Формирование содержания урока химии
учебно-методический материал (химия, 8 класс) на тему

Марциш Людмила Ивановна

Что и как делать учителю химии, чтобы в его педагогической работе нашли  cпособы  такой организации обучения, при которой ученик сможет понять значимость формируемых знаний для развития личности.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование содержания урока химии

Бурно сейчас меняется наша жизнь, ее идеалы, ведущие принципы, характер действия людей, их поведение: во-первых, они становятся многообразными; во-вторых, на первое место выдвигаются иные, чем прежде ценности. Что и как делать учителю химии, чтобы в его педагогической работе нашли  cпособы такой организации обучения, при которой ученик сможет понять значимость формируемых знаний для развития личности.  И, когда мы говорим о перестройке в работе учителя химии, то подразумеваем, прежде всего, перестройку педагогического мышления: оно должно быть направлено на компетентный, творческий поиск новых и совершенствование существующих путей интенсификации учебно-воспитательного процесса.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Урок можно, пожалуй, сравнить с природным алмазом. Чем более тщательной обработке подвергается алмаз, тем ценнее он становится. И, учителю в уроке необходимо создать условия для активного участия ученика в учебном труде, развивать самостоятельность, воспитывать потребность в приобретении знаний,   получать удовлетворение  от  своей деятельность.        

Перед глазами учителя всегда должна находиться схема: «Основные шаги планирования системности  урока».

 

                                                                                              

ТУМ              З Т               Т У              М У в Т              Ц У             С У М                                                                               

                                                                                                                   

         Т У

                           

                                                                                                                                    Ф У

                                                      

                                                 

                                           М О

                                     

        

        С У

замысел        итог        установка        Р У        ФОПД        

процесс            урока                учащихся

результат                             на  самоподготовку

Основными этапами проектирования урока являются :

  • постановка целей, ориентированная на максимальные возможности разных учеников, должна быть достижима, осознана учащимися и ориентирована на результат. Цели урока и пути ее достижения должны быть понятны всем ученикам в классе, и каждый учащийся должен заранее знать, на сколько уроков рассчитана изучаемая тема и каковы будут требования учителя к конечному результату. При этом каждый предыдущий урок должен быть средством, обеспечивающим успех следующего;
  • отбор учебного содержания и средств его предъявления и включения в активную познавательную деятельность учащихся; (содержание УМ включает: научность, доступность, целесообразность по объему, содержит степень новизны, вариативность, возможность творческой деятельности). СУ строится в соответствии с намечанными задачами, они должны соответствовать основным принципам дидактики обучения и воспитания учащихся. Четко продуманное СУ позволяет учителю применить разнообразные методы и приемы обучения;
  • отбор учебного оборудования;
  • контроль достигаемого качества образования

Известно изречение древних: лошадь можно подвести к воде, но нельзя заставить ее пить. Эта истина весьма применима к процессу обучения. Никакая пылкая фантазия относительно формы проведения урока не сможет восполнить главного – устремленности школьника к овладению знаниями. И ее нужно будить!

Таким образом, поиск учителей химии должен быть направлен на совершенствование во взаимосвязи всех компонентов урока - выбор оптимального сочетания цели, содержания, типа, структуры урока, средств обучения и воспитания учащихся, форм организации учебно-воспитательного процесса, создание благоприятного микроклимата на занятиях.

 Итак,    каким  должно быть содержание урока химии?  

Содержание урока химии остается по сути классическим, не меняющимся с позиций химии уже больше столетия, и это вполне оправдано, так как за этот период развития науки кардинального пересмотра природы химического явления не произошло. Однако произошли крупные изменения в социально-нравственной среде, в области применения химических достижений. Поэтому,  у нас уже нет возможности продолжать обучение химии так, как оно велось прежде и говорить о содержании урока пятидесятилетней давности,  использовать методические разработки прошлых лет - не возможно. Содержание уроков прошлых лет было наполнено атеистическим материалом, ненужными цитатами из выступлений руководителей государства и если убрать их из текста, то и нарушится смысл содержания школьного урока.

Отсюда, изменения, происходящие в обществе накладывают отпечаток на все содержание химического образования и на содержание каждого урока в особенности, так как именно содержание урока в основном формирует мышление и взгляды учащихся.

Курс химии может быть направлен на раскрытие роли химии как части общей культуры человека, он призван обеспечить учащихся необходимым запасом химических знаний, позволяющим им ориентироваться в общественно значимых проблемах, связанных с химией.  Давно и много пишут, и говорят о интеграции материала. На сегодняшний день идея интеграции актуальна и необходима в системе образования. Только на основе интеграции можно сформулировать у учащихся целостное знание о мире. Интегрировать материал можно как из нескольких дисциплин (межпредметно), так и внутрипредметно.

Например, первоначально раскрываем понятие «химический элемент» на атомно-молекулярном уровне как совокупность атомов одного вида. И этим понятием ученики пользуются пока не перейдут на уровень электронных представлений о строении атома Что же произойдет? Произойдет качественное развитие понятия «химический элемент» и мы уже даем определение «химический элемент» - как совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра.

Системность и целенаправленность применения внутрипредметных связей во многом помогает школьникам понимать материал и обеспечивает осознанность и эффективность изучения химии.

Интеграция материала из нескольких учебных дисциплин усиливает воздействие на эмоциональную сферу учащихся и пробуждает интерес к химической науке.

Используя на уроках химии литературных произведений и поэзии, увязывая их с материалом темы, вводит учащихся в мир высоких чувств, воспитывает способность понимать и ценить прекрасное.

Например, рассказывая учащимся о таком важном физическом свойстве фосфора, как способность светиться в темноте, можно напомнить, что благодаря именно этому его свойству имела такой грозный вид знаменитая собака Баскервилей из одноименной повести А.К. Дойла: «Чудище лежало перед нами…Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем,  глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже светились в темноте.

  • Фосфор, - сказал я»

Использование художественной литературы на уроках химии - прием важный и нужный. И учитель химии, не решающийся взять его на вооружение, значительно обедняет свои уроки. Ведь учителю приходится думать о том, каким образом дать свой предмет не только как естественную науку, но и как общий компонент человеческой культуры. Отсюда обращение не только к привлечению художественной литературе, но и к истории науки, творчеству ученых. Важно, чтобы учащиеся поняли, что любая наука не является один раз установленной догмой. Можно знакомить учащихся с великими научными дискуссиями,  как в спорах ученых вырабатывались научные истины, которыми так богата история химии:

  • дискуссией С. Аррениуса и противниками его теории;
  • знаменитым спором Ф. Велера и Ю. Либиха о химическом составе солей гремучей и циановой кислот, приведшем к открытию изомерии;
  • судьба открытия периодического закона

  История науки не только полна самозабвенного труда, она не линейна, полна драм и ошибок, благородства и преданности великому делу, – она неисчерпаемый источник развития  у учащихся мотивации учения, формирование методологических знаний, содействует развитию мировоззрения,  усилению осознанности формируемых знаний,    интереса к познанию основ науки. 

Огромный интерес у учащихся вызывает рассмотрение нестандартных ситуаций, например, принадлежащих к области связей химии и видов искусств.

Самым простым методическим приемом является использование познавательных задач, построенных на основе историко-искусствоведческой информации и требующих для решения применения предметных знаний по химии.

Пример: Во время экскурсий вы, наверное, слышали о том, что многие старинные каменные крепостные и замковые стены возводились на строительном традиционном известковом растворе, содержащем молоко или куриные яйца. Как это объяснить?

Введение в интегрированные уроки культурологического подхода не затруднит учебный материал. Он наполнит его жизнью, эмоциями, сделает запоминающимся. Безусловно, это сложно. Но сложность состоит не столько в выборе материала, необходимого для формирования познавательного интереса, сколько в его подходе, стиле изложения, способах пробуждения устойчивости интереса и жажды участвовать в решении научных и технических задач.

Из сказанного следует, что содержание каждого конкретного урока или учебной темы зависит от принципа межпредметности. Следовательно, при отборе материала для изучения важно помнить о единстве материального мира, взаимосвязи явлений природы и отношениях между окружающей средой и обществом.

Большое внимание на уроках химии следует уделять формированию экологической культуры учащихся. Необходимо, чтобы учащиеся осознавали, что химия не является главной виновницей экологических проблем, ведь именно ей принадлежит одна из ведущих функций в решении проблемы охрана окружающей среды.

Важным требованием к содержанию урока химии для учащихся должна стать его практическая направленность. Надо разъяснять учащимся, что знание химических свойств наиболее распространенных веществ можно использовать в повседневной жизни при решении практических задач в быту и на производстве.

 Включать в содержание уроков соответствующих вопросов для учащихся и творческих домашних заданий для объяснения явлений окружающей жизни.

Приведу примеры вопросов:

  • Почему нарезанное на дольки яблоко быстро темнеет на воздухе?
  • Какие продукты следует включить в рацион больного, если вследствие болезни произошло резкое снижение содержания гемоглобина в крови?

У каждого учителя есть среди таких вопросов и заданий, раскрывающих связь учебных знаний с окружающей жизнью. Однако важно, чтобы их присутствие было на уроке систематическим, чтобы удавалось снимать встречный, весьма распространенный вопрос «нерадивых» учащихся: «Если я не собираюсь становиться химиком, зачем мне все это учить?»

Примеры творческих домашних заданий:

По дороге домой пронаблюдайте результаты химических явлений в живой и неживой природе.

Напишите маленькое сочинение на тему: «Химические явления за окном» или: «Химические явления, увиденные по дороге домой»

Систематическое обращение к подобным заданиям и вопросам позволяет развивать у учащихся понимание того, что с химическими проблемами мы сталкиваемся постоянно. Более того, современная жизнь требует  от каждого определенной культуры потребления, а также знания простых, но весьма важных вещей.

Например, таких:

  • длительное использование пластмассовой посуды вредно для здоровья, поскольку на ней остаются царапины, и в трещинах скапливаются микробы;
  • применение некачественной косметики опасно;

Одной из частных причин потери интереса школьников к химии является непонимание связи изучаемых понятий с реальной действительностью.

Поэтому, учитель химии не должен забывать, что химия- это наука экспериментальная. Эксперимент выполняет роль объекта познания и метода овладения научными знаниями; является основой развития у обучаемых практических навыков по работе с веществами и материалами, содействует развитию зрительной памяти, наблюдательности и т.д.

На основе химического эксперимента учитель может организовать исследовательскую деятельность учащихся  при помощи графических схем, которые отражают последовательность выполняемых опытов. Назначение таких схем состоит в том, чтобы образно и компактно проиллюстрировать учащемуся цель и состав его экспериментальной деятельности, снабдить его четким, обозримым планом работы, ориентирующим на искомый результат.

 Сформировать у учеников умение наблюдать и описывать химические явления можно при помощи схем- конспектов. Такая работа предполагает постоянное движение от репродуктивной деятельности учащихся к продуктивной и продуктивно-творческой.

Кроме того, содержание урока должно быть наполнено фактами, способствующими вниманию учащихся. Без внимания восприятие невозможно.

Поддержать внимание можно общением, часто обращаться с вопросами и добывать на них ответы. Для развития внимания учащихся на уроках химии необходимо использовать  тренинговые игры; интересные рассказы; задания:

  • на пропуски элементов;
  • на лишние данные;
  • на исправление ошибок;

Например.  На исправление ошибок.

В предложенной схеме прибора для получения водорода найдите ошибки и предложите правильное решение.

Экспериментально соберите прибор для получения водорода и докажите его наличие.

Понятно, основное содержание учебного материала определено программой. Тем не менее оно должно не только отвечать требованиям государственных стандартов, но и быть ориентировано на личностное

развитие и саморазвитие ученика. Вот почему учителю для успешной работы необходимо: овладеть программой, изучить государственные стандарты и знать уровень знаний и умений учеников по химии.

И, конечно же, настроение учителя  влияет на создание благоприятного микроклимата в классе. Настроение- вещь хрупкая, какую песню мы с утра себе споем, таким и будет весь день. А поднять настроение себе можно при помощи оптимистического  настройчика.

Учитесь управлять собой,

Во всем ищите добрые начала.

И споря с трудною судьбой,

Учитесь жизнь начать сначала.

Не надо жаловаться всем,

Ни на судьбу, ни на болезни –

Ничто не будет бесполезней

Избитых этих, грустных тем.

Не умирайте пока живы!

Поверьте, беды все уйдут

Несчастья тоже устают,

За днем несчастья –

День счастливый!

(врач – психиатр  Юрий  Мерзляков)  

                 

                                                                                      Учитель химии  ГБОУ  СОШ  № 735

                                                                                                        Марциш  Л. И.

Пример. «Сущность химического явления».

                                           Химическое явление  (реакция)

Исходные вещества

(вступающие в реакцию)

Условия протекания реакции

   

Продукты реакции

(образующиеся вещества)

Признаки исходных

веществ

Наблюдаем явление:

(признаки реакции)

Признаки продуктов

реакции

                                         Сущность химического явления:

хим. соединения атомов

или молекулы исходных

веществ

Молекулы или соединения атомов продуктов реакции

                    +

                2H2O

               эл. ток

                       +

              O2    +   2H2

Такие схемы содержат все необходимые для устного описания химического явления термины, лишь внешне простые: исходные вещества, продукты реакции, признаки реакции и т д

Работу можно организовать следующим образом: при изучении признаков протекания химических реакций мы демонстрируем серию опытов, а ученики выполняют задание: с помощью схемы описать наблюдаемые. И при помощи таких схем мы можем добиться от учащихся полных развернутых ответов.

Например: - «При взаимодействии двух исходных веществ: прозрачного бесцветного раствора (гидроксида натрия- учащимся ведь не знакомы названия соединений) и прозрачного раствора голубого цвета (сульфат меди) происходит химическое взаимодействие, о котором можно судить по наблюдающемуся признаку протекающей реакции: выпадение голубого студенистого осадка. В результате образуются два продукта реакции - осадок и прозрачный бесцветный раствор».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок как система. Системность подготовки к урока . Урок должен быть пронизан творчеством И вместе с тем оставаться уроком. С. И. Гессен.

Слайд 2

Урок – незакончен, процесс обучения – незавершен, а в результате - Прерывается цикл познавательной деятельности учащихся на одном из этапов, обычно на применении знаний, их обобщении или систематизации; Остается безадресным домашнее задание, записанное на доске на скорую руку. Как обычно объем его завышен; Труд учеников оценивается наспех и формально или не оценивается совсем; Ученики не только не успевают осмыслить результаты прошедшего урока, осознать степень своего продвижения, но и вынуждены сразу включаться в следующий по расписанию урок. Ученик - негативное отношение к уроку в частности, и к школе в целом Учитель- Негативное отношение к педагогической деятельности

Слайд 3

«Творимое педагогом – «педагогическое произведение»». М. Н. Скаткин Подготовка – это не что иное, как разработка урока, его моделирование или проектирование, написание целого сценария или педагогического произведения, оформленного в поурочный план или конспект урока.

Слайд 4

Системность планирования урока Тема учебного материала Задачи темы Тема урока Место урока в теме СУМ Цель КУ КУ Тип урока Форма урока Метод обучения Структура урока ФОПД Реальные результаты урока Установка учащихся на самоподготовку Итог урока Результат Процесс замысел

Слайд 5

КУ КУ ИНФОРМАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕНИЕ

Слайд 6

Самостоятельная познавательная деятельность Что требуется от ученика? Активная деятельность: Мотивация Принятие цели Свое целеполагание Умения и навыки Владение способами учебной деятельности Самоконтроль самооценка С помощью чего? Содержания учебного материала Набор методов работ и приемов Средства Формы Условия взаимодействия

Слайд 8

Алгоритм последовательных действий Учитель Ученик планирует планирует организует организует контролирует контролирует корректирует корректирует анализирует анализирует

Слайд 9

содержание ученик учитель

Слайд 10

Проблемы, которые решает учитель конструируя урок Цель урока Что в учебнике главное, а что второстепенное Как заинтересовать темой сразу Какие ранее изученные вопросы, нужные для новой темы, требуется повторить Как сделать, чтобы сразу обнаружились противоречия между старым материалом и новыми фактами Какую я выбираю логику и методику изучения материала Какие вопросы ставить классу, чтобы побудить учащихся к действиям Как свести воедино все новые факты, выявившиеся на уроке Как дать задания, чтобы перейти от уровня понимания к уровню применения Что ученики должны записать в тетрадь Что, кому и зачем задать на дом Как вовлечь всех в познавательную работу Что сделать для формирования культуры учащихся Как проверю результативность урока, совпал ли с поставленной целью Соответствует ли мой план 40-а минутам урока

Слайд 11

Формулировка темы урока включает: проблемныйвопрос Зашифровка по порядковым номерам химических элементов Столкновение разных позиций Задание, ситуация, шарада «Относительная атомная масса» «Химические реакции» «Хвойные деревья-сосна и ель» «Как и чем измерить массу атома?» «17,53,33,49,ч,16 2 ,21,19,77,63 88,4 2 ,13,48,55,53,49» 3) «Почему хвойные деревья- сосна и Ель-не растут рядом (вместе), но Их изучают в одной теме?»

Слайд 12

Цели урока

Слайд 13

ФОПД ФРОНТАЛЬНАЯ РЕАЛИЗУЕТСЯ ЧЕРЕЗ УМЕНИЕ УЧИТЕЛЯ : ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ГРУППОВАЯ * ОРГАНИЗОВЫВАТЬ ДЕЯТ. УЧ-СЯ ПО * ОБЪЕМ И КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОСОЗНАНИЮ ЦЕЛЕЙ УРОКА; * ПРАКТИЧЕСКИХ У и Н * ОБЕСПЕЧИТЬ ВКЛЮЧЕНИЕ КАЖДОГО УЧЕНИКА * ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ДЕЯТ-ТЬ ПО УСВОЕНИЮ ВЕДУЩИХ ПОНЯТИЙ * МОТИВАЦИЯ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТ ЗНАНИЙ, СПОСОБОВ ДЕЯТ-ТИ * ПОЛУЧИТЬ ОБРАТНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ФОПД Управление учебно-познавательной деятельностью Выход на реальный результат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи с экологическим содержанием на уроках химии.

Автор материалов предлагает задачи по органической и неорганической химии, тест по экологии составленные с учетом краеведческой составляющей и экологического компонента и апробированных в практике сво...

Использование задач с экологическим содержанием на уроках химии

Охрана окружающей среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. На уроках химии помимо теоретического материала следует использовать задачи экологического содержания. Такие задачи позвол...

Естественнонаучная грамотность. Примеры заданий по её формированию на уроках химии

Естественнонаучная грамотность- это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеям...