Вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси.

Массовая доля чистого вещества, примесей

Уметь:

Производить вычисления  массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси.

Решение расчётных задач

21-22

16-17

Железо и его соединения.

Строение атома железа. Степени окисления железа. Физические и химические свойства железа – простого вещества. Области применения железа.

Оксиды и гидроксиды железа. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа.

Профессия – инженер-технолог.

Уметь: называть:

соединения железа по их химическим формулам;

  • характеризовать:

особенности строения атома железа по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

физические и химические свойства железа, оксидов железа (II) и (III);

области применения железа;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства железа – простого вещества, оксидов железа (II) и (III).

Комбинированный

23

18

Практическая работа

№ 2 «Решение экспериментальных задач – Металлы».

Знать: - качественные реакции на важные катионы металлов,

Уметь: характеризовать:

химические свойства металлов и их соединений;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия и его соединений;

  • обращаться:

с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами.

Практическая работа

24

19

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы».

Решение задач и упражнений.

Урок обобщения

25

20

Контрольная работа № 1 по теме: «Металлы».

Контрольная работа

Тема №2: Неметаллы – 27 часов.

26

1

Общая характеристика неметаллов.

Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Особенности строения атомов неметаллов. Электроотрицательность, ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Состав воздуха

Знать/понимать:

  • химическую символику:

знаки химических элементов-неметаллов.

Уметь:

  • называть:

химические элементы-неметаллы по их символам;

  • объяснять:

закономерности изменения свойств неметаллов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

  • характеризовать:

неметаллы малых периодов на основе их положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

особенности строения атомов неметаллов;

связь между составом, строением (кристаллические решётки) и свойствами неметаллов – простых веществ;

  • определять:

тип химической связи в соединениях неметаллов

Урок изучения нового материала

27

2

Водород, его физические и химические свойства.

Двойственное положение водорода в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Физические и химические свойства водорода, его получение, применение. Распознавание водорода

Знать/понимать:химические понятия:хим. элемент, атом, молекула, относительн. атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь:объяснять:двойственное положение водорода в периодической системе химических элементов

характеризовать:физические свойства водорода;

химические свойства водорода в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;

составлять:уравнения химических реакций, характеризующие свойства водорода;

распознавать опытным путём:водород среди других газов;

использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:безопасного обращения с водородом.

Комбинированный

28

3

Общая характеристика галогенов.

Строение атомов галогенов и их степени окисления. Строение молекул галогенов. Физические и химические свойства галогенов. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

знаки химических элементов-галогенов, формулы простых веществ – галогенов.

Уметь:

  • объяснять:

закономерности изменения свойств галогенов в пределах главной подгруппы;

  • характеризовать:

особенности строения атомов галогенов;

физические и химические свойства галогенов: взаимодействие с металлами, водородом, растворами солей галогенов;

  • определять:

степень окисления галогенов в соединениях;

тип химической связи в соединениях галогенов;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства галогенов;

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с хлором.

Урок изучения нового материала

29

4

Соединения галогенов.

Галогеноводороды и их свойства. Галогениды и их свойства. Применение соединений галогенов в народном хозяйстве. Качественная реакция на хлорид-ион.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы галогеноводородов, галогеноводородных кислот.

Уметь:

  • называть:

соединения галогенов по их химических формулам;

  • характеризовать:

химические свойства соляной кислоты;

  • составлять:

химические формулы галогеноводородов и галогенидов;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства соляной кислоты и хлоридов;

  • распознавать опытным путём:

соляную кислоту среди растворов веществ других классов; хлорид-ион среди других ионов;

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о применении в быту йода (спиртовой раствор) и поваренной соли.

Урок изучения нового материала

30

5

Сравнительная характеристика неметаллов 6 – А группы. Кислород.

Кислород в природе. Физические и химические свойства кислорода. Горение и медленное окисление. Получение и применение кислорода. Распознавание кислорода

Знать/понимать:

  • химические понятия:

химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь:

  • объяснять:

строение атома кислорода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

  • характеризовать:

физические свойства кислорода;

химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми веществами (металлами и неметаллами), сложными веществами;

  • определять:

тип химической связи в молекуле кислорода и в оксидах;

степень окисления атома кислорода в соединениях;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства кислорода;

  • распознавать опытным путём:

кислород среди других газов;

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с кислородом (условия горения и способы его прекращения).

Комбинированный

31

6

Сера, её физические и химические свойства.

Строение атома серы и степени окисления серы. Аллотропия серы. Химические свойства серы. Сера в природе. Биологическое значение серы, её применение (демеркуризация).

Уметь:

  • объяснять:

строение атома серы по её положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;

закономерности изменения свойств элементов (кислорода и серы) в пределах главной подгруппы;

  • характеризовать:

физические свойства серы;

химические свойства серы (взаимодействие с металлами, кислородом, водородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;

  • определять:

тип химической связи в соединениях серы;

степень окисления атома серы в соединениях;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства серы;

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

экологически грамотного поведения (для удаления и обезвреживания разлитой ртути).

Комбинированный

32

7

Оксиды серы

Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сернистая кислота и её соли.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы оксида серы (IV) и оксида серы (VI).

Уметь:

  • называть:

оксиды серы по их химическим формулам;

  • характеризовать:

физические свойства оксидов серы;

химические свойства оксидов серы (как типичных кислотных оксидов);

  • определять:

принадлежность оксидов серы к кислотным оксидам;

степень окисления атома серы и тип химической связи в оксидах;

  • составлять:

уравнения химических реакций взаимодействия оксидов с водой, с основными оксидами, щелочами;

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные дожди).

Комбинированный

33

8

Серная кислота и её соли.

Свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций. Сравнение свойств концентрированной и разбавленной серной кислоты. Применение серной кислоты. Соли серной кислоты и их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Знать/понимать:

  •  химическую символику:

формулу серной кислоты.

Уметь:

  • называть:

серную кислоту и сульфаты по их химическим формулам;

  • характеризовать:

физические свойства концентрированной серной кислоты;

химические свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций;

народнохозяйственное значение серной кислоты и её солей;

  • определять:

принадлежность серной кислоты и её солей к соответствующим классам неорганических соединений;

валентность и степень окисления серы в серной кислоте и в сульфатах;

  • составлять:

химические формулы сульфатов;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной серной кислоты;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной серной кислоты (взаимодействие с медью);

  • распознавать опытным путём:

серную кислоту среди растворов веществ других классов;

сульфат-ион среди других ионов;

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с концентрированной серной кислотой (растворение).

Урок изучения нового материала

34

9

Сравнительная характеристика неметаллов

 5 – А группы. Азот.

Строение атома и молекулы азота. Физические и химические свойства азота в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях. Получение и применение азота. Азот в природе и его биологическое значение.

Знать/понимать:

  • химические понятия:

химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь:

  • объяснять:

строение атома азота по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;

  • характеризовать:

физические свойства азота;

10химические свойства азота как простого вещества в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;

  • определять:

тип химической связи в молекуле азота и в его соединениях;

степень окисления атома азота в соединениях;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства азота.

Урок изучения нового материала

35

10

Водородное соединение азота – аммиак

Строение молекулы аммиака. Физические и химические свойства, получение, собирание и распознавание аммиака

Знать/понимать:

  •  химическую символику:

формулу аммиака.

Уметь:

  • называть:

аммиак по его химической формуле;

  • характеризовать:

физические и химические свойства аммиака;

  • определять:

тип химической связи в молекуле аммиака;

валентность и степень окисления атома азота в аммиаке;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства аммиака (взаимодействие с водой, кислотами и кислородом);

  • распознавать опытным путём:

аммиак среди других газов;

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

критической оценки информации о применении аммиака в быту (нашатырный спирт).

Урок изучения нового материала

36

11

Соли аммония

Состав, получение, физические и химические свойства солей аммония: взаимодействие со щелочами и разложение. Применение солей аммония в народном хозяйстве.

Знать/понимать:

  • химические понятия:

катион аммония.

Уметь:

  • называть:

соли аммония по их химическим формулам;

  • характеризовать:

химические свойства солей аммония;

  • определять:

принадлежность солей аммония к определённому классу соединений;

тип химической связи в солях аммония;

  • составлять:

химические формулы солей аммония;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства солей аммония.

Урок изучения нового материала

37

12

Практическая работа

 № 3 «Получение кислорода. Собирание и распознавание».

Уметь: характеризовать:

способы получение, собирания и распознавания кислорода;

  • составлять:

уравнения химических реакций получения кислорода;

  • обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами.

Практическая работа

38

13

Решение задач типа: Определение массовой или объёмной доли выхода продукта реакции по сравнению с теоретически возможным.

Алгоритм решения,  «эта», «фи»

Знать:

- важнейшие химические понятия: массовая доля выхода продукта реакции, практический выход продукта реакции, теоретический выход продукта реакции.

-  составлять:  уравнения химических реакций в окислительно-восстановительном и ионном виде.

-  вычислять:  массовую долю выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Решение задач

39

14

Кислородсодержащие соединения азота.

Оксиды азота со степенью окисления +1, +2, +3, +4, +5, разбавленная азотная кислота.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы оксида азота (II) и оксида азота (IV).

Уметь:

  • называть:

оксиды азота по их химическим формулам;

  • характеризовать:

физические свойства оксидов азота;

химические свойства оксида азота (IV) (как типичного кислотного оксида);

  • определять:

принадлежность оксидов азота к соответствующему классу неорганических соединений;

степень окисления атома азота и тип химической связи в оксидах;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида азота (IV);

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные дожди).

Урок изучения нового материала

40

15

Азотная кислота и её свойства.

Состав и химические свойства азотной кислоты как электролита. Особенности окислительных свойств концентрированной азотной кислоты. Применение азотной кислоты.

Знать/понимать:

  •  химическую символику:

формулу азотной кислоты.

Уметь:

  • характеризовать:

физические свойства азотной кислоты;

химические свойства азотной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций;

народнохозяйственное значение азотной кислоты;

  • определять:

принадлежность азотной кислоты к соответствующему классу неорганических соединений;

валентность и степень окисления азота в азотной кислоте;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной азотной кислоты;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной азотной кислоты (взаимодействие с медью);

  • распознавать опытным путём:

азотную кислоту среди растворов веществ других классов;

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с концентрированной азотной кислотой.

Урок изучения нового материала

41

16

Соли азотной кислоты.

Нитраты и их свойства. Проблема повышенного содержания нитратов в сельскохозяйственной продукции.

Профессия – эколог.

Уметь:

  • называть:

соли азотной кислоты по их химическим формулам;

  • характеризовать:

химические свойства солей азотной кислоты (разложение при нагревании);

  • составлять:

химические формулы нитратов;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства нитратов;

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

критической оценки информации о нитратах (проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции).

Урок изучения нового материала

42

17

Фосфор, его физические и химические свойства.

Строение атома фосфора. Аллотропия фосфора. Химические свойства фосфора. Применение и биологическое значение фосфора.

Уметь:

  • объяснять:

строение атома фосфора по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;

закономерности изменения свойств элементов (азота и фосфора) в пределах главной подгруппы;

  • характеризовать:

химические свойства фосфора (взаимодействие с металлами, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;

  • определять:

тип химической связи в соединениях фосфора;

степень окисления атома фосфора в соединениях;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства фосфора.

Урок изучения нового материала

43

18

Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли.

Оксид фосфора (V) - типичный кислотный оксид. Ортофосфорная кислота и три ряда её солей: фосфаты, гидрофосфаты и дигидрофосфаты.

Знать/понимать:

  •  химическую символику:

формулы оксида фосфора (V) и ортофосфорной кислоты.

Уметь:

  • называть:

оксид фосфора (V), ортофосфорную кислоту и её соли по их химическим формулам;

  • характеризовать:

химические свойства оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты в свете теории электролитической диссоциации;

народнохозяйственное значение фосфатов;

  • определять:

принадлежность оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты и её солей к соответствующим классам неорганических соединений;

валентность и степень окисления атома фосфора в оксиде фосфора (V), ортофосфорной кислоте и в фосфатах;

  • составлять:

химические формулы фосфатов;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида фосфора (V) как типичного кислотного оксида;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства ортофосфорной кислоты.

Комбинированный

44

19

Сравнительная характеристика неметаллов

4 – А группы. Углерод.

Строение атома углерода. Аллотропия: алмаз и графит. Физические и химические свойства углерода.

Уметь:

  • объяснять:

строение атома углерода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;

  • характеризовать:

химические свойства углерода (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, водородом, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;

  • определять:

тип химической связи в соединениях углерода;

степень окисления атома углерода в соединениях;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства углерода.

Комбинированный

45

20

Соединения углерода.

Оксид углерода (II) или угарный газ: получение, свойства, применение. Оксид углерода (IV) или углекислый газ: получение, свойства, применение.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы оксида углерода (II) и оксида углерода (IV).

Уметь:

  • называть:

оксиды углерода по их химическим формулам;

  • характеризовать:

физические свойства оксидов углерода;

химические свойства оксида углерода (IV) (как типичного кислотного оксида);

  • определять:

принадлежность оксидов углерода к определённому классу соединений;

степень окисления атома углерода и тип химической связи в оксидах;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида углерода (IV);

  • распознавать опытным путём:

углекислый газ среди других газов;

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с оксидом углерода (II).

Комбинированный

46

21

Угольная кислота и её соли.

Состав и химические свойства угольной кислоты. Карбонаты и их значение в природе и жизни человека. Переход карбонатов в гидрокарбонаты и обратно. Распознавание карбонат-иона среди других ионов.

Знать/понимать:

  •  химическую символику:

формулу угольной кислоты.

Уметь:

  • называть:

соли угольной кислоты по их химическим формулам;

  • характеризовать:

химические свойства угольной кислоты;

народнохозяйственное значение карбонатов;

  • определять:

принадлежность угольной кислоты и её солей к определённым классам неорганических соединений;

валентность и степень окисления углерода в угольной кислоте;

  • составлять:

химические формулы карбонатов и гидрокарбонатов;

уравнения химических реакций превращения карбонатов в гидрокарбонаты и наоборот;

  • распознавать опытным путём:

карбонат-ион среди других ионов.

Комбинированный

47

22

Практическая работа

№ 4 «Получение углекислого газа и изучение его свойств. Превращение карбонатов в гидрокарбонаты».

Профессия - лаборант

Уметь: характеризовать:

способы получение, собирания и распознавания углекислого газа;

  • составлять:

уравнения химических реакций получения углекислого газа

осуществлять превращение карбонатов в гидрокарбонаты;

  • обращаться:

с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами.

Практическая работа

48

23

Кремний и его соединения.

Строение атома кремния, сравнение его свойств со свойствами атома углерода. Кристаллический кремний: его свойства и применение. Оксид кремния (IV) и его природные разновидности. Кремниевая кислота и её соли. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие силикатной промышленности.

Знать/понимать:

  •  химическую символику:

формулы оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты.

Уметь:

  • называть:

оксид кремния (IV), кремниевую кислоту и её соли по их химическим формулам;

  • характеризовать:

химические свойства оксида кремния (IV), кремниевой кислоты в свете теории электролитической диссоциации;

народнохозяйственное значение силикатов;

  • определять:

принадлежность оксида кремния (IV), кремниевой кислоты и её солей к определённым классам неорганических соединений;

валентность и степень окисления атома кремния в оксиде кремния (IV), кремниевой кислоте и в силикатах;

  • составлять:

химические формулы силикатов;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства кремния, оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты.

Комбинированный

49

24

Генетические ряды неметаллов.

Генетические ряды неметаллов.

Уметь:

Составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных неметаллов, их генетическую связь

Комбинированный

50

25

Практическая работа № 5 «Решение экспериментальных задач – практическое осуществление переходов».

Уметь:

  • составлять:

уравнения химических реакций получения неорганических веществ при осуществлении переходов,

  • обращаться:

с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами.

Практическая работа

51

26

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Неметаллы».

Решение задач и упражнений.

Подготовка к контрольной работе.

Урок обобщения

52

27

Контрольная работа № 2 по теме: «Неметаллы».

Контрольная работа

Тема №3: Органические соединения – 13 часов.

53-54

1-2

Предмет органической химии.

Вещества органические и неорганические. Особенности органических веществ. Причины многообразия органических соединений. Валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. Структурные формулы. Значение органической химии.

Знать/понимать:

  •  химические понятия:

вещество, классификация веществ.

Уметь:

  • характеризовать:

строение атома углерода;

связь между составом и строением органических веществ;

  • определять:

валентность и степень окисления углерода в органических соединениях.

Урок изучения нового материала

55-56

3-4

Предельные углеводороды (метан, этан).

Строение молекул метана и этана. Физические свойства метана. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Знать/понимать:

  •  химическую символику:

формулы метана и этана.

Уметь:

  • называть:

метан и этан по их химическим формулам;

  • характеризовать:

связь между составом, строением и свойствами метана и этана;

химические свойства метана (горение), этана (горение и дегидрирование);

  • определять:

принадлежность метана и этана к предельным углеводородам;

  • составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства метана и этана (горение, дегидрирование);

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с метаном (природным газом).

Урок изучения нового материала

57

5

Непредельные углеводороды (этилен).

Строение молекулы этилена. Двойная связь. Химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом). Реакция полимеризации.

Знать/понимать:

  •  химическую символику:

формулу этилена.

Уметь:

  • называть:

этилен по его химической формуле;

  • характеризовать:

связь между составом, строением и свойствами этилена;

химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом);

  • определять:

принадлежность этилена к непредельным углеводородам;

  • составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом).

Урок изучения нового материала

58

6

Непредельные углеводороды (ацетилен).

Строение молекулы ацетилена. Тройная связь. Химические свойства ацетилена (горение, взаимодействие с водой, бромом).

Знать/понимать:

  •  химическую символику:

формулу ацетилена

Уметь:

  • называть:

ацетилен по его химической формуле;

  • характеризовать:

связь между составом, строением и свойствами ацетилена;

химические свойства ацетилена (горение, взаимодействие с водой, бромом);

  • определять:

принадлежность ацетилена к непредельным углеводородам;

  • составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства ацетилена (горение, взаимодействие с водой, бромом).

Урок изучения нового материала

59

7

Спирты.

Спирты – представители кислородсодержащих органических соединений. Физические и химические свойства спиртов. Физиологическое действие на организм метанола и этанола.

Знать/понимать:

  •  химическую символику:

формулы метанола, этанола и глицерина.

Уметь:

  • называть:

спирты (метанол, этанол, глицерин) по их химическим формулам;

  • характеризовать:

связь между составом и свойствами спиртов;

химические свойства метанола и этанола (горение);

  • определять:

принадлежность метанола, этанола и глицерина к классу спиртов;

  • составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства метанола и этанола (горение);

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

критической оценки информации о метаноле и этаноле.

Комбинированный

60

8

Карбоновые кислоты.

Уксусная кислота, её свойства и применение. Уксусная кислота – консервант пищевых продуктов. Стеариновая кислота – представитель жирных карбоновых кислоты.

Знать/понимать:

  •  химическую символику:

формулы уксусной и стеариновой кислот.

Уметь:

  • называть:

уксусную и стеариновую кислоту по их химическим формулам;

  • характеризовать:

связь между составом, строением и свойствами кислот;

химические свойства уксусной кислоты (общие с другими кислотами);

  • определять:

принадлежность уксусной и стеариновой кислот к определённому классу органических соединений;

  • составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства уксусной кислоты (общие с другими кислотами);

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с уксусной кислотой.

Комбинированный

61

9

Биологически важные вещества: жиры

Жиры в природе и их применение.

Уметь:

  • характеризовать:

нахождение в природе и применение жиров;

состав, физические свойства и применение глюкозы, крахмала и целлюлозы;

физические свойства белков и их роль в организме.

Комбинированный

62

10

Биологически важные вещества аминокислоты и белки

Белки, их строение и биологическая роль. Глюкоза, крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль. Калорийность белков

Уметь:

  • характеризовать:

нахождение в природе и применение аминокислот, белков;

состав, физические свойства и применение   аминокислот  белков

Комбинированный

63

11

Биологически важные вещества: углеводы. Полимеры

Понятие о  полимерах и углеводах.  Получение  полимеров. Применение  углеводов и полимеров

Знать/понимать

- важнейшие материалы -искусственные и синтетические волокна и пластмассы, углеводы.

Уметь характеризовать строение полимеров

Комбинированный

64

12

Обобщение и систематизация знаний по курсу органическая химия

Урок Обобщения

65

13

Контрольная работа № 3 по теме: «Органические вещества»

Контрольная работа

Тема №4: «Обобщение знаний по химии за курс основной школы»  3 часа

66

1

Строение веществ.

Типы химических связей, типы кристаллических решёток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Знать/понимать:

  • химические понятия:

атом, молекула, ион, химическая связь.

Уметь:

  • характеризовать:

связь между составом, строением и свойствами веществ;

  • определять:

тип химической связи в соединениях.

Урок Обобщения

67

2

Классификация химических реакций.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

Знать/понимать:

  • химическую символику:

уравнения химических реакций;

  • химические понятия:

химическая реакция, классификация реакций.

Уметь:

  • определять:

типы химических реакций;

возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять:

уравнения химических реакций.

Урок Обобщения

68

3

Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла

Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла

Знать/понимать:

Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла

Урок Обобщения



Предварительный просмотр:

урока

п/п

Кол-во

часов по теме

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Дата проведения

По плану

По факту

Раздел 1. Методы познания в химии(1час)

1

1

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии.

урок изучения нового материала

Научные методы познания веществ и химических явлений. Эксперимент и теория в химии.

Знать основные теории химии;

Уметь проводить самостоятельный поиск химической информации; использовать приобретенные знания для критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. Уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, использовать приобретенные знания и умения для приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве.

Раздел 2.

Теоретические основы химии (19ч)

Тема 1. Современные представления о строении атома.(3  часа)

2

1.

Атом  - сложная частица. Состояние электронов в атоме

урок изучения нового материала

Ядро и электронная

оболочка. Электроны,

протоны и нейтроны. Теории и модели атомов

Энергетические уровни или электронные слои

повторить доказательства сложного строения атома, строение атомного ядра и характеристику элементарных частиц (протонов, нейтронов и электронов)

3

2.

Электронные
конфигурации атомов
химических элементов

комбинированный

Электронная классификация элементов

s-,p-,d-,f-семейства

дать понятие электронной конфигурации атома; научить записывать электронные и электронно-графические формулы атомов химических элементов

4

3.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

комбинированный

Периодический закон

и строение атома. Физический смысл порядкового номера элемента и современное  определение  Периодического закона. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и в группах. Положение водорода в ПС. Мировоззренческое и  научное значение закона и системы

Знать периодический закон;

Уметь характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева.

Тема 2. Химическая связь(3 часа)

5

1.

Ионная  химическая связь. Катионы и анионы.

урок изучения нового материала

Знать понятие «химическая связь», теорию химической связи;

Уметь определять тип химической связи в соединениях, объяснять зависимость свойств от их состава и строения; природу ионной связи

обобщить знания о химических связях и их классификации как о важнейшем универсальном понятии теоретической химии

6

2.

Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования.

комбинированный

Ковалентная или атомная химическая связь, электроотрицательность, диполь, донор, акцептор. Степень окисления и валентность химических элементов.

обобщить знания о химических связях и их классификации как о важнейшем универсальном понятии теоретической химии

7

3.

Металлическая связь. Единая природа химических связей.

комбинированный

Металлическая связь, пластичность, электропроводность, теплопроводность, сплавы. Единая природа химических связей.

обобщить знания о химических связях и их классификации как о важнейшем универсальном понятии теоретической химии Кристаллические решетки

Тема 3. Вещество (5ч)

8

1.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

урок изучения нового материала

Качественный и количественный  состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки.

Знать понятие вещества молекулярного и немолекулярного строения

9

2.

Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия.

комбинированный

Теория химического строения соединений Бутлерова, изомерия, гомология, аллотропия.

знать геометрию молекул важнейших соединений и объяснять причины особенностей строения, изомерия, гомология,аллотропия.

10

3.

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование.

комбинированный

Определение и

классификация дисперсных систем. Истинные и коллоидные растворы.

дать понятие о дисперсных системах, их классификациях; раскрыть значение коллоидных систем в жизни природы и общества; показать относительность деления растворов на истинные и коллоидные

11

4.

Истинные растворы.Способы выражения концентрации растворов.

комбинированный

Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.

Знать понятия: электролит, неэлектролит,растворы

Уметь использовать приобретенные  знания умения в практической деятельности в повседневной жизни для приготовления концентраций в быту и на производстве

12

5.

Дисперсные системы. Коллоиды (золи и гели).  

Комбинированный

Определение и

 классификация дисперсных систем.  Истинные и коллоидные растворы.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий.

Тема 4.Химические реакции (8 ч)

13

1.

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии по различным признакам.

урок изучения нового материала

Реакция, типы реакций: соединения,  разложения, замещения, ионного обмена, разложения, элиминирования, изомеризации. Особенности реакций в органической химии.

обобщить представления о химической реакции как о процессе превращения одного или нескольких исходных веществ-реактивов в отличающиеся от них по химическому составу или строению  вещества – продукты реакции; рассмотреть некоторые из многочисленных классификаций химических реакций по различным признакам

14

2

Реакции  ионного обмена.

комбинированный

Реакции ионного обмена в водных растворах

Знать понятия: электролитическая диссоциация, электролит, неэлектролит; теорию электролитической диссоциации.

Уметь определять заряд иона.

15

3.

Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов

комбинированный

«гидролиз»,характер среды в водных растворах неорганических соединений.Гидролиз различных классов соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная

на основе универсальности понятия «гидролиз» показать единство мира органических и неорганических веществ; ознакомить с сущностью гидролиза солей и научить составлять уравнения реакций гидролиза различных солей

16

4.

Опорные понятия
теории ОВР

комбинированный

Теория  ОВР, окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления. Практическое применение электролиза.

Профессия – технолог.

обобщить знания об опорных понятиях теории ОВР Окислительно-восстановительные реакции.

17

5.

Скорость химических реакции, ее зависимость от различных факторов.

комбинированный

Скорость реакции,  ее зависимость от различных факторов. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах как биологических катализаторах белковой природы.

сформировать понятие «скорость химической реакции», вывести формулы для вычисления средней скорости гомогенных и гетерогенных реакций, катализ и катализаторы. Дать представление о ферментах как биологических катализаторах белковой природы.

18

6.

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.

комбинированный

Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения

углубить и обобщить знания о состоянии химического равновесия; закрепить знания о способах смещения равновесия,

19

7.

Обобщение и систематизация знаний по теме « Теоретические основы  химии»

Урок обобщение и систематизация знаний

20

8.

Контрольная работа № 1 по теме

« Теоретические основы  химии»

урок проверки и оценки знаний

проверить и оценить усвоение полученных знаний по данному разделу

Раздел 3.

Неорганическая химия (14 ч)

21

1.

Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений.

урок изучения нового материала

Классификация неорганических соединений.

Химические свойства основных классов неорганических соединений.

Уметь называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к различным классам; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ.

22

2

Оксиды

Урок изучения нового материла

Химические свойства основных классов неорганических соединений.

Уметь называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к различным классам; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ..

23

3

Кислоты.

комбинированный

Химические свойства основных классов неорганических соединений

Знать важнейшие вещества: серную, соляную, азотную, уксусную кислоты.

Уметь называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к различным классам; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ.

24

4.

 Основания.

комбинированный

Химические свойства основных классов неорганических соединений

Уметь называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к различным классам; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ

25

5.

Соли.

комбинированный

Химические свойства основных классов неорганических соединений

Уметь называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к различным классам; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ.

26

6.

Генетические ряды и генетическая связь в неорганической химии

комбинированный

Химические свойства основных классов неорганических соединений

охарактеризовать взаимосвязь между основными классами веществ в неорганической и органической химии, актуализируя понятия «генетический ряд», генетическая связь»; раскрыть единство органических и неорганических веществ, их взаимосвязь

27

7.

Металлы. Электрохимический ряд напряжения металлов. Химические и физические свойства металлов.

комбинированный

Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов.

Лабораторный опыт №4 «Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей».

Профессия - металлург

обобщить, систематизировать, развить знания о строении металлов, свойствах металлов и их важнейших соединений (оксидов и гидроксидов)

28

8.

Коррозия металлов Металлургия. Общие способы получения металлов.

комбинированный

Коррозия металлов, способы получения металлов.

Металлов.  Лабораторный опыт №5 «Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями)»

Профессия - лаборант

Обсудить причины коррозии металлов. Обсудить и сравнить различные способы получения металлов из природного сырья

29

9.

Неметаллы. Окислительно - восстановительные свойства типичных  неметаллов

урок изучения нового материала

Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов (на примере водорода, кислорода, серы).

Лабораторный опыт №6 «Знакомство с неметаллами и их природными соединениями (работа с коллекцией)»

систематизировать и развить представления об особенностях строения и свойств атомов неметаллов, особенности окислительно – восстановительных реакций

30

10.

Общая характеристика подгруппы галогенов(от фтора до йода) .Благородные газы.

комбинированный

Окислительно-восстановительные свойства галогенов

систематизировать и развить представления об особенностях строения и свойствах  атомов галогенов и благородных газов.

31

11

Практическая работа №1 « Получение, собирание и распознавание газов».

Практическая работа

Практическая работа №1 « Получение, собирание и распознавание газов».

Уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ.

32

12.

Практическая работа №2. «Решение экспериментальных задач «Металлы и неметаллы»

практическое занятие

Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач по теме « Металлы и неметаллы

Уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ.

33

13.

Практическая работа № 3. «Идентификация неорганических соединений»»

практическое занятие

решение  экспериментальных задач на определение неорганических соединений

34

14

Контрольная работа №2 по теме «Неорганическая химия».

тестирование

Работа с использованием тестовых заданий различного типа.



Предварительный просмотр:

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. Химия. 10 класс

34 часа

п/п

Тема.

Кол-во

часов

Практические работы

Контрольные работы

Введение

1

1.

Теория строения органических соединений

2

2.

Углеводороды и их природные источники

8

1

3.

Кислородсодержащие органические соединения

10

4

Азотсодержащие органические соединения

7

1

1

5.

Биологически активные вещества

3

6.

Искусственные и синтетические полимеры

3

1

         Итого

34

2

2


урока

Раздел

Тема урока

Содержание урока

Тип урока

Требования к уровню подготовленности

Дата

проведения

Введение -1 час

По плану

По факту

1

Предмет органической химии

Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Функциональные группы органических веществ. Признаки классификации органических веществ (наличие кратных связей и функциональных групп).

Комбинированный урок

Знать/понимать

-химические понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения

Знать/понимать

-химические понятия: функциональная группа;

Уметь

-определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений

Тема I

Теория строения органических соединений-8 часов

1-2

(2-3)

Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова.

Валентность. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Причины многообразия органических веществ (гомология, изомерия)

Лекция

Знать/понимать

-химические понятия: 

.

Тема II

Углеводороды и их природные источники

1

(4)

Алканы. Гомологический ряд, изомерия, номенклатура ,химические свойства, применение.

Алканы: общая формула, гомологический ряд, гомологическая разность, изомерия, номенклатура. Химические свойства: горение, разложение, замещение, дегидрирование (на примере метана и этана). Применение алканов на основе их свойств

Лекция

Знать/понимать

-химические понятия: углеродный скелет;

-важнейшие вещества: метан, его применение;

Уметь

-называть: алканы по международной номенклатуре

-определять: принадлежность органических веществ к классу алканов

-характеризовать: строение и химические свойства метана и этана

-объяснять: зависимость свойств метана и этана от их  состава и строения

2-3

(5-6)

Алкены. Диены. Каучук. Гомологический ряд, изомерия, номенклатура, химические свойства, применение.

Общая формула алкенов, гомологический ряд, структурная изомерия, номенклатура. Этилен: его получение дегидрированием этана и дегидратацией этилена, физические свойства. Химические свойства: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация. Применение этилена на основе его свойств

Лекция

Знать/понимать

-химические понятия: строение алкенов (наличие двойной связи);

-важнейшие вещества:

этилен, его применение;

Уметь

-называть: алкены по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять: принадлежность веществ к классу алкенов

-характеризовать: строение и химические свойства этилена;

-объяснять: зависимость свойств этилена от его состава и строения

.

Семинар

4

(7)

Алкины. Гомологический ряд, изомерия, номенклатура ,химические свойства, применение.

Общая формула алкинов. Ацетилен: строение молекулы, получение пиролизом метана и карбидным способом, физические свойства. Химические свойства: горение, взаимодействие с бромной водой, хлороводородом, гидратация. Применение ацетилена

Комбинированный

Знать/понимать

строение молекулы ацетилена (наличие тройной связи);

-важнейшие вещества: ацетилен, его применение;

Уметь

-называть:  ацетилен по международной номенклатуре;

-характеризовать: строение и химические свойства ацетилена;

-объяснять: зависимость свойств этина от строения

5

(8)

Арены. Гомологический ряд, изомерия, номенклатура, химические свойства, применение.

Общее представление об аренах. Строение молекулы бензола.  Получение бензола из гексана и ацетилена Химические свойства: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе его свойств

лекция

Знать/понимать

строение молекулы бензола;

Уметь

-характеризовать: химические свойства бензола

-объяснять зависимость свойств бензола от его состава и строения

6

(9)

Природные источники углеводородов.

Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин: понятие об октановом числе

    ИКТ

Знать/понимать

способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами

Уметь

-объяснять явления, происходящие при переработке нефти;

оценивать влияние химического загрязнения нефтью и нефтепродуктами на состояние окружающей среды

-выполнять химический эксперимент по распознаванию непредельных углеводородов

.

7

(10)

Обобщение и систематизация знаний по теме.

Обобщение и систематизация.

8

(11)

                               

Тема III        

Кислородосодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе-10 часов                  

Контрольная работа №1 по теме: «Строение и классификация органических соединений и углеводороды»

Контроль знаний Тестирование в форме ЕГЭ

1-2

(12-13)

Спирты. Фенол. Каменный уголь.

Предельные одноатомные спирты: состав, строение, номенклатура, изомерия. \Физ-ие свойства Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена Хим. св-ва этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид, внутримолекулярная дегидратация. Применение

Состав и строение молекулы фенола.

Физические и химические свойства: Применение фенола

Лекция

Знать/понимать

-химические понятия: функциональная группа спиртов;

-вещества: этанол, физиологическое действие на организм метанола и этанола; Уметь называть спирты              по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к классу спиртов Уметь

-характеризовать строение и химические свойства спиртов;

-объяснять зависимость свойств спиртов от их состава и строения

Использовать приобретенные знания и умения для

-безопасного обращения с фенолом;

-для оценки влияния фенола на организм человека и другие живые организмы

Семинар

3-4

(14-15)

Альдегиды и кетоны

состав, строение молекул, получение окислением соответствующих спиртов, физические свойства;

 химические свойства

Лекция

Знать/понимать химические понятия: функциональная группа альдегидов; Уметь называть альдегиды              по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к классу альдегидов;

-характеризовать строение и химические свойства формальдегида и ацетальдегида; объяснять зависимость свойств альдегидов от состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию альдегидов.

Семинар

5-6

(16-17)

Карбоновые кислоты.

Получение карбоновых кислот окислением альдегидов.

Уксусная кислота: состав и строение молекулы,  химические свойства (общие с неорганическими кислотами, реакция этерификации). Применение уксусной кислоты на основе свойств. Пальмитиновая, стеариновая и олеиновая кислоты – представители высших жирных кислот.

Лекция

Семинар

Тестирование в форме ЕГЭ

Знать/понимать

-химические понятия: функциональная группа карбоновых кислот,  Уметь называть уксусную кислоту           по международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к классу карбоновых кислот; характеризовать строение  и химические свойства уксусной кислоты; объяснять зависимость свойств уксусной кислоты от состава и строения

-выполнять химический эксперимент по распознаванию карбоновых кислот

7-8

(18-19)

Сложные эфиры. Жиры.

Получение сложных эфиров  реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств Жиры как сложные эфиры.

Нахождение в природе. Состав жиров; химические свойства: гидролиз (омыление) и        гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе их свойств. Мыла.

Лекция

 

Семинар

Уметь

-называть сложные эфиры по «тривиальной» или международной номенклатуре

-определять принадлежность веществ к классу сложных эфиров Уметь

-определять принадлежность веществ к классу жиров; мылам;

-характеризовать строение и химические свойства жиров

9-10

(20-21)

Углеводы. Классификация. Значение. Глюкоза.

Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза), Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации (превращение глюкоза – полисахарид) и гидролиза (превращение полисахарид – глюкоза)

Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит,  брожение (спиртовое и молочнокислое).  Применение глюкозы на основе свойств

Лекция

 

Семинар

Знать/понимать

важнейшие углеводы: глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка

Уметь

-объяснять химические

явления, происходящие с углеводами в природе

-выполнять химический эксперимент по распознаванию крахмала

Уметь

-выполнять химический эксперимент по распознаванию глюкозы

Тема IV

Азотсодержащие органические соединения.

1

(22)

Амины. Аминокислоты.

Понятие об аминах и аминокислотах Состав и строение молекул Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе их свойств.

Комбинированный урок

Уметь

-определять принадлежность веществ к классу аминов

-характеризовать строение  и химические свойства аминов

Уметь

-называть аминокислоты по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к классу                      аминокислот;

- характеризовать строение и химические свойства аминокислот

2

(23)

Белки.

Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.

Комбинированный урок

Уметь

-характеризовать строение и химические свойства белков;

-выполнять химический эксперимент по распознаванию белков

3

(24)

Нуклеиновые кислоты

Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий пан строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.

Комбинированный урок

4

(25)

Генетическая связь между классами органических соединений.

Комбинированный урок

5

(26)

Обобщение и систематизация знаний по курсу органической химии.

Обобщение и систематизация знаний по курсу органической химии.

Тестирование в форме ЕГЭ

6

(27)

Практическая работа №1 «Идентификация органических соединений»

Практическое занятие

Уметь

-выполнять химический эксперимент.

7

(28)

Контрольная работа №2. По теме «Кислород- и азотсодержащие органические  соединения»

Контроль знаний

Тема V

Биологически активные органические соединения

1

(29)

Витамины

Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гипо- и гипервитаминозы. Витамин С

как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов                                    

Семинар

2

(30)

Ферменты Гормоны.

Ферменты – биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

Семинар

Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета

3

(31)

Лекарства

Лекарственная химия: от иатрохиимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика

Семинар

Тема VI

Искусственные и синтетические органические соединения.

1

(32)

Искусственные полимеры.

Понятие об искусственных полимерах – пластмассах и волокнах.  Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья.  Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.

Семинар

Знать/понимать

- важнейшие материалы -искусственные волокна и пластмассы

Уметь

-характеризовать строение полимеров

2

(33)

Синтетические полимеры

Понятие о синтетических полимерах – пластмассах, волокнах, каучуках. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная.

Семинар

Знать/понимать

- важнейшие материалы –синтетические полимеры

Уметь

-характеризовать строение полимеров

   3

Практическая работа №2 « Распознавание пластмасс и волокон»

Практическая работа

(34)

        


Список литературы

       Для учителя:

1.. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Химия. 10 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2008.
2.
Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 10 кл. К учебнику О. С. Габриеляна 
«Химия. 10 класс. Базовый уровень». М.: Дрофа, 2007-2009гг..


3.Габриелян О.С.,Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия.10кл. М.: Дрофа, 2006-2009гг.

 4.Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. 10кл. М.: Дрофа, 2004-2009гг. Химия. 10кл.

5. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10кл. /О.С.Габриелян и др.- М.; Дрофа, 2007-2008гг.

Для учащихся

 

Химия. 10  класс: учебник для общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2011.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОСОБИЯ

Органическая химия, часть I и II.

Органическая химия. 10-11 класс.

Виртуальная лаборатория

Уроки химии Кирилла и Мефодия.

Химия. 10класс. Электронное мультимедийное издание к учебнику О.С. Габриеляна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»

пояснительная записка, тематическое планирование....

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....