Проект «Эколого-химическая лаборатория как средство организации предпрофильного и профильного обучения в школе»
проект по химии на тему

Миронова Ирина Юрьевна

Для вовлечения учащихся в конкретную, практическую деятельность необходима система работы, которая позволит школьникам стать активными участниками экологического движения. Для удовлетворения потребностей в экологическом и химическом предпрофильном образовании направлен предлагаемый проект. Он включает в деятельность все ступени школьного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_mironova.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Эколого-химическая лаборатория как средство организации

предпрофильного обучения в школе»

Миронова Ирина Юрьевна

учитель химии

МБОУ «СОШ №2 имени А.И. Исаевой»

г. Нефтеюганск

Современная жизнь ставит перед человеком множество нестандартных проблем. Умение решать их творчески, с оптимальным эффектом определяет его благополучие. Для развития креативности необходимо пространство творческой свободы, внимательное, доверительное отношение к учениками и возможность создать индивидуальный творческий продукт в ходе собственного труда, который основан на сочетании творчества с исследовательскими навыками.

Организуя работу в данном направлении, мы используем ресурсы нашего образовательного учреждения, а именно, на базе школы открыт ресурсный центр по работе с детьми высоких интеллектуальных и исследовательских возможностей по естественным наукам. При этом учитываются условия:

- материально-технические: образовательная организация оснащена двумя лабораториями со специальным оборудованием;

- интеллектуальные: 2 учителя химии и биологии высшей категории, организующие исследовательскую деятельность в течение 8-9 лет.

Основы  личности закладываются в детстве, поэтому школа является базой, обеспечивающей формирование мышления, в том числе и экологического. Субъективность - вот то главное, что должно развивать образование в человеке, чтобы он эффективно мог социализироваться, строить карьеру, анализировать события. Вовлечение в исследование повышает способность анализировать ситуацию, выявлять проблемные точки, ставить адекватные задачи, прогнозировать возможные последствия своих действий.

Для вовлечения учащихся в конкретную, практическую деятельность необходима система работы, которая позволит школьникам стать активными участниками экологического движения. Для удовлетворения потребностей в экологическом и химическом предпрофильном образовании направлен предлагаемый проект.

Гипотеза: создание  эколого-химической лаборатории обеспечит формирование у учащихся экологического мировоззрения, необходимого для осознанного выбора профессии в области экологии, химии и биологии.

Цели:

- создать эколого-химическую лабораторию для развития навыков исследовательской деятельности, обеспечивающих практический подход к изучению родного края и направленных на формирование экологического мировоззрения у обучающихся от начальной до средней школы.

- развитие прикладных навыков у  детей для повышения мотивации и осознанного выбора профессии в области экологии, химии и биологии.

Задачи

  1. Создать оптимальные образовательные условия для развития исследовательской позиции личности.
  2. Обеспечить развитие системности и многоуровневости исследовательской деятельности в лаборатории.
  3. Сформировать методическую базу для исследовательской работы, решающую вопросы обеспечения информацией всех участников проекта.
  4. Повысить уровень образованности в области экологии школьников, специалистов, общественности, формирование экологической культуры населения.
  5. Обеспечить развитие интеллектуальных способностей к экологической оценке конкретной ситуации, формирование умений и навыков, необходимых для овладения профессиями эколого-химической направленности.

Ожидаемые результаты:

Системный, скоординированный подход позволит:

- комплексно решать проблемы подготовки учащихся к выбору будущей профессии  через практическую исследовательскую деятельность;

- создать творческую, развивающую среду для учащихся разных возрастов;

- создать необходимые условия для формирования у всех участников проекта экологического мировоззрения, выпускников с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющих ставить и решать неординарные задачи;

- увеличить долю учащихся, выбравших направление профессионального обучения по экологии, химии и биологии.

Реализация проекта рассчитана на все ступени школьного образования

Принципы, которые положены в основу работы:

 - принцип краеведения;

 - принцип «позитивного центризма»;

 - принцип природосообразности;

 - принцип научности и доступности понятий;

 - принцип «спирали»;

  - принцип междисциплинарности и интеграции содержания.

Начальная школа, 1-4 классы

Естественно – научная лаборатория начальной школы изучает: весовые измерения; воздух и атмосферное давление; звук и тон; от зародыша до взрослого растения (организма); плавание и погружение; наблюдение за погодой; постоянные магниты; равновесие и устойчивость (мосты).

 Приобщение детей к основам научно – исследовательской деятельности с помощью естественно – научных лабораторий позволяет наиболее полно выявить, а затем и развивать интеллектуальные и творческие способности детей. Дети проявляют интерес к профессиям данной сферы и развивают его своей деятельностью в рамках проекта. Кабинет для работы учащихся начальной школы оснащен интерактивной доской и персональными нетбуками. На компьютерах установлены специальные обучающие программы для рисования, создания анимации.  

Основная школа, 5-8 классы

При переходе на ступень основной школы необходимо соблюдать преемственность в исследовательской деятельности учащихся. Дети становятся старше, меняются их предпочтения и приоритеты. Экологические факторы и их исследование выходят на новый уровень. Работу учащихся на ступени основной школы мы предлагаем осуществлять под названием:

Экологическая интерактивная карта микрорайона школы.

Цель: развитие и расширение исследовательских компетенций учащихся основной школы через экологическую социально-значимую деятельность.

Задачи:

1. Используя данные, получаемые исследователями начальной школы (ежегодно), составить интерактивную карту микрорайона школы по следующим параметрам: шум; электромагнитные поля; гамма-фон; уровень искусственного освещения;

2. Провести исследования экологических факторов, влияющих на здоровье человека: уровень загрязнения почвы, воздуха, воды, природных осадков и внести данные на интерактивную карту микрорайона школы;

3. Провести эргономические исследования рабочих мест в школе, оснащенных ПЭВМ, мониторинг информационной безопасности учащихся школы.

4. Предоставить актуальные данные о состоянии безопасности городской среды в районе школы для широкого круга пользователей через СМИ и интернет-ресурсы : школьная газета, школьное и городское телевидение, сайт школы, городской портал.

Механизм реализации.

Внеурочная деятельность по экологии и химии в 5-8 классах строится через курсы по выбору, спецкурсы: «Я-эколог», «Химия для всех», «Экология северного города» и т.д. Программы курсов разработаны с учетом регионального компонента. Календарно-тематическое планирование курсов регламентирует сначала теоретическое изучение вопроса, затем практическую часть в виде исследований на основе стандартных методик и оборудования.

Класс-комплект «ЭХБ» (экология, химия, биология) предназначен для выполнения лабораторных работ, которые преимущественно состоят из операций, уже освоенных учащимися в предшествующей познавательной деятельности. Самостоятельное проведение учащимися экологических исследований основных сред - воздуха, воды и почвы, а также продуктов питания – проводятся с использованием современных научных представлений об этих средах. Класс-комплект «ЭХБ» может использоваться как для общеобразовательного, так и для естественнонаучного (углубленного) профилей обучения. Для проведения некоторых опытов предусмотрено использование штатного оборудования, которым оснащены школьные кабинеты химии, биологии, естествознания.

Планируемые результаты:

  1. Учащийся основной школы знает и применяет на практике основы экологической культуры, умеет применять теоретические знания экологии и химии по сохранению природного окружения и своего здоровья, исследовать экологические факторы и делать логические умозаключения, выполнять творческие задания, проводить мониторинговые исследования, ставить опыты.
  2. Создана экологическая интерактивная карта микрорайона школы, результаты транслируются в прессе.

Старшая школа, 9-11 классы.

Для учащихся 9-11 классов в рамках предпрофильного и профильного образования предлагается научно-исследовательская деятельность в рамках школьного научного общества «Архимед» в секции естественные науки. Это уже более серьезная научная работа с учетом выбранной профессии или будущей сферы деятельности.

Школьная эколого-химическая экспертная лаборатория.

Цель: развитие и расширение исследовательских компетенций учащихся по химии и экологии через практическую экспертную деятельность.

Задачи:

1. На основе выявленных экологических проблем в городе и микрорайоне проводить мониторинговые исследования питьевой и технической воды, строений (жилых квартир, школьных кабинетов).

2. Проводить исследования продуктов питания, овощей и фруктов, выращенных в нашей местности и на других территориях.

Механизм реализации.

Внеурочная деятельность по экологии и химии в 9-11 классах строится через элективные курсы, спецкурсы, социальные практики.

Планируемые результаты:

1.        Высокий уровень мотивации старшеклассников к экспериментальной науке и исследовательской деятельности.

2.        Осознанное отношение к своему здоровью через экологические и химические знания, полученные во внеурочной деятельности.

3.        Самоопределение старшеклассников, осознанный выбор  будущей профессии.

Жизнеспособность проекта (перспективы)

Данный проект может быть реализован в любой образовательной организации.

В перспективе расширение географии проекта, включение в совместную деятельность школ города, возможен сетевой вариант его развития.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные вопросы и проблемы организации предпрофильной и профильной подготовки по информатике

Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в систе­ме профильного обучения на старшей ступени школы.В соответствии с одобренной Минобразования «Концепцией профиль­ного обучения на ста...

Программа мониторингового исследования качества предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе

Отслеживание хода и промежуточных результатов управляемого процесса профилизации образования; определение уровня соответствия параметров функционирования и развития школы требованиям федерального и ре...

Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе

Данный материал содержит нормативные документы, структуру подготовки и результат предпрофильной подготовки и профильного обучения...

Из опыта организации профильного обучения в школе

В статье изложен опыт работы по организации профильного обучения в МБОУ СОШ №6 г.Пятигорска, предложены варианты учебных планов, дана подробная характеристика различных направлений предпрофильной подг...

Творческая работа Тема: «Психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения в условиях сельской школы»

Организация психологического сопровождения профориентационной работы и предпрофильной подготовки учащихся в условиях сельской школы...

Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе (из опыта работы)

Современная ситуация в стране и в мире предъявляет новые требования к организации процесса обучения на старшей ступени образования. Актуальным становится раннее выявление образовательной области, успе...