Фрейм-технологии в организации учебной деятельности
методическая разработка по химии (10 класс) на тему
Применение фрейм-технологии на уроках химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
freym-tekhnologii_soobshchenie_na_pedsovete.docx | 21.31 КБ |
freym-tekhnologii_prezentatsiya_k_pedsovetu.ppt | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Основным противоречием современной системы образования является противоречие между быстрым темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения.
В период гуманизации образования количество изучаемых в школе предметов значительно возросло. При этом беспокойство о здоровье будущего нации заставило ограничить недельную нагрузку детей прежними рамками, что привело к уменьшению количества часов используемых для изучения базовых дисциплин. Требования к выпускникам школ и абитуриентам при этом не только не уменьшились, а значительно возросли. Возникшие проблемы заставляют полностью пересмотреть подход к процессу обучения. Чтобы свести эти противоречия к минимуму, можно воспользоваться в своей деятельности фреймовой педагогической технологией.
Понятие фрейма пришло в педагогику из информационных технологий, программирования.
Фрейм. От английского слова «frame» ─ каркас, рама (Слайд2) Фрейм представляет собой каркас, структуру подачи материала, которую можно наложить на все последующие темы.
Любой фрейм состоит из слотов (терминалов), заполненных конкретным содержанием и имеющим свое имя. (Слайд3)
Признаки фрейма: каркас в виде рамы, разделенной на сектора; фокус – тема, актуализированная в центре каркаса; слоты – пустые сектора, которые заполняются конкретным содержанием темы (рисунками, мини-текстами). (Слайд 4).
Существуют критерии, отличающие фреймовую схему от других видов опор:
1.Наличие постоянного каркаса.
2.Система слот и система ключевых словосочетаний (предложений, слов). При этом количество слот и их расположение также постоянно (изменяется лишь наполнение слот).
3. Схема-фрейм содержит сценарий (обобщённый план) ответа.
4. Многоразовое использование фреймовых схем-опор.
5.Возможность самостоятельного применения фреймовых схем-опор для изучения новых стереотипных ситуаций. (Слайд 5).
Примеры фрейм-схем по физике (слайды6-8) и биологии (Слайды9-10)
Фреймовый подход лучше использовать при изучении материала, разбитого на блоки, в каждом из которых встречаются близкие по структуре и форме темы.
Например, в школьном курсе органической химии в разделах, посвященных каждому классу отдельно, можно выделить общее содержание (наиболее важные представители данного класса, гомологический ряд, тип гибридизации, состав, строение, номенклатура, изомерия, физические свойства и особенности химических свойств, условия протекания реакций, способы получения и применение). Усвоив общую схему одного из классов органических соединений, гораздо легче систематизировать материал следующих классов.
В школьном курсе зоологии тоже можно выделить блоки: строение; классификация; размножение; нервная и кровеносная системы; дыхание, выделение; пищеварение. Это и есть названия слот, «пустот»- термин, специфический для фреймирования, которые наполняются конкретным содержанием.
Одним из приемов реализации принципов обучения, в частности принципа системности и последовательности, является так называемая система В. Ф. Шаталова, в основу которой положены опорные конспекты (схемы, сигналы).
По В.Ф. Шаталову, опорный конспект представляет собой лист с рисунками, отдельными словами, формулами. В них закодирована определенная информация. Запоминая отдельные символы (рисунки, слова), ученик фактически запоминает и их расшифровку. Иногда это небольшой рассказ, в котором содержится один или несколько абзацев учебника или дополнительной литературы.
Смысл опорного конспекта как средства обучения в том, что он через зрительно воспринимаемые образы, знаки и другие изобразительные средства вызывает из памяти учеников необходимые ассоциации, опорные знания, способствует усвоению материала.
При таком подходе получаемые школьниками знания более цельны, требуется меньше времени для усвоения знаний. А умение ученика по данному символу построить целый рассказ свидетельствует о понимании им изученного учебного материала.
Наиболее высоким уровнем усвоения материала может служить возможность создания опорных схем самими учащимися (при необходимой корректировке учителя)
Эта технология позволяет рационально распределять время на уроках: значительно экономить время на объяснении новых теоретических понятий и представлений, и выделять достаточно времени для закрепления нового материала и отработку навыков.
Итак, использование конспектов с неполной информацией обеспечивает:
- Систематизацию знаний путем определения связей (“горизонтальных и вертикальных”)
- Усвоение большого объема информации, оставляя ее при этом максимально удобной для восприятия.
- Эффективность использования рабочего времени.
Методы графического уплотнения информации © Л.Г. Осипова, 2008)
- Вертикальная линия считывается дольше, чем горизонтальная, хотя они равны по величине. Отсюда следует, что и текст, напечатанный в столбик, считывается медленнее, чем этот же текст, напечатанный более широким планом. Однако, если объем текста значительный, то при широком поле зрения глаз делает больше регрессий, а это замедляет чтение.
- Линии, не имеющие перерыва, с плавными закруглениями считываются дольше, чем линия с резко выраженными углами, следовательно, печатный текст будет читаться быстрее, чем письменный, даже если почерк разборчивый.
- Зрение требует группировки информации. Психологи утверждают, что вертикально нужно давать нечетное число перечислений: 3, 5, 7. Наибольшее число вертикальных перечислений, которое запоминает человек, - это 7±2 (имен, наименований). Четное число вертикально записанных перечислений запоминается хуже.
- Величина букв на доске (плакате, экране) влияет на комфортность восприятия визуальной информации. Существуют понятия комфортного зрения и предельного зрения. Так, при величине букв в 1 см предельное зрение равно 3 метра, а комфортное – 2 метра. Если величина букв и знаков меньше, то данное визуальное средство можно использовать в качестве раздаточного материала либо с применением технических средств.
- Лучше всего запоминается информация, расположенная на доске (экране, плакате) в правом верхнем углу – 33 % внимания подается туда. Левому верхнему углу «уделяется» 28% внимания, правому нижнему и левому нижнему соответственно 23% и 16 %.
- Восприятие считываемой информации зависит от удобочитаемости текста, то есть играют роль не только рисунок и размер шрифта, но и различное соотношение материала, расположение на странице (длина строки, междустрочия, межбуквенные пробелы, характер верстки текста), цвет бумаги, способ печати.
- Чем короче, компактней и выразительней текст, тем больше шансов, что его прочтут и запомнят. Это же относится и к заголовкам. Оптимально для заголовка использовать от 3 до 7 слов.
- При подборе ключевых положений, полезно учитывать следующее: лучше всего запоминаются группы слов (78%), затем предложения (37%), далее следуют отдельные слова (25%), слоги (11%), и буквы (7%). Исходя из этого, буквенные сокращения в опорных конспектах должны быть ограничены. В экстремальных условиях лучше запоминаются слова, чем цифры. В русском языке существительные запоминаются лучше, чем глаголы и прилагательные.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фрейм ( англ.) – это сооружение, строение, остов, скелет, костяк, каркас.
Фрейм в обучении – это каркасная структура представления стереотипной учебной информации текста, содержащая слоты . Слоты (англ.) – пустые окна или строки (заполняемые учащимися текстом), ключевые слова как связки между слотами и правила, задающие методику и условия проговаривания текста.
Структура фрейма «Сила»
Пример заполнения слотов. Сила тяжести.
Критерии, отличающие фреймовую схему от других видов опор 1.Наличие постоянного каркаса, выражающего стереотипные характеристики текста. 2. Система слот и система ключевых словосочетаний (предложений, слов). При этом количество ключевых словосочетаний и их месторасположение не меняется. Количество слот и их расположение также постоянно (изменяется лишь наполнение слот). 3. Схема-фрейм содержит сценарий (обобщённый план) ответа. 4. Многоразовое использование фреймовых схем-опор. 5. Возможность самостоятельного применения фреймовых схем-опор для изучения новых стереотипных ситуаций.
Фреймовая опора по зоологии
Фреймовая опора по зоологии
Структура фрейма Классы углеводородов Класс Тип гибридизации (характеристика) Общая формула Особенности строения Виды изомерии Физические свойства Характерные химические свойства Применение
Фреймовая опора по химии Алкены SP 2 – гибридизация: - 3 гибр.орбитали связи 120 - С-С = 0,134 нм - плоская форма мол. С n H 2 n -2 C=C структурная кратной связи пространственная - межклассовая С 1 – С 4 газы С 5 – С 18 жидкости С 19 … тв.вещества 1.Присоединение: + Н2 + Hal + HHal + HOH 2.Полимеризация 3.Окисление горючее пластмаассы взрывчатые вещества антифризы растворители синтетический каучук ускорители созревания фруктов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: «Содержание деятельности классного руководителя по организации учебной деятельности классного коллектива»
Материалы к методическому объединению классных руководителей старшего звена...
Приёмы организации учебной деятельности в рамках технологии критического мышления, используемые учителем в практической деятельности для формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории и обществознания
Тезисы выступления учителя МБОУ СОШ №5 на РМО учителей истории и обществознания г. Киржача Владимирской обл....
Дифференцированный подход в организации учебной деятельности на занятиях по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности
Дифференцированный подход в организации учебной деятельности на занятиях по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности...
Выступление на педагогическом совете «Организация учебной деятельности в рамках формирования универсальных учебных действий (ууд) опыт, проблемы, перспективы»
Выступление на педагогическом совете «Организация учебной деятельности в рамках формирования универсальных учебных действий (ууд) опыт, проблемы, перспективы»...
Принципы и подходы к организации учебной деятельности, интегрирующей содержание нескольких учебных предметов
Доклад к ШМО "Принципы и подходы к организации учебной деятельности, интегрирующей содержание нескольких учебных предметов"...
Технология групповой деятельности как эффективная форма организации учебной деятельности при составлении презентаций на уроке географии.
Групповая организация учебного процесса позволяет подобрать динамическую группу с примерно равным индивидуальным...
Доклад на августовское районное совещание по теме «Результаты деятельности МБОУ «Шугуровская СОШ» по вопросу обновления подходов к организации учебной деятельности к предметной области технология»
Доклад на августовское районное совещание по теме «Результаты деятельности МБОУ «Шугуровская СОШ» по вопросу обновления подходов к организации учебной деятельности ...
- Мне нравится (1)