Рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Понаморенко Наталья Николаевна

Содержание программы:

1. Пояснительная записка

2. Содержание тем учебного курса

3. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

4. Учебно-тематический план.

5. Перечень учебно-тематического обеспечения (литература).

6. Календарно-тематическое планирование  (Приложение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khimiya_8_klass-2010.docx70.82 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование

курса «Неорганическая химия» 8 класс (базовый уровень)

2часа в неделю-70 часов в год.

 

 

 

 

 

 

в

теме

 

 

Тема урока

 

 

 

 

Тип урока

 

Основные понятия

 

 

 

 

 Домашнее

задание

 

Дата проведения 

план

факт

ВВЕДЕНИЕ  (6 часов)

1

1

Вводный инструктаж по т/б №

Предмет химии. Вещество.

Понятие о химическом элементе и формах его существования.

Урок изучения нового материала

Химия, химический элемент, простые и сложные вещества

1, упр.6.8,9.

2

2

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.

Урок – практикум,

Прак. Раб. №1

Урок – практикум,

Прак. Раб. №2

Правила техники безопасности Реакции горения

Стр.174-181.

3

3

Превращение веществ. Роль химии в жизни человека История становления химии как науки.. Химическая символика.

Комбинированный

Знаки химических элементов

§2.3.упр1.4.

4

4

Периодическая система химических элементов Д. И .Менделеева. Знаки  химических элементов.

Комбинированный

Индекс, коэффициент, химическая формула.

§4,упр.4.5

5

5

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы

Комбинированный

Массовая доля элемента

§5.упр.3.4.

6

6

Проверочная работа №1. Химическая формула. Вычисление по химической формуле.

Урок контроля и учета знаний

тест

АТОМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ-10 ч

7

1

Основные сведения о строении атомов.

Комбинированный

Планетарная модель атома,

атомы, молекулы.

§6.упр3.5

8

2

Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы

Комбинированный

Протоны, нейтроны, электроны, изотопы, массовое число атома

§7.упр.4.5.6.

9

3

Строение электронных оболочек атомов.

Комбинированный

Энергетичес-кий уровень.

§8.упр.1(б.в).2(б).3.4.

10

4

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома.

Комбинированный

Физический смысл порядкового номера

§8,9.табл.

11

5

Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов. Ионная связь

Комбинированный

Ионы

§9.упр.1.2(б).3.4.

12

6

Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой. Ковалентная неполярная химическая  связь

Спаренные электроны, общая электронная пара

§10.упр.2.3.4.

13

7

Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой. Ковалентная полярная химическая  связь

Комбинированный

Спаренные электроны, общая электронная пара

§11.упр.1.2(а)

14

8

Металлическая химическая  связь

Урок повторительного обобщения

Химическая связь, характеристика химического элемента

§12.упр2.3.

15

9

Обобщение знаний по теме « Атомы химических элементов»

обобщение

Сам.раб.

16

10

Контрольная работа №1по теме «Атомы              

химических элементов»

Урок контроля и учета знаний

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА-8ч2

17

1

Простые вещества-металлы.

Комбинированный

Металлы, неметаллы, электропроводность, теплопровод-ность

§13.упр.4.5.

18

2

Простые вещества- неметаллы.

Комбинированный

Аллотропия

§14.упр.1,2,3.

19

3

Количество вещества. Молярная масса.

Комбинированный

Моль, молярная масс, молярный объем

§15.упр1(б0,2(а,б)3(а.в). 

20

4

Расчёты связанные с использованием понятия «количество вещества».

Комбинированный

Моль

§15.упр.4.

21

5

Молярная масса вещества.

Вычисление молярной массы вещества по химическим формулам.

Комбинированный

Моль, молярный объем

§15..упр.5

22

6

Молярный объём газов

Вычисление молярного объёма газов.

Комбинированный

Моль, молярная масса

§16.упр.1(а),2(а)4(б)

23

7

Обобщение знаний по теме «Простые вещества»

Комбинированный

Упр.5(б)

24

8

Контрольная работа№2 по теме «Простые вещества»

Урок контроля и учета знаний

СОЕДИНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ- 14 ч

25

1

Степень окисления. Определение степени окисления.

Комбинированный

Степень окисления

§17.упр.2(а,б).3.6.

26

2

Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения

Комбинированный

Химическая формула, оксиды, бинарное соединения

§18.упр.1.2.3.

27

3

Основания.

Комбинированный

Щелочи

§19.упр.2,3,5(б)

28

4

Кислоты.

Комбинированный

Реакция нейтрализации Кислоты

§ 20.упр.1,3,4.

29

5

Соли.

Комбинированный

Соли

§21.упр.1,2(б).3.

30

6

Аморфные и кристаллические вещества.

Типы кристаллических решеток.

Л\О Знакомство с образцами веществ различных классов

Комбинированный

Типы кристаллических решёток

§22.упр.5,6

31

7

Чистые вещества и смеси. Примеры смесей.

Л\О Разделение смесей.

Комбинированный

 Однородные и неоднородные смеси чистое вещество

§23.упр.2.4.

32

8

Анализ почвы и воды.

Урок – практикум,

Прак. Раб. №3

Смеси и чистые вещества

отчет

33

9

Массовая и объёмная доли компонента смеси (раствора).

Комбинированный

Массовая и объёмная доли

§24.упр.2.3.

34

10

Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворённого вещества и массе растворителя.

Комбинированный

Массовая и объёмная доли

§24.упр.4.5

35

11

Расчёт объёмной доли компонента смеси веществ.

Комбинированный

Массовая и объёмная доли

§24.упр6,7.

36

12

Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

Урок – практикум,

Прак. Раб. №4

Массовая доля вещества в растворе.

отчет

37

13

Обобщающий урок по теме «Строение химических элементов»

Сам.дом.раб.

38

14

Контрольная работа№3 по теме: «Строение химических элементов»

Урок контроля и учета знаний

Изменения, происходящие с веществами (14 часов)

39

1

Физические явления в химии

Л\О Сравнение скорости испарения капель спирта с поверхности фильтровальной бумаги

Комбинированный

§25.упр.2,3.

40

2

Химические реакции

Л\О Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа»

Комбинированный

Химическая реакция Признаки химических реакций

§26.упр.1,2.3.

41

3

Признаки химических реакций.

Урок – практикум,

Прак. Раб. №5

Признаки химических реакций

отчет

42

4

Химические уравнения.

Индексы, коэффициент.

§27.упр.2,3.

43

5

Закон сохранения массы веществ. Составление химических уравнений.

Комбинированный

Закон сохранения массы веществ

§27.упр.1.4.

44

6

Расчёты по химическим уравнениям.

Комбинированный

§ 28.упр.1,2.

45

7

Решение расчётных задач уравнениям химических реакций с использованием понятий примеси, массовая доля растворённого вещества.

Комбинированный

§28.упр.3.5.

46

8

Реакции разложения.

Комбинированный

Скорость химической реакции

§29.упр.1,2.

47

9

Реакции соединения.

Комбинированный

Смещение химического равновесия

§30.упр.1.2,5.

48

10

Реакции замещения.

Комбинированный

Электрохимический ряд напряженности металлов

§31.упр.1,2,3.

49

11

Реакции обмена.

Л\О Замещение меди в растворе хлорида меди (2) железом.

Комбинированный

Реакции нейтрализации

§32.упр.3,4.

50

12

Типы химических реакций на примере свойств воды

Комбинированный

Типы химических реакций 

§33.упр.1.3.

51

13

Обобщающий урок по теме: «Изменения, происходящие с веществами».

тест

52

14

Контрольная работа№4 по теме: «Изменения, происходящие с веществами».

Урок контроля и учета знаний.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (18 часов)

53

1

Растворение. Растворимость веществ в воде.

Комбинированный

Кристаллогидраты

§34.упр.3.4.

54

2

Электролитическая  диссоциация.

Комбинированный

Растворы

§35.упр.1,2.

55

3

Основные  положения теории  электролитической диссоциации.

Комбинированный

Электролиты, неэлектроли-ты Диссоциация

§36.упр.2,3.

56

4

Ионные  уравнения.

Комбинированный

Ионы, катионы, анионы

§37.упр.2.5.

57

5

Реакции ионного обмена, условия протекания реакций ионного обмена.

Комбинированный

§37.упр.4.

58

6

Кислоты и их классификация и свойства.

Л/О Реакции характерные для растворов кислот

Комбинированный

Диссоциация

§38.упр.1.3.5.

59

7

Основания, их классификация  и свойства.

Комбинированный

Основания, щелочи Диссоциация

§39.упр.1.3.5.

60

8

Л\О Реакции характерные для основных и кислотных

Оксидов .О ксиды, их классификация и свойства.

Комбинированный

Химические свойства

§40.упр.1.3,5.

61

9

Соли, их классификация и свойства Л\О «Реакции характерные для растворов солей»

Комбинированный

Соли

§41.упр.1.2,5.

62

10

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Комбинированный

Оксиды, основания, кислоты, соли

§42.упр.2.3.

63

11

Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

Практ. Раб.№6

Химические свойства

отчет

64

12

Окислительно-восстановительные  реакции.

Комбинированный

ОВР

§43.упр.1.3.

65

13

Обобщение и систематизация знаний по теме «Окислительно-восстановительные реакции»

Комбинированный

ОВР

§43.упр.2.7.

66

14

Свойства веществ , изученных классов в свете теории ОВР.

Комбинированный

ОВР

§

67

15

Решение экспериментальных задач.

Практ. Раб .№7

Генетическая связь между ОКНС

отчет

68

16

Обобщающий урок по теме: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»

Урок повторения и закрепления знаний

тест 

69

17

Контрольная работа по теме: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»

Урок контроля и учета знаний

 

70

18

Резервный урок.

Календарно - тематическое планирование

курса «Неорганическая химия» 8 класс (базовый уровень)

3часа в неделю-102 часа в год.

 

 

 

 

 

 

в

теме

 

 

Тема урока

 

 

 

 

 Домашнее

задание

 

Тип урока

 

 

 

Основные понятия

 

 

Дата проведения 

ВВЕДЕНИЕ  (6 часов)

1

1

Вводный инструктаж по т/б №

Предмет химии. Вещество.

Понятие о химическом элементе и формах его существования.

1

Урок изучения нового материала

Химия, химический элемент, простые и сложные вещества

2

2

Превращение веществ. Роль химии в жизни человека История становления химии как науки..

2

Комбинированный

Химические и физические явления М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев,

А.М. Бутлеров

3

3

Химическая символика.

3

Комбинированный

Знаки химическихэлементов

4

4

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса

5

Комбинированный

Индекс, коэффициент, химическая формула.

5

5

Вычисления массовой доли элемента по его формуле

5

Комбинированный

Массовая доля элемента

6

6

Структура периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева

4

Комбинированный

Период, ряд, группа, подгруппа, характеристика химического элемента

АТОМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ-10 ч

7

1

Атомы как форма существования химических элементов. Развитие представлений о строении атомов.

6

Комбинированный

Планетарная модель атома,

атомы, молекулы.

8

2

Состав атомных ядер

6

Комбинированный

Протоны, нейтроны, электроны.

9

3

Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы

7

Комбинированный

Протоны, нейтроны, электроны, изотопы, массовое число атома

10

4

Строение электронных оболочек.

8

Комбинированный

Энергетичес-кий уровень, завершенный и незавершен-ный слой Атомные орбитали Электронная формула

11

5

Физический смысл периодического закона и периодической таблицы Д.И. Менделеева

9

Комбинированный

Физический смысл порядкового номера

12

6

Бинарные соединения

10

Комбинированный

Оксиды, гидриды, сульфиды

13

7

Образование ионов

Йод

Комбинированный

Ионы

14

8

Ионная связь

хлор

Комбинированный

Ионная связь

15

9

Ковалентная неполярная химическая связь

11

Комбинированный

Химическая связь

16

10

Ковалентная полярная химическая  связь

11

Комбинированный

Спаренные электроны, общая электронная пара

17

11

Металлическая химическая  связь

12

Урок повторительного обобщения

Химическая связь, характеристика химического элемента

18

12

Обобщение знаний по теме « Атомы химических элементов»

Повт.

6-12

обобщение

19

13

Контрольная работа по теме «Атомы химических элементов»

Урок контроля и учета знаний

 

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА-9ч

20

1

Простые вещества-металлы.

13

Комбинированный

Металлы, неметаллы, электропроводность, теплопровод-ность

21

2

Простые вещества- неметаллы

14

Комбинированный

Аллотропия

22

3

Аллотропия

13, 14

Комбинированный

Свойства физические и химические

23

4

Количество вещества. Постоянная Авагадро.

15

Комбинированный

Моль, молярная масс, молярный объем

24

5

Расчёты связанные с использованием понятия «количество вещества»

16

Комбинированный

Моль

25

6

Молярная масса вещества

Вычисление молярной массы вещества по химическим формулам

15

Комбинированный

Моль, молярный объем

26

7

Молярный объём газов

Вычисление молярного объёма газов.

16

Комбинированный

Моль, молярная масса

27

8

Обобщение знаний по теме «Простые вещества»

15

Комбинированный

28

9

Контрольная работа по теме «Простые вещества»

16

Урок контроля и учета знаний

 

СОЕДИНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ- 16 ч

29

1

Степень окисления. Определение степени окисления.

17

Комбинированный

Степень окисления

30

2

Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния.

18

Комбинированный

Бинарные соединения

31

3

Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды. Составление формул бинарных соединений.

18

Комбинированный

Химическая формула Оксиды

32

4

Основания, их состав и названия.

18

Комбинированный

Щелочи

33

5

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот.

18

Комбинированный

Реакция нейтрализации Кислоты

34

6

Представители кислот: серная, соляная и азотная.

19

Комбинированный

Основность

35

7

Соли как производные кислот оснований.

19

Комбинированный

Соли

36

8

Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

19

Комбинированный

37

9

Аморфные и кристаллические вещества.

Типы кристаллических решеток.

Л\О Знакомство с образцами веществ различных классов

20

Комбинированный

Типы кристаллических решёток

38

10

Закон постоянства состава веществ молекулярного строения

20

Комбинированный

Вещества молекулярного и немолекулярного строения

39

11

Чистые вещества и смеси. Примеры смесей.

Л\О Разделение смесей.

20

Комбинированный

 Однородные и неоднородные смеси чистое вещество

40

12

Массовая и объёмная доли компонента смеси.

Расчёты массовой и объёмной долей компонентов смеси веществ

21

Комбинированный

Массовая и объёмная доли

41

13

Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворённого вещества и массе растворителя.

22

42

14

Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определённой массы раствора с известной массовой долей вещества.

22

Комбинированный

43

15

Обобщающий урок по теме «Строение химических элементов»

23,

24

44

16

Контрольная работа по теме: «Строение химических элементов»

Пов

17-24

Урок контроля и учета знаний

 

Изменения, происходящие с веществами (13 часов)

45

1

Физические явления в химии

Л\О Сравнение скорости испарения капель спирта с поверхности фильтровальной бумаги

25,

26

Комбинированный

46

2

Химические реакции

Л\О Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа»

27

Индексы, коэффициент, химическая реакция Признаки химических реакций

47

3

Экзо- и эндотермические реакции. Реакции горения

Л\О Окисление меди в пламени спиртовки

28

Комбинированный

Индексы, коэффициент, химическая реакция

48

4

Закон сохранения состава вещества. Составление химических уравнений.

28

Комбинированный

49

5

Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества вступающего в реакцию

28

Комбинированный

Моль Реакции горения, окисления.

50

6

Вычисление массы, объёма, количества вещества, если известна масса исходного вещества, содержащего примеси.

28

Комбинированный

Моль, массовая доля, примеси

51

7

Вычисление массы, количества, объёма продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворённого вещества

29,

30,

31

Комбинированный

.

52

8

Реакции разложения. Понятие о скорости химической реакции. Катализ.

32, 33

Комбинированный

Скорость химической реакции, катализатор

53

9

Реакции соединения. Обратимые и необратимые реакции

Пов

26

Комбинированный

Смещение химического равновесия

54

10

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжения металлов

Пов

27

Комбинированный

Электрохимический ряд напряженности металлов

55

11

Реакции обмена.

Л\О Замещение меди в растворе хлорида меди (2) железом.

Пов

27

Комбинированный

Реакции нейтрализации

56

12

Типы химических реакций на примере свойств воды

Пов

25-33

Комбинированный

Типы химических реакций 

57

13

Контрольная работа по теме: «Изменения, происходящие с веществами»

Пов

25-33

Урок контроля и учета знаний.

 

Практикум №1 (5 часов)

Простейшие операции с веществом

58

1

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

Отчет

Урок – практикум,

Прак. Раб. №1

Правила техники безопасности

59

2

Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.

Отчет

Урок – практикум,

Прак. Раб. №2

Реакции горения

60

3

Анализ почвы и воды.

Отчет

Урок – практикум,

Прак. Раб. №3

Смеси и чистые вещества

61

4

Признаки химических реакций.

Отчет

Урок – практикум,

Прак. Раб. №4

Признаки химических реакций

62

5

Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

Отчет

Урок – практикум,

Прак. Раб. №5

Массовая доля вещества в растворе.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (26 часов)

63

1

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах.

34

Комбинированный

Кристаллогидраты

64

2

Насыщенные и ненасыщенные растворы. Кривые растворимости. Значение растворов.

34

Комбинированный

Растворы

65

3

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты.

35

Комбинированный

Электролиты, неэлектроли-ты

66

4

Механизм диссоциации электролитов с различным типом связи.

35

Комбинированный

Механизм диссоциации, сильные и слабые электролиты

67

5

Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

36

Комбинированный

Ионы, катионы, анионы

68

6

Основные положения теории электролитических реакций

37

Комбинированный

Диссоциация

69

7

Реакции ионного обмена, условия протекания реакций ионного обмена.

37

Комбинированный

70

8

Выполнение упражнений по составлению ионных уравнений.

38

Комбинированный

71

9

Классификация ионов и их свойства.

38

Комбинированный

Ионы .Кислоты

72

10

Кислоты и их классификация

Диссоциация кислот.

38

Комбинированный

Диссоциация

73

11

Химические свойства кислот.

Л/О Реакции характерные для растворов кислот

39

Комбинированный

Химические свойства

74

12

Основания, их классификация

Диссоциация оснований.

39

Комбинированный

Основания, щелочи Диссоциация

75

13

Химические свойства оснований

Л\О Реакции характерные для растворов щелочей.

Получение и свойства нерастворимого основания

39

Комбинированный

Химические свойства

76

14

Соли, их классификация.

Диссоциация солей.

41

Комбинированный

Соли

77

15

Химические свойства солей

Л\О «Реакции характерные для растворов солей»

41

Комбинированный

Ионы

78

16

Оксиды и их классификация

41

Комбинированный

Химические свойства

79

17

Химические свойства оксидов

Л\О Реакции характерные для основных и кислотных

оксидов

40

Комбинированный

Оксиды, основания, кислоты, соли

80

18

Генетические ряды металлов и неметаллов.

42

Комбинированный

Оксиды, основания, кислоты, соли

81

19

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

43

Комбинированный

Оксиды, основания, кислоты, соли

82

20

Выполнение упражнений по решению генетических рядов простых веществ.

43

Комбинированный

ОВР

83

21

Окислительно-восстановительных реакций. Окислители. Восстановители

43

Комбинированный

ОВР

84

22

Составление уравнений ОВР методом электронного баланса

43

Комбинированный

ОВР

85

23

Выполнение упражнений по составлению ОВР методом электронного баланса.

43

Комбинированный

ОВР

86

24

Свойства простых веществ – металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об ОВР

43

Комбинированный

Оксиды, основания, кислоты, соли

87

25

Обобщающий урок по теме: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»

Пов

34-43

Урок повторения и закрепления знаний

 

88

26

Контрольная работа по теме: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»

Пов

34-43

Урок контроля и учета знаний

 

Практикум №2

Свойства растворов электролитов (4 часа)

89

1

Ионные реакции

Отчет

Практ. Раб .№6

Ионы, диссциация

90

2

Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.

Отчет

Практ. Раб .№7

Реакции ионного обмена

91

3

Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

Отчет

Практ. Раб .№8

Химические свойства

92

4

Решение экспериментальных задач.

Отчет

Практ. Раб .№9

Генетическая связь между ОКНС

Портретная галерея великих химиков (6 часов)

93

1

Атомно- молекулярная теория М.В. Ломоносова

Гл.9

Урок конференция

Атомы, молекулы

94

2

Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева

Гл.9

Урок – панорама

ПСХЭ

95

3

Закон Авогадро.

Гл.9

Урок – расчет

Моль

96

4

Учение К.Льюиса

Гл.9

Урок обобщения и систематизации учебного материала

Химическая связь

97

5

Теория С.Аррениуса

Гл.9

Урок обобщения и систематизации учебного материала

Диссоциация веществ

98

6

Обобщение учебного материала

Гл.9

Урок обобщения и систематизации учебного материала

 

Учебные экскурсии (4 часа)

99

1

Агрохимлаборатория

отчёт

Экскурсия

 

100

2

Аптека

отчёт

Экскурсия

 

101

3

Система очистных сооружений

отчёт

Экскурсия

 

102

4

Лаборатория очистки воды.

отчёт

Экскурсия

 

 

Пояснительная записка

Рабочая  учебная программа по химии для  учащихся 8 класса (базовый уровень) составлена на основе примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень) и авторской программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Габриеляна О.С., а также составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по химии с учётом учебного плана МБОУ Берёзовская основная общеобразовательная школа.

Рабочая программа составлена с учётом следующего учебно-методического комплекса:

-О.С.Габриелян Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, базовый уровень. Издательство Дрофа, 2009 г.;

          -авторская программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.            

  О.С. Габриелян. Издательство, «Дрофа»,  2009 г;

-О.С.Габриелян, А.В. Яшукова «Химия 8 класс. Базовый уровень. Рабочая тетрадь»

-О.С.Габриелян, А.В. Яшукова. «Химия 8 класс Базовый уровень. Методические рекомендации»

    Программа курса построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.

В авторскую программу 8 класса  внесены следующие изменения:

1. Увеличено число часов на изучение тем:

-  «Введение» 6 часов вместо 4 часов за счет включения практической работы №1.,2  Тема №2»Простые  вещества» до 8 часов.

-    Тема 3 «Соединения химических элементов» до 14 часов вместо 12 часов за счет включения практических работ №3 и №4

-  Тема №4 «Изменения, происходящие с веществами» 14часов вместо 10 часов за счет включения практической работы №5 и уроков на решение расчетных задач.

- Тема №6 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»  18 часов  в нее включены Практические работы  №6(8) и №7.(9)

Таким образом, практические работы, составляющие тему 5 и тему 7, распределены по другим темам курса в соответствии с изучаемым материалом (нумерация практических работ по учебнику О.С. Габриеляна 2009г. издания)

.

2. Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.

                                                                               Цели и задачи изучения предмета

                        Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Место предмета в базисном учебном плане

Для обязательного изучения учебного предмета химия в 8 классе ( базовый уровень) в инвариативной части базисного учебного плана отводится 2 часа в неделю, 68 ч в год. В региональном компоненте базисного учебного плана  на изучение предмета в этом классе добавляется 1 час.

             В итоге на изучение химии в 8 классе, в 2010-2011 учебном году отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год, исходя из 34 учебных недель что соответствует авторской программе курса  химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Габриеляна О.С.

Тип программы: типовая, базового уровня.

Учебно-тематический  план

№ п/п

Тема

Количество часов

В том числе:

Уроки

Практические работы

Лабораторные опыты

Контрольные работы

Введение

6

4

 2

 

 

1

Атомы химических элементов

10

9

 

 

1

2

Простые вещества

8

7

 

 

1

3

Соединения химических элементов

14

11

 2

2

1

4

Изменения, происходящие с веществами

14

12

 1

5

1

5

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

18

15

 2

6

1

Всего:

70

58

7

13

5

Содержание тем учебного курса

8 КЛАСС

(2ч в неделю; всего 70 ч)

Введение (6 ч)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

ТЕМА 1

Атомы химических элементов (10 ч)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

ТЕМА 2

Простые вещества (8ч)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».

Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

ТЕМА 3

Соединения химических элементов (14 ч)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.

Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.

ТЕМА 4

Изменения, происходящие с веществами (14ч)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.

Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

ТЕМА 5

Растворение. Растворы.

Свойства растворов электролитов (18 ч)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Габриелян О. С.,  Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2002—2003.

  1. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8»/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2003—2005.

  1. Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2007

  1. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8». — М.: Дрофа, 2008.

  1. Габриелян О. С., Рунов Н. Н.,  Толкунов В. И. Химический эксперимент в основной школе. 8 кл. — М.: Дрофа (выйдет в 2007г.).

       6. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия  в  тестах,   задачах,   упражнениях.   8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2007.

ТРЕБОВАНИЯ  К  УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ  УЧАЩИХСЯ , ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 8 КЛАСС

В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА УЧАЩИЕСЯ 8 КЛАССА ДОЛЖНЫ:

ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ

основные понятия химии: химия, химический элемент, химический знак, химическая формула, химическая реакция, признаки химических реакий; основные этапы развития химии как науки; вклад в развитие химии российских ученых М. В Ломоносова, Д.И. Менделеева, М. А. Бутлерова. 

Основные сведения о строении атомов, состав атомных ядер, физический смысл таблицы химических элементов Д.И. Менделеева.

Важнейшие простые вещества – металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Неметаллы.

степень окисления. Бинарные соединения. Основные классы неорганических соединений, их строение, состав, химические свойства и способы получения. Аморфные и кристаллические вещества.

признаки химических реакций, закон сохранения массы вещества, понятие о скорости химических реакций, понятие о катализаторе, химическое равновесие.

основные положения теории электролитической диссоциации; признаки реакций ионного обмена; механизм диссоциации веществ с ионной и ковалентной связями;  виды концентраций и формулы для их расчета.

основные понятия и законы, теории химии и ученых их открывших.

УМЕТЬ:

- называть структуру периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева,

- определять по химическим знакам химические элементы, их русские названия.

- характеризовать химические явления

-  объяснять черты химических реакций

- проводить самостоятельный расчет молекулярной массы вещества  и массовой доли по формуле.  

- называть формулировки периодического закона (Д.И.Менделеева и современную)

- определять  валентность, строение электронных оболочек.

- характеризовать химический элемент по его положению в таблице химических элементов Д.И. Менделеева

-  объяснять свойства на основе положения элемента в таблице химических элементов Д.И. Менделеева

- называть форулы для вычисления количесва вещества

- определять  способность атомов к образованию аллотропии.

- характеризовать Общие физические свойства металлов.

-  объяснять решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «постоянная Авогадро».

- называть класс неорганических соединений, тип кристаллической решетки.

- определять к какому классу неорганических соединений относится данное вещество, молекулярное и немолекулярное строение, среду реакции.  

- характеризовать свойства классов неорганических соединений.

-  объяснять действие закона постоянства вещества.

- проводить самостоятельный поиск признаков физических свойств веществ.

- называть вещество и его свойства.

- определять  типы химических реакций

- характеризовать смещение химического равновесия, факторы, влияющие на скорость химической реакции,  тип химической реакции.

-  объяснять признаки химических реакций.

- определять  реакции ионного обмена, их признаки.

- характеризовать свойства растворов электролитов; генетическую связь основных классов неорганических соединений.

-  объяснять свойства основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации.

- называть авторов различных законов химии, даты их жизни и основные события жизнедеятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...