«Медь и цинк, их соединения»
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему

Педашенко Галина Владимировна

Цель урока:

Сформировать у учащихся представления о специфических свойствах металлов побочных подгрупп на примере меди и цинка, их соединений и об их двойственной роли в природной среде, о последствиях техногенного воздействия меди и цинка или их соединений на биологические системы.

Оборудование:

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;

Реактивы: Al, Zn, Cuo;

Растворы: CuCl2,HCl, ZnCl2, NaOH, CuSO4.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл med_i_tsink.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Центр образования»

Изобильненского муниципального района Ставропольского края

Разработка урока по химии в 11 классе на тему:

«Медь и цинк, их соединения»

Учитель: Педашенко Галина Владимировна

Цель урока:

Сформировать у учащихся представления о специфических свойствах металлов побочных подгрупп на примере меди и цинка, их соединений и об их двойственной роли в природной среде, о последствиях техногенного воздействия меди и цинка или их соединений на биологические системы.

Оборудование:

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;

Реактивы: Al, Zn, Cuo;

Растворы: CuCl2,HCl, ZnCl2, NaOH, CuSO4.

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Опрос домашнего задания.

2 учащихся идут к доске и решают по карточкам.

1 карточка.

Закончить уравнения реакций и составить электронный баланс.

1) Ca+HNO3-> (N2)

2) Ca+H2SO4-> (SO2)

2 карточка.

Задача. На карбонат кальция подействовали 365 г 10%-ной соляной кислоты. Какой газ и сколько его по объему выделится?

Пока 2 учащихся работают по карточкам у доски, проводится фронтальный опрос – беседа с классом:

- Какие закономерности изменения химической активности проявляются у металлических элементов в главных подгруппах?

Химическая активность металлов главных подгрупп в периодах возрастает справа налево, а в группах – сверху вниз.

- Каким образом происходит заполнение электронами у металлов главных подгрупп?

Металлы главных подгрупп являются S- и P- элементами, поэтому у них происходит заполнение электронами последнего энергетического уровня S- и P-подуровней. Количество электронов на внешнем энергетическом уровне соответствует номеру группы, в которой находится металл.

-Какие закономерности изменения химической активности проявляются у металлических элементов в побочных подгруппах?

Химическая активность металлов побочных подгрупп возрастает в направлении снизу вверх, нежели в главных подгруппах.

-Каким образом происходит заполнение электронами у металлов побочных подгрупп?

Металлы побочных подгрупп являются в основном d-элементами, поэтому у них происходит заполнение электронами предпоследнего энергетического уровня d-подуровня, а на внешнем энергетическом уровне находятся два s-электрона. У некоторых элементов происходит «провал» наружных электронов и на внешнем уровне остается только по одному электрону.

-Какие общие закономерности проявляются у металлических элементов побочных подгрупп?

1.У  р – элементов 3-4 групп максимальная положительная степень окисления совпадает с номером группы.

2. Некоторые d-элементы 8 группы, например, RU, OS также образует соединения, в которых максимальная степень окисления равна +8, т.е. соответствует номеру группы.

3. С увеличением степени окисления атомов металлов побочных подгрупп основные свойства их оксидов и гидроксидов уменьшаются, а кислотные – усиливаются.

-Какие из металлов побочных подгрупп имеют наибольшее практическое значение?

Наибольшее практическое значение имеют Cu,Zn, Ti, Cr, Fe. Их свойства и применение рассмотрим отдельно.

Объяснение нового материала.

Сегодня на уроке мы познакомимся с металлами: медью, цинком и их соединениями по следующему плану: (написан на доске)

  1. Строение атомов
  2. Нахождение в природе
  3. Физические свойства
  4. Химические свойства
  5. Важнейшие соединения Cu и Zn
  6. Получение
  7. Применение

1.Строение атомов.

+29 Cu)2)8)18)1

+30 Zn)2)8)18)2

2.Нахождение в природе.

Медь и цинк встречаются в связанном виде и входят в состав следующих минералов:

Медный блеск Cu2S, куприт Cu2O, медный колчедан CuFeS2, цинковая обманка ZnS, цинковый шпат ZnCO3.

  1. Физические свойства

Медь-металл светло-розового цвета, тягучий, вязкий, t пл=1083 C, отличный проводник электрического тока. Цинк – голубовато-серебристый металл. При обычной температуре хрупок, t пл=419,5 C

  1. Химические свойства.

Медь - химический малоактивный металл. Цинк - химический активный металл, но в воздухе он устойчив, т.к. покрывается тонким слоем оксида, предохраняющим его от дальнейшего окисления

  1. Взаимодействие с простыми веществами ( CL2, О2, S) при повышенной         температуре.
  2. Взаимодействие со сложными веществами
  1. Важнейшие соединения Сu и Zn

Соединения Сu:

  1. СuО–оксид Сu - черное вещество

(демонстрация)

     2) Сu(ОН)2-гидроксид меди, малорастворим в воде, голубого цвета.

  3)Соли меди. Из солей меди наибольшее практическое значение имеет гидрат сульфата меди (2) CuSO4. 5H2O – медный купорос.

Соединения Zn:

  1. ZnО- оксид цинка, белое вещество, практически нерастворим в воде.
  2. Zn(ОН)2-гидроксид цинка, амфотерный (Реагирует с кислотами и щелочами).
  3. ZnCl2- хлорид цинка, используется при поиске металлов, ZnSO4- сульфат цинка, применяют в качестве электролита и как микроудобрение.

  1. Получение.

Работа с учебниками стр.105-106

  1. Применение

Работа с учебниками стр.107-108

Двойственная роль Сu и Zn в природной среде и последствия техногенного воздействия этих металлов и их соединений на биологические системы.

На эту тему выступают два докладчика.

  1. Медь.

Антропогенные источники: промышленные выбросы, отходы предприятий цветной металлургии, выхлопные газы автотранспорта, медьсодержащие удобрения и пестициды, сжигание топлива. Биоиндикаторами на соединения меди при загрязнении ими среды могут служить птицы (изменение перового покрова), сине-зеленые водоросли, моллюски, щетинковые черви (изменение внешнего вида или гибель).

Биологическая роль меди исключительна: она входит в состав пигмента крови низших животных (гемоцианина) и высших животных (цитохром), участвует в процессах кроветворения и ферментативных реакциях в составе медьсодержащих энзимов. В организме  человека медь, как и железо, играет важную роль в поддержании нормального состава крови. Присутствие меди необходимо для активации железа,  накопленного в печени, в противном случае оно не сможет участвовать в образовании гемоглобина. Содержание меди в живом организме составляет 10 -4%. Концентрация меди в окружающей среде, в частности в почве, может быть лимитирующем фактором развития многих организмов. Как недостаток, так и избыток меди в организме вызывают заболевания у животных и растений. Например, известен факт заболевания домашнего скота анемией из-за недостатка в почве пастбищ соединений меди. Эта же причина вызывает в растениях задержку образования хлорофилла (хлороз), снижает содержания в них витаминов.

Токсическое воздействие. Медь относят к группе высокотоксичных металлов. Ионы меди, при избытке их в организме, способны блокировать SH-группы белков, в особенности ферментов, чем нарушают ее каталитическую функцию. Соли меди повышают проницаемость мембран митохондрий, разрушают эритроциты, вызывают расстройства нервной системы, печени и почек, снижение иммунобиологической реактивности, поражения зубов и слизистой рта, гастриты, язвенную болезнь желудка.

Соединения меди весьма токсичны для всех представителей флоры и фауны. В воде природных водоемов их токсическое действие проявляется по-разному. В жесткой воде оно выражено слабее, чем в мягкой, поскольку часть ионов меди связываются в ней в виде карбонатов, и остается недоступной для гидробионтов.

В почве соединения меди угнетают активность нитрифицирующих бактерий, задерживая минерализацию азота, и тем самым снижают урожай сельскохозяйственных культур; Вызывают хлороз у растений, а так же гибель земляных червей (в этом случае почва теряет структуру, нарушается ее водонепроницаемость и ухудшается водно-воздушный режим).

  1. Цинк

Антропогенные источники: выброс в атмосферу при высокотемпературных технологических процессах на металлургических комбинатах; потери при добыче, транспортировке, обогащении, сортировке на горно-обогатительных фабриках; сжигание каменно угля, сточные воды химического, деревообрабатывающего, текстильного, бумажного, цементного производств; вымывание горячей водой из оцинкованных водопроводных труб.

Биологическая роль. Цинк важный микроэлемент. Содержание его в организме- 10-3%. Он входит в состав крови и мышечной ткани, является катализатором многих реакций, благодаря чему в организме поддерживается необходимый кислотный уровень. Цинк входит в состав инсулина- гормона поджелудочной железы, регулирующей содержание сахара в крови, участвует в переносе углекислого газа в крови позвоночных, гидролизе пептидных связей при переваривании белков, стимулирует рост растений.    

Основной источник цинка- пшеничные отруби. При дефиците в организме возможны диабет, кожные заболевания.

Токсическое действие. В основе многих проявлений цинковой интоксикации лежат конкурентные отношения с рядом металлов, например, кальцием. В этом случае падает содержание кальция в крови, костях, одновременно нарушается усвоение организмом фосфора; в результате развивается остеопороз (ломкость костей). Известен следующий факт. В 1981 году в Японии была зарегистрирована вспышка тяжелого заболевания костно-мышечной системы у населения, употребляющего в пищу рис, выращенный на полях орошения, где использовали сточные воды, сильно загрязненные сульфидами цинка. Нельзя пить воду, хранившуюся в оцинкованных банках; накапливаемые в ней ионы цинка отрицательно воздействуют на желудочно-кишечный тракт. Токсичность цинка объясняют каталитической активностью.

Цинк в высоких концентрациях мутаген и онкоген.

Подведение итогов и выставление оценок за урок.

Домашнее задание.  Выучить изученный материал, решить задачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План Медиа Урока "Основные понятия химии высокомолекулярных соединений (ВМС)"

Конспект медиа урока "Основные понятия химии высокомолекулярных соединений (ВМС)", 11 класс...

Тема "Амфотерность. Амфотерные соединения. Цинк."

Данный материал может быть использован на уроках химии в 8 классе по теме " Амфотерность. Амфотерные соединения"...

«Медь, цинк, хром»

Предлагаю в 11 классе после изучения металлических элементов побочных подгрупп провести обобщающий урок по теме: “Медь, цинк, хром”. Целью урока является обобщение и закрепление знаний о химических эл...

Реферат на тему: «Медико-биологическое значение соединений меди, серебра, золота»

Какое значение имеют соединения меди, серебра и золота для человека....

Теоретический материал по теме "Цинк и его соединения"

В материале представлены  свойства цинка и его соединений....

Цинк. Теория и подборка заданий №32 ЕГЭ

В подборке лана краткая основная теория по цинку и его соединениям, а так же задания №32 с ответами....