Современные педагогические технологии
статья по химии (10 класс) на тему

Левицкая Лариса Викторовна

Современные педагогические технологии.

 

Левицкая Лариса Викторовна

 

Учитель химии.  

 г.Красноярск.  МБОУ СОШ №24

 

 

В настоящее  время перед современной педагогической наукой  стоит проблема:

 « Как повысить интерес школьников к химии». Одна из причин потери интереса – это непригодность ряда традиционно применяемых приёмов обучения для нынешнего контингента учащихся: ведь у нашей молодёжи сегодня сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства, она о многом имеет представления, поэтому занятия, базирующиеся на авторитарном нажиме, приказе вызывают лишь раздражение и скуку – они не приемлемы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии.

Левицкая Лариса Викторовна

Учитель химии.  

 г.Красноярск.  МБОУ СОШ №24

В настоящее  время перед современной педагогической наукой  стоит проблема:

 « Как повысить интерес школьников к химии». Одна из причин потери интереса – это непригодность ряда традиционно применяемых приёмов обучения для нынешнего контингента учащихся: ведь у нашей молодёжи сегодня сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства, она о многом имеет представления, поэтому занятия, базирующиеся на авторитарном нажиме, приказе вызывают лишь раздражение и скуку – они не приемлемы.  Это  побуждает  учителей искать новые подходы, современные технологии обучения, способствующие развитию интереса к предмету, что привело меня к выбору темы самообразования:

« Инновационные способы решения учебных проблем через использование современных технологий в преподавании химии»- это тема, над которой я работаю на протяжении нескольких лет.

Педагогическая технология – это совокупность целей, содержания, методов и форм для достижения планируемых результатов. Различают три основные группы технологий :образовательно – иллюстративные, личностно – ориентированные (разноуровнего обучения, коллективного взаимообучения, модульного обучения) и технологии развивающего обучения (информационные технологии, проектная деятельность учащихся)

Все новинки технологического прогресса с особым восторгом встречают именно дети. И конечно, необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников для целенаправленного развития личности.                                                                                                

К информационным технологиям я обращаюсь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения. Например, при изучении нового материала

( презентация лекций), при отработке умений и навыков ((обучающее тестирование), а также во время проведения химического практикума.  Применение слайд – фильмов во время лекций обеспечивает динамичность, более высокий уровень и объём информации по сравнению с традиционными методами. При подготовки слайд – фильма к уроку эффективно использовать электронные учебники. На слайдах размещаю необходимые формулы, уравнения реакций, схемы химических опытов в соответствии с последовательностью  изучения материала на уроке.  По завершении лекции ученикам предлагаются  контрольные вопросы в  форме тестов. Тестовый контроль с использованием компьютера эффективен  при закреплении и проверке знаний. При проведении  обучающего тестирования учащихся, как и в традиционных тестах, предлагаются вопросы по теме и четыре варианта ответа, среди которых лишь один верный. Чтобы перейти к следующему вопросу теста, надо указать правильный ответ. Если учащийся выбирает неверный ответ, то по гиперссылке программа открывает  слайд теоретической части темы, который содержит информацию для правильного ответа. Такая программа помогает ликвидировать пробелы в знаниях и не наказывает за неправильный ответ снижением отметки, школьники испытывают положительные эмоции, что очень важно для успешного усвоения изучаемого материала. Большую помощь оказывает компьютер и при организации  практических работ , особенно при изучении токсических веществ ( бензол, галогены и др.), что даёт возможность проводить химический эксперимент без риска для здоровья учащихся. Так как в кабинете отсутствует необходимое  оборудование для каких–то практических работ, использование компьютера  позволяет всё- таки провести эти работы, что позволяет  обогатить курс химии экспериментом.

Ученик просматривает клип с демонстрацией опыта. Ему также  предложена  инструкция по оформлению отчёта:  составить уравнения соответствующих реакций, нарисовать химические установки, объяснить наблюдаемые явления, сделать выводы. Отчёт о работе учащийся оформляет в тетради, а химический эксперимент наблюдает на экране монитора. Уроки, проведённые при  помощи компьютерной поддержки:

« Катализаторы», 8 класс,  « Галогены», 9 класс; « Аммиак», 9 класс;  «Фенолы «, 10 класс; « Ароматические углеводороды», 10 класс ;  

« Высокомолекулярные соединения», 10 класс.

Применение новых информационных технологий в учебном процессе позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся  на позитивное развитие, под руководством учителя школьники   могут научиться использовать компьютерные технологии в образовательных целях для всестороннего развития своего интеллекта.

На протяжении нескольких лет проблему прочности знаний я решаю через технологию уровневой дифференциации, которая является основой индивидуально- ориентированной системы обучения, позволяющей  учитывать индивидуальные особенности ребёнка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей. В мою практику входит внутриклассная  дифференциация, формой которой  является выполнение учениками заданий различного уровня сложности. При этом используются разнообразные способы включения дифференцированных заданий в учебный процесс. Их можно объединить в две группы: первая – учитель может  дать разноуровневые задания каждому ученику, вторая – ученики могут выбирать сами задания, заранее зная о сложности каждого из них. Такая работа способствует формированию адекватной самооценки и соответствующего уровня притязаний учеников. Большую помощь в работе  оказывает наличие  дидактического материала: разноцветные карточки с трёхуровневым  заданием разной степени сложности по неорганической химии , разноуровневые карточки – задания по органической химии с инструкцией по выполнению на обратной стороне (для контингента учащихся со слабой подготовкой) . Каждый ученик должен получать право и возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал . Единственное условие – этот уровень должен быть не ниже обязательной подготовки. При этом необходимо учитывать, что некоторые ученики сознательно не хотят выбирать уровень выше обязательного. Здесь возникает дополнительная задача – формировать у детей стремление  к состязательности, здоровому соперничеству, чтобы они стремились реализоваться полностью. Как известно, приоритетные цели школьного образования – формирование и всестороннее развитие личности средствами обучения и воспитания, обеспечение условий для её самоопределения и самореализации. Обучение любого предмета вносит вклад во всестороннее развитие личности,  способствует интеллектуальному совершенствованию учащихся.

Огромную помощь в работе мне оказывает  технология организации адаптационно- развивающего общения ( технология организации адаптационно- развивающих диалогов), которая включает в себя комплекс приёмов использования малого химического  тренажёра , составляющего особую технологию развития у учащихся коммуникативных умений, формирования и отработки предметных знаний и навыков, опыта разноуровнего применения знаний, воспитания мотивации учения и адекватной самооценки.  Правильно организованное педагогическое общение должно снижать дискомфорт учителя и учащегося за счёт обеспечения условий посильного участия каждого учащегося в общем диалоге. Комплект дидактических материалов, называемый малым тренажёром, состоит из 16 карточек матричного характера, представляющий блоки из 4-6 вариантов для разнообразных устных и письменных заданий. Блоки мини тренажёра целесообразно использовать в качестве основы для дифференцирования занятий по степени сложности. Например: ДМ  №9  Уравнения химических реакций.

1.Какие из перечисленных пар веществ не способны  вступать в химическое взаимодействие и почему?

2.Назовите продукты реакций, которые образуются в тех случаях,  когда химическое взаимодействие возможно

3. Укажите тип реакции. Дайте обоснование ответу.

4.Составьте уравнения возможных реакций, назовите продукты.

5.Какие из реакций можно использовать в качестве  лабораторных способов получения водорода.  ( о- в уравнения, ионного обмена и многое другое)

 Выполнение последних направлено на формирование и развитие у учащихся умений называть и классифицировать химические соединения, анализировать их качественный и количественный состав, определять значение валентностей и степеней окисления, составлять формулы веществ, анализировать химические свойства последних, придумывать и решать расчётные задачи и многое другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку – как путь к успеху современного специалиста в сфере обслуживания.

В современной сфере обслуживания отведенная роль значению английского языка становится очевидной. Ежегодно нашу страну посещают миллионы туристов, которые в первую очередь сталкиваются с предста...

Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.

Многие опытные  педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы

В статье дан анализ современных педагогических  технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...