Рабочие программы по химии
рабочая программа по химии на тему

Рабочие программы по химии, Составленные на основе Примерной программы, программы по курсу химии автора О.С. Габриелян

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Рассмотрена и согласована                                                                        УТВЕРЖДАЮ:

методическим объединением                                                       Директор МБОУ «СОШ №4»

Протокол №1                                                                                 _____________Т.Н. Бирюкова

от  29.08. 2014 г.                                                                          Приказ №

                                                                                                      от 29.08. 2014 г.    

Принята на педагогическом совете

Протокол №1                                              

от  29.08. 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  химии

для  8 класса

                                                                          Учитель  Комиссарова Т.А.

                                                                   Квалификационная категория  высшая

Ефремов

2014

Пояснительная записка

            Настоящая рабочая программа по химии для 8 класса МБОУ СОШ № 4

г. Ефремова составлена в соответствии с требованиями Примерной  программы основного общего образования  по химии 2004г, федерального компонента государственного стандарта 2004 г, программы  курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений основная школа  автора О.С. Габриеляна  //Программа курса химии для 8-11классов общеобразовательных учреждений основная школа – 4-е изд. стереотип. М.: Дрофа, 2007. - 78с. 

Рабочей  программе соответствует учебник: «Химия 8 класс»

О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2011г. Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю)

В программу внесены следующие изменения:

1. Увеличено число часов на изучение тем:

-  «Введение» 9 часов вместо 4 часов за счет включения 2-х практических работ и увеличении времени на рассмотрения вопроса « Химические формулы. Индексы и коэффициенты», включения темы «Химические реакции. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Составление химических уравнений» и сокращение этого материала в теме  №4 «Изменения, происходящие с веществами».

- Тема №6 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» 20 часов вместо 18 часов за счет включения 4- х практических работ; внесена  тема «Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных  смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонентов смеси». Это стало возможным за счет того, что часть материала « химические свойства неорганических веществ», рассматриваются  в теме № 3 « Соединения химических элементов».

Практические работы, составляющие тему 5 и тему 7, распределены по другим темам курса в соответствии с изучаемым материалом (нумерация практических работ по учебнику О.С. Габриеляна 2005г. издания)

2. Уменьшено

- Тема №4 «Изменения, происходящие с веществами» 9 часов вместо 10 часов за счет рассмотрения  части вопросов в ведении.

     В тему № 1 включен вопрос из темы № 3 «Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения», так как данный материал логически  целесообразнее рассматривать вместе  с химической связью. Количество часов в данных темах не изменяется.

     Данная программа конкретизирует содержание Примерной программы основного общего образования  по химии, стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Цели:

  1. Добиться усвоения знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  2. Добиться овладения умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;
  3. Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими современными потребностями;
  4. Воспитывать отношение к химии как к одному из компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  5. Научить применять полученные знания для безопасного использования веществ и материалов в быту, для решения задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи:

  1. Сформировать знание основных понятий и законов химии
  2. Воспитывать общечеловеческую культуру
  3. Учить наблюдать, применять полученные знания на практике

            Результаты изучения курса «Химия. 8 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников».


Учебно-тематическое планирование по химии, 8 класс,

 (2 часа в неделю, всего 70 часов)

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

 Из них

Практические работы

Контрольные работы

1.

Введение

9

2

2.

Тема 1.

Атомы химических элементов

10

К.р. №1

3.

Тема 2.

Простые вещества

7

К.р. №2

4.

Тема 3.

Соединения химических элементов

12

К.р. №3

5.

Тема 4.

Изменения, происходящие с веществами.

9

1

К.р. №4

6.

Тема 5.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

20

4

К.р. №5

7

Повторение основных вопросов химии

3

ИТОГО

70

7

5


Основное содержание программы

Введение (9 часов)

Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций. Химические реакции. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Составление химических уравнений.  Роль химии в жизни человека. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Роль отечественных ученых в становлении химической науки. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы Индексы и коэффициент. Массовая доля элемента в соединении. Решение расчетных задач по теме: « Массовая доля химического элемента в соединении»

 Практическая работа №1. Правила Т.Б. при работе в химической лаборатории.  Приемы обращения с лабораторным оборудованием

Практическая работа № 2 « Признаки химических реакций»

Тема № 1: Атомы химических элементов (10 часов)

Основные сведения о строении атомов. Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы как разновидности атомов химического элемента. Современное определение понятия « химический элемент». Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое. Периодическая система химических элементов и строение атомов: физический смысл порядкового номера, номера группы, номера  периода. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента – образование положительных и отрицательных ионов. Понятие об ионной связи. Схема образования  ионной связи. Взаимодействие атомов химических элементов – неметаллов между собой – образование  двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов химических элементов – неметаллов между собой – образование  двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов химических элементов – неметаллов между собой – образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи. Взаимодействие атомов химических элементов- металлов между собой – образование металлической связи. Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава  для веществ молекулярного строения.

Тема № 2 « Простые вещества» ( 7 часов)

Положение металлов и неметаллов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Важнейшие простые вещества – металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов. Важнейшие простые вещества – неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора,  углерода.  Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы. Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объём газов. Кратные единицы количества вещества.  Расчеты с использованием понятий « количество вещества», « молярная масса»,

« молярный объем», « постоянная Авогадро».

Тема № 3: Соединение химических элементов» ( 12 часов)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названия Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак. Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде.. Представители щелочей. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот. Изменения окраски индикаторов в кислой среде. Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Тема № 4 « Изменения, происходящие с веществами» ( 9 часов)

Классификация химических реакций по тепловому эффекту. Реакция горения - частный случай экзотермических реакций.

Классификация реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции. Понятие о скорости химических реакций. Условия, влияющие на скорость химических реакций Катализаторы. Ферменты. Обратимые и необратимые реакции. Смещение химического равновесия. Решение задач  с использованием химических уравнений для нахождения количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества.

Практическая работа № 3 «  Наблюдения за изменениями, происходящими с горячей свечей, и их описание».

Тема № 5: « Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». (20 часов)

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных  смесей  Их состав. Массовая и объемная доли компонентов смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия « доля».

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства. Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. Классификация ионов и их свойства. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации и ОВР. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации и ОВР. Соли, их классификация и диссоциация в свете теории электролитической диссоциации и ОВР. Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Практическая работа № 4 « Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его раствора»

Практическая работа № 5 « Анализ почвы и воды»

Практическая работа № 6 « Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»

Практическая работа № 7 « Решение экспериментальных задач»

повторение основных вопросов  курса химии 8 класса  -3 часа

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

Основные формы существования химического элемента;

Основные сведения о строении атомов элементов малых периодов;

Основные виды химической связи, типы кристаллических решеток;

Факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия;

Типологию химических реакций по признакам;

Сущность электролитической диссоциации;

Названия, состав, классификацию и свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации и с позиций окисления-восстановления.

Учащиеся должны уметь:

  1. Применять следующие понятия:
  • химический элемент, атом, изотопы, ионы, вещество
  • простое и сложное вещество
  • аллотропия
  • относительная атомная и молекулярная массы, молярный объем, число Авогадро
  • электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс
  • химическая связь и её разновидности
  • химическая реакция и её классификации, скорость химических реакций и факторы, влияющие на неё.
  • обратимость химических реакций, химическое равновесие и условия его смещения
  • электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов
  • электрохимический ряд напряжения металлов
  1. Разъяснять смысл химических формул и уравнений;
  2. Объяснять действие изученных закономерностей (сохранение массы веществ при химических реакциях);
  3. Определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений;
  4. Характеризовать окислительно-восстановительные реакции, определять по составу(химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, в том числе в свете ТЭД;
  5. Устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами;
  6. Обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, проводить простые химические опыты, наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;
  7. Производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.

Список используемой литературы

Основная литература:

  1. Габриелян О.С. Химия-8: учебник для общеобразовательных учреждений.-М.:Дрофа, 2011
  2. Ким Е.П.,Химия 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна,.-Саратов: Лицей,2005 г.
  3. Контрольно-измерительные материалы. Химия:8 класс/Составитель Н.П. Трегубова.-М.:ВАКО, 2010.-112с. к учебнику О.С. Габриеляна

Дополнительная литература:

  1. Денисова В.Г. Материалы для подготовки к ЕГЭ по химии за курс основной школы.-Волгоград: Учитель,2004
  2. Интернет-ресурсы:

http://www.bsu.edu.ru ) - заочная школа «Юный химик»

http://rsr-olymp.ru/ - официальный сайт Всероссийских олимпиад школьников

http://www.chem.msu.su/rus/olimp - задачи химических олимпиад.

http://olimp.distant.ru/  – Российская дистанционная олимпиада школьников по химии

http://www.eidos.ru/olymp/chemistry/ – Всероссийский дистанционный эвристические олимпиады по химии

http://www.edu.ru- Федеральный портал «Российское образование»

          http://www.school.edu.ru- Российский общеобразовательный портал

 http://ege.edu.ru- Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.ict.edu.ru- Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

           http://www.openet.edu.ru Российский портал открытого образования

http://www. statgrad.mioo.ru - Телекоммуникационная система СтатГрад 

        



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Рассмотрена и согласована                                                                        УТВЕРЖДАЮ:

методическим объединением                                                       Директор МБОУ «СОШ №4»

Протокол №1                                                                                 _____________Т.Н. Бирюкова

от 29.08. 2014 г.                                                                           Приказ №

                                                                                                      от 29.08. 2014 г.    

Принята на педагогическом совете

Протокол №1                                              

от 29.08. 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  химии

для  9 класса

                                                                          Учитель  Комиссарова Т.А.

                                                                   Квалификационная категория  высшая

Ефремов

2014

Пояснительная записка

      Настоящая рабочая программа по химии для 9 класса МБОУ « СОШ № 4» г. Ефремова составлена в соответствии с требованиями  Примерной  программы основного общего образования  по химии 2004г,  федерального компонента  государственного стандарта 2004 г, программы  курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений основная школа  автора О.С. Габриеляна //Программа курса химии для 8-11классов общеобразовательных учреждений основная школа – 4-е изд. стереотип. М.: Дрофа, 2007. - 78с. Рабочей программе соответствует учебник: « Химия 9 класс» О.С. Габриелян – рекомендовано Министерством образования и науки РФ/ 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005 . Программа рассчитана на 68 часов

( 2 часа в неделю)

В  программу внесены следующие изменения:

1.Увеличено число часов на изучение тем:

  • тема  1 «Металлы» вместо 15 часов – 20 часов; за счет включения 3-х практических работ и увеличении времени  на изучение электролиза в теме « Получение металлов».
  • тема 2 « Неметаллы» вместо 23 часов -29 часов  за счет включения 3-х практических работ и на более детальное рассмотрение вопросов, связанных с темами « Серная кислота. Соли серной кислоты»,

« Аммиак. Соли аммония», « Азотная кислота. Нитраты», так как являются ключевыми и контролируются ЕГЭ.  В тему «Неметаллы» включена тема «Кислород», т.к. этот материал входит в обязательный минимум  содержания основных образовательных программ.

Практические работы из практикумов №1 и №2 перенесены в соответствующие темы курса.

2.Уменьшено число часов на изучение тем:

  • в теме « Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса» с 6 часов до 4 часов, так как повторение материала будет проходить вместе с изучением нового материала на протяжении всего курса.
  • в теме « Обобщение знаний за курс основной школы» с 8 часов до 5 часов, так как часть материала повторяется в начале изучения курса и на протяжении всего изучаемого материала.

Данная программа конкретизирует содержание Примерной программы основного общего образования  по химии, стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Цели:

  1. Добиться усвоения знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  2. Добиться овладения умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;
  3. Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими современными потребностями;
  4. Воспитывать отношение к химии как к одному из компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  5. Научить применять полученные знания для безопасного использования веществ и материалов в быту, для решения задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи:

  1. Сформировать знание основных понятий и законов химии
  2. Воспитывать общечеловеческую культуру
  3. Учить наблюдать, применять полученные знания на практике

 

            Результаты изучения курса «Химия. 9 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту.

Учебно – тематическое планирование по химии, 9 класс,

(2 часа в неделю, всего 68 часов)

п/п

Наименование темы

Всего часов

В том числе

Практические работы

Контрольные работы

1.

Повторение основных вопросов курса 8 класса.

4

2.

Тема 1.

Металлы

20

3

к.р. № 1

3.

Тема 2.

Неметаллы

29

3

к. р. № 2

к.р. № 3

4.

Тема 3.

Органические соединения

10

к.р. № 4

5.

Тема 4.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

5

Итого

68

6

4

                                   Основное содержание программы

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс  9 класса (4 часа)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе Д.И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Тема № 1 « Металлы» (20 часов)

Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решётка и металлическая химическая связь. Общие физические  свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжения металлов. Общие способы получения металлов. Электролиз. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Сплавы, их свойства и значение.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Строение атомов. Щелочные металлы – простые вещества. Их свойства, значение и применение. Важнейшие соединения щелочных металлов -оксиды, гидроксиды и соли ( хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы 2 – ой группы. Строение атома. Щелочноземельные металлы - простые вещества. Их свойства, значение и применение. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов - оксиды, гидроксиды и соли(хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Получение. Соединения алюминия - оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и  Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.

Практическая работа № 1 « Осуществление цепочки химических превращений металлов»  

Практическая работа № 2 « Получение и свойства соединений металлов» 

Практическая работа № 3 « Решение экспериментальных задач на распознавание и  получение веществ»

Тема № 2 « Неметаллы» (29 часа)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов- простых веществ. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл»-«неметалл».

Водород. Положение в ПСХЭ Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства вещества. Получение, собирание и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Кислород. Строение атома, аллотропия, свойства и применение.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды (IV и IV) их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и её соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.

Практическая работа № 4 « Решение экспериментальных задач по теме: « Подгруппа кислорода»

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Получение. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, её свойства и применение. Получение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II),(IV)., их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Практическая работа № 5 «Решение экспериментальных задач по теме « Подгруппа азота и углерода»

Практическая работа № 6 «Получение, собирание и распознавание газов»

Тема № 3 « Органические соединения» ( 10 часов)

Вещества органические и неорганические, относительность этого понятия. Причины многообразия углеродных соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ. Предельные углеводороды. Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана. Непредельные углеводороды. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение. Основные понятия химии ВМС. Краткий обзор важнейших полимеров

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере метанола и этанола. Понятие о многоатомных спиртах на примере спирта  глицерина. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Её свойства и применение. Стеариновая  кислота как представитель жирных карбоновых кислот. Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот. Понятие об углеводах. Глюкоза, её свойства и значение. Крахмал и целлюлоза ( в сравнении), их биологическая роль. Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации

Белки, их строение и биологическая роль

Тема  № 4 «Обобщение знаний по химии за курс основной школы»

(5 часа)

Физический смысл порядкового номера элемента в ПСХЭ Д.И. Менделеева, номер периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона. Классификация химических реакций по различным признакам

 ( число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализаторов; направление; изменение степеней окисления атомов). Типы химических связей и питы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды, гидроксиды и соли: состав, классификация, свойства в свете ТЭД и ОВР, получение, применение.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

Положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И. Менделеева; общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства и применение важнейших соединений щелочных щелочноземельных металлов; алюминия, железа; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы; причины многообразия углеводородных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ; строение, свойства и практическое значение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты; понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.

Учащиеся должны уметь:

Давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность; характеризовать свойства классов химических элементов (металлов), групп химических элементов

( щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов ( алюминия, железа,  кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) в свете изученных теорий; распознавать важнейшие катионы и анионы; решать расчетные задачи  с использованием изученных понятий; разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ; составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь; выполнять обозначенные в программе практические работы, распознавать важнейшие органические вещества.

Список используемой литературы

Основная литература:

  1. Габриелян О.С. Химия-9: учебник для общеобразовательных учреждений- М.:Дрофа, 2005
  2. Габриелян О.С. Химия-9: настольная книга учителя.- М.:Дрофа, 2006 г.
  3. Контрольно-измерительные материалы. Химия:9 класс/составитель Н.П. Троегубова.-М.:ВАКО, 2011.-112 с.- к учебнику О.С. Габриеляна

Дополнительная литература:

  1. CD Виртуальная лаборатория, 1С-репетитор
  2. CD « Химия элементов», « Химия для гуманитариев», авт. Ширшина Н.В.- Волгоград: Учитель-2006-2007.

http://www.bsu.edu.ru ) - заочная школа «Юный химик»

http://rsr-olymp.ru/ - официальный сайт Всероссийских олимпиад школьников

http://www.chem.msu.su/rus/olimp - задачи химических олимпиад.

http://olimp.distant.ru/  – Российская дистанционная олимпиада школьников по химии

http://www.eidos.ru/olymp/chemistry/ – Всероссийский дистанционный эвристические олимпиады по химии

http://www.edu.ru- Федеральный портал «Российское образование»

          http://www.school.edu.ru- Российский общеобразовательный портал

 http://ege.edu.ru- Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.ict.edu.ru- Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

           http://www.openet.edu.ru Российский портал открытого образования

           http://www. reshuege.ru



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Рассмотрена и согласована                                                                        УТВЕРЖДАЮ:

методическим объединением                                                       Директор МБОУ «СОШ №4»

Протокол №1                                                                                 _____________Т.Н. Бирюкова

от  29.08. 2014 г.                                                                         Приказ №

                                                                                                      от  29.08.2014 г.    

Принята на педагогическом совете

Протокол №1                                              

от  29.08. 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  химии

для  10 класса

(базовый уровень)

                                                                          Учитель  Комиссарова Т.А.

                                                                   Квалификационная категория  высшая

Ефремов

2014

Пояснительная записка

            Настоящая рабочая программа по химии для 10 класса МБОУ СОШ № 4

г. Ефремова составлена в соответствии с требованиями Примерной  программы основного общего образования  по химии 2004г, федерального государственного стандарта 2004 г, программы  курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений основная школа  автора О.С. Габриеляна  //Программа курса химии для 8-11классов общеобразовательных учреждений основная школа (базовый уровень) – 4-е изд.стереотип. М.: Дрофа, 2007. - 78с. 

Рабочей  программе соответствует учебник: «Химия 10 класс»

О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2011 (базовый уровень). Программа рассчитана на 70 часов ( 2 часа в неделю)

В программу, следуя, в основном идее О.С. Габриеляна внесены следующие изменения:

1. Увеличено число часов на изучение тем:

-  «Введение» 4 часа вместо 1 часа за счет включения 3-х уроков по решению задач на вывод формулы вещества по массовым долям элементов и продуктов сгорания.

- Тема №2 «Углеводороды и их производные » 20 часов  вместо 16 часов за счет включения одной  практической работы; внесена  тема «Каменный уголь. Коксохимическое производство». Это стало возможным за счет того, что  целесообразно рассматривать все источники углеводородов вместе. Увеличение времени связано с более подробным рассмотрением вопросов данной темы, так как она является основополагающей для изучения других тем курса органической химии.

-  Тема № 4 « Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе» 11 часов вместо 9 часов. Количество времени увеличено для более полного понимания материала, так как тема тесно перекликается с материалом биологии и имеет практическое значение.

2. Уменьшено число часов на изучение тем:

- Тема № 1 « Теория строения органических соединений» 4 часа вместо 6 часов за счет того что часть материала знакома обучающимся из курса химии 9 класса; а так же за счет конкретизации изучаемого материала.

- Тема № 5 « Искусственные и синтетические полимеры» 5 часов вместо 7 часов за счет рассмотрения  части вопросов в теме № 2. Для данной темы изменен порядок нумерации, т.е. она рассматривается раньше, чем предлагается, так как  тема имеет более сложные вопросы для восприятия обучающихся и тесно связана с материалом, который рассматривается в предыдущих темах, а так же включает в себя практическую работу.

- Тема № 6 « Биологически активные органические соединения» 5 часов вместо 8 часов за счет того что обучающиеся знакомы с данным материалом из курса химии 8 класса и курса биологии « Человек». Данный материал носит информационно-обобщающий  характер, о ранее  изученном, стимулирует обучающихся к поисковой деятельности.

     Данная программа конкретизирует содержание Примерной программы основного общего образования  по химии, стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.               

Цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений:

освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

            Результаты изучения курса «Химия. 10 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту.


Учебно-тематическое планирование по химии, 10 класс,

 (2 часа в неделю, всего 70 часов)

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

 Из них

Практические работы

Контрольные работы

1.

Введение

4

2.

Тема 1.

теория строения органических соединений

4

3.

Тема 2.

Углеводороды и их производные

20

1

К.р. №1

4.

Тема 3.

кислородсодержащие органические соединения и их природные источники

19

1

К.р. №2

5.

Тема 4.

Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе

11

1

К.р. №3

6.

Тема 5.

Искусственные и синтетические полимеры

5

1

7.

Тема 6.

Биологически активные органические соединения

5

8.

Повторение основных вопросов  органической химии

2

ИТОГО

70

4

3


Основное содержание программы

Введение. ( 4 часа)  

Предмет органической химии. Сравнение органических соединений  с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения. Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях.

Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания

Тема 1.

«Теория строения органических соединений» ( 4 часов)

Основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Химические формулы и модели молекул в органической химии. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах.

Тема 2.

«Углеводороды и их производные» (20 часов)

Алканы: Строение, номенклатура, изомерия, нахождение в природе, получение, физические и химические свойства: горение, замещение, разложение и дегидрирование.  Применение алканов на основе их свойств.

Понятие о циклоалканах.

Алкены: Строение, номенклатура, изомерия, нахождение в природе, получение, физические и химические свойства: горение, качественные реакции, гидратация, полимеризация.  Применение алкенов на основе их свойств. Полиэтилен его свойства и применение.

Практическая работа № 1 « Получение этилена и изучение его свойств»

Алкадиены: Строение, номенклатура, изомерия, нахождение в природе, получение, физические и химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Каучуки. Резина.

Алкины: Строение, номенклатура, изомерия, нахождение в природе, получение, физические и химические свойства: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация.  Применение алкенов на основе их свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.

Арены: Строение, номенклатура, изомерия, нахождение в природе, получение, физические и химические свойства: горение, нитрование, галогенирование. Применение. Гомологи бензола. Толуол. Взаимное влияние групп атомов друг на друга.

Источники углеводородов. Природный и попутный нефтяные газы. Нефть. состав и переработка нефти. Бензин и понятие об октановом числе. Каменный уголь. Коксохимическое производство и его продукция.

Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества по гомологическим рядам

Тема 3.

«Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники» ( 19 часов)

Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.

Спирты: Предельные одноатомные спирты. Строение, гидроксильная группа как функциональная,  наличие водородной связи,  номенклатура, изомерия, нахождение в природе, получение, физические и химические свойства: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение спиртов на основе их свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Понятие о предельных  многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

 Фенол:  Строение, взаимное влияние групп атомов друг на друга: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой, поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолформальдегидную смолу, номенклатура, изомерия, нахождение в природе, получение, физические и химические свойства. Применение фенола на основе свойств.

Альдегиды: Строение, номенклатура, изомерия, нахождение в природе, получение, физические и химические свойства: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе их свойств.

Карбоновые кислоты: Строение, номенклатура, изомерия, нахождение в природе, получение, физические и химические свойства: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации.  Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Практическая работа № 2 по теме: « Карбоновые кислоты»

Сложные эфиры и жиры. Строение, номенклатура, изомерия, нахождение в природе, получение, физические и химические свойства. Применение сложных эфиров на основе их свойств.

Жиры как представители сложных эфиров. Строение, номенклатура, изомерия, нахождение в природе, получение, физические и химические свойства, применение жиров на основе свойств.

Углеводы:  Классификация. Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. Моносахариды. Строение, номенклатура, изомерия, нахождение в природе. Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт, получение, физические и химические свойства: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, виды брожения.  Применение глюкозы на основе свойств.

Углеводы. Дисахариды. Строение, номенклатура, изомерия, нахождение в природе, получение, физические и химические свойства, применение.

Углеводы. Полисахариды. Строение, номенклатура, изомерия, нахождение в природе, получение, физические и химические свойства,  понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза, применение.

Тема 4. « Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе» ( 11 часов)

Амины. Строение, номенклатура, изомерия, нахождение в природе, получение, физические и химические свойства, применение.

Анилин как органическое основание. Строение, взаимное влияние групп атомов друг на друга, номенклатура, изомерия, нахождение в природе, получение, физические и химические свойства, применение.

Аминокислоты.  Строение, наличие пептидной связи, номенклатура, изомерия, нахождение в природе, получение из карбоновых кислот и гидролизом белков, физические и химические свойства аминокислот как амфотериных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом.  Пептидная связь и полипептиды.  Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Строение, структуры белка,  функции белка, номенклатура, изомерия, нахождение в природе, получение, физические и химические свойства: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции.  Применение.

Нуклеиновые кислоты. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации.  Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.

Практическая работа № 3 « Идентификация органических соединений»

Генетическая связь между классами органических соединений

Тема 5.«Искусственные и синтетические полимеры» (5 часов)

 Полимеры. Классификация. Искусственные полимеры. Строение, получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Свойства. Искусственные волокна

( ацетатный шелк, вискоза), применение.

Синтетические полимеры. Структура полимеров: линейная, разветвлённая, пространственная. Свойства, получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, капрон, нитрон.

Практическая работа № 4  по теме: «Распознавание пластмасс, волокон»

Тема 6.«Биологически активные органические соединения» ( 5 часов)

Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы, гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.

Гормоны. Понятие  о гормонах  как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как  представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.

Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.

Повторение основных вопросов  органической химии ( 2 часа)

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  1. Важнейшие химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  2. Теорию строения органических веществ А.М.Бутлерова
  3. Важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

Учащиеся должны уметь:

  1. Называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  2. Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
  3. Характеризовать  общие химические  свойства основных классов органических соединений;
  4. Характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений;
  5. Устанавливать генетическую связь между классами органических соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами;
  6. Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
  7. Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;
  8. Использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;
  9. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Список используемой литературы

Основная литература:

  1. Габриелян О.С. Химия-10: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2011
  2. Габриелян О.С., Остроумов И. Г.  Настольная книга для учителя. Химия 10кл методическое пособие. – М .: Дрофа, 2002
  3. Контрольно-измерительные материалы. Химия:10 класс/Составитель

Е.В Савинкина, 2012 г.

Дополнительная литература:

  1. Денисова В.Г. Материалы для подготовки к ЕГЭ по химии за курс основной школы.-Волгоград: Учитель,2004
  2. Интернет-ресурсы:

http://www.bsu.edu.ru ) - заочная школа «Юный химик»

http://rsr-olymp.ru/ - официальный сайт Всероссийских олимпиад школьников

http://www.chem.msu.su/rus/olimp - задачи химических олимпиад.

http://olimp.distant.ru/  – Российская дистанционная олимпиада школьников по химии

http://www.eidos.ru/olymp/chemistry/ – Всероссийский дистанционный эвристические олимпиады по химии

http://www.edu.ru- Федеральный портал «Российское образование»

          http://www.school.edu.ru- Российский общеобразовательный портал

 http://ege.edu.ru- Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.ict.edu.ru- Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

           http://www.openet.edu.ru Российский портал открытого образования

http://www. statgrad.mioo.ru - Телекоммуникационная система СтатГрад 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Рассмотрена и согласована                                                                        УТВЕРЖДАЮ:

методическим объединением                                                       Директор МБОУ «СОШ №4»

Протокол №1                                                                                 _____________Т.Н. Бирюкова

от 29.08. 2014 г.                                                                           Приказ №

                                                                                                      от 29.08. 2014 г.    

Принята на педагогическом совете

Протокол №1                                              

от 29.08. 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  химии

для  11 класса

(базовый уровень)

                                                                          Учитель  Комиссарова Т.А.

                                                                   Квалификационная категория  высшая

Ефремов

2014

Пояснительная записка

            Настоящая рабочая программа по химии (базовый уровень) для 11 класса МБОУ СОШ № 4г. Ефремова составлена в соответствии с требованиями федерального компонента  государственного стандарта 2004 г, Примерной  программы среднего (полного) общего образования  по химии (базовый уровень) 2004г, авторской программы О.С. Габриеляна «  Курс химии для 8-11классов общеобразовательных учреждений»(базовый уровень)  -4-е изд. стереотип. - М.: Дрофа, 2007. - 78с. 

В  программу О.С. Габриеляна, которая рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов внесены некоторые изменения.

Уменьшено число часов на изучение темы 2 «Строение вещества» на 7 часов, т. к. на ее изучение дано избыточное количество часов, а химическая связь изучалась в программе 8 класса.

Увеличено число часов на изучение темы 1 «Строение атома» на 1 час, так как в  данной теме рассматриваются вопросы, связанные с периодической системой Д.И. Менделеева и ее изучение имеет очень большое значение для понимания основных вопросов химии.

Увеличено число часов на изучение темы № 3 « Химические реакции» на 4 часа , так как данная тема является ключевой в курсе химии средней школы и ее изучение вызывает наибольшую трудность.

Увеличено число часов на изучение темы № 4 « Вещества и их свойства» на 4 часа за счет включения практических работ.

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.

Данная рабочая программа может быть реализована  при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование             раздела и тем

Часы учебного времени

Контрольные работы

Практические работы

1

Строение атома и периодический закон               Д. И. Менделеева

7

1

-

2

Строение вещества

19

1

1

3

Химические реакции

20

1

-

4

Вещества и их свойства

22

1

3

Всего

68

4

4

Содержание программы учебного курса

   Тема 1
  Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева
(7 ч)

    О с н о в н ы е  с в е д е н и я  о  с т р о е н и и  а т о м а. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
 
П е р и о д и ч е с к и й  з а к о н  Д. И. М е н д е л е е в а  в  с в е т е  у ч е н и я  о  с т р о е н и и  а т о м а. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона.
  Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).
  Положение водорода в периодической системе. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И.
 Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
 
Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

   Лабораторный опыт. 1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.


 
Тема 2
  Строение вещества
(19 ч)

   И о н н а я  х и м и ч е с к а я  с в я з ь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.
 
К о в а л е н т н а я  х и м и ч е с к а я  с в я з ь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.
   М е т а л л и ч е с к а я  х и м и ч е с к а я  с в я з ь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.
 
В о д о р о д н а я  х и м и ч е с к а я  с в я з ь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.
 
П о л и м е р ы. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.
 
Г а з о о б р а з н о е  с о с т о я н и е  в е щ е с т в а. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ.
  Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним.

   Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.
 
Ж и д к о е  с о с т о я н и е  в е щ е с т в а. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения.
  Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях.
  Жидкие кристаллы и их применение.
 
Т в е р д о е  с о с т о я н и е  в е щ е с т в а. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.
 
Д и с п е р с н ы е  с и с т е м ы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы.
  Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли.
  Тонкодисперсные системы: гели и золи.
 
С о с т а в  в е щ е с т в а  и  с м е с е й. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ.
  Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси - доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.
 
Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
 
Лабораторные опыты. 2. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. 3. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. 4. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. 5. Ознакомление с минеральными водами. 6. Ознакомление с дисперсными системами.
 
Практическая работа №1. Получение, собирание и распознавание газов.

   

   Тема 3

   Химические реакции (20 ч)

   Р е а к ц и и,  и д у щ и е  б е з  и з м е н е н и я  с о с т а в а  в е щ е с т в. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль.
  Изомеры и изомерия.
 
Р е а к ц и и,  и д у щ и е  с  и з м е н е н и е м  с о с т а в а  в е щ е с т в. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических
реакций.
 
С к о р о с т ь  х и м и ч е с к о й  р е а к ц и и. 
Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.
   О б р а т и м о с т ь  х и м и ч е с к и х  р е а к ц и й. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.
 
Р о л ь  в о д ы  в  х и м и ч е с к о й  р е а к ц и и. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.
  Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.
  Химические свойства воды; взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.
 
Г и д р о л и з  о р г а н и ч е с к и х  и  н е о р г а н и ч е с к и х  с о е д и н е н и й. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей.
  Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.
   О к и с л и т е л ь н о - в о с с т а н о в и т е л ь н ы е  р е а к ц и и. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.
 
Э л е к т р о л и з. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия.
 
Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул н-бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла. Простейшие окислительно-восстановительные реакции; взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия.
 
Лабораторные опыты. 7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 8. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 9. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля. 10. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. 11. Различные случаи гидролиза солей.


 
Тема 4
  Вещества и их свойства
(22 ч)

   М е т а л л ы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом.
  Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
 
Н е м е т а л л ы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).
 
К и с л о т ы  н е о р г а н и ч е с к и е  и  о р г а н и ч е с к и е. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.
 
О с н о в а н и я  н е о р г а н и ч е с к и е  и  о р г а н и ч е с к и е. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.
 
С о л и. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) - малахит (основная соль).
  Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).
 
Г е н е т и ч е с к а я  с в я з ь  м е ж д у  к л а с с а м и  н е о р г а н и ч е с к и х  и  о р г а н и ч е с к и х  с о е д и н е н и й. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.
 
Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.
 
Лабораторные опыты. 12. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 15. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 16. Получение и свойства нерастворимых оснований. 17. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 18. Ознакомление с коллекциями: а) металлов; б) неметаллов; в) кислот; г) оснований; д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.
 
Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.

Практическая работа № 3 Решение экспериментальных задач по теме: « Металлы»

Практическая работа № 4 Решение экспериментальных задач по теме: « Неметаллы»

Требования к уровню подготовки

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Список используемой литературы

Учебник для общеобразовательных учреждений. Габриелян О.С.- М.: Дрофа, 2012.-399с. Химия 11 класс. Базовый уровень

методические пособия для учителя:

Габриелян О.С, Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Химия. 11 класс: В 2ч. Ч.I: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2003. - 320с.

Габриелян О.С, Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Химия. 11 класс: В 2ч. Ч. II: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2003. - 320с.

             Дополнительная литература

Кузьменко Н.Е., Еремин В.В Начала химии. Учеб. пособие для старшеклассников и поступающих в вузы.. – М.: Дрофа, 2001. ( в двух частях)

ЕГЭ-2008: Химия: реальные задания: / авт.-сост. Корощенко А.С., Снастина М.Г.- М.: АСТ:Астрель, 2008.-94с. – (Федеральный институт педагогических измерений).

             MULTIMEDIA – поддержка предмета

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://www.bsu.edu.ru ) - заочная школа «Юный химик» 

http://rsr-olymp.ru/ - официальный сайт Всероссийских олимпиад школьников

http://www.chem.msu.su/rus/olimp - задачи химических олимпиад.

http://olimp.distant.ru/  – Российская дистанционная олимпиада школьников по химии

http://www.eidos.ru/olymp/chemistry/ – Всероссийский дистанционный эвристические олимпиады по химии

 http://www.statgrad.mioo.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...