Материалы к урокам 9 класс
учебно-методический материал по химии (9 класс) по теме

Ольга Николаевна Бочарова

1. Рабочая программа по химии 9 класс 

2. Разработка урока с использованием элементов технологии РКМЧЧП "Типы кристаллических решеток". 

3. Разноуровневые контрольные работы по темам: 

  №1 "Химическая связь. Строение вещества." 

  №2 Электролитическая диссоциация." 

4. Графические диктанты. 

5. Презентации к урокам.

Скачать:


Предварительный просмотр:


                             ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

« ШКОЛА № 41»

119027  г. Москва, ул. Большая Внуковская, дом 4      e-mail:shk4155@yandex.ru

тел.:736-11-10, факс:736-11-10        http://www.sch41.mskzapad.ru/

        

«Согласовано»                                                   «Утверждаю»

Руководитель ШМО                                                       Директора ГБОУ  СОШ №41

_________________                                                           ________         Е. В. Васильева

Рабочая программа

  2014 -2015 учебного года

Наименование предмета                 химия

Класс ____9_______                                                       Учитель_Бочарова О.Н.__________                                                

        Общее количество часов на предмет по учебному плану  68     часов.

        В том числе:

Контрольных работ        _4___  час.

Зачетных работ               ____  час.

Лабораторных занятий  _____ час.

Работ по Р\Р                    _____ час.

Практических занятий  ___6__  час.

Тестовых работ                __  6__  час.

        ИТОГО                ___16__  час.

Рабочая программа составлена на основании учебной программы  базового уровня образования «Программы общеобразовательных учреждений». Химия 10-11 класс, авторы: Н. Н.Гара , «Просвещение», Москва 2013

Учитель – Бочарова О. Н.

Рабочая программа составлена на основании учебника :  Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман  «Органическая химия 10 класс», базовый уровень, «Просвещение», ОАО «Московские учебники»,

Москва, 2010                                                

                                                                                Учитель/подпись/                       (Бочарова О.Н.)

                 

                                        Пояснительная записка

к рабочей программе по химии

для 8-9  классов

Составитель:  

Ольга Николаевна Бочарова

 учитель химии ГБОУ «Школа  №41» г.Москвы

Химия – одна из фундаментальных наук, раскрывающих объективную картину развития материального мира, – составляет неотъемлемую часть общечеловеческой культуры. Предмет химии дает учащимся систематические знания основ химической науки, необходимые для повышения общего уровня образованности, подготовки к продолжению образования в области естественных наук; развить умения грамотного применения химических знаний в трудовой деятельности, общении с природой, повседневной жизни; повысить общий культурный уровень учащихся. Современные химические технологии позволяют не только решать экологические проблемы в мире, но и предотвращать появление угрозы загрязнений окружающей среды. В связи с этим все более возрастает роль химического образования, углубляется связь химии с экологией и общечеловеческими ценностями, идеалами культуры мира, прав и свобод человека – дидактическими единицами нового содержания образования и воспитания в школе XXI века.

                   

                         Общая характеристики учебного предмета

          Данный курс содержит основополагающие теоретические сведения по химии, включающие изучение состава и строения  веществ, зависимости их свойств   от     строения,   исследование    закономерностей        химических превращений   и   путей   управления   ими  в  целях   получения   веществ,       энергии, материалов.

         Содержание учебного предмета включает сведения о неорганических  веществах,  их строении  и свойствах,  а также химических процессах, протекающих в окружающем мире.  

       

        Теоретическую  основу  изучения  неорганической  химии  составляет атомно – молекулярное  учение,  периодический  закон  Д. И. Менделеева  с краткими   сведениями  о  строении   атомов,  видах   химической   связи, закономерностях  протекания  химических  реакций.

         В  изучении   курса   значительная   роль   отводится  химическому эксперименту; проведению  практических и лабораторных работ и описанию

их   результатов;  соблюдению  норм  и  правил  поведения  в  химических лабораториях.

 

Цели  изучения химии в основной школе

 Цель: вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний, как в старших классах, так и в других учебных заведениях.

Задачи:        

- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символики;

- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствие с возникающими жизненными потребностями.

- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека, окружающей среде.

                   

                    Результаты изучения учебного предмета химии

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:  

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории;

- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, техническими средствами информационных технологий;

- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде.  

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- умение планировать пути достижения целей, понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, проводить эксперименты, формулировать выводы;

        - умение извлекать информацию из различных источников, пользоваться справочной литературой, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

- умение выполнять познавательные и практические задачи, в том числе проектные;

- умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать, слушать партнера, корректно отстаивать свою позицию, формулировать и аргументировать свое мнение.

             Предметными результатами освоения выпускниками основной  школы программы по химии являются:  

          - формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение основными понятиями и символическим языком химии;

         - овладение основами химической грамотности, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни;

        - формирование умений устанавливать связи между наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения;

        - приобретение опыта наблюдения за превращениями веществ при  проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

        -  умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;

       -  формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Краткая характеристика содержания курса химии основной  школы

8  класс

Раздел 1. Основные понятия химии ( уровень атомно-молекулярных представлений)

Тема 1. Первоначальные химические понятия.

Тема 2. Кислород. Оксиды. Горение.

Тема 3. Водород. Кислоты. Соли.

Тема 4. Закон Авогадро. Молярный объем газов.

Тема 5. Вода. Растворы.

Тема 6. Основные классы неорганических соединений.

Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома.

9 класс

Раздел 1. Строение вещества.

Раздел 2. Многообразие химических реакций.  

Тема 1. Электролитическая диссоциация.

Тема 2. Классификация химических реакций.

Раздел 3. Многообразие веществ.

Тема 1. Кислород и сера.

Тема 2. Азот и фосфор.

Тема 3. Углерод и кремний.

Тема 4. Общие свойства металлов.

Раздел 4. Краткий обзор важнейших органических веществ.

Планируемые результаты обучения

Основные  понятия химии:                              

Атомно – молекулярное учение.

Выпускник должен уметь:

- описывать свойства твердых, жидких и газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;                                                                                                   - характеризовать вещества по составу, строению и свойствам;                                      - раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое и сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии;                                                                                         - изображать состав веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;                                      - вычислять молекулярную и молярную массы веществ и массовую долю элемента в молекуле;                                                                                                 - сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты и соли, классифицировать их;                                                                                       - пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;                  - проводить несложные химические опыты и наблюдения за превращениями веществ, соблюдать правила техники безопасности при проведении опытов.

Периодический закон. Строение атома. Строение вещества.

- классифицировать химические элементы на металлы,  неметаллы, переходные и инертные элементы;                                                                              - раскрывать смысл периодического закона  Д.И. Менделеева,                                 - характеризовать состав и строение атомов элементов малых периодов,              - различать виды химической связи и типы кристаллических решеток, изображать электронные формулы веществ;                                                         - характеризовать химические элементы и их соединения на основании положения в периодической системе и строения атома.

Многообразие химических реакций.                                                                               – объяснять суть химических процессов;                                                                            - называть признаки и условия протекания химических реакции;                  

- классифицировать химические реакции по разным признакам;                              = указывать факторы, влияющие на скорость химических реакций и на смещение химического равновесия;                                                                             - составлять уравнения электролитической диссоциации, реакций ионного обмена и окислительно – восстановительных реакций;                                            - составлять уравнения реакций в молекулярной и ионной формах,                               - составлять уравнения реакций по схемам генетической взаимосвязи.

Многообразие веществ. 

-классифицировать неорганические вешества;                                                             - определять валентность и степень окисления элементов в веществах;                        - составлять формулы соединений по валентности и степеням окисления;             - называть общие химические свойства, характерные для классов неорганичсских веществ;                                                                                               - определять окислитель и восстановитель, составлять электронный баланс в окислительно – восстановительных реакций;                                                                - проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газов по распознаванию неорганических веществ      

       Место курса «Химия» в базисном учебном плане средней (полной) школы

В базисном учебном плане средней (полной) школы химия включена в раздел «содержание, формируемое участниками образовательного процесса». Обучающиеся могут выбрать для изучения или интегрированный курс естествознания, или химию, как на базовом, так и на профильном уровне.

Место курса «Химия» в учебном плане ГБОУ «Школа №41» г. Москвы

Количество учебных часов в неделю

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

общеобразоват.

общеобразоват

2

2

1

1

      Для составления данной рабочей программы были использованы программа и примерное планирование курса химии авторской линии  учебников химии  Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень).Автор программы Н. Н. Гара. Издательство «Просвещение», Москва, 2013 г.  

Таблица распределения количества часов по темам

№ п/п

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

Разделы, темы

Количество часов

Разделы, темы

Количество часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Электролитическая диссоциация

Кислород и сера

Азот и фосфор

Углерод и кремний

Общие свойства металлов

Органическая химия

Первоначальные представления об органических веществах

Углеводороды

Спирты

Карбоновые кислоты

Жиры

Углеводы

Белки.Полимеры

10

9

10

7

14

2

4

2

3

2

4

Химическая связь.Строение  вещества

Электролитическая диссоциация

Кислород и сера

Азот и фосфор

Углерод и кремний

Общие свойства металлов

Органическая химия

Первоначальные представления об органических веществах

Углеводороды

Спирты

Карбоновые кислоты Жиры

Углеводы

Белки..Полимеры

10

11

9

10

8

14

1

1

1

1

1

1

Выбор данного учебно-методического комплекта обусловлен многолетним опытом работы.

Учебник основной:

Г.Е.Рудзитис Ф.Г.Фельдман «Химия» 8 Неорганическая химия, учебник

для 8 класса общеобразовательных учреждений.М. «Просвещение» 2009

Учебник:  

Г.Е.Рудзитис Ф.Г.Фельдман «Химия» 9 Неорганическая химия, учебник

для 9 класса общеобразовательных учреждений.М. «Просвещение» 2009

Дополнительная учебная литература для учащихся:

Учебники:

Н.Е.Кузнецова, Н.Н.Гара «Химия» 8 , учебник для 8класса общеобразовательных учреждений, М. Издательский центр «Вентана-Граф» 2009

Н.Е.Кузнецова, Н.Н.Гара «Химия» 9 , учебник для 9класса общеобразовательных учреждений, М. Издательский центр «Вентана-Граф» 2009

Задачники:

1.Г.Л.Маршанова «500 задач по химии + 200 задач» пособие по общей и неорганической химии для учащихся 8-11 классов М. «Издат-школа» «РАЙЛ» 2009

2.Н.Е. Кузнецова  А.Н .Лёвкин «Задачник по химии» 8 класс М. Издательский

центр «Вентана- Граф» 2009

3.Н.Е. Кузнецова  А.Н .Лёвкин «Задачник по химии» 9 класс М. Издательский

центр «Вентана- Граф» 2009

Методическая система работы учителя химии (Ф.И.О.) предусматривает проведение (назовите, какие нестандартные уроки вы проводите, например, это могут быть, уроки-конференции …….) …………., что вызвало необходимость внесения некоторых изменений в планирование, предлагаемое выше названными авторами, а именно:

  1. В 8 классе тема «Закон Авогадро. Молярный объем газов.» в данном планировании располагается после темы «Водород. Кислоты. Соли.»

Это вполне обосновано, так как газовые законы изучаются непосредственно после изучения кислорода и водорода.

  1. В 9 классе раздел «Строение вещества» перенесен из курса 8 класса.

Процесс обучения химии не заканчивается со звонком с урока. Логическим продолжением изучения химии в школе является разнообразная внеурочная деятельность: проектная деятельность, элективный курс для учащихся 9 классов по теме  «Химия в расчетных задачах» , а также занятия по подготовке к сдаче экзамена в формате ГИА-9

Методическое обеспечение учителя:

- публикации научно-методического журнала «Химия в школе»;

- Н.Н.Гара «Химия», рабочие программы, предметная линия учебников Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана 8-9 классы, пособие для учителей общеобразовательных учреждений;

- Н.Н.Гара «Химия», уроки в 8 классе, пособие для учителей, Москва, Просвещение, 2009;

- Н.Н.Гара «Химия», уроки в 9 классе, пособие для учителей, Москва, Просвещение, 2009;

- Д.Ю.Добротин, М.Г.Снастина «Химия» 8 класс, контрольные работы в НОВОМ формате, Москва, «Интеллект-Центр», 2011;

 - Д.Ю.Добротин, М.Г.Снастина «Химия» 9 класс, контрольные работы в НОВОМ формате, Москва, «Интеллект-Центр», 2011;

- Р.А.Лидин, В.А.Молочко «Неорганическая химия в реакциях», справочник, Москва, Дрофа, 2007.  

   

Наглядные материалы

Состав учебного оборудования определяется содержанием курса химии и отражен в «Перечнях учебного оборудования по химии для общеобразовательных учреждений России», утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации.

В настоящее время в кабинете химии имеется

- наборы неорганических веществ:

«Металлы», «Оксиды», «Кислоты», «Соли», «Индикаторы»;

- коллекции:

«Металлы и сплавы», «Алюминий», «Сплавы меди и алюминия», «Чугун и сталь», «Коллекция минералов и горных пород», «Каменный уголь», «Стекло и изделия из стекла»;

- модели кристаллических решеток;

- плакаты и таблицы по неорганической химии:

«Физические и химические явления»

«Закон сохранения массы веществ»

«Знаки химических элементов»

«Классификация химических реакций»

«Тепловой эффект химических реакций»

«Бинарные соединения», «Номенклатура солей»

«Генетическая связь классов неорганических веществ»

«Способы получения и собирания газов»

«Периодический закон. Строение атома»

«Химическая связь», «Валентность», «Степень окисления»,

«Окислительно-восстановительные реакции»

«Электролиз»

«Синтез аммиака», «Получение серной кислоты», «Доменный процесс», «Мартеновский процесс»

- наборы оборудования для демонстрации опытов с неорганическими    веществами

- видеофильмы:

«Химия вокруг нас», «Химические элементы», «Воздух», «Вода», «Комплексоны в народном хозяйстве»

СОГЛАСОВАНО                                                          СОГЛАСОВАНО

 Протокол заседания методического                             Заместитель директора по УВР

объединения  учителей ____________                           _____________  /________________/

от ________ №__,                                                             подпись руководителя МО ОУ, расшифровка подписи

_____________      /______________/

                                                        «__»______ 2013г.

 подпись руководителя МО ОУ, расшифровка подписи. 


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

« ШКОЛА № 41»

119027  г. Москва, ул. Большая Внуковская, дом 4      e-mail:shk4155@yandex.ru

тел.:736-11-10, факс:736-11-10        http://www.sch41.mskzapad.ru/

        

«Согласовано»                                                   «Утверждаю»

Руководитель ШМО                                                       Директора ГБОУ  СОШ №41

_________________                                                           ________         Е. В. Васильева

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  2014 -2015 учебного года

Наименование предмета                     химия

Класс ___9 _______                                                 Учитель_Бочарова О.Н.___________                                                

        Общее количество часов на предмет по учебному плану  68     часов.

        В том числе:

Контрольных работ        __4__  час.

Зачетных работ               ____  час.

Лабораторных занятий  _____ час.

Работ по Р\Р                    _____ час.

Практических занятий  ___6__  час.

Тестовых работ                ___6__  час.

        ИТОГО                __16___  час.

Рабочий план составлен на основании учебной программы : программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений к учебникам химии авторов Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень).Автор программы Н. Н. Гара. Издательство «Просвещение», 2013 г.

   Рабочий план составлен на основании учебника : Г.Е. Рудзитис Ф.Г. Фельдман «Химия»

 Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений М. «Просвещение» 2010

                                     Учитель/подпись/_______(Бочарова О.Н.)_______________

урока

Дата проведения

урока

Тема программы (количество часов, цели), темы уроков

Параграф

учебника

Контроль (с/р, пр./р, к/р, зачет0

Практические и лабораторные занятия

Цели:

                                    Тема 1. Химическая связь. Строение вещества (10 ч)

Создать условия для формирования и развития важнейших химических понятий:                                 электроотрицательность, виды химической связи (ковалентная неполярная, полярная, ионная), типы кристаллических решеток, степень окисления, окислительно – восстановительные реакции, окислитель и восстановитель;                                                                                                                                                     формирования умений определять виды химической связи, типы кристаллических решеток на основании формул и физических свойств веществ, определять степень окисления элементов, составлять электронный баланс, определять окислитель и восстановитель, расставлять коэффициенты в ОВР, проявлять активность и самостоятельность, описывать, сравнивать, объекты, анализировать, систематизировать, оценивать результаты своей деятельности.          

1(1)

02.09

Электроотрицательность химических элементов.

§40

2(2)

04.09

Ковалентная связь.

§41

3(3)

09.09

Полярная и неполярная ковалентные связи.

§41

4(4)

11.09

Ионная связь.

§41

 

5(5)

16.09

Кристаллические решетки.

§42

6-7

(6-7)

18.09 -

23.06

Валентность и степень окисления. Правила определения степени окисления элементов.

§43

8-9

(8-9)

25.09 -

30.09

Окислительно-восстановительные реакции.

§43

10(10)

02.10

Контрольная работа № 1 по теме «Химическая связь. Строение вещества»

Контрольная работа №1

Цели:

                                                           Тема 2. Электролитическая диссоциация (11 ч)

 Создать условия для формирования и развития важнейших химических понятий:                                   электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциа, степень диссоциации, сильные и слабые электролиты, реакции ионного обмена, гидролиз солей;                                                                                         формирования умений составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей, полные и сокращенные уравнения реакций обмена, уравнения окислительно-восстановительных реакций, проводить  опыты по выявлению признаков  протекания реакций ионного обмена, качественных реакций по обнаружению в растворах заданных катионов и анионов, решения  задач  «на избыток», прогнозировать протекание реакций гидролиза, определять характер среды растворов солей..                                                                                                                                                                                          

1(11)

07.10

Электролиты и неэлектролиты. Элекролитическая диссоциация в водных растворах.

§1

2(12)

09.10

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей, солей.

§2

3(13)

14.10

Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.

§3

4-5

(14-15)

16.10 -

21.10

Реакции ионного обмена и условия их протекания.

§4

6(16)

23.10

Решение задач «на избыток».

7(17)

28.10

Окислительно-восстановительные реакции.

§5

8(18)

30.10

Гидролиз солей.

§6

9(19)

11.11

Практическая работа № 1 «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»».

Практическая работа №1

10(20)

13.11

Повторение и обобщение темы.

§1-6

11(21)

18.11

Контрольная работа № 2 по теме «Электролитическая диссоциация».

Контрольная работа №2

Цели:

                                            Тема 3. Кислород и сера (9 ч)

 Создать условия для формирования и развития важнейших химических понятий:                                     аллотропия кислорода и серы, скорость химической реакции, обратимые и необратимые  реакции, химическое равновесие и условия его смещения;                                                                                                формирования навыков  составления сравнительной характеристики элементов одной подгруппы, сравнения аллотропных модификаций, кислорода и серы, определения факторов, влияющих на скорость химической реакции, условий смещения  химического равновесия                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

1(22)

20.11

Общая характеристика элементов VIА группы, строение их атомов. Аллотропия кислорода. Гидродинамические аварии.

§7

2(23)

25.11

Сера. Аллотропия серы. Физические, химические свойства серы. Применение.

§8,9,10

3(24)

27.11

Сернистый газ. Сернистая кислота и ее соли.

Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли.

§11,12

4(25)

02.12

Окислительные свойства серной кислоты.

§13

02.11

5(26)

04.12

Практическая работа № 2 «Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»».

Практическая работа №2

6(27)

09.12

Скорость химических реакций. Катализаторы.

§14

7(28)

11.12

Химическое равновесие. Токсикоинфекция.

§14

8(29)

16.12

Решение задач на определение массовой и объемной доли выхода продукта реакции.

9(30)

18.12

Проверочная работа.

Проверочная работа

Цели:

Тема 4. Азот и фосфор (10 ч)

Создать условия для формирования и развития важнейших химических понятий:                                         Азот и фосфор, соединения азота (аммиак, соли аммония, азотная кислота и ее соли) и фосфора (оксиды фосфора, фосфорные кислоты), минеральные удобрения;                                                                                 формирования умений давать сравнительную характеристику элементов подгруппы азота, аллотропных модификаций фосфора, получать и обнаруживать опытным путем аммиак, определять минеральные удобрения.

1(31)

23.12

Общая характеристика элементов VА группы. Строение их атомов. Азот, свойства, применение.

§15,16

 

2(32)

25.12

Аммиак. Физические и химические свойства. Получение, применение. Потенциально опасные объекты.

§17

3(33)

13.01

Соли аммония. Меры по защите населения при авариях на ХОО.

§18

4(34)

15.01

Практическая работа № 3 «Получение аммиака и изучение его свойств».

Практическая работа №3

5(35)

20.01

Азотная кислота.

§19

6(36)

22.01

Соли азотной кислоты.

§20

7(37)

27.01

Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора.

§21

8(38)

29.01

Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения.

§22,23

9(39)

03.02

Практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач по теме «Азот и фосфор»».

Практическая работа №4

10(40)

05.02

Проверочная работа.

Проверочная работа

Цели:

Тема 5. Углерод и кремний (8 ч)

Создать условия для формирования и развития важнейших химических понятий:                                        Аллотропия и адсорбция углерода, аллотропия кремния, силикатная промышленность                                    формирования навыков сравнивать элементы  подгруппы углерода, аллотропных модификаций углерода и кремния, соединений углерода и кремния, проведения эксперимента по получению и обнаружению углекислого газа, решения задач «на примеси»

1(41)

10.02

Общая характеристика элементов IVА группы, строение их атомов. Аллотропия углерода. Пожары и взрывы. Последствия.

§24

2(42)

12.02

Химические свойства углерода. Адсорбция.

§25

3(43)

17.02

Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм.

Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Правила безопасного поведения при выбросах ОХВ.

§26,27

4(44)

19.02

Решение задач «на примеси».

5(45)

24.02

Практическая работа № 5 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Практическая работа №5

6(46)

26.02

Кремний и его соединения.

§30,31,32

7(47)

03.03

Стекло, цемент. Силикатная промышленность.

§33

8(48)

05.03

Контрольная работа № 3 по темам 3, 4, 5.

Контрольная работа №3

Цель:

Тема 6. Общие свойства металлов (14 ч)

Создать условия для формирования и развития важнейших химических понятий:                                        металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка, сплавы металлов, металлургия;         формирования умений определять положение элементов-металлов в периодической системе, объяснять фиэические свойства металлов строением металлической решетки, определять характер оксидов и гидроксидов металлов, проводить качественные реакции по обнаружению катионов металлов.

9(49)

10.03

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов.

§34,36

2(50)

12.03

Химические свойства металлов. Ряд напряжения металлов.

§37

3(51)

17.03

Понятие о металлургии. Способы получения металлов.

§35

4(52)

19.03

Сплавы металлов

§38

5(53)

31.03

Щелочные металлы. Нахождение в природе. Свойства, применение.

§39

6(54)

02.04

Щелочно-земельные металлы. Нахождение в природе. Кальций и его соединения.

§40,41

7(55)

07.04

Жесткость воды и способы ее устранения.

§41

8(56)

09.04

Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия.

§42

9(57)

14.04

Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

§42

10(58)

16.04

Железо. Нахождение в природе. Свойства железа.

§43

11(59)

21.04

Оксиды и гидроксиды железа (II), железа (III).

§44

12(60)

23.04

Практическая работа № 6  «Решение экспериментальных задач по теме: «Металлы и их соединения»».

Практическая работа №6

13(61)

28.04

Повторение, обобщение темы «Металлы».

§34-44

14(62)

30.04

Контрольная работа № 4 по теме «Общие свойства металлов».

Контрольная работа №4

Цели:

Органическая химия (6 ч)

Создать условия для формирования  первоначальных представлений об органических веществах.

15(63)

Тема 7. Первоначальные представления об органических веществах

§48,49,50

16(64)

Тема 8. Углеводороды

05.05

§51-54

17(65)

Тема 9. Спирты

07.05

§55

18(66)

Тема 10. Карбоновые кислоты. Жиры

12.05

§56

19(67)

Тема 11. Углеводы

14.05

§57


                             ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

« ШКОЛА № 41»

119027  г. Москва, ул. Большая Внуковская, дом 4      e-mail:shk4155@yandex.ru

тел.:736-11-10, факс:736-11-10        http://www.sch41.mskzapad.ru/

        

«Согласовано»                                                   «Утверждаю»

Руководитель ШМО                                                       Директора ГБОУ  СОШ №41

_________________                                                           ________         Е. В. Васильева

Рабочая программа

  2014 -2015 учебного года

Наименование предмета                 химия

Класс ____9_______                                                       Учитель_Бочарова О.Н.__________                                                

        Общее количество часов на предмет по учебному плану  68     часов.

        В том числе:

Контрольных работ        _4___  час.

Зачетных работ               ____  час.

Лабораторных занятий  _____ час.

Работ по Р\Р                    _____ час.

Практических занятий  ___6__  час.

Тестовых работ                __  6__  час.

        ИТОГО                ___16__  час.

Рабочая программа составлена на основании учебной программы  базового уровня образования «Программы общеобразовательных учреждений». Химия 10-11 класс, авторы: Н. Н.Гара , «Просвещение», Москва 2013

Учитель – Бочарова О. Н.

Рабочая программа составлена на основании учебника :  Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман  «Органическая химия 10 класс», базовый уровень, «Просвещение», ОАО «Московские учебники»,

Москва, 2010                                                

                                                                                Учитель/подпись/                       (Бочарова О.Н.)

                 



Предварительный просмотр:

Тема урока:  Типы кристаллических решеток.

Тип урока:_ Изучения и первичного закрепления новых знаний и умений      

Урок проводится в 8 классе в теме «Химическая связь. Строение вещества» с использованием приемов технологии РКМЧЧП.  УМК  Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.

Цель урока: создать условия для достижения учащимися следующих результатов:

Личностные -  проявление  активности и самостоятельности учащихся, развитие коммуникативных  навыков при обсуждении вопросов темы, осуществление  самоконтроля и взаимоконтроля .

Метапредметные –  формирование навыков направленного вдумчивого чтения – активного восприятия и критического осмысления информации; развитие  критического мышления с помощью чтения и рефлективного письма.

Предметные - организация деятельности  учащихся по закреплению имеющихся знаний о видах химической связи и усвоение понятий: кристаллические и аморфные вещества, типы кристаллических решеток и обусловленные ими физические свойства веществ.

Содержание  приёмов  и заданий , обуславливающих необходимость совершения УУД на различных этапах урока. 

1.Организационный

Учитель приветствует учащихся и дает информацию о материалах и оборудовании,  расположенных  на столах учащихся:

- Приложение 1 – опорный план – конспект урока,

- Приложение 2 – задания – тренинги,

- образцы  веществ (парафин, поваренная соль, кусочки кварца),  пробирки, держатель для пробирок, спиртовка, спички,

- разноцветные карточки;

На демонстрационном столе:  

-  модели кристаллических решеток,            

- образцы веществ

Учащиеся готовят свое рабочее место, настраиваются на работу.

2.Актуализация знаний.  Целеполагание.

Стадия вызова. Личное целеполагание.

Учитель обращает внимание учащихся на экран, где написаны «ключевые слова»:

 - кристаллическая решетка,

- низкая плотность,

- газы,

- ковалентная связь,

- летучесть,

- жидкости,

- молекулы

и предлагает учащимся сформулировать из этих слов связное высказывание.  

Учащиеся работают в группах (3-4 уч-ся)

- участвуют в обсуждении,

- составляют первичное высказывание из «ключевых слов»,

- формулируют вопросы по теме.

Учитель организует беседу:

,- формулируются высказывания учащимися,

 - выявляются вопросы по теме, записываются на доске,

 - ставятся цели урока:

 1. Какое строение имеют вещества,

 2. Что такое кристаллическая решетка,

 3. Какие бывают кристаллические решетки,

 4. Какова   взаимосвязь   между   кристаллической    решеткой   и  видом химической связи в веществе.

Учащиеся переносят в тетрадь записи с доски.

На данном этапе урока формируются УУД:

Познавательные:

- самостоятельное выделение познавательной цели,

Коммуникативные:

- постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

3.Усвоение  новых знаний и умений.

На данном этапе учитель организует  процесс активного восприятия и критического осмысления информации, фиксации понятых идей текста, экспериментального исследования изучаемых объектов и последующего оценочного рефлективного мышления.

    Учитель предлагает  учащимся  прочитать текст §42 учебника, а затем организует работу  в группах (3-4 уч-ся) ) по исследованию свойств веществ, относящихся к разным типам кристаллических решеток, учащиеся:

- рассматривают модели кристаллических решеток,

- знакомятся с образцами веществ на столах учащихся (парафин, кусочки  кварца, поваренная соль),

- ставят мини – эксперимент по исследованию температуры плавления веществ,

- делают выводы по каждому типу кристаллической решетки,

- заполняют опорный план – конспект урока (Приложение 1),

- формулируют новое высказывание из «ключевых слов»  

На данном этапе активизируются УУД:

Познавательные : поиск и выделение информации, смысловое чтение; анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие;  

Регулятивные: планирование, прогнозирование, 

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, моно- и диалог.

4.Первичной проверки понимания изученного

На данном этапе учитель организует выявление уровня осознанного усвоения формируемых понятий, коррекцию  неправильных представлений, устранение ошибок.

Учащиеся  по группам характеризуют каждый тип кристаллической решетки, подтверждая свойства веществ результатами экспериментального исследования, формулируют новое высказывание из «ключевых слов», являющееся краткой характеристикой молекулярной кристаллической решетки.

Далее учащиеся выполняют индивидуальные задания – тренинги и осуществляют самопроверку, сверяя ответы с эталоном на экране, работу сдают учителю в конце урока.                                                                                                                                                                                 Приложение 2.

Задание – тренинг 

Вариант №1

Вещества

Алмаз

Хлорид натрия

Серная кислота

Кислород

Фосфор

Вид химической связи

Тип кристаллической решетки

Вариант №2

Вещества

Азот

Оксид кальция (II)

Кремний

Угольная кислота

Аммиак

Вид химической связи

Тип кристаллической решетки

Правильный ответ – 1 балл;     «5»  - 9 - 10 баллов,

                                                     «4»  - 7 – 8 баллов,

                                                     «3»  - 5 – 6 баллов.

                                                                                                                                                                                 Приложение 2

Вариант№3 

Вещества

Сернистый газ

Оксид кремния (IV)

Гидроксид калия

Сера

Вода

Вид химической связи

Тип кристаллической решетки

Вариант №4

Вещества

Графит

Бромид калия

Азотная кислота

Водород

Иод

Вид химической связи

Тип кристаллической решетки

Правильный ответ – 1 балл;     «5»  - 9 - 10 баллов,

                                                     «4»  - 7 – 8 баллов,

                                                     «3»  - 5 – 6 баллов.

На данном этапе активизируются УУД:

Познавательные:  выбор  критериев  для  классификации  объектов, подведение под понятие,

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка,

Коммуникативные – принятие решения и его реализация.

 5.Информация о домашнем задании.  

На данном этапе учитель обеспечивает понимание учащимися целей, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Учитель предлагает учащимся посмотреть еще раз на цели урока и ответить:

- все ли они достигнуты,

- на все ли вопросы получены ответы,

- о чем бы еще хотелось узнать.

Доработать эту тему учащимся предстоит в домашнем задании: §42, упр.1,2,3,4, задача №1 стр.152.

Учащиеся отвечают на вопросы и записывают домашнее задание.

6.Подведение итогов урока.

На данном этапе учитель оценивает работу класса и некоторых учащихся

и организует рефлексию 

. Учитель благодарит учащихся за работу, поощряет наиболее активных

 На этом этапе урока учащиеся могут выразить своё отношение к уроку, к теме урока, своё ощущение успеха или неуспеха на данном уроке.

Учащиеся выбирают и поднимают карточки, разложенные на столах:

- красная – азарт, интерес, радость победы,  достижение цели,

 - жёлтая – спокойствие ,неторопливость, достижение целей наполовину,

 - серая. – скука, безразличие, недовольство собой, уроком.

Активизация личностных УУД: оценивание усваиваемого  содержания, мотивация учения

                                                                                                                                                                                Приложение 1.  

Опорный план – конспект  урока.  

Кристаллические  решетки.

Признаки сравнения

Атомная

Молекулярная

Ионная

Частицы в узлах решетки

Атомы неметаллов

Молекулы простых или сложных веществ

Ионы

Тип химической связи

В простых веществах -ковалентная неполярная,

В сложных веществах –

ковалентная полярная

 В простых веществах:

внутри молекул -   ковалентная неполярная,

между молекулами – слабые

Ван-дер-Ваальсовы силы,

в сложных веществах:

внутри молекул – ковалентная полярная,

между молекулами – силы электростатического взаимодействия.

ионная

Физические свойства

Высокая плотность,  тугоплавкость,   нелетучесть

Низкая плотность,   легкоплавкость, летучесть

Высокая плотность,  тугоплавкость, нелетучесть

Примеры веществ

Алмаз, графит, бор, кремний, оксид кремния

Газы, жидкости, твердые вещества: сера, фосфор, парафин, сахар и др.

Соли, оксиды металлов, щелочи

Аннотация

Из опыта формирования и развития универсальных учебных действий на уроках химии.

 Разработка  урока в 9 классе на тему «Типы кристаллических решеток»

с использованием технологии РКМЧЧП.

Автор:  учитель химии высшей категории  ГБОУ Школа №41 города Москвы

Бочарова Ольга Николаевна.  

    Введение Федерального государственного образовательного стандарта приводит к необходимости достижения метапредметных образовательных результатов, обусловленных  формированием у учащихся универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных и коммуникативных, уровень овладения которыми будет оцениваться с помощью государственной итоговой аттестации.

    Задача учителя современной общеобразовательной школы овладеть способами организации всех видов учебно – познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время, направленной на формирование и развитие УУД.

    При разработке данного урока используются приемы технологии РКМЧЧП, главной целью которой является активизация познавательной деятельности учащихся, направленной  на формирование  общеучебных универсальных действий:

- самостоятельное выделение познавательной цели,

- смысловое чтение,

- поиск и выделение информации,

- знаково – символические действия (моделирование)

Автор надеется, что данный урок будет интересен коллегам в условиях перехода на ФГОС.

Bocharova  Olga

Ключевые слова: кристаллические решетки.  



Предварительный просмотр:

Контрольная работа в 9 классе по теме

 «Химическая связь. Строение вещества»

                                               Уровень №1

                                                Вариант №1

1.Составьте электронную формулу молекулы  HBr, покажите смещение электронной пары, определите вид химической связи.

2.Определите вид химической связи и тип кристаллической решетки в следующих веществах:

                   водород,  сероводород,  сульфид калия,  бор,

укажите агрегатное состояние веществ.

3.Определите степень окисления элементов в формулах следующих соединений:

  1. CaO    NH3    HI    Na2S     HNO3     K3PO4    Ca(OH)2 

4.Определите степень окисления каждого элемента,  расставьте коэффициенты методом электронного баланса, определите окислитель и восстановитель:

                 H2 + Cl2 →                             K + S →  

Уровень №1

Вариант №2

1. .Составьте электронную формулу молекулы  H2S, покажите смещение электронной пары, определите вид химической связи.

2.Определите вид химической связи и тип кристаллической решетки в следующих веществах:  

             кислород     алмаз    оксид натрия     серная кислота

3. .Определите степень окисления элементов в формулах следующих соединений:

                CH4     Al2O3      K2S      BCl3     HNO3   Na2CO3   Zn(OH)2 

укажите агрегатное состояние веществ.

4.Определите степень окисления каждого элемента,  расставьте коэффициенты методом электронного баланса, определите окислитель и восстановитель:  

                      Mg + O2 →                                       Al + S →

                                                       Уровень №1

Вариант №3

1.Составьте электронную формулу молекулы  SiH4, покажите смещение электронной пары, определите вид химической связи.

2.Определите вид химической связи и тип кристаллической решетки в следующих веществах:

                 Азотная кислота, хлорид натрия, азот, гидроксид калия

укажите агрегатное состояние веществ.

3.Определите степень окисления элементов в формулах следующих соединений:

                 CaO    NH3    HI    Na2S     HNO3     K3PO4    Ca(OH)2 

4.Определите степень окисления каждого элемента,  расставьте коэффициенты методом электронного баланса, определите окислитель и восстановитель

                             Na + Br2 →                           Cu + O2 →  

Уровень №1

Вариант№4

1.Составьте электронную формулу молекулы  CF4, покажите смещение электронной пары, определите вид химической связи.

2.Определите вид химической связи и тип кристаллической решетки в следующих веществах:

               графит, оксид углерода , вода, гидроксид калия

укажите агрегатное состояние веществ.

3.Определите степень окисления элементов в формулах следующих соединений:

                           CuSO4    HJ    SiCl4    NO2    HClO4     FeS     CaCl2

4.Определите степень окисления каждого элемента,  расставьте коэффициенты методом электронного баланса, определите окислитель и восстановитель

                         B + O2 →                                        N2 + H2 →

                                                       Уровень №2

Вариант №1

 

1.Составьте электронную формулу молекулы K2S , покажите смещение электронной пары, определите вид химической связи.

2.Определите вид химической связи и тип кристаллической решетки в следующих веществах:

               графит,  хлорид кальция,  аммиак,  угольная кислота

укажите агрегатное состояние веществ.

3.Определите степень окисления элементов в формулах следующих соединений:

             N2O      SiH4      PCl5       H3PO4      Fe(NO3)2       KClO

4.Определите степень окисления каждого элемента,  расставьте коэффициенты методом электронного баланса, определите окислитель и восстановитель:               PbO2  +  CO  →  Pb  +  CO2 

5.Чем отличаются по строению атомы и ионы следующих элементов:

                            K0   →     K+                          F0  →     F-- 

Уровень№2

Вариант№2

 1.Составьте электронную формулу молекулы  J3N , покажите смещение электронной пары, определите вид химической связи.

2.Определите вид химической связи и тип кристаллической решетки в следующих веществах:

         алмаз     хлороводород      гидроксид натрия    сернистая кислота    

укажите агрегатное состояние веществ.

3.Определите степень окисления элементов в формулах следующих соединений:

               PCl3     K3N     Cl2O7    H2SO3    Al(OH)3    Ca(ClO4)2

4.Определите степень окисления каждого элемента,  расставьте коэффициенты методом электронного баланса, определите окислитель и восстановитель:

                                          Fe2O3  +  C  →  Fe  +  CO2 

5.Чем отличаются по строению атомы и ионы следующих элементов:

                           Cu0     →     Cu2+                   O0 .  →      O2-

                                                      Уровень №2

Вариант №3

1.Составьте электронную формулу молекулы  CF4 , покажите смещение электронной пары, определите вид химической связи.

2.Определите вид химической связи и тип кристаллической решетки в следующих веществах:

                  метан    оксид кремния    сера    бромид калия      

укажите агрегатное состояние веществ.

3.Определите степень окисления элементов в формулах следующих соединений:

                SO3    NF3    Cu2O    KClO3    Al2(SO4)3    Zn(NO2)2 

4.Определите степень окисления каждого элемента,  расставьте коэффициенты методом электронного баланса, определите окислитель и восстановитель:                   SiO2  +  Al   →  A2O3  +  Si

5.Чем отличаются по строению атомы и ионы следующих элементов:

                        Mg0   →     Mg2+                         S0   →    S2- 

Уровень №2

Вариант №4

1.Составьте электронную формулу молекулы  SiCl4 , покажите смещение электронной пары, определите вид химической связи.

2.Определите вид химической связи и тип кристаллической решетки в следующих веществах:

        гидроксид  кальция  кремний  оксид серы (IV)   хлорная кислота      

укажите агрегатное состояние веществ.

3.Определите степень окисления элементов в формулах следующих соединений:  

                 CS2     B2O3    NaClO4    CCl4   Ca3(PO4)2    Cr(OH)3

4.Определите степень окисления каждого элемента,  расставьте коэффициенты методом электронного баланса, определите окислитель и восстановитель:                PH3  +  O2  →  P2O5  +   H2O
5.Чем отличаются по строению атомы и ионы следующих элементов:

                               Al0   →     Al3+                      N0    →    N3-



Предварительный просмотр:

Уровень №1

Вариант №1

  1. Напишите уравнения реакций диссоциации:

NaHSO4 →

HBr →

Ca (OH)2

Cu (NO3)2

H2SO3 →

  1. Cоставьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций, сделайте вывод о возможности  протекания каждой реакции:

ZnSO4 + NaOH →

HNO3  + KOH →

Na2CO3 + HCl →

  1. Составьте  молекулярное уравнение по сокращенному ионному:

H+ + OH- → H2O

  1. В 200 г воды растворили 50 г хлорида натрия. Какова массовая доля (%) соли в полученном растворе?

Уровень №1

Вариант №2

     1.Напишите уравнения реакций диссоциации:  

          H2SO4 →

Ba (OH)2 →

Fe (NO3)3 →

KHCO3 →

HCl →

      2. Cоставьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения

        реакций, сделайте вывод о возможности  протекания каждой реакции:

         NaOH + H3PO4 →

         NaCO3 + Ca Cl2 →

         K2S + HNO3 →

      3. Составьте  молекулярное уравнение по сокращенному ионному:

         2H+ + SO32- → H2O + SO2 ↑

      4.Какая масса соли была получена при выпаривании 400 г 15% раствора

         этой соли?

Уровень №1

Вариант №3

  1. Напишите уравнения реакций диссоциации:

CaCl2 →

H3PO4 →

K2SiO3 →

NaOH →

KH2PO4 →

     2 Cоставьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения

 реакций, сделайте вывод о возможности  протекания каждой реакции:

CuSO4 + KOH →

Na2SO3 + HNO3 →

Ca (OH)2 + HCl →

      3.Составьте  молекулярное уравнение по сокращенному ионному:

Mg2+ + 2OH- → Mg(OH)2

      4.Рассчитайте массы воды и соли, необходимые для приготовления

250 г 20% раствора этой соли.

                                                             Уровень №1

Вариант №4

  1. Напишите уравнения реакций диссоциации:

HClO4 →

Na2SO3 →

Sr (OH)2 →

Al2(SO4)3 →

Ca (HCO3)2 →

  1. Cоставьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения

 реакций, сделайте вывод о возможности  протекания каждой реакции:  

Ca(OH)2 + HCl →

K2S + HNO3 →

FeCl3 + NaOH →

  1. Составьте  молекулярное уравнение по сокращенному ионному:

Ca2+ + CO32- → CaCO3 

  1. Рассчитайте массы воды и соли, необходимые для приготовления

300 г 25% раствора этой соли.  

                                                       Уровень№2

Вариант №1

  1. Определите степень окисления каждого элемента, расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель

и восстановитель:

Mn2O3 + Si → SiO2 + Mn

  1. Cоставьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения

          реакций, сделайте вывод о возможности  протекания каждой реакции:

          Ba(OH)2 + HNO3 →

          K2S + H2SO4 →

          FeBr3 + NaOH →

  1. Составьте  молекулярное уравнение по сокращенному ионному:

2H+ + SO32- →  H2SO3

  1. К 200 г раствора с массовой долей нитрата натрия 25%  добавили  

50 мл воды. Вычислите массовую долю (%) соли в полученном растворе.  

Уровень №2

Вариант №2

  1. Определите степень окисления каждого элемента, расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель

и восстановитель:

P2O5 + C → P + CO

  1. Cоставьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения

          реакций, сделайте вывод о возможности  протекания каждой реакции:

CaCO3 + HCl →

Zn(NO3)2 + KOH →

NaOH + H3PO4 →

  1. Составьте  молекулярное уравнение по сокращенному ионному:

Fe3+ + 3OH- → Fe(OH)3 

  1. К 300 г раствора с массовой долей сульфата натрия 10%  добавили  

60 г той же соли. Вычислите массовую долю (%) соли в полученном растворе.  

Уровень №2

Вариант №3

  1. Определите степень окисления каждого элемента, расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель

и восстановитель:

Fe2O3 + CO → Fe + CO2 

  1. Cоставьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения

     реакций, сделайте вывод о возможности  протекания каждой реакции:

K2CO3 + HCl →

Cu(OH)2 + HNO3 →

CaCl2 + Na2CO3  →

  1. Составьте  молекулярное уравнение по сокращенному ионному:

2H+ + S2- → H2S ↑

  1. К 150 г раствора с массовой долей хлорида натрия 20%  добавили  

50 г той же соли. Вычислите массовую долю (%) соли в полученном растворе.

Уровень №2

Вариант №4

  1. Определите степень окисления каждого элемента, расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель

и восстановитель:

PH3 + O2 → P2O5 + H2O

  1. Cоставьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения

  реакций, сделайте вывод о возможности  протекания каждой реакции:

  Al(OH)3 + HNO3 →

  K2SO3 + HCl →

  AgNO3 + CaCl2 →

  1. Составьте  молекулярное уравнение по сокращенному ионному:

Fe2+ + CO32- → FeCO3

  1. К 100 г раствора с массовой долей нитрата  натрия 30%  добавили  

150 г 20% раствора той же соли. Вычислите массовую долю (%) соли в полученном растворе.

   



Предварительный просмотр:

               Графический диктант по теме: «Углерод и кремний»

( 9 класс)

Варианты: 1 – Оксид углерода (II); 2 – Оксид углерода (IV); 3 – Оксид кремния (IV).

Вопросы:  

1. Это высший оксид элемента.

2. Элемент в оксиде проявляет низшую валентность.

3. Кислотный оксид.

4. Несолеобразующий оксид.

5. Имеет молекулярную кристаллическую решетку.

6. Имеет атомную кристаллическую решетку.

7. При обычных условиях это бесцветный газ.

8. Легче воздуха.

9. Малорастворим в воде.

10. Нерастворим в воде.

11. Твёрдое кристаллическое вещество.

12. В чистом виде бесцветные прозрачные кристаллы.

13. Имеет низкую температуру кипения.

14. Тугоплавкое вещество.

15. Сильный восстановитель.

16. Проявляет окислительные свойства.

17. Растворяясь в воде, образует кислоту.

18. Горит в кислороде и на воздухе.

19. Реагирует со щелочами, образуя соли.

20. При пропускании через известковую воду образует белый осадок.

21. Является основным компонентом воздуха.

22. Входит в состав смога.

23. Является составной частью горных пород.

24. Применяют в металлургии.

25. Используют при производстве стекла.

26. Используют в качестве топлива.

27. Применяют при тушении пожаров.

28. Применяют в производстве керамики.

29. Используют в производстве фруктовых вод.

30. Применяют при изготовлении силикатного кирпича.  

Вариант №1 -  2  4  5  7  8  9  13  15  18  22  24  26

Вариант №2 -  1  3  5  7  9  13  16  17  19  20  21  27  29

Вариант №3 -  1  3  6  10  11  12  14  16  19  23  25  28  30

Оценка   «5»  -  11 – 13

                «4»  -  9  -  10

                «3»  -  7  -  8

  Графический диктант по теме « Азот и аммиак » (9 класс).

Варианты: 1 – азот; 2 – аммиак.

Вопросы:

1. Имеет молекулярное строение.

2. Его молекула двухатомна.

3. Его молекула трёхатомна.

4. Азот в его молекуле трёхвалентен.

5. Степень окисления азота – 3.

6. Степень окисления азота – 0.

7. В его молекуле связь ковалентная полярная.

8. Ковалентная неполярная.

9. Бесцветный газ, не имеет запаха.

10. Бесцветный газ с резким запахом.

11. Нерастворим в воде.

12. Очень хорошо растворим в воде.

13. Входит в состав воздуха.

14. В промышленности его получают реакцией синтеза из азотоводородной  

смеси.

15. В промышленности его получают из воздуха.

16. В лаборатории его получают при нагревании соли аммония со щелочью.

17. Его собирают только способом вытеснения воздуха, держа пробирку вверх дном.

18. Его собирают и вытеснением воздуха и вытеснением воды.

19. Химически активен.

20. Химически активен.

21. Играет роль и окислителя и восстановителя.

22. При высокой температуре реагирует с металлами и неметаллами.

23. Взаимодействует с кислотами.

24. Используют в медицине.

25. Используют в системах охлаждения.

26. Используют для получения минеральных удобрений.

27. Используют для получения взрывчатых веществ.

28. Используют в химической промышленности для создания инертной среды.

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Вариант №1

1.Напишите уравнение реакции восстановления углем железа из оксида железа (III). Обозначьте степени окисления, составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

2.Закончите уравнения реакций:

    Ca + O2 →

    Na + H2O →

    Al + HCl →

    FeCl2 + Zn →

3.Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить следующие превращения:

Na   →   NaOH   →   Na2CO3   →    Na2SO4 

4.Какую массу меди можно получить при восстановлении оксидом углерода (II) 506 г оксида меди (II), содержащего 5% примесей.

 

Вариант №2

1.Напишите уравнение реакции восстановления оксидом углерода (II) свинца из оксида свинца (IV). Обозначьте степени окисления, составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

2.Закончите уравнения реакций:

   K + S →

   Ca + H2O →

   Mg + H2SO4 →

   CuSO4 + Pb →

3. Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить следующие превращения:

Ca   →   CaO   →   Ca(NO3)2   →   CaCO3

4. Какую массу цинка можно получить при восстановлении водородом  180 г оксида цинка (II), содержащего 10% примесей.

Вариант №3

1. Напишите уравнение реакции восстановления алюминием хрома из оксида хрома (III). Обозначьте степени окисления, составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

2.Закончите уравнения реакций:

   Al + Br2 →

   Fe(OH)2 + H2O2 →

   Fe + H2SO4 →

   Al + HgCl2 →

3. Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить следующие превращения:

Al  →   Al2O3  →   Al(NO3)3   →   Al(OH)3 

4. Какую массу марганца можно получить при восстановлении алюминием 194 г оксида марганца (IV), содержащего 10% примесей.

Вариант №4

1. Напишите уравнение реакции восстановления водородом олова из оксида олова (IV). Обозначьте степени окисления, составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

2.Закончите уравнения реакций:

   Fe + Cl2 →

   Al + H2O →

   Mg + Zn(NO3)2 →

   Al(OH)3 + NaOH →  

3. Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить следующие превращения:  

Fe  →    FeCl3  →   Fe(OH)3  →   Fe2O3 

4. Какую массу хрома можно получить при восстановлении углем 320 г оксида хрома (III), содержащего 5% примесей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока на тему:"Малая металлопластика". Материалы к уроку технологии в 5 классах.

Данная презентация имеет следующее содержание: 1. Введение в "Малую металлопластику." 2. Содержит операционно-технологическую карту. 3. Знакомит с инструментами и материалами. 4.  Даёт технологию...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

"Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.

Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....

Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке английского языка в 5-ом классе.

Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке ан...

Материалы к уроку обобщения по географии в 9 классе "Хозяйство Европейского Севера" (примерное содержание урока и презентация)

Урок обобщения по теме "Хозяйство Европейского Севера" направлен на формирование целостного представления о современном хозяйстве данного региона,  проблемах и перспективах его развития.Задачи ур...

Презентация , технологическая карта урока и др. материалы к уроку химии в 10 классе по теме "Аминокислоты.Часть 1"

Данный материал поможет учителям химии провести урок  по аминокислотам в 10 классе. Может быть использован при изучении химии на базовом и профильном уровне....

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...