Статья "Пути повышения мотивации учебной деятельности школьников на уроках химии"
статья по химии по теме

Пути повышения мотивации учебной деятельности школьников на уроках химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Пути повышения мотивации учебной деятельности школьников на уроках химии».

В последние годы обнаруживается снижение интереса школьников к изучению предметов естественного цикла. А если дети равнодушны к предмету, учёба становится тяжёлой повинностью. Поэтому учителю необходимо решить вопросы: как учить с увлечением, как сделать радостным и творческим процесс познания? Анализируя результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу о необходимости планирования уроков так, чтобы обеспечить познавательную активность и самостоятельность учащихся при изучении химии. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок и чем более они рациональны и целесообразны, тем выше интенсивность учебного труда. Этого можно достигнуть разными путями и первый из них – использование проблемно-поисковой технологии. Проблемное обучение позволяет создать условия для изменения позиции ученика из пассивной (как объекта обучения) в активную (как субъекта обучения). Напомню, что проблемный подход включает: создание проблемной ситуации, осознание учащимися проблемы, деятельность, направленную на её решение, и получение в результате определённых знаний. Например, для лучшего усвоения темы: «Гидролиз солей» в 11-ом классе я использую проблемный подход. В начале урока для актуализации опорных знаний повторяем основные понятия: электролиты, среда (кислотная, основная, нейтральная), значение pH  в разных средах, ионов H+ и OH- в растворах кислот и щелочей. А далее переходим к рассмотрению сущности процесса гидролиза солей. Для создания проблемной ситуации проводим опыт. В 4 пробирки наливаем дистиллированную воду и опускаем полоску универсального индикатора в каждую пробирку. Одну пробирку оставляем в качестве контрольной, а в остальных растворяем по 2-3 кристаллика солей: в первой – хлорида натрия, во второй – карбоната натрия, в третьей – хлорида цинка. Учащиеся наблюдают изменение цвета индикатора во 2-ой и 3-ей пробирках. Во 2-ой – на синюю, в 3-ей – на красную. Наблюдения свидетельствуют, что в растворе NaCl не появляется избыток ионов H+ и л иOH-; в растворе ZnCl2 появляется избыток ионов H+. В растворе  Na2CO3 появляется избыток ионов  ОН- .                  Перед учащимися возникает проблема: как объяснить появление в  растворах  некоторых солей избытка  ионов H+ и OH-? Почему раствор NaCl имеет нейтральную среду, Na2CO3 щелочную, а ZnCl2 – кислотную? Учащиеся обнаруживают расхождение между полученными ранее знаниями и наблюдаемыми явлениями. Учащиеся выдвигают гипотезы, предлагают решения. Если учащиеся затрудняются, учитель называет пути решения проблемы.

Формированию позитивных мотивов учения способствуют также и практическое значение, польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников. «Только те знания, которые используются, закрепляются в нашем сознании» (Д. Карнеги). Конечно, это совсем не просто – отыскивать для учеников то, что им пригодится в жизни, и показывать им практическую пользу знаний. И мы такой материал находим. Так, в 10 классе при изучении темы: «Крахмал и целлюлоза» напоминая о качественной реакции на крахмал – давать синее окрашивание с раствором йода, - говорю, что это может пригодиться в жизни. Сметану проверяют йодом. В натуральной содержатся только сливки и закваска, в поддельную добавляют крахмал. Если от капельки йода, которую вы капнули в сметану, появилось синее окрашивание – в ней есть крахмал. Как правило, такая информация воспринимается с большим интересом и вниманием.

Я остановилась более подробно на 2-х путях повышения мотивации учения. Учителя химии часто используют на уроках игровые формы обучения, эксперимент, конкурсы, викторины, соревнования, элементы исследовательской работы, нестандартные задания. Например, написать сочинение на химическую тему; предложить составить небольшой задачник (задачи по химии,). Оформить обложку, написать свою фамилию как автора книги, а потом придумать задачи. Эти задачи можно использовать при работе с классом. Всё это, конечно, способствует формированию устойчивой положительной мотивации школьников.

И, конечно, нельзя не сказать о самом эффективном стимуле познавательной деятельности – ситуации успеха. Оценивая результат, учитель должен сравнивать сегодняшние  результаты с предыдущими и только затем с общим нормативом. И если фактические успехи ученика не очень значительны, полезно некоторое время ставить ему более высокие оценки – именно для стимулирования познавательной деятельности.

В заключении хочется сказать, то деятельность учителя будет эффективной, если он профессионально компетентен, способен создать в классе атмосферу взаимного уважения, доверия и тепла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития и поддержки высокой мотивации учебной деятельности школьников на уроке

Современная система образования переживает сейчас очередной этап поиска эффективных способов организации учебного процесса, соответствующих запросам общества. ...

Мотивация учебной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без...

Повышение мотивации учебной деятельности школьников на уроках русского языка.

В статье выявляются причины низкой мотивации школьников. Систематизированы методы, приемы, способы повышения мотивационной сферы....

Доклад по теме: "Способы повышения мотивации учебной деятельности учащихся на уроках английского языка" .

Работа учителя по повышению мотивации учебной деятельности учащихся на уроках английского языка....

Публикация "Способы мотивации учебной деятельности школьников на уроках физики

Физика, как и все предметы в школе, дает необходимые возможности и ресурсы для развития творческих способностей учащихся. В решении этой проблемы сложились определенное представление о ее теорети...

Мотивация учебной деятельности школьников на уроках литературы

Статья "Мотивация учебной деятельности школьников на уроках литературы" поможет в работе учителям русского языка и литературы. Знакомит с некоторыми фрагментами урок с применением новых техн...

Творчество как способ повышения мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках музыки

Творчество как способ повышения мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках музыки...