Рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Вайс Марина Григорьевна

Рабочая программа по химии к учебнику Рудзитиса 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovaya_programma_9_klass.doc260 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне и  программы Гара Н.Н. Химия. Программы общеобразовательных учреждений. 8-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. – 2-е издание. – М.: «Просвещение», 2009.    

Цели и задачи обучения предмету:

В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.

Изучение химии в основной школе направлено:
      • на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
      • на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; 
      • на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
      • на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; 
      • на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Фактологическая часть программы включает сведения о неорганических и органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.

Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д. И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.

Изучение органической химии основано на учении А. М. Бутлерова о химическом строении веществ. Указанные теоретические основы курса позволяют учащимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.

Общая характеристика организации учебного процесса:

В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.

Технологии, методы, формы, средства обучения и режим занятий:

Для реализации рабочей программы используются различные формы (групповая, индивидуальная, работа в парах и др.), методы, технологии. Используются средства, указанные в материально-техническом обеспечении рабочей программы [с.14]. Количество контрольных работ – 4, количество практических работ – 6.  

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа:

Настоящая программа раскрывает содержание обучения химии учащихся в 9 классе общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 70 ч/год (2 ч/нед.).

Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование:

Так как в 9 классе 34 учебных недели, количество часов по предмету 68. Авторская программа рассчитана на 70 часов и предусматривает 2 часа резерва. Поэтому в рабочей программе резервных часов не предусмотрено.

Содержание учебной дисциплины

Неорганическая химия

Тема 1. Электролитическая диссоциация (10 ч)

      Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.
      
Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.
      
Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.
      
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».

Тема 2. Кислород и сера (9 ч)

      Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон.
      Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы(IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы(VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.
      Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
      
Демонстрации. Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.
      
Лабораторные опыты. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе.
      
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».
      
Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

Тема 3. Азот и фосфор (10 ч)

      Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.
      Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли.
      Минеральные удобрения.
      
Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.
      
Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.
      
Практические работы
      • Получение аммиака и изучение его свойств.
      • Определение минеральных удобрений.

Тема 4. Углерод и кремний (7 ч)

      Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.
      Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.
      
Демонстрации. Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.
      
Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат- ионы.
      
Практическая работа. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Тема 5. Общие свойства металлов (14 ч)

      Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.
      Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.
      
Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений.
      
Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.
      
Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
      
Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III).
      
Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.
      
Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа(II) и железа(III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.
      
Практические работы
      • Решение экспериментальных задач по теме «Элементы IА—IIIА-групп периодической таблицы химических элементов». 
      • Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
      
Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Органическая химия

Тема 6. Первоначальные представления 
об органических веществах (2 ч)

      Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.

Тема 7. Углеводороды (4 ч)

      Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.
      
Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды.
      Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).
      
Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.
      
Демонстрации. Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественные реакции на этилен. Образцы нефти и продуктов их переработки.
      
Лабораторные опыты. Этилен, его получение, свойства. Ацетилен, его получение, свойства.
      
Расчетная задача. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Тема 8. Спирты (2 ч)

      Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение.
      
Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.
      
Демонстрации. Количественный опыт выделения водорода из этилового спирта. Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Качественные реакции на многоатомные спирты.

Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры (3 ч)

      Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение.
      Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота.
      Жиры — продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров.
      
Демонстрации. Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях.

Тема 10. Углеводы (2 ч)

      Глюкоза, сахароза — важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья.
      Крахмал и целлюлоза — природные полимеры. Нахождение в природе. Применение.
      
Демонстрации. Качественные реакции на глюкозу и крахмал.

Тема 11. Белки. Полимеры (5 ч)

      Белки — биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятия о ферментах и гормонах.
      Полимеры — высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров.
      Химия и здоровье. Лекарства.
      
Демонстрации. Качественные реакции на белок. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.

Требования к уровню подготовки выпускников

      В результате изучения химии ученик должен 
      
знать/понимать:
      
• химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
      
• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
      
• основные законы химиисохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
      
уметь:
      
• называть химические элементы, соединения изученных классов;
      
• объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
      
• характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
      
• определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, вид химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена; 
      
• составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
      
• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
      
• распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей; хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы;
      
• вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
      
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
      
• безопасного обращения с веществами и материалами; 
      
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
      
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
      
• критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
      
• приготовления растворов заданной концентрации.

Тематическое планирование курса «Химия» 9 класс (68 часов)

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Виды и формы учебной деятельности

Средства обучения

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

Неорганическая химия

Тема 1. Электролитическая диссоциация (10 часов)

1

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Правила техники безопасности на уроках химии

1

ИНМ

Групповая работа

Учебник, правила техники безопасности в кабинете химии, рабочая тетрадь

§1, стр. 3-9

2

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей

1

Комбинированный урок

Групповая,  индивидуальная работа

Учебник,  таблица «Свойства кислот, оснований и солей с точки зрения теории электролитической диссоциации», рабочая тетрадь

§2, стр. 9-11, упр. 7, стр. 13

3

Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации

1

Комбинированный урок

Групповая работа, индивидуальные карточки

Учебник, таблица  «Условная классификация электролитов в зависимости от степени диссоциации», рабочая тетрадь

§3, стр. 11-13, задача 2, стр. 13

4

Реакции ионного обмена и условия их протекания

1

ИНМ

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, таблица «Определение ионов», рабочая тетрадь

§4, стр. 13-15, упр. 4, стр. 22

5

Реакции ионного обмена и условия их протекания

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник,  таблица «Определение ионов», рабочая тетрадь

§4, стр. 15-17

6

Окислительно-восстановительные реакции. Окисление и восстановление

1

Комбинированный урок

Работа в парах

Учебник, рабочая тетрадь

§5, стр. 17-19

7

Окислительно-восстановительные реакции. Окисление и восстановление

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа

Учебник, рабочая тетрадь

Повторить §5, стр. 17-19, упр. 6, стр. 22

8

Гидролиз солей

1

ИНМ

Групповая работа

Учебник, индивидуальные карточки, рабочая тетрадь

§6, стр. 20-21

9

Практическая работа № 1 по теме: «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»

1

Практикум

Работа в парах

Учебник, материалы для практической работы

Повторить §1-6, стр. 3-21

10

Контрольная работа № 1 по теме: «Электролитическая диссоциация»

1

Проверка знаний

Самостоятельная работа

Задания для контрольной работы

Повторить §1-6, стр. 3-21

Тема 2. Кислород и сера (9 часов)

11

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Озон — аллотропная модификация кислорода

1

Комбинированный урок

Групповая работа

Учебник, таблица «Схемы строения атомов кислорода и серы», рабочая тетрадь

§7-8, стр. 25-28

12

Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. Применение

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, презентация «Сера и ее применение», рабочая тетрадь

§9-10, стр. 28-31, упр. 5, стр. 31

13

Сероводород. Сульфиды

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, рабочая тетрадь

§11, стр. 31-32

14

Сернистый газ. Сернистая кислота и ее соли

1

Комбинированный урок

Групповая работа

Учебник, рабочая тетрадь

§12, стр. 32-34, упр. 2, стр. 38

15

Оксид серы(VI). Серная кислота и ее соли

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, рабочая тетрадь

§13, стр. 34-38, упр. 4, стр. 38

16

Окислительные свойства концентрированной серной кислоты

1

Комбинированный урок

Работа в группах

Учебник, рабочая тетрадь

Повторить §13, стр. 34-38, задача 1, стр. 38

17

Практическая работа № 2 по теме: «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

1

Практикум

Индивидуальная работа

Учебник, материалы для практической работы

Повторить §7-13, стр. 25-38, доклад

18

Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Химическое равновесие

1

ИНМ

Групповая работа

Учебник, карточки, доклад «Бертолле К.Л.», рабочая тетрадь

§14, стр. 39-42

19

Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступивших или получающихся в реакции веществ

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная, самостоятельная работа

Учебник, рабочая тетрадь

Повторить §7-14, стр. 25-42

Тема 3. Азот и фосфор (10 часов)

20

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот. Свойства, применение

1

Комбинированный урок

Групповая работа

Учебник, таблица «Схемы строения атомов азота и фосфора», рабочая тетрадь

§15, стр. 44-45

21

Аммиак. Физические и химические свойства. Получение, применение

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, таблица «Основные химические свойства аммиака», рабочая тетрадь

§16-17, стр. 45-50

22

Соли аммония

1

Комбинированный урок

Групповая работа

Учебник, таблица «Химические свойства солей аммония», рабочая тетрадь

§18, стр. 50-51, упр. 14, стр. 53

23

Практическая работа № 3 по теме: «Получение аммиака и изучение его свойств»

1

Практикум

Работа в парах

Учебник, доклад «Буссенго Ж.Б.», рабочая тетрадь

Повторить § 15-18, стр. 44-51

24

Азотная кислота. Строение молекулы. Получение

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, таблица «Химические свойства азотной кислоты», рабочая тетрадь

§19, стр. 53-56

25

Окислительные свойства азотной кислоты

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, рабочая тетрадь

26

Соли азотной кислоты

1

Комбинированный урок

Групповая работа, тест

Учебник, таблица «Круговорот азота в природе», рабочая тетрадь

§20, стр. 56-59, упр. 4, стр. 59

27

Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора

1

Комбинированный урок

Групповая работа

Учебник, таблица «Физические свойства фосфора», рабочая тетрадь

§21, стр. 60-63, задача 2, стр. 70

28

Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, таблица «Минеральные удобрения», рабочая тетрадь

§22-23, стр. 63-69

29

Практическая работа № 4 по теме: «Определение минеральных удобрений»

1

Практикум

Самостоятельная работа

Учебник, коллекции минеральных удобрений

Повторить §21-23, стр. 60-69

Тема 4. Углерод и кремний (7 часов)

30

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода

1

Комбинированный урок

Групповая работа

Учебник, таблица «Схемы строения атомов углерода и кремния», рабочая тетрадь

§24, стр. 76-77

31

Химические свойства углерода. Адсорбция

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, рабочая тетрадь

§25, стр. 77-82

32

Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, рабочая тетрадь

§26, стр. 82-84, задача 4, стр. 91

33

Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли

1

Комбинированный урок

Групповая работа

Учебник, тестовая работа, рабочая тетрадь

§27-29, стр. 84-90

34

Практическая работа № 5 по теме: «Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»

1

Практикум

Работа в парах

Учебник, материалы для практической работы

Повторить §24-29, стр. 76-90

35

Кремний и его соединения. Стекло. Цемент

1

Комбинированный урок

Работа в группах

Учебник, рабочая тетрадь

§30-33, стр. 91-100

36

Контрольная работа № 2 по теме: «Кислород и сера. Азот и фосфор. Углерод и кремний»

1

Проверка знаний

Самостоятельная работа

Задания для контрольной работы

Повторить §7-33, стр. 25-100

Тема 5. Общие свойства металлов (14 часов)

37

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов

1

Комбинированный урок

Групповая работа

Учебник, таблица «Размещение неметаллов в периодической таблице», рабочая тетрадь

§34-36, стр. 103-107

38

Химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов

1

Комбинированный урок

Групповая работа

Учебник, рабочая тетрадь

§37, стр. 107-110

39

Щелочные металлы. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, рабочая тетрадь

§39, стр. 114-119

40

Кальций и его соединения

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник. Рабочая тетрадь

§40, стр. 119-120

41

Жесткость воды и способы ее устранения

1

Комбинированный урок

Работа в парах

Учебник, таблица «Важнейшие природные соединения кальция», рабочая тетрадь

§41, стр. 120-124, упр. 9, стр. 125

42

Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, схема «Важнейшие природные соединения алюминия», рабочая тетрадь

§42, стр. 125-128

43

Амфотерность оксида и гидроксида алюминия

1

Комбинированный урок

Групповая работа

Учебник, рабочая тетрадь

§42, стр. 128-130, задача 2, стр. 131

44

Обобщение знаний по теме: «Элементы IA – IIIA-групп периодической таблицы химических элементов»

1

Комбинированный урок

Групповая. Индивидуальная, самостоятельная работа

Учебник, рабочая тетрадь

Повторить §39-42, стр. 114-130

45

Железо. Нахождение в природе. Свойства железа

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, таблица «Важнейшие природные соединения железа», рабочая тетрадь

§43, стр. 132-134

46

Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III)

1

Комбинированный урок

Групповая работа

Учебник, рабочая тетрадь

§44, стр. 134-135, упр. 6, стр. 135

47

Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Проблемы безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, рабочая тетрадь

§45-47, стр. 138-146

48

Сплавы

1

Комбинированный урок

Работа в группах

Учебник, тестовая работа, рабочая тетрадь

§38, стр. 110-111, задача 3, стр. 112

49

Практическая работа № 6 по теме: «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»

1

Практикум

Самостоятельная работа

Учебник, материалы для практической работы

Повторить §34-47, стр. 103-146

50

Контрольная работа № 3 по теме: «Общие свойства металлов»

1

Проверка знаний

Самостоятельная работа

Задания для контрольной работы

Повторить §34-47, стр. 103-146

Органическая химия

Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах (2 часа)

51

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова

1

Комбинированный урок

Групповая работа

Учебник, доклад «Вёлер Ф.», рабочая тетрадь

§48-49, стр. 148-152

52

Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений

1

Комбинированный урок

Групповая работа

Учебник, схема «Органические вещества», рабочая тетрадь

§50, стр. 152-154

Тема 7. Углеводороды (4 часа)

53

Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение

1

Комбинированный урок

Групповая работа

Учебник, иллюстрации, модели молекул метана, этана, рабочая тетрадь

§51, стр. 154-156, упр. 4, стр. 163

54

Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, рабочая тетрадь

§52, стр. 156-159

55

Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятие о циклических углеводородах

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, рабочая тетрадь

§53, стр. 159-160

56

Природные источники углеводородов. Природный газ. Нефть. Защита атмосферного воздуха от загрязнения

1

Комбинированный урок

Групповая работа, тест

Учебник, таблица «Важнейшие продукты перегонки нефти и их применение», рабочая тетрадь

§54, стр. 161-162, упр. 17, стр. 163

Тема 8. Спирты (2 часа)

57

Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение

1

Комбинированный урок

Групповая работа

Учебник, рабочая тетрадь

§55, стр. 164

58

Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, рабочая тетрадь

§55, стр. 165, задача 1, стр. 173

Тема 9. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры (3 часа)

59

Муравьиная и уксусная кислоты. Применение

1

Комбинированный урок

Групповая работа

Учебник, рабочая тетрадь

§56, стр. 165-167

60

Высшие карбоновые кислоты. Сложные эфиры

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, схема «Применение карбоновых кислот», рабочая тетрадь

§56, стр. 168, упр. 4, стр. 173

61

Жиры. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, рабочая тетрадь

§56, стр. 168

Тема 10. Углеводы (2 часа)

62

Глюкоза, сахароза. Нахождение в природе. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, доклад «Данилевский А.Я.», рабочая тетрадь

§57, стр. 168-169

63

Крахмал, целлюлоза — природные полимеры. Применение

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, рабочая тетрадь

§57, стр. 169-170, задача 2, стр. 173

Тема 11. Белки. Полимеры (4 часа)

64

Белки — биополимеры. Состав белков. Роль белков в питании.

1

Комбинированный урок

Работа в парах

Учебник, рабочая тетрадь

§58, стр. 170-171

65

Полимеры – высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение

1

Комбинированный урок

Групповая работа

Учебник, рабочая тетрадь

§59, стр. 172-174, упр. 15, стр. 173

66

Химия и здоровье. Лекарства

1

Комбинированный урок

Работа в группах

Учебник, ИКТ, рабочая тетрадь

§60, стр. 175-178

67

Контрольная работа № 4 по теме: «Органические соединения»

1

Проверка знаний

Самостоятельная работа

Задания для контрольной работы

Повторить §48-60, стр. 148-178

68

Анализ контрольной работы

1

Работа над ошибками

Групповая, индивидуальная работа

Задания для контрольной работы

Материально-техническое обеспечение рабочей программы

Железо (III) гидроокись

Кальций гидроокись

Натрий гидроокись

Йод

Сера молотая

Медная проволока

Железо восстановленное

Алюминий гранулированный

Цинк гранулированный

Образцы редких металлов

Лактоза

Сахароза

Глюкоза

Глицерин синтетический

Кислота уксусная

Кислота олеиновая

Кислота стеариновая

Кислота пальмитиновая

Кислота аминоуксусная

Кислота муравьиная

2-пропанол

Бутанол-1

Спирт изобутиловый

Спирт бутиловый

Нефть

Натрий фтористый

Аммиачная селитра гранулированная

Алюминий двухромовый

Кальций фосфорнокислый

Натрий бромистый

Натрий йодистый

Калий йодистый

Медь углекислая (основная)

Натрий углекислый

Кальций углекислый

Калий углекислый

Магний углекислый

Калий двухромовокислый

Калий марганцовокислый

Поваренная соль

Калий азотнокислый

Алюминий азотнокислый

Барий азотнокислый

Гипс

Мука известковая

Медь сернокислая

Натрий сернокислый

Алюминий сернокислый

Кальций сернокислый

Калий сернокислый

Калий-натрий виннокислый

Индикаторы

Железо хлорное

Медь хлорная

Магний хлористый

Барий хлористый

Литий хлористый

Алюминий хлористый

Натрий хлористый

Калий хлористый

Кальций хлористый

Марганца окись

Алюминия окись

Бария окись

Магния окись

Железа (III) окись

Железа (II) окись

Ванадия окись

Кальция окись

Оборудование:

Воронки стеклянные

Стаканчики стеклянные

Малые колбы стеклянные

Малые пробирки

Большие пробирки

Ступки фарфоровые

Чашки фарфоровые

Стеклянные трубочки

Держатели для пробирок

Металлические ложки для реактивов

Спиртовки

Модели кристаллических решеток

Подставки для пробирок

Колбы большие стеклянные

Стаканы большие стеклянные

Серная кислота

Солярная кислота

Азотная кислота

Ортофосфорная кислота

Пробирки новые

Коллекции:

- Нефть и продукты ее переработки

- Минералы и горные породы (16 штук)

- Каменный уголь

- Пластмассы

- Стекло и изделия из стекла

- Металлы и сплавы

- Торф

- Каучук

- Топливо

- Алюминий

- Основные виды промышленного сырья (6 штук)

- Антрацит

Учебно-методическое обеспечение рабочей программы

  1. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений . 8-9 классы. 10-11 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. 2-е издание. М.: «Просвещение», 2009.
  2. Радецкий А.М. Химия. Дидактический материал. 8-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ А.М. Радецкий. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2014 г. – 127 с.
  3. Рудзитис Г.Е. Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 191 с.: ил.
  4. Габрусева Н.И. Химия. Рабочая тетрадь. 9 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.И. Габрусева. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с.: ил.

Лист внесения изменений

№ п/п

Название раздела, тема урока

Планируемая дата проведения

Причина внесения изменений

Дата фактического проведения урока

Номер приказа

Проверка и оценка знаний и умений учащихся

      Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
      Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
      глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
      осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
      полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
      При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
      Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
      Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
      Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка теоретических знаний

      Отметка «5»:
      ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
      материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
      ответ самостоятельный.
      Отметка «4»:
      ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
      материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
      Отметка «3»:
      ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
      Отметка «2»:
      при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
      Отметка «1»:
      отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений

      Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
      Отметка «5»:
      работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
      эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
      проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
      Отметка «4»:
      работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
      Отметка «3»:
      работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
      Отметка «2»:
      допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
      Отметка «1»:
      работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

      Отметка «5»:
      план решения составлен правильно;
      правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
      дано полное объяснение и сделаны выводы.
      Отметка «4»:
      план решения составлен правильно;
      правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
      Отметка «3»:
      план решения составлен правильно;
      правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
      Отметка «2»:
      допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
      Отметка «1»:
      задача не решена.

Оценка умений решать расчетные задачи

      Отметка «5»:
      в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
      Отметка «4»:
      в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
      Отметка «3»:
      в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
      Отметка «2»:
      имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
      Отметка «1»:
      задача не решена.

Оценка письменных контрольных работ

      Отметка «5»:
      ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
      Отметка «4»:
      ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
      Отметка «3»:
      работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
      Отметка «2»:
      работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
      Отметка «1»:
      работа не выполнена.
      При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
      Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....