Принципы и подходы к организации учебной деятельности, интегрирующей содержание нескольких учебных предметов
материал на тему

Сырлыбаева Алия Зуфаровна

Доклад к ШМО "Принципы и подходы к организации учебной деятельности, интегрирующей содержание нескольких учебных предметов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_integrirovannye_uroki.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

«Принципы и подходы к организации учебной деятельности, интегрирующей содержание нескольких учебных предметов»

                                                                                                             

Содержание

  • Введение
  • Постановка проблемы.
  • Цели интегрированного обучения.
  • Принципы интегрированного обучения.
  • Особенности интегрированных уроков.
  • Структура интегрированных уроков.
  • Преимущества интегрированных уроков.
  • Результаты и значение интегрированных уроков.
  • Перспективы развития интегрированного обучения.
  • Использованные ресурсы.

Интегрированный урок-

одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни

Интегрирование:

   По виду - это межпредметная связь, которая на первоначальных этапах познавательной деятельности, играет роль побуждающего стимула;

Интегрирование:

   По уровню – это инновационная технология, представляющая собой высокую форму воплощения межпредметной связи на качественно новой ступени обучения.

Интегрирование:

   По форме – это технология, позволяющая:

  • -решить проблему разобщённости предметов, что даёт возможность устанавливать связи между понятиями и определять их практическую направленность;
  • -исключить повторы в учебных дисциплинах;
  • -углубить изучение материала без дополнительных временных затрат;
  • -повысить творческий потенциал обучающихся;
  • -расширить информационную ёмкость урока
  • интенсивность.

Формы интегрирования:

  • Интегрированный курс, объединяющий многочисленные предметы, предусмотренные учебными планами общеобразовательного учреждения.
  • Интегрированный урок - наиболее эффективная форма обучения, так как изучаемый предметный материал тут же находит практическое применение при изучении других предметов.
  • Интегрированный фрагмент урока - использование интеграции не на всем уроке, а только на каком-либо этапе.

Цели интегрированного обучения. 

1.Создание оптимальных условий для развития мышления  учащихся в процессе обучения на основе   интеграции  разных предметов.

2.Преодоление некоторых противоречий процесса обучения.

                

 3.Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках .

Принципы интегрированного обучения

  • Синтезированность знаний        

        Целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых по той или иной теме вопросов способствует развитию широты мышления.

  • Углублённость изучения. 

       Более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления.

  • Актуальность проблемы, или практическая значимость проблемы. 

       Обязательная реализация рассматриваемой проблемы в какой-то практической ситуации усиливает практическую направленность обучения.

  • Альтернативность решения. 

      Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мышления, развивают оригинальность мышления.

При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

  •         1) В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.

  •        2)В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.

  •        3)Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:

  • -предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
  • -логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
  •  -большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке

Преимущества интеграции на уроке

  • 1.   Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
  • 2.   Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

 3. - Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.

  •    -  Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких
    уроков.
  •    -  Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет
    переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают
    познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.

  • 4.   Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения,
    творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.
    Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые
    подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в
    различных предметах.
  •      Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Результаты интегрированного обучения и его значение

  • 1) способствует развитию научного стиля мышления учащихся;
  • 2) даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;
  • 3) формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
  • 4) повышает качество знаний учащихся;
  • 5) повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно-научных дисциплин.

Перспективы развития интегрированного обучения

  • Практика работы показала плодотворность интеграции и выявила перспективы дальнейшего развития и совершенствования такого подхода к обучению.
  • Интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация в рамках какой-либо школы была бы переходом этой школы на новый уровень ее развития. 

Список литературы

  • 1.Арефьева Г.Я. «Интегрированные уроки   география, биология, экология , ОБЖ, химия)  // География в школе.-2002.-№ 3. -С.  70.
  • 2.Знагирова Л.Н. «Открытый интегрированный урок биологии и географии»//Биология в школе.-2007.- № 4.-С .41
  • 3.Ливанский В.М. «Ресурсный подход становления интегрированного школьного и внешкольного образовательного пространства // Завуч. -2006г.-№5. - С. 118
  • 4.Максимова В.Н.» Межпредм4етные связи  в процессе обучения . Москва. «Просвещение» 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Новые подходы в организации педагогической деятельности учителей"

Под инновациями в обучении следует понимать: 1. Новые методики преподавания. 2. Новшества в организации содержания образования ( интегрированные - межпредметные - прог...

Учебный успехи и индивидуальный стиль учебной деятельности обучающихся

Презентация с выступлением на РМО учителей биологии о разработке авторской технологии Л.Н.Галеевой...

Программа обучения педагогических кадров "Современные подходы к организации профессиональной деятельности педагога дополнительного образования"

Данная программа  направлена на повышение квалификации педагогов дополнительного образования и  может быть использована в работе методистами ОДОД....

Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации учебной деятельности

Долгие годы бытовало мнение, что организация группового труда на занятии невозможна, так как она носит глубоко индивидуальный характер. Этот взгляд на характер обучения объясняется несколькими причина...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Приказ о организации внеурочной деятельности в 2019-2020 учебном году

Приложение к Приказу о организации внеурочной деятельности в 2019-2020 учебном году...

Эффективность урока - результат организации активной деятельности учащихся с разными учебными возможностями.

Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся с разными учебными возможностями...