Методическая разработка урока в 8 классе по теме "Реакция нейтрализации"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Беликова Галина Александровна

Материал содержит конспект урока, презентацию, инструктивные карты к проведению опытов, приложение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon reaktsiya_neytralizatsii1.ppt1.58 МБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc38 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc22.5 КБ
Файл k2so4_2h2o.rar763.25 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_reaktsiya_neytralizatsii.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

                                                                                                       Приложение 1

Инструктивная карта №1 к уроку «Реакция нейтрализации»

                                                                                           Учись наблюдать.

   Взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой

Налейте в пробирку немного гидроксида натрия, опустите небольшой кусочек фенолфталеиновой бумаги.

  • Что наблюдаете?
  • Почему фенолфталеин принял такую окраску?

Добавляйте к раствору гидроксида натрия по каплям раствор соляной кислоты до изменения окраски индикатора.

  • Почему малиновая окраска исчезла?
  • Почему пробирка стала теплой?
  • К какому типу относится данная реакция?

При оформлении опишите ход работы, свои наблюдения, уравнение химической реакции. Ответьте на вопросы, сделайте вывод о том, с какими свойствами щелочей вы познакомились при проведении опыта.

Инструктивная карта №2 к уроку «Реакция нейтрализации»

                                                                                             Учись наблюдать.

   Взаимодействие гидроксида калия с серной кислотой

Задание: Получите соль сульфат калия с помощью реакции нейтрализации

гидроксида калия с серной кислотой.

 Налейте в пробирку 1 мл. гидроксида калия, добавьте индикатор фенолфталеин.

  • Что наблюдаете?

 Приливайте по каплям раствор серной кислоты, встряхивая пробирку.

  • Что происходит?
  • Почему исчезла окраска индикатора?
  • Каков признак данной реакции?
  • Как получить соль в сухом виде?

Кратко опишите ход работы, свои наблюдения, уравнение химической реакции, ответьте на вопросы, определите, к какому типу относится данная реакция. Сделайте вывод о том, с каким свойством оснований вы познакомились при проведении данного опыта.

Инструктивная карта №3 к уроку «Реакция нейтрализации»

                                                                                               Учись наблюдать.

Взаимодействие нерастворимого основания с кислотой.

Задание: осуществите превращения: Fe(OH)3↓   →   FeCl3

                                         

К гидроксиду железа (осадок бурого цвета) прилейте по каплям, постоянно встряхивая, раствор соляной кислоты до растворения осадка.

  • Почему осадок растворился?
  • Какое вещество выделится при выпаривании полученного раствора?

 Напишите его формулу. Составьте уравнение реакции между гидроксидом железа и соляной кислотой.

  • К какому типу относится эта реакция?

Сделайте вывод о том, с каким свойством нерастворимых оснований вы познакомились при проведении опыта.

Индивидуальное творческое задание:

Вы умираете от жажды, а в источник с водой попала серная кислота.

  • Как очистить воду от кислоты?

Подсказка: неподалеку от источника стоит бутыль неиспользованной известковой воды, а в кармане у вас есть универсальный индикатор.



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Ну а теперь - сенсация!

 Идёт нейтрализация!

 Свирепо действие кислот,

 И щелочь тоже всё сожжёт.

 А чтобы пыл их остудить,

Активность чтоб остановить,

 Друг с другом их соединяют,

 И как не странно – укрощают

 В обмен, кислотные остатки!

 И сразу будет всё в порядке!

 Теперь вам не страшна беда –

 Соль получилась и вода,

 Но сам процесс не безопасен-

  труд повторить его напрасен,

 Коль правил основных не знаешь,

 Иль знаешь, но не соблюдаешь.



Предварительный просмотр:

Конспект урока по химии Беликовой Г. А.

Тема урока: « Реакция нейтрализации».

Цель урока: Ввести понятие о реакции нейтрализации. Познакомить с практическим применением реакции нейтрализации.

Задачи урока:

Обучающие: уметь определять момент нейтрализации с помощью индикаторов, закрепить полученные знания и навыки в составлении формул и уравнений реакций, проверить степень усвоения материала

Развивающие: совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; развивать память, устойчивое внимание, применять свои знания на практике.

Воспитательные: воспитывать чувство сопричастности к общему делу, умение работать коллективно

Оборудование и реактивы: презентация к уроку «Реакция нейтрализации», проектор, бюретка с раствором соляной кислоты, набор индикаторов (лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин), стаканчики с растворами щелочи, кислоты и воды, для лабораторной работы растворы соляной и серной кислот, пробирки со свежеосажденными осадками гидроксидов меди (II) и железа (III).

Этап урока

Время

Речь и действия учителя

Примечания

Организационный момент.

1мин.

Сообщает тему урока и цель.

Слайд 1

Проверка домашнего задания.

7мин.

Из предложенных формул, выберите формулы кислот, оснований, солей

(со второго слайда по гиперссылке кислот переходим на слайд 3, по щелчку появляется общая формула кислот и звучит определение кислот,  и обратно по гиперссылке кислоты переходим на слайд 2,по щелчку проверяем выбранные формулы и т. д.  оснований, солей)

Фронтальная работа с классом. Повторение определений кислот, солей и оснований, и нахождение их по формуле.  На каждый вопрос отвечает один ученик. Слайд 2,3,4,5

Активизация изученного материала.

5мин.

(Нажимаем на слайде 2, выберите, и переходим на слайд 6). В трёх пробирках находятся, раствор щёлочи, раствор кислоты и вода. Как опытным путём определить, в какой пробирке что находится? (Нажимаем на слайде 6 слово пробирке и переходим на слайд 7.) По таблице вспоминаем  изменение цвета индикаторов в разных средах.

Учащиеся предлагают воспользоваться для определения среды индикатором – лакмус. Нажимаем гиперссылку лакмус и переходим на слайд 6. Смотрим опыт.

Изучение нового материала.

20-23              мин.

Мы знаем, что соли можно получить из кислот. Например…

А можно ли получить соль из основания?

Попробуйте получить из гидроксида натрия хлорид натрия.

Слайды 8, 9, 10, 11. После слайда 8 учитель читает стихотворение (приложение 2)

Лабораторная работа.

Опыт 1. Взаимодействие гидроксида меди (II) с соляной кислотой.

Опыт 2. Взаимодействие гидроксида железа (III) с соляной кислотой.

Уравнения реакций проверяем взаимопроверкой.

Cлайд 8, 9, 10, 11. Отмечаем, что это реакция ионного обмена, происходит нейтрализация основания кислотой.

 ОР + КР →С+Н2О

Осадок растворился, получили раствор голубого цвета. Слайды 12,13

О↓ + КР → СР + Н2О.

Учащиеся пользуются инструктивными картами (приложение 1)

Закрепление изученного материала.

8 мин.

Записываем определение «реакции нейтрализации» слайд 14.

Самостоятельная работа слайд 15.

Учащиеся проверяют свою работу, используя слайд16.

Объяснение домашнего задания.

1 мин.

Уравнения реакций с участием электролитов записать в ионной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"

данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные"....

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...