Экспериментальная площадка
учебно-методический материал на тему

Марциш Людмила Ивановна

"Социальная успешность учащихся как результат формирования у них социальных компетенций"

Тема эксперимента "Современные образовательные технологии как средство формирования учебных компетенций"

Направления деятельности эксперимента:  формирование общеучебных компетенций с целью успешной адаптации учащихся к жизни.

Содержание работы:

Разработки: блоков уроков; дидактического материала для формирования общеучебных компетенций; создание презентаций.

Актуальность выбора темы:

В связи с тем, что меняетются требования к выпускникам ОУ, как отмечается в Концепции модернизации Российского образования, развивающему обществу нужны современно  образованные нравственные, преприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственное решение в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Важно не только то, что знают и умеют выпускники школ, но и то, каким образом получены эти знания. В своей практике, как учитель химии, использую как современные технологии, так и дополнительные условия для того, чтобы знания превратились в умения, а умения - в навык.

Работая в режиме эксперемента, вышла на идею- организации и создания такой среды на уроке и вне урока, где бы ключевые компетенции могли формироваться и быть оценены.

В основу своей работы ставлю формирование следующих базовых компетентностей современного человека:

* информационной (умение искать, анализировать, применять информацию для решения проблем);

* коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми)

* самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

* самообразования;

* самооценки (умение оценить себя)

Скачать:


Предварительный просмотр:

187

Приказ № 187

                                                 по ГОУ СОШ № 735 г. Москва        от 01.09.2010г.

Об оплате труда участников опытно- экспериментальной деятельности городской экспериментальной площадки

На основании Положения о городской экспериментальной площадке Департамента образования города Москвы, Закона города Москвы от 20 июня 2001 года № 25 «О развитии образования в городе Москве», выписки из решения совета городской экспериментальной площадки на базе ГОУ СОШ № 735, Приказа ДО г. Москвы от 10.06.2004 № 290, Приказа ЮВОУО ДО г. Москвы № 518 от 30.08.2004, «Об изменении штатного расписания ОУ, ведущих экспериментальную, инновационную работу в 2010-2011 уч. г.»

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить план и содержание работы на базе школы городской экспериментальной площадки по теме «Социальная успешность учащихся как результат формирования у них социальных компетенций».
  2. Утвердить состав из числа сотрудников школы участников опытно- экспериментальной деятельности городской экспериментальной площадки. (Приложение 1).
  3. Повысить на 15 процентов ставки (должностные оклады) педагогическим и иным работникам, участвующим в экспериментальной и инновационной работе городской экспериментальной площадки. (Приложение 2).
  4. Производить оплату труда участников городской экспериментальной площадки на основании данного приказа в период с 1 сентября 2010 года по 31 августа 2010 года.
  5. Всю ответственность за реализацией плана и содержания работы городской экспериментальной площадки на базе ГОУ СОШ № 735 возложить на зам. директора по экспериментальной работе Т.Н.Бокову.
  6. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой. Директор школы        О.Н.Бурыкина

С приказом ознакомлена:



Предварительный просмотр:

                                                  Отчет

                                            экспериментальной деятельности

                                                    за 2010-2011 учебный год.

Учитель химии:   Марциш Л.И.

Тема эксперимента: «Современные образовательные технологии как средство формирования учебных компетенций».

Выбор мною данной темы обусловлен в первую очередь главными целями основного образования:

  • Формировании целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
  • Приобретении опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания;
  • Подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

А  достичь цели можно в связи с решением задачи – развития учащихся.

А значит моей задачей является не только теоретическое наполнение материала, а такое построение учебной деятельности, в котором нарастает самостоятельная, исследовательская, поисковая деятельность учащихся, выполняются задания, ведущие от воспроизводящей деятельности к творческой. Кроме того, наряду с развитием индивидуальных способностей и возможностей учащихся, я применяю формы организации коллективной ученической деятельности.

Достижению этих целей и решению задач способствует компетентностный  подход  к преподаванию предмета.

Целью моей работы является формирование у учащихся базовых компетенций:

*информационной (умение искать, анализировать, применять информацию для решения проблем);

*коммуникативной самоорганизации (умение ставить цели, планировать свою деятельность);

*учебно-познавательные;

*социальные;

*ценностно-смысловые компетенции

Для достижения основной цели ЭР использованы различные формы и методы, современные образовательные технологии:

*МО

*ТРКМ

*КСО

*развивающего обучения (деятельностный подход)

*проблемного обучения

*информационные

*элементы игровой технологии.

В режиме эксперимента были поставлены задачи:

  • На основе теоретического анализа литературы обосновать важность формирования базовой компетенции учащихся;
  • Формирование позитивной Я-концепции и умения ребенка объективно оценить себя и свои действия;
  • Развитие исследовательских умений и навыков учащихся, аналитического и критического мышления;
  • Апробировать современные образовательные технологии

С точки зрения обязательного минимума содержания образования базовой является учебно-познавательная компетенция. Она формируется через получение и обобщение знаний об изучаемом объекте, развитие теоретического мышления при анализе полученной информации, создание элемента картины мира на основе полученного знания.

Уже на первых уроках химии в 8 классе мы выстраиваем логическую цепочку, которой следуем на протяжении всех лет изучения предмета:

  состав  строение  свойства  применение вещества.

И моя задача – ввести ученика в эту систему знаний. Но ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности. На своих уроках организовывала такую работу учащихся с применением таких технологий, как развивающего обучения на основе деятельностного подхода (8 класс «Расчеты по химическим формулам», 10 класс «Алканы», «Алкены», «Алкины»); модульного обучения (8 класс «Моль-единица количества вещества», «Классы неорганических веществ»; 9 класс «Электролиты, неэлектролиты», «Реакции ионного обмена»; 10 класс «Альдегиды», «Арены»); ТРКМ (технология критического мышления – 8 класс «Вода. Растворы», 9 класс «Теория электролитической диссоциации», 10 класс «Предмет органической химии») проблемного обучения, где учащиеся решали поставленную проблему экспериментально на практических работах.

Для формирования у учащихся таких компетенций, как информационной, коммуникативной, которые развивают творческую  активность, самостоятельность, сотрудничество, умение высказывать, доказывать свою точку зрения, ставить цель и планировать свою деятельность опиралась на использование проектного метода (9 класс «Минералы на службе у человека» учащиеся 9 класса(Баронец Т, Кононова А, Спажева А), выступая с проектом на конкурсе школьных проектных и исследовательских работ «Ярмарка идей МФЮА – 2011» заняли 3 место); проблемно-исследовательского (8 класс «Типы химических реакций»).

F:\Эксперимент\фото к эксперименту\000_0185.JPG  F:\Эксперимент\фото к эксперименту\000_0184.JPGF:\Эксперимент\фото к эксперименту\000_0187.JPG

                                                         

На уроках применяла разнообразные формы работы с использованием ИКТ (использование готовых программ, создание собственных электронных образовательных ресурсов, причем не только мною, но и сами учащиеся составляли презентации к урокам и проводили эти уроки, выступая в роли учителя. Учащиеся при этом расширяют свои знания по предмету, учатся выбирать главное, контролировать свою мысль, овладевают способами работы с информацией. Результатом такой деятельности учащихся является повышение мотивации в обучении, развитие научного стиля мышления. У учащихся формируется наглядно-эвристический компонент мышления, происходит перенос акцента с обучающей деятельности учителя на самостоятельную познавательную активность. Обеспечивается разнообразие форм представления учебной информации, что способствует повышению качества образования, развитие новых отношений «ученик-учитель». Повышается информационная компетентность учащихся, формируются новые пути познания мира; расширяется кругозор учащихся, формируются исследовательские навыки.

F:\Эксперимент\фото к эксперименту\000_0176.JPGF:\Эксперимент\фото к эксперименту\000_0174.JPG F:\Эксперимент\фото к эксперименту\000_0173.JPG

                                       

Ценностно-смысловые компетенции стремилась развивать на примере формирования экологически грамотного поведения. Уроки химии открывают широкую возможность в этом направлении, так как при их проведении можно ярко и убедительно продемонстрировать как негативные стороны вмешательства человека в природную среду, так и возможные пути оптимизации антропогенных влияний на нее.

Приведу пример. Тема урока «Химические свойства алканов». Изучая данную тему, учащиеся узнают, что в результате химических реакций с участием алканов в атмосферу попадает большое количество углекислого газа и фреонов. Избыточное количество этих газов в атмосфере приводит к парниковому эффекту. Кроме того, фреоны являются причиной сокращения озонового слоя, который защищает  жизнь на Земле от гибели солнечной радиации.

Ребята предлагают пути устранения данных негативных последствий. Ребятам давно известно, что очищают воздух от углекислого газа и увеличивают содержание кислорода в воздухе зеленые растения в процессе фотосинтеза.

Что касается фреонов, используемых в холодильниках, кондиционерах, аэрозольных баллончиках их производство сокращается, вместо фреонов начинают использовать вещества, не содержащие хлор. А в холодильниках в качестве хладагента вместо фреона стали использовать изобутан, что позволило нашим холодильникам оставаться конкурентно способными на мировом рынке.

Вопросы экологического образования учитываю при составлении тематического планирования.

Учащиеся, работая на уроках могут оценить свою деятельность, заполняя листки самоанализа, отвечая на вопросы  рефлексии.

C:\Users\User\Desktop\100_0058.JPG C:\Users\User\Desktop\100_0059.JPG

                                             

C:\Users\User\Desktop\100_0061.JPG

У ученика появляется заинтересованность  в успешности своей работы, возникает динамика, активизация в познавательной деятельности. Таким образом, формируется навык рефлексии.

Совершенно ясно, что одних уроков для решения поставленных задач недостаточно, необходимо разнообразить образовательный процесс, используя внеурочное время.

Особая роль в развитии социально-трудовой компетенции отводится экскурсиям. Экскурсии проводились как с целью реализации межпредметных связей, так и с воспитательной целью: познакомиться со спецификой той или иной профессии. Были проведены следующие экскурсии:

  • АО «Москабельмет» (10кл 29.10.10)
  •  ОАО «МНИИ радиоэлектроники «Альтаир» (10 кл 19.11.10)
  • Музей Воды (10 кл 08.04.11)
  • Музей Ферсмана (10кл будет 22.04.11)
  • Рублевская водная станция (10 кл будет 13.05.11)

F:\Экскурсии с классом\291020101729.jpgF:\Экскурсии с классом\291020101733.jpg

 Именно здесь многие находят ответ на вопрос: «Зачем мне на заводе химия?»

В рамках предметной недели для формирования единой  картины  мира, повышения уровня образования и воспитания школьников, самостоятельного поиска информации и ее анализа, развитие творческого мышления, грамотно выражать свои мысли, развивать умение работать коллективно, оценивать своих товарищей помогало проведение интеллектуальных игр («Минута славы», «Своя игра»)

В заключении хочу привести высказывание русского химика А.Н.Несмеянова: «Главное, что должно дать образование и о чем часто забывают, - это не «багаж» знаний, а умение владеть этим «багажом»». Это и есть главная цель любого образования.



Предварительный просмотр:

«Утверждаю»                                                                                    Составил:

Директор  ГОУ СОШ № 735                                                          зам. дир. по ЭР:

 ___________/О.Н. Бурыкина/                                                      _________/В. С. Алмазова/,

                                                                                                            апрель, 2010 г.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

ОТЧЕТ

О РАБОТЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ НА БАЗЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ № 735  ЮВОУО

в 2009/2010 учебном году

  1. Общие сведения

Название экспериментальной площадки: «Социальная успешность учащихся, как результат формирования у них социальных компетенций»

Уровень (городской, окружной)     ГЭП   I уровень

Текущий этап эксперимента:  2009 – 2010 уч. года - Диагностический


Приложения к отчету

Приложение № 1

Результаты экспериментальной деятельности:

1) научные труды (диссертационные исследования за 2009-2010 уч.г.) 

№ ОУ

ГЭП или ОЭП

ФИО автора

полностью

Должность

Тема диссертационного исследования

Год и место

 защиты

2) печатные работы участников эксперимента

научная литература

№ ОУ

ГЭП или ОЭП

ФИО автора

полностью

Должность

Ученая степень, звание (если имеется)

Название публикации

Издание, год

ГОУ СОШ № 735

ГЭП

Сухорукова Ольга Александровна

Доцент кафедры социологии ГОУ ВПО МГПУ; (совм.) методист – специалист шк. № 735

-

Статья «Формирование духовности в условиях общеобразовательной школы», стр 152-158

Научно - информационный издательский центр МГПУ, сборник «Духовно – нравственное воспитание в современной России», Москва, 2010г.

учебно-методическая литература

№ ОУ

ГЭП или ОЭП

ФИО автора

полностью

Должность

Ученая степень, звание (если имеется)

Название публикации

Издание, год

ГОУ СОШ № 735

ГЭП

Королева Лариса Владимировна

Доцент кафедры политологии ГОУ ВПО МГПУ; (совм.) научный руководитель ЭР ГОУ СОШ № 735

Кандидат политических наук

Статья «Социальные компетенции и воспитание социальной успешности школьников (на примере ГОУ СОШ № 735 ЮВОУО ДО г. Москвы)»

Сдано в печать в журнал «Непрерывное образование» № 12 (?), 2010 г.

публицистика

№ ОУ

ГЭП или ОЭП

ФИО автора

полностью

Должность

Ученая степень, звание (если имеется)

Название публикации

Издание, год

ГОУ

СОШ № 735

ГЭП

Громская Жанна Владимировна

Нач. отдела психологического сопровождения молодых специалистов МГПИ, (совм.) методист – психолог ГОУ СОШ № 735

-

Статья «Цена успеха»

Сдано в печать в журнал «Непрерывное образование»» № 12 (?), 2010 г.

 3)  количество проведенных мероприятий по проблеме эксперимента (обязательно приложить программы!!!)

№ ОУ

ГЭП или ОЭП

Окружной уровень

Городской

уровень

Всероссийский уровень

Международный уровень

семинары

круглые столы

конференции

другое

семинары

круглые столы

конференции

другое

семинары

круглые столы

конференции

другое

семинары

круглые столы

конференции

другое

   4)  участие учителей-экспериментаторов в конкурсах профессионального мастерства за 2009-2010 уч.год

№ ОУ

ГЭП или  ОЭП

Название

конкурса

ФИО

полностью

Должность

Год

Уровень

(округ,

город, Россия,…),

Результат участия (победитель, дипломант, участник..)

ГОУ СОШ № 735

ГЭП

«Самый классный классный»

Нестерова Татьяна Николаевна

Кл. рук. 4 класса

2009

Округ

участник

5) связь ГЭП (ОЭП) с научно-исследовательскими и учебными учреждениями по тематике экспериментальной деятельности (2009/2010 уч.г.)

№ ОУ

ГЭП или

ОЭП

Учреждение

Проблема или тема

связи

ГОУ СОШ № 735

ГЭП

МГПУ, кафедра социологии. Социально – психологический Университет.  МИОО  Кафедра экспериментально - инновационной работы НМЦ  ЮВОУО. Центр медико – социального сопровождения «Юго-Восток». Детская библиотека № 84. Региональная детская общественная организация «Юный путешественник»

Приложение № 2

  1. Продукты экспериментальной деятельности (разработка):

1) авторские программы за 2009- 2010 гг. (указываются в том случае, если на программу получена рецензия МИОО, РАО, других научно-исследовательских организаций)

№ ОУ

ГЭП или ОЭП

ФИО

автора

 полностью

Должность

Ученая степень, звание

Название программы

На какой возраст рассчитана

Когда и где

получена рецензия

2) программы курсов, в т.ч. спецкурсов, элективных, нетрадиционных курсов

№ ОУ

ГЭП или ОЭП

ФИО

автора

 полностью

Должность

Ученая степень, звание

Название курса

На какой возраст рассчитана

Где и когда утвержден, согласован

ГОУ СОШ № 735

ГЭП

Пяскина Людмила Юрьвна

Бойкова Татьяна Валерьевна

Бойкова Татьяна Валерьевна

Коростелева Ольга Ивановна

Нестерова Татьяна Николаевна

Пяскина Людмила Юрьевна

Аджабханян Анна Эдуардовна

Учитель истории и обществознания

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель математики

Уч. русского языка

Учитель истории и обществознания

Учитель русского языка и литературы

кандидат биологических наук

кандидат биологических наук

-

-

-

-

Элективный курс «Я гражданин РФ» (обществознание)

Спец. курс «Познай себя. Человек и профессия»

Факультативный курс «Что есть человек?»

Элективный курс «За страницами учебника математики» (с использованием программы «Живая геометрия»)

Факультативный курс «Тайны текста» (формирование коммуникативных компетенций)

Элективный курс «Подросток и закон»

Спецкурс «Занимательная этимология»

10, 11 кл.

8 кл.

10 кл.

6 кл.

5 кл.

9 кл.

5 кл.

ЭС школы, сентябрь, 2009 г.

ЭС школы, сентябрь, 2009 г.

ЭС школы, сентябрь, 2009 г.

ЭС школы, сентябрь, 2009 г.

ЭС школы, сентябрь, 2009 г.

ЭС школы, сентябрь, 2009 г.

ЭС школы, сентябрь, 2009 г.

       

     

3) программы интегрированных курсов

№ ОУ

ГЭП или ОЭП

ФИО

автора

 полностью

Должность

Ученая степень, звание

Название курса

На какой возраст рассчитана

Где и когда утверждена, согласована

ГОУ СОШ № 735

ГЭП

Бойкова Татьяна Валерьевна

Нестерова Татьяна Николаевна

Пяскина Людмила Юрьевна

Уч. биологии

Уч. русского языка

Уч. истории и обществознания

кандидат биологических наук

-

-

Курс «Что есть человек?». Интеграция с зарубежной и отечественной литературой, МХК и основами философии.

Интегрированный курс «Школа развития речи как школа жизненного успеха»

Интегрированный спецкурс «Расширенное изучение истории»

10 кл.

4 кл.

10 кл.

ЭС школы, сентябрь, 2009 г.

ЭС школы, сентябрь, 2009 г.

ЭС школы, сентябрь, 2009 г.

     

      4) методические материалы, рекомендации

№ ОУ

ГЭП или ОЭП

ФИО

автора

 полностью

Должность

Ученая степень, звание

Название

На какую категорию рассчитаны

Где могут быть использованы

ГОУ СОШ № 735

ГЭП

Марциш Людмила Ивановна

Яцук Н.Е

Бойкова Татьяна Валерьевна

Нестерова Татьяна Николаевна

Герасимова Зинаида Викторовна

Пяскина Людмила Юрьевна

Марциш Людмила Ивановна

Пяскина Людмила Юрьевна

Аджабханян А. Э.

.

Уч. химии

Уч. географии

Уч. биологии

Учитель русского  языка

Уч. начальных классов

Уч. истории и обществознания

Уч. химии

Уч. истории и обществознания

Уч. русского языка и литературы

-

-

кандидат биологических наук

-

-

-

-

-

«Самостоятельное изучение новых знаний уч-ся на основе модульного метода обучения»

«Интеллектуальное и творческое развитие уч-ся через организацию проектно- исследовательской деятельности в образовательном процессе»

«Формирование коммуникативных компетенций уч-ся в процессе динамического общения «Учитель – ученик»

«Методика реализации социальных проектов»

«Включение учащихся в проектно- исследовательскую деятельность как один из способов их социализации»

«Формы работы с учебником»

«Пошаговые алгоритмы различных видов учебной деятельности уч-ся»

«Приемы проецирования различных социальных проблем на практически жизненные ситуации в форме ролевой игры на уроках обществознания»

«Инновационные педагогические технологии в преподавании русского языка в современной школе»

Средняя и старшая школа

Средняя и старшая школа

Средняя и старшая школа

Начальная школа

Начальная школа

Старшие классы

8- 10 кл.

9-10 кл.

8-10 кл

На уроках

На уроках

На уроках

На уроках

На уроках

       5) дополнительные материалы к занятиям (указать какие)

№ ОУ

ГЭП или ОЭП

ФИО

автора

 полностью

Должность

Ученая степень, звание

Название

На какую категорию рассчитаны

Где могут быть использованы

ГОУ СОШ № 735

ГЭП

Марциш Людмила Ивановна

Бойкова Татьяна валерьевна

Коростелева О.И.

Пяскина Л.Ю.

Нестерова Татьяна Николаевна

Смирнова Нина Николаевна

Аджабханян А.Э.

Учитель химии

Учитель биологии

Учитель математики

Уч. истории

Уч. русского языка

Уч. информатики

Уч. русского языка и литературы

-

Кандидат биолог. наук-

-

-

-

-

-

Деятельностный подход (карточки - задания)

Элективные учебники (Виртуальная лаборатория, химия - репетитор, химия для всех XXI век)

Презентации (ИКТ) по всем разделам программ по биологии  и природоведению

Интерактивные карточки

Опорные листы «Теоремы в чертежах»

алгоритмические предписания:

работы уч-ся с картой,

работы с историческими документами

Наглядные материалы для осуществления самостоятельной практической деятельности уч-ся

«Задания для изучения анимационной среды FLASH»,

«Задания для изучения растровой графики Photoshop»

    «Задания для изучения векторной графики CorelDraw»

   Карточки для экспресс – опроса

Материал для дифференциального контроля знаний уч-ся

Цифровые и графические диктанты (авторская наработка)

8,9,10 кл.

5, 6-11 кл

5- 10 кл

10, 11 кл.

8 кл.

10-11 кл.

Нач. школа

Для профильного обучения, старшая школа

5-7 кл.

5-7 кл

5-10 кл.

На уроках

На уроках

На уроках

На уроках

На уроках

На уроках

На уроках

На уроках

На уроках

На уроках

       6) методики, технологии (указать какие)

№ ОУ

ГЭП или ОЭП

ФИО

автора

 полностью

Должность

Ученая степень, звание

Название

На какую категорию (возрастную группу…) рассчитаны

Где могут быть использованы

ГОУ СОШ № 735

ГЭП

Лебедева Марина Юрьевна

Родионова Надежда Владимировна

Аджабханян А.Э.

Марциш Людмила Ивановна

Яцук Надежда Ефимовна

Марциш Людмила Ивановна

Марциш Людмила Ивановна

Марциш Людмила Ивановна

Аджабханян А.Э.

Нестерова Татьяна Николаевна

Нестерова Татьяна Николаевна

Аджабханян А.Э.

Уч. нач. классов

Уч. французского яз.

Уч. русского языка и литературы

Уч. химии

Уч. геграфии

Уч. химии

 

Уч. химии

Уч. русского языка и литературы

Уч. русского языка

Уч. русского языка

Уч. русского языка и литературы

-

      -

-

-

      -

-

-

-

-

-

-

«Портфолио ученика»

«Портфолио ученика»

«Портфолио ученика»

«Портфолио ученика»

«Методика социальных проектов, как способ адаптации уч-ся к жизни»

«Методика социальных проектов, как способ адаптации уч-ся к жизни»

Технология ТДМ (деятельностного метода)

Игровые технологии (как один из способов социализации уч-ся)

Игровые технологии (как один из способов социализации уч-ся)

Игровые технологии (как один из способов социализации уч-ся)

Технология включения уч-ся в информационное пространство школы

Технология личностно - ориентированного подхода в формировании речевой и лингвистической компетенции

Уч-ся нач. школы

Уч-ся средней школы

Уч-ся средней школы

Уч-ся средней школы

     8 кл.

8-9кл

8-11 кл.

8-11 кл

8-11 кл

8-11 кл

2-11 кл.

8-11 кл.

      7) иное

Приложение №3

№ ОУ   ГОУ СОШ № 735 ЮВОУО ДО г. Москвы

Название

экспериментальной площадки

«Социальная успешность учащихся, как результат формирования у них социальных компетенций»

Уровень
(окружной, городской (первого, второго

уровня)

Городской, первого уровня

Этап эксперимента

I  Диагностический

Научный

руководитель

Королева Л. В., кандидат политических наук

Цель

  1. Выявление социально-педагогических условий, способствующих успешной самореализации учащихся, достижению ими социального успеха;
  2. Разработка и экспериментальное апробирование в образовательном пространстве школы социально-психологического проекта «Социальная успешность учащихся как результат  формирования у них социальных компетенций»  как комплекса мер, способствующего ими социального успеха;
  3. Обобщение опыта экспериментальной работы и анализ эффективности  внедрения социально-психологического проекта «Школа социального успеха»;
  4. Построение образовательной среды, способствующей социальной успешности школьника, приобретение опыта социального успеха ученика через создание образовательного  пространства, в котором реализуется основная миссия современной школы – компетентное образование для настоящего и будущего.

Продукты эксперимента

Статьи:

  1. «Социальные компетенции и воспитание социальной успешности школьников (на примере ГОУ СОШ № 735 ЮВОУО ДО г. Москвы)», автор Королева Л.В.
  2. «Формирование духовности в условиях общеобразовательной школы». Автор Сухорукова О.А.
  3. «Цена успеха», автор Громская Ж. В.



Предварительный просмотр:

Модульное обучение на уроках химии

Не для кого не секрет, что у школьников с каждым годом падает интерес к предмету, они практически перестали читать учебник.

А ведь каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы ученик стал активным соучастником учебного процесса.

Вместе с тем необходимо избегать информационные перегрузки, излишней научности постоянно учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, повышать качество обученности, но при этом сохраняя здоровье.

Поэтому передо мною встала проблема поиска и применения технологии обучения, которая позволила бы решить эти задачи. Такой технологией я считаю – модульное обучение.

Какую же цель преследует МО?

Одна из основных целей  выходит на здоровьесбережение, на формирование «Я – концепции ученика»  через самостоятельность, развитие интеллекта, навыков самообразования, самооценки

Как же строится работа с модулем на уроке?

Сердцевиной МО является учебный модуль, имеющий ИНЦ для ученика с необходимыми знаниями и умениями;  содержание учебного материала с пояснением и источниками информации;  оформление записей в тетрадях, выполнение заданий с рекомендациями по оформлению и составление ОК;  контроль с методами и формами организованной педагогической деятельности.

Каждый ученик снабжается напечатанным модулем, который представляет собой методическое средство, в котором указаны цели урока, учебная деятельность ученика на каждом УЭ, а также задания, вопросы, упражнения и рекомендации по их выполнению.

Посредством таких печатных модулей я целенаправлена веду ученика к достижению целей урока путем его самореализации, самовыражения.

Такие схемы помогают обеспечить индивидуальный подход к учащимся, оказать им дозированную помощь, организовать работу в парах, а также организовать благоприятные условия для самореализации личности, обеспечивая охрану здоровья (снижается страх перед работой, снимается стрессовое состояние)

 На таких уроках учитель забывает о роли информатора и выступает в роли организатора познавательного процесс

Одним из обязательных элементов является наличие различных видов контроля деятельности ученика на протяжении всего урока по УЭ и промежуточный контроль: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя. В начале изучения М каждый ученик знает точно: что, когда, каким образом в его деятельности будет контролироваться, а это в свою очередь благоприятно сказывается на здоровье: снимает стресс, тревожность, степень утомления.

Работая на модульных уроках ученик может оценивать свою деятельность. У ученика появляется заинтересованность в успешности своей работы, возникает динамика, активизация в познавательной деятельности. Таким образом формируется навыки рефлексии.

Работая по МО, я задумалась о необходимости дать школьнику четкий ориентир количественной оценки на протяжении всей четверти и это побудило меня к применению нетрадиционной методики количественной оценки знаний учащихся.

Такой нетрадиционной формой является рейтинговая система оценки знаний, которая  преобладает  в технологии МО.

При системе рейтинга резко возрастает роль текущего и промежуточного контроля, что безусловно стимулирует работу учащегося. Критериально и объективно оцениваются и письменные и устные монологические ответы учащихся. По совокупности учитываются все виды учебной деятельности.

Все оценки условно делятся на 5 групп и каждой группе присваивается свой коэффициент:

  1. -  индивидуальные ответы, Д/З, ОК
  2. -  проверочные работы (промежуточный контроль, ПР
  3. -  зачет по крупной теме
  4. -  КР (входной и выходной контроль)
  5. -  КР, зачет итогового характера (за четверть, полугодие, год)

Чем больше рейтинговый коэффициент, тем он значимее (объяснение формулы по слайду)

Ученик всегда имеет возможность улучшить свой результат по изучаемой теме, а это позволяет снять страх перед опросом, организует учащихся на совершенство достигнутого результата, что в свою очередь формирует навыки рефлексии, снижает уровень тревожности.

Рейтинговая система оценивания знаний формирует объективность, повышает уровень учебной мотивации, ориентирует на успех и совершенствование результата

Так каков результат внедрения МТ на уроках


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ на уроках химии

Слайд 2

ЦЕЛЬ : Формирование у выпускников школы самостоятельности , навыков самообразования , самооценки; Развитие интеллекта , коллективизма , склонностей и умений осуществлять самоуправление своей познавательной деятельностью; Обеспечение сохранения здоровья и создание благоприятных условий для самореализации личности .

Слайд 3

Структура УЭ № УЭ Учебный материал Управление обучением 0 Цели УЭ Необходимые знания и умения 1 Содержание учебного материала Пояснения к учебному материалу , источники информации 2 Оформление записей в тетрадях , выполнение заданий Рекомендации по оформлению записей в тетрадях с составлением ОК 3 Контроль: вопросы для самоконтроля по трем уровням; выходной контроль Методы и формы организованной педагогической деятельности , внутрипредметная связь

Слайд 4

М3 «Оксиды» ИНЦ: в результате над М3 вы должны Знать: * определение, состав; Уметь: * по составу определять оксиды; * классификацию оксидов * составлять формулы оксидов; * давать названия оксидам (номенклатура) Научиться: * работать с текстом инструкции; * составлять ОК; * следить за временем; * работать индивидуально, парами № УЭ Тема урока. Цель. Указания по выполнению М3 Формы работы по усвоению учебного материала Оформление записей в тетрадях. Выполнение работы. УЭ 1 «Оксиды, состав, номенклатура, классификация» Цель № 1: Сформировать и запомнить определение оксидов Знать: состав оксидов, общую формулу; Уметь: составлять формулы оксидов, давать им названия Контроль: 5 минут Устная формулировка определения. Проверка выполнения ? 2,3 на стр. 73 (кодоскоп) 1.1. Изучить § 14 стр.71-72 до слов: «Итак…» 1.2. Обратить внимание на состав оксидов, их названия. 1.3. Ознакомьтесь с историческим названием некоторых оксидов из таблицы № 4 на стр. 72. 1.4. Обсудите с соседом по парте состав оксидов, их названия Время работы: 10 минут 1.1-1.3 работа Индивидуальная; 1.4 – работа парная Записать дату и тему урока в рабочую тетрадь. Составить ОК, выписав в тетрадь: а) общую формулу оксидов из ОК 1 б) выполнить ? 2, 3 на стр. 73 учебника.

Слайд 5

Работа с модулем на уроке

Слайд 6

КОНТРОЛЬ ПО УЭ

Слайд 7

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

Слайд 8

Подведение итогов урока Прочитайте цель урока. Достигли ли вы цели? В какой степени? Оцените свою работу на уроке: «Отлично» – очень хорошо, цель достигнута полностью, выполнено дополнительное задание; «хорошо» - хорошо, но не очень, цель достигнута в основном; «плохо» - главное понял, трудно повторить Сдайте тетрадь на проверку учителю Выберите Д/З: Если вы выполнили все УЭ без ошибок – можете делать творческие задания; При работе допускали незначительные ошибки – прочитайте еще раз § 14 и устно ответьте на вопросы 1 – 7 стр. 73 учебника; При работе допускали много ошибок – проработайте материал модуля еще раз.

Слайд 9

Рефлексия Вернитесь к цели урока . Достигли ли вы их в ходе урока? Как конкретно оцениваете Вы свою деятельность: Работал активно , много сделал , Обращался за помощью , Не все сделал , потому , что … Что хотел бы изменить в своей деятельности на следующем уроке: Работать быстрее; Быть внимательнее; Выполнять более сложные задания Легче ли работать на модульном уроке

Слайд 10

Оценка своей деятельности

Слайд 11

Рейтинговая оценка К оц.= (О 1 * К 1 + О 2 *К 2 +О 3 *К 3 +…) / (К 1 +К 2 +К 3 +…) К ≥ 4,5 («5»); К ≥ 3,5 («4»); К ≥ 2,5 («3») Ф . И/ № М ВхК М1 ок ино дз ПР ПК Абдуллин Р 4 5 4 5 4 Волкова С 3 4 4 4 Комаров А 2 4 3 4 3 Саитова З 5 5 5 5 Ушакова Н 5 5 4 5 4 Коэффициент 4 1 1 1 2 2

Слайд 12

Элементы педагогической тактики → следствие Ученик всегда имеет возможность улучшить свой результат по изучаемой теме Рейтинговая система оценивания знаний Позволяет снять страх перед опросом, организует учащихся на совершенство достигнутого результата, что в свою очередь формирует навыки рефлексии, снижает уровень тревожности. Формирует чувство адекватности оценивания, повышает уровень учебной мотивации, ориентирует на успех и совершенствование результата.

Слайд 13

Качество обученности

Слайд 14

Результат внедрения модульной технологии Экономия учебного времени Предупреждение неуспешности Повышение качества знаний обучаемого Формирование мотивации учащихся к изучению предмета, самостоятельности Повышение активности познавательной деятельности учащихся Снижение уровня тревожности , степени утомления


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная площадка. Проект "Россия - наш общий дом"

Сценарий презентации детских проектов старшего дошкольного возраста...

Экспериментальная площадка. Проект "На Севере"

Сценарий презентации детских проектов...

Анализ работы районной экспериментальной площадки по теме: «Личностно – ориентированный подход к здоровью и здоровому образу жизни учащихся в школе «открытого типа» за 2010 – 2011 учебный год

 Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма. Понятия здоровья в настоящее время рассматривается не только как ...

Программа работы экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка»

Программа данной экспериментальной площадки была успешно реализована на базе Панаевской школы-интерната в 2008-2011 годах. Наработки, созданные в ходе реализации Программы эксперимента, получили одобр...

Подпрограмма к программе муниципальной экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка» «Азы журналистики»

Печатается по решению методического совета в рамках реализации программы работы муниципальной экспериментальной площадки«Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личн...

Отчет о работе окружной экспериментальной площадки " Школьный калькулятор"

Основные итоги экспериментальной деятельности в рамках Окружной экспериментальной площадки " Школьный калькулятор """"""""""...

Приказ департамента образования "Об итогах работы муниципальной экспериментальной площадки на базе Панаевской школы-интерната"

Объявить благодарность руководителю эксперимента Толстиковой Г.Л., директору МОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования», автору проекта эксперимента – Ничковой Т.А., замест...