Главные вкладки

    Рабочая программа по химии 10 класс
    рабочая программа по химии (9 класс) на тему

    Старцева  Светлана Васильевна

    Учебник Новошинских, органика.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rab_progr_10_kl_organika.docx77.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Каширская средняя общеобразовательная школа

     Согласовано.  Зам. директора                                                                                                                                   Утверждаю. Директор школы                               по научно-методической работе                                                                                                                              ___________ Е.С. Гребенникова

    ________________ Черкасов А.В.

    « ____»_________20___г                                                                                                                                                            « ____»_________20___г              

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ   ___ класс.

    УЧИТЕЛЬ:  Старцева Светлана Васильевна

    20___ - 20___ учебный год.

           

                                                                                                                               

    Количество часов.    Всего :  34 часов;    в неделю 1 час

    Плановых контрольных уроков  3  часа, практические работы 2

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089), примерной программы по химии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Использована авторская программа среднего общего образования по химии для базового изучения химии в X – XI классах Новошинского И.И., Новошинской Н.С. (2004 г)

    В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал, изученный в 8–9 классах, поэтому некоторые темы курса рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять и развивать понятие о веществе и химическом процессе, закреплять пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохранять преемственность в процессе обучения.

    Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды.

    В основу построения курса химии 10 класса положена классификация органических соединений по функциональным группам: вначале рассматриваются углеводороды разных типов, включая ароматические, затем — функциональные и полифункциональные производные углеводородов. При отборе фактического материала в первую очередь учитывалась практическая значимость органических веществ, получивших применение в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, быту. Особое внимание уделено генетической связи не только между органическими соединениями разных классов, но и между всеми веществами в природе — органическими и неорганическими. Объектами особого внимания являются факты взаимного влияния атомов в молекуле и вопросы, касающиеся механизмов химических реакций.

    Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы. Рабочая программа по химии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации  при структурировании знаний.

    Технологии опорных конспектов и графического представления информации позволяют давать и запоминать информацию блоками, обеспечивают экономию времени при объяснении нового материала, представляют материал в более наглядном доступном для восприятия виде, воздействует на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая лучшее усвоение; дифференциация  решает задачу индивидуального подхода; коллективное обучение снижает конфликтные ситуации, позволяет обучающимся работать в соответствии с собственной траекторией развития.

    Согласно действующему Базисному учебному плану химия  базового уровня в 10  классе рассчитана на изучение предмета один час в неделю.  

    В учебный процесс включены 2 практических, 9 лабораторных опытов  и 2 контрольных работы (10 класс). В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественно-научной картины мира, умения, востребованные в повседневной жизни и позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающего себя частью природы.

                                                                    СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

    Органическая химия

    10 класс

    ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЧЕСКУЮ ХИМИЮ (2 ч)

    Предмет органической химии. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических соединений и реакций с их участием. Основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия. Значение теории химического строения.

    Демонстрации

    1. Образцы органических веществ, изделия из них.

    2. Модели молекул бутана и изобутана

    I. УГЛЕВОДОРОДЫ (10ч)

    Алканы. Электронное и пространственное строение молекулы метана. sp3-гибридизация орбиталей атома углерода. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия углеродного скелета. Физические свойства алканов и их зависимость от молекулярной массы. Химические свойства: галогенирование (на примере метана и этана), горение, термические превращения (разложение, крекинг, дегидрирование, изомеризация). Конверсия метана. Нахождение в природе и применение алканов.

    Алкены. Электронное и пространственное строение молекулы этилена. sp2-гибридизация орбиталей атома углерода. σ-Связи и π-связи. Гомологический ряд, номенклатура. Структурная изомерия (изомерия углеродного скелета и положения двойной связи в молекуле). Закономерности изменения физических свойств алкенов. Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение) и полимеризации.

    Промышленные и лабораторные методы получения алкенов: дегидрирование и термический крекинг алканов и дегидратация спиртов.

    Алкадиены. Понятие о диеновых углеводородах. Бутадиен­1,3 (дивинил) и 2-метилбутадиен-1,3 (изопрен). Получение и химические свойства: реакции присоединения и полимеризации. Натуральный и синтетические каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины. Работы С. В. Лебедева.

    Алкины. Электронное и пространственное строение молекулы ацетилена. sp-Гибридизация орбиталей атома углерода. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкинов. Физические и химические свойства (на примере ацетилена). Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение). Получение ацетилена карбидным и метановым способами, его применение.

    Арены. Состав и строение аренов на примере бензола. Физические свойства бензола, его токсичность. Химические свойства: реакции замещения (нитрование, галогенирование), присоединения (гидрирование, хлорирование), горения. Получение и применение бензола.

    Генетическая взаимосвязь углеводородов.

    Природные источники углеводородов и их переработка. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и применение в качестве источника энергии и химического сырья. Нефть, ее состав и свойства. Продукты фракционной перегонки нефти. Крекинг нефтепродуктов. Октановое число бензинов. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов.

    Демонстрации

    1. Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт)

    2. Шаростержневые и масштабные модели молекул метана и других углеводородов.

    3. Определение наличия углерода и водорода в составе метана по продуктам горения.

    4. Горение метана, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода.

    5. Взрыв смеси метана с воздухом.

    6. Отношение метана к бромной воде.

    7.Таблица «Сравнение состава алканов и алкенов».

    8. Получение этилена и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.

    9. Отношение каучука и резины к органическим растворителям.

    10. Получение ацетилена карбидным способом и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.

    11.Образцы изделий из полиэтилена.

    12. Модели молекулы бензола.

    13. Отношение бензола к бромной воде.

    14. Горение бензола.

    15. Коллекция образцов нефти и продуктов ее переработки.

    Лабораторный опыт 1

    Ознакомление с образцами каучуков, резины, эбонита.

    Расчетные задачи

    Решение задач по материалу темы.

    II. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДНЫЕ УГЛЕВОДОРОДОВ (12 ч)

    Понятие  функцональной  группы

    Предельные одноатомные спирты. Гомологический ряд, номенклатура.  Физические и химические свойств а спиртов (на примере метанола и этанола): взаимодействие с активными металлами, кислотам. Качественная реакция на спирты. Получение и, галогеноводородами,внутримолекулярная дегидратация. Горение спиртов. Получение этанола гидратацией этилена и путем спиртового брожения глбкозы. Применение спиртов, физиологическое действие на организм человека.

    Многоатомные спирты: этиленгликоль и глицерин. Токсичность этиленгликоля. Особенности химических свойств и практическое использование многоатомных спиртов. Качественная реакция.

    Фенол. Физические и химические свойства фенола. Реакции с участием гидроксильной группы и бензольного кольца, кaчественная реакция на фенол. Его промышленное использование.  Охрана окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.

    Первичные амины предельного ряда. Состав, номенклатура. Физические и химические свойства (взаимодействие с водой и кислотами, горение аминов). Получение и применение аминов.

    Альдегиды. Состав, номенклатура и изомерия предельных альдегидов. Физические и химические свойства (на примере уксусного или муравьиного альдегида): реакции присоединения, окисления, полимеризации. Качественные реакции на альдегиды. Ацетальдегид и формальдегид: получение и применение. Действие альдегидов на живые организмы.

    Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Гомологический ряд, номенклатура, изомерия, строение карбоксильной группы. Физические и химические свойства: взаимодействие с металлами, основаниями, основными и амфотерными оксидами, солями, спиртами.Получение и применение муравьиной и уксусной кислот.

    Сложные эфиры карбоновых кислот. Состав, номенклатура. Реакция этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Примеры сложных эфиров, их физические свойства, распространение в природе и применение.

    Жиры. Состав и строение. Жиры в природе, их свойства. Гидролиз и гидрирование жиров в промышленности. Превращения жиров в организме. Пищевая ценность жиров и продуктов на их основе.

    Мыла — соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла. Синтетические моющие средства (CMC), особенности их свойств. Защита природы от загрязнения CMC.

    Демонстрации

    1. Растворимость спиртов в воде.

    2. Химические свойства спиртов: горение, взаимодействие с натрием.

    3. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании.

    4. Качественная реакция на фенол.

    5. Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра (реакция «серебряного зеркала»).

    6. Таблица «Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот».

    7. Образцы различных карбоновых кислот.

    8. Отношение карбоновых кислот к воде.

    9. Свойства жиров: растворимость, отношение жидких жиров к бромной воде.

    10. Свойства мыла. Сравнение свойств мыла и СМС.

    Лабораторный опыт 2

    Окисление спиртов оксидом меди(II).

    Лабораторный опыт 3

    Свойства глицерина.

    Лабораторный опыт 4   Сравнение свойств уксусной и соляной кислот.

    Расчетные задачи

    Решение задач по материалу темы.

    III. ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

    Углеводы (4 ч)

    Моносахариды

    Глюкоза. Нахождение в природе.Альдегидная форма строения молекулы. Физические и химические свойства глюкозы. Реакции с участием альдегидной и гидроксильных групп, брожение. Природные источники и способы получения глюкозы. Биологическая роль и применение.

    Дисахариды

    Сахароза. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение сахарозы. Биологическое значение.

    Полисахариды

    Крахмал и целлюлоза — природные полимеры. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение. Биологическая роль крахмала и целлюлозы.

    Волокна. Природные (натуральные) волокна. Понятие об искусственных волокнах: ацетатном и вискозном. Синтетические волокна, их строение, свойства, практическое использование.

    Аминокислоты. Номенклатура, изомерия, получение и физические свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое значение аминокислот (заменимые и незаменимые кислоты). Области применения аминокислот.

    Белки как природные полимеры. Состав и строение белков. Структура белков**. Физические и химические свойства белков, качественные (цветные) реакции на белки. Превращение белков пищи в организме. Биологические функции белков.

    Демонстрации

    1. Реакция «серебряного зеркала» на примере глюкозы.

    2. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) при обычных условиях и при нагревании.

    3. Отношение сахарозы к гидроксиду меди(II) и при нагревании.

    4. Взаимодействие крахмала с иодом.

    5. Образцы натуральных, искусственных, синтетических волокон и изделия из них.

    6. Образцы аминокислот.

    7. Доказательство наличия функциональных групп в молекулах аминокислот.

    8. Денатурация белков при нагревании и под действием кислот.

    9. Качественные реакции на белки.

    Практическая работа 1

    Волокна и полимеры.

    Практическая работа 2

    Решение экспериментальных задач.

    Расчетные задачи

    Решение задач по материалу темы.

    IV. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА (1 ч)

    Ферменты — биологические катализаторы. Каталитическое действие ферментов в сравнении с небиологическими катализаторами. Применение и биологическое значение ферментов.**

    Витамины. Водорастворимые и жирорастворимые витамины и их биологическое действие. Витамин С (аскорбиновая кислота). Получение и применение витаминов, их биологическая роль.

    Гормоны. Биологическое действие гормонов. Физиологическая активность ферментов, витаминов и гормонов в сравнении.

    Лекарственные препараты. Классификация лекарственных препаратов. Биологическое действие лекарств. Явление привыкания микроорганизмов к тому или иному препарату.

    Демонстрации

    1. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины.

    2. Образцы лекарственных препаратов.

                                                                                                  УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    № темы

    Название раздела

    Кол-во часов

    Лабораторные,

    практические работы

    Контрольные работы

    10 класс. Органическая химия

    34

    10 ЛО, 2 ПР

    3 КР

    Введение в органическую химию

    2

    Углеводороды

    10

    ++

    +

    Спирты. Фенолы. Амины.

    5

    ++

    Альдегиды. Карбоновые кислоты и их производные.

    7

    +

    +

    Углеводы.

    5

    +

    Аминокислоты. Белки. Обобщение знаний по курсу органической химии.

    4

    +

    +

    Биологически активные вещества.

    1

    Лабораторные и практические работы реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения.


    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

    Предметно-информационная составляющая образованности:

    знать

    - важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, химическая связь, валентность, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

    - основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

    - основные теории химии: химической связи,  строения органических соединений;

    - важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

    Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

    уметь:

    - называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;

    - определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

    - характеризовать: общие химические свойства  основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

    - объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;

    - выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;

    - проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

    Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    - объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

    - определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

    - экологически грамотного поведения в окружающей среде;

    - оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

    - безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

    - приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

    - критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ОРГАНИЧЕСКОЙ  ХИМИИ В 10 КЛАССЕ.

    п/п

    Тема урока.

    Основное содержание темы по стандарту и программе

    Демонстрации

    Лабораторные и практические работы

    Д/з

    1. ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЧЕСКУЮ ХИМИЮ ( ч)

    1.

    Предмет органической химии. Особенности органических соединений и  реакций.

    Типы химических связей в молекулах органических соединений. Предмет органической химии. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических соединений и реакций с их участием.

    Образцы органических веществ, изделия из них.

     

    вводный инструктаж по ТБ

    §1

    2.

      Теория строения органических соединений.

    Теория строения органических соединений. Изомерия. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул.

    Модели молекул бутана и изобутана.

    §2

    2. ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ (2 ч)

    3.

    Алканы.

    Гомологический ряд, гомологи. Классификация и номенклатура алканов.

    Структурная изомерия. Электронное и пространственное строение молекулы метана.

    Шаростержневые и масштабные модели молекул метана и других углеводородов.

    §4 стр. 19-21, 22-24

    4.

    Свойства и применение алканов.

     Химические свойства алканов. Физические свойства алканов и их зависимость от молекулярной массы. Химические свойства: галогенирование (на примере метана и этана), горение, термические превращения (разложение, крекинг, дегидрирование, изомеризация). Конверсия метана

    Горение метана, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода.

     Взрыв смеси метана с воздухом.

     Отношение метана к бромной воде.

    §6

    3. НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ ( 8ч)

    5.

    Алкены.

    Классификация и номенклатура. Гомологический ряд. Структурная изомерия. Типы химических связей. Алгоритм составления названия алкена.

     Таблица «Сравнение состава алканов и алкенов».

    §7

    6.

    Получение, свойства и применение алкенов.

    Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение) и полимеризации.

    Промышленные и лабораторные методы получения алкенов: дегидрирование и термический крекинг алканов и дегидратация спиртов

    Получение этилена и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.

    §8

    7.

    Алкадиены. Натуральный и синтетический каучуки.

    Бутадиен­1,3 (дивинил) и 2-метилбутадиен-1,3 (изопрен). Получение и химические свойства: реакции присоединения и полимеризации. Натуральный и синтетические каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины.

    Отношение каучука и резины к органическим растворителям.

    ЛО № 1

    Ознакомление с образцами каучуков, резины, эбонита.

    §9

    8.

    Алкины.

    Классификация и номенклатура. Гомологический ряд. Структурная изомерия.

    Физические и химические свойства (на примере ацетилена). Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение). Получение ацетилена карбидным и метановым способами, его применение

    Получение ацетилена карбидным способом и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.

    §10 с. 54-59

    9.

    Арены. Бензол.

    Состав и строение аренов на примере бензола. Физические свойства бензола, его токсичность

    Химические свойства: реакции замещения (галогенирование), присоединения (гидрирование, хлорирование), горения. Получение и применение бензола.

    Модели молекулы бензола.

    Отношение бензола к бромной воде. Горение бензола.

    §12 с. 63-68

    10.

    Природные источники углеводородов.

    Нефть и природный газ. . Продукты фракционной перегонки нефти. Крекинг нефтепродуктов. Октановое число бензинов. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов.

    Коллекция образцов нефти и продуктов ее переработки.

    §14

    11.

     Обобщение знаний по разделу «Углеводороды» .

    Генетическая связь углеводородов.

    § 13

    12.

    Контрольная работа №1.

    5. СПИРТЫ. ФЕНОЛЫ. АМИНЫ (7 ч)

    13.

    Предельные одноатомные спирты.

    Номенклатура, изомерия и строение спиртов. Физические свойства спиртов. Химические свойства спиртов (на примере метанола и этанола): замещение атома водорода в гидроксильной группе, замещение гидроксильной группы, окисление. Качественная реакция на спирты.

    Растворимость спиртов в воде.

    Химические свойства спиртов: горение, взаимодействие с натрием.

    ЛО №2

    Окисление

    спиртов

    оксидом меди (II).

    §15

    §16

    14.

    Получение и применение  спиртов.

    Получение и применение спиртов, физиологическое действие на организм человека.

    §17

    15.

    Многоатомные спирты.

    Состав и строение этиленгликоля и глицерина. Особенности хим. свойств и практическое использование многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты.

    ЛО №3

    Свойства глицерина.

    §18

    16.

    Фенолы.

    Получение, физические и химические свойства фенола. Реакции с участием гидроксильной группы и бензольного кольца, кaчественная реакция на фенол. Его промышленное использование.  Токсичность фенола и его производных. Охрана окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.

    Качественная реакция на фенол.

    §19

    17.

    Амины.

    Состав, номенклатура.  Физические и химические свойства. Амины как органические основания: взаимодействие с водой и кислотами. Горение аминов. Получение и применение.

    §20

    6. АЛЬДЕГИДЫ. КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ И ИХ ПРОИЗВОДНЫЕ (7 ч)

    18.

    Альдегиды.

    Состав, общая формула, номенклатура и изомерия предельных альдегидов. Физические и химические свойства (на примере уксусного или муравьиного альдегида): реакции присоединения, окисления, полимеризации. Качественные реакции на альдегиды. Ацетальдегид и формальдегид: получение и применение. Действие альдегидов на живые организмы.

    Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра (реакция «серебряного зеркала»).

    §21

    §22

    19.

    Карбоновые кислоты.

    Классификация карбоновых кислот: предельные, непредельные; низшие и высшие кислоты. Гомологический ряд предельных одноосновных кислот. Номенклатура, изомерия,

     физические и химические свойства: взаимодействие с металлами, основаниями, основными и амфотерными оксидами, солями, спиртами.

    Особенности строения и свойств муравьиной кислоты.

    Образцы различных карбоновых кислот.

    Отношение карбоновых кислот к воде.

    ЛО №4.

    Сравнение свойств уксусной и соляной кислот.

    §23

    20.

    Получение и применение карбоновых кислот.

    Отдельные представители карбоновых кислот. Получение и применение карбоновых кислот.

    §24

    21.

    Сложные эфиры карбоновых кислот.

    Состав, номенклатура. Реакция этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Примеры сложных эфиров, их физические свойства, распространение в природе и применение.

    §25

    22.

    Жиры.

    Состав и строение. Жиры в природе, их свойства. Гидролиз и гидрирование жиров в промышленности. Превращения жиров в организме. Пищевая ценность жиров и продуктов на их основе.

    Свойства жиров: растворимость, отношение жидких жиров к бромной воде.

    §26

    23.

    Мыла и синтетические моющие средства.

    Состав, получение и свойства мыла. Синтетические моющие средства (CMC), особенности их свойств. Защита природы от загрязнения CMC.

    Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств

    §27

    24.

    Контрольная работа  №2.

    7. УГЛЕВОДЫ (5 ч)

    25.

    Моносахариды. Глюкоза.

    Строение молекулы (альдегидная форма). Физические и химические свойства глюкозы. Биологическая роль и применение.

    Фруктоза как изомер глюкозы. Состав, строение, нахождение в природе, биологическая роль.

    Реакции с участием альдегидной и гидроксильных групп, брожение. Природные источники и способы получения глюкозы.

    Реакция «серебряного зеркала» на примере глюкозы.

     Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) при обычных условиях и при нагревании.

    §28

    26.

    Дисахариды. Сахароза.

    Сахароза. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение сахарозы. Биологическое значение.

    Отношение сахарозы к гидроксиду меди(II) и при нагревании.

    Гидролиз сахарозы.

    §29

    27.

    Полисахариды. Крахмал и целлюлоза как природные полимеры.

    Крахмал — природный полимер. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение. Превращения пищевого крахмала в организме. Гликоген, роль в организме человека и животных.

    Целлюлоза — природный полимер. Строение и свойства целлюлозы в сравнении с крахмалом. Нахождение в природе, биологическая роль, получение и применение целлюлозы.

    Взаимодействие крахмала с иодом.

    §30

    28.

    Искусственные и синтетические волокна.

    Природные (натуральные) волокна. Понятие об искусственных волокнах: ацетатном и вискозном. Синтетические волокна. Полиамидное (капрон) и полиэфирное (лавсан) волокна, их строение, свойства, практическое использование.

    Образцы натуральных, искусственных, синтетических волокон и изделия из них.

    §31

    29.

    ПР № 1. Волокна и полимеры.

    Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.

    Проведение химических реакций при нагревании.

    Качественный и количественный анализ веществ.

    8. АМИНОКИСЛОТЫ. БЕЛКИ. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ (4 ч)

    30.

    Аминокислоты.

    Номенклатура, изомерия, получение и физические свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое значение ά-аминокислот (заменимые и незаменимые кислоты). Области применения аминокислот.

    Образцы аминокислот.

    Доказательство наличия функциональных групп в молекулах аминокислот.

    §32

    31.

    Белки.

    Белки как природные полимеры. Состав и строение белков. Структура белков. Физические и химические свойства белков, качественные (цветные) реакции на белки. Превращение белков пищи в организме. Биологические функции белков.

    Денатурация белков при нагревании и под действием кислот.

    Качественные реакции на белки.

    .

    §33

    32.

    ПР № 2. Решение экспериментальных задач.

    Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.

    Проведение химических реакций при нагревании.

    Качественный и количественный анализ веществ.

    33.

    Контрольная  работа №3.

    9. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА (1 ч)

    34.

    Ферменты. Витамины.

    .

    Ферменты — биологические катализаторы. Применение и биологическое значение ферментов.

    Витамины. Водорастворимые и жирорастворимые витамины и их биологическое действие.

    Образцы витаминных препаратов. Поливитамины.

    Образцы лекарственных препаратов.

    §34

    Гормоны. Лекарственные препараты

    Гормоны. Биологическое действие гормонов. Физиологическая активность ферментов, витаминов и гормонов в сравнении.

    Лекарственные препараты. Классификация лекарственных препаратов. Биологическое действие лекарств. Явление привыкания микроорганизмов к тому или иному препарату.

    §35

    *  Материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников, выделен курсивом

                                                         

    ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

    Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

    1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. (Базовый уровень). – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2007.- 176 с.
    2. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Органическая химия 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. (Базый уровень) – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2007.- 176 с.

    Методические пособия и дополнительная литература:

    1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Сборник самостоятельных работ по органической химии. – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2007
    2. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Сборник самостоятельных работ по химии (к учебнику «Химия.  Базовый уровень 10 класс»). – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2007
    3. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Сборник самостоятельных работ по органической химии. – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2007
    4. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Программа курса, тематическое и поурочное планирование (к учебнику 10 кл). – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2008
    5. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Программа курса, тематическое и поурочное планирование (к учебнику 11 кл). – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2008
    6. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Тетрадь для практических работ и лабораторных опытов (к учебнику 10 кл). – «Советская Кубань», 2005
    7. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Тетрадь для практических работ и лабораторных опытов (к учебнику 11кл). – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2007
    8. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Органическая химия: пособие для старшеклассников и абитуриентов/ И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская.–М.: ОНИКС 21 век Мир и образование, 2004.–159с.

    MULTIMEDIA – поддержка курса «Химия»

    1. Электронные уроки и тесты. Химия в школе. – «Просвещение-медиа», 2007-2008

    Интернет-ресурсы:

    http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

    http://window.edu.ru/   Единое окно доступа к образовательным ресурсам

    http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

    http://www.school.edu.ru/default.asp Российский общеобразовательный портал

    Вариант 1

    1. Составьте структурную формулу углеводорода состава  C4H10

    Дайте название, определите к какому классу принадлежит это соединение. Напишите структурные формулы его гомолога и изомера.

    1. Назовите вещества

    1. Осуществите превращения.

    СН4 → С2Н2 → СН2═СНCl → поливинилхлорид, ПВХ

    1. Вычислите  массу этилового спирта, который можно получить из 44,8 л элтилена.

    Вариант  5

    1. Составьте структурную формулу углеводорода состава  C4H6

    Дайте название, определите к какому классу принадлежит это соединение. Напишите структурные формулы его гомолога и изомера.

    1. Назовите вещества

    1. Осуществите превращения.

    C4H10 →С2Н6 → С2Н4 → С2Н2 → СО2

    1. Вычислите  массу бензола, который можно получить из 33,6 л ацетилена.

    Вариант 2

    1. Составьте структурную формулу углеводорода состава  C5H10

    Дайте название, определите к какому классу принадлежит это соединение. Напишите структурные формулы его гомолога и изомера.

    1. Назовите вещества

    1. Осуществите превращения.

    C4H10 →С2Н6 → С2Н4 → С2Н5OH

    1. Вычислите  массу этилена, который можно получить из 92г этилового спирта.

    Вариант 6

    1. Составьте структурную формулу углеводорода состава  C5H10

    Дайте название, определите к какому классу принадлежит это соединение. Напишите структурные формулы его гомолога и изомера.

    1. Назовите вещества

    1. Осуществите превращения.

    С2Н6 → С2Н4 → С2Н5OH → СН2═СНСН═СН2→ бутадиеновый каучук.

    1. Вычислите  объем ацетилена, необходимый для  получения  7,8 г бензола.

    Итоговая контрольная работа 11 класс вариант 1

    1. Состав алканов отражает общая формула . . .

    а) CnH2n     б) CnH2n+2     в) CnH2n-2     г) CnH2n-6    

    2. Назовите вещество, укажите класс к которому оно принадлежит:

    а) CH3⁻OH  б) CH3 ‾NH2

    3. Составьте структурную формулу углеводорода состава  C5H12

    Дайте название, определите к какому классу принадлежит это соединение.

    4. Закончите уравнения реакций:

    а) CH2 = CH2 + Cl2(р-р) →…      б) CH2 = CH2 + O2 →…    в) CH2 = CH2 + H2O →…

    5. Общая формула спиртов:

    а) R−OH  б) R−COOH  в) R−NH2   г) COOH−R−NH2  

    6. Осуществите превращения:

    метан→ацетилен→бензол→бромбензол

    1. Вычислите  массу этилена, который можно получить из 92г этилового спирта.

    Итоговая контрольная работа 11 класс вариант 2

    1. Состав алкенов отражает общая формула . . .

    а) CnH2n     б) CnH2n+2     в) CnH2n-2     г) CnH2n-6    

    2. Назовите вещество, укажите класс к которому оно принадлежит:

    а) СHCH  б) C2H5OH  

    3. Составьте структурную формулу углеводорода состава  C5H10

    Дайте название, определите к какому классу принадлежит это соединение.

    4. Закончите уравнения реакций:

    а) CH2 = CH2 + Br2(р-р) →…    б)  CH ≡ CH + O2 →…     в) CH ≡ CH+ H2O →…

    5. Общая формула аминов:

    а) R−OH  б) R−COOH  в) R−NH2   г) COOH−R−NH2  

    6. Осуществите превращения:

    этилен→этанол→уксусный альдегид→уксусная кислота

    7. Вычислите  объем  этилена, который можно получить из 4,6г этилового спирта.

    Итоговая контрольная работа 11 класс вариант  3

    1. Состав алкинов отражает общая формула . . .

    а) CnH2n     б) CnH2n+2     в) CnH2n-2     г) CnH2n-6    

    2. Назовите вещество, укажите класс к которому оно принадлежит:

    а) CH3COOH  б) С6Н6

    3. Составьте структурную формулу углеводорода состава  C4H8

    Дайте название, определите к какому классу принадлежит это соединение.

    4. Закончите уравнения реакций:

    а) CH2 = CH2 + Н2О →…     б)  CH3─OH + O2 → …     г) CH ≡ CH+ HCl→…

    5. Общая формула карбоновых кислот:

    а) R−OH  б) R−COOH  в) R−NH2   г) COOH−R−NH2  

    6. Осуществите превращения:

    метан→ацетилен→этилен→полиэтилен

    7. Вычислите  объем ацетилена, необходимый для  получения  7,8 г бензола.

    Итоговая контрольная работа 11 класс вариант  4

    1. Состав ароматических углеводородов отражает общая формула . . .

    а) CnH2n     б) CnH2n+2     в) CnH2n-2     г) CnH2n-6    

    2. Назовите вещество, укажите класс к которому оно принадлежит:

    а) HCOOH  б) С2Н2

    3. Составьте структурную формулу углеводорода состава  C3H8

    Дайте название, определите к какому классу принадлежит это соединение.

    4. Закончите уравнения реакций:

    а) CH2 = CH2 + Н2 →…    б)  CH4 + O2 →…   в) CH3COOH  + Mg →…

    5. Общая формула аминокислот:

    а) R−OH  б) R−COOH  в) R−NH2   г) COOH−R−NH2  

    6. Осуществите превращения:

    глюкоза→этанол→этилен→полиэтилен

    7. Вычислите  массу этилового спирта, который можно получить из 44,8 л элтилена.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочя программа по химии для 8 класса к учебнику Н.Е.Кузнецовой "Химия.8 класс".

    Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие лич­ности ребёнка за время его обучения и воспит...

    Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

    Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

    Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

    Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

    Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

    Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

    Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

    Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

    Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

    Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

    Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

    Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...