Повышение мотивации учебной деятельности школьников на уроках русского языка.
методическая разработка по русскому языку на тему

В статье выявляются причины низкой мотивации школьников. Систематизированы методы, приемы, способы повышения мотивационной сферы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Повышение мотивации учебной деятельности школьников на уроках русского языка.

                                                                               Все наши замыслы, все поиски и

                                                                    построения превращаются в прах,

                                                                    если у ученика нет желания учиться.

                                 

                                                                                                 В.А.Сухомлинский.

     В нашей сельской малокомплектной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным. Всё чаще мы, учителя, отмечаем нежелание детей учиться. Особенно это характерно для подростков. Падает интерес к школьным предметам, обучающиеся пассивны и невнимательны на уроках. Быстро выбрасывают из памяти и легко забывают всё услышанное.

                   В чём же причины такого явления? Разумеется, их немало.

      1. К наиболее распространённой следует отнести неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности. Учёба – это непростой труд, требующий специальных умений и навыков, а также немалой силы воли. Можно с уверенностью сказать, что лишь малой частью таких качеств обладают дети при поступлении в школу. Всё остальное они приобретают в ходе обучения, прежде всего, в начальной школе, а многое совершенствуется и дополняется в процессе дальнейшего обучения, вплоть до выпуска. Тем не менее основной запас необходим школьникам к моменту окончания начальной школы, и если его нет, если по каким-то причинам (в частности, работа в объединённых классах-комплектах, уменьшение количества часов на преподавание) учителя и родители не научили и не привили детям соответствующие навыки, учение оказывается очень трудным делом.

     2. Большие затруднения вызывают громадность и сложность материала, подлежащего усвоению и запоминанию. Попытка передать каждому школьнику основные знания, накопленные человечеством, утопична, бессмысленна и вредна. Об этом не раз писали учёные-педагоги, но содержание общего школьного образования продолжает разбухать. При уменьшении количества часов на изучение базовых предметов, не уменьшается объём изучаемого материала, а в связи с подготовкой к ЕГЭ, он значительно увеличивается. Причём всё это осуществляется без опоры на желания и мотивы обучающихся. Добавить необходимо, что обучение требует от школьника всё больше времени не только в школе, но и дома. А между тем вокруг него кипит многоцветная, полная разных соблазнов жизнь. Среди отвлекающих школьника соблазнов можно назвать телевизор, компьютер с захватывающими играми-«стратегиями».

     3. Ещё одна причина: слабая учебно-материальная база школы. Недостаток классической художественной литературы в старших классах, справочной литературы, энциклопедий, оргтехники в каждом кабинете, возможность выхода в интернет прямо на уроке – то, что ещё в большей степени способствовало бы мотивационной деятельности ученика.

    4. Встречающаяся авторитарная позиция учителей и родителей, выражающаяся лишь в понуканиях, плохо стимулирует стремление овладевать знаниями. Складывается типичный взгляд на ребёнка как исключительно на ученика с его ученическими обязанностями. Такое отношение воспринимается школьниками как несправедливое и неправильное и неизбежно вызывает протест.

    5. Отрицательное отношение к школе и к учителям в некоторых семьях тоже негативно влияет на детей. Иногда оно связано с недостаточной образованностью родителей или их собственным печальным школьным опытом.

         Таким образом, причин нежелания учиться довольно много. Далеко не все из них легко устранимы. Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и пробудить в них жажду познания?

        Была поставлена цель: повышение мотивации учебной деятельности школьников на уроках русского языка с целью повышения качества образования.  

        Определены основные задачи:

  1. Изучить соответствующую методическую литературу о роли эффективной мотивации в познавательной деятельности, познакомиться с системой имеющихся в дидактике стимулов, позволяющих побуждать школьников к учебно-познавательной деятельности.
  2. Снабдить обучающихся определённым инструментарием универсальных учебных действий, необходимым им для преодоления трудностей познавательной деятельности и усвоения всего программного материала, а также для подготовки к государственной (итоговой) аттестации по предмету.
  3. Внедрить в практику своей работы такие педагогические технологии, методы и приёмы, в основе которых лежит деятельностный подход в преподавании  русского языка, позволяющий обучающимся из пассивных слушателей и исполнителей превратиться в активных деятелей, замотивированных на достижение определённых результатов.

       В ходе работы над долгосрочной целевой установкой «Повышение мотивации учебной деятельности школьников на уроках русского языка» помогают изучение методической, научно-педагогичекой литературы, участие и обмен опытом работы на курсах, семинарах и НПК республиканского и муниципального уровней, РМО учителей русского языка и литературы, посещение открытых уроков  и мастер-классов коллег своей школы и в школах республики; разработка и проведение элективных курсов; обмен опытом работы по теме самообразования  в рамках школьного методического объединения, где идёт разговор о  современных образовательных технологиях, методах и приёмах, применяемых с целью активизации деятельности обучающихся на уроках и др.  Изучение соответствующей педагогической литературы позволило определиться с рядом ключевых понятий: мотив, виды и уровни мотивов, мотивация как система стимулов, методы мотивации, приёмы мотивации. Анкетирование обучающихся по методике «Мотивация учебно-познавательной деятельности» позволило выявить основные мотивы, которые побуждают школьников к изучению русского языка.

     Человек включается в любую (в том числе в учебную) деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеется определённый мотив для её выполнения. В душе школьника одновременно присутствуют и борются различные, а то и взаимопротиворечащие мотивы. Задача учителя заключается в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника мотивов учебно-познавательной деятельности. С этой целью используюется имеющаяся в современной педагогике следующая система стимулов.

                                                      Мотивация как система стимулов.

  1. Новизна учебного материала и характера познавательной деятельности. Новое, до сих пор неизвестное и скрытое, может быть, даже тайное – всегда притягивают воображение и стимулируют познание. Задача учителя – всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное. Использование на уроках русского языка приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ позволяет организовать работу с обучающимися по поиску нового, неизвестного.
  2. Практическая значимость и польза для самих школьников. Зададим себе вопрос: зачем ученику необходимо овладеть лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенциями? Школьников всё меньше убеждают соображения о том, что им это нужно «для общего образования» или что они просто «обязаны» учиться! Учитель должен помнить, что интересно полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков, стремясь показать ученикам, что эти знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для карьеры и успеха в жизни, для престижа в обществе. Анкетирование обучающихся  показывает, что у школьников преобладают именно социальные мотивы учебной деятельности (широкие: «Учусь, чтобы подготовиться к будущей профессии» - и узкие: «Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки», «Учусь потому, что нравится учитель»).

       Личностно-ориентированное и дифференцированное обучение позволяют  во многом решать вопросы, связанные с повышением внутренней мотивации обучающихся.

  1. Противоречивость материала. Когда человек встречается с противоречием, в частности, со взаимоисключающими сведениями о каком-либо предмете или взаимно исключающими объяснениями некоторого процесса, у него возникает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Задача учителя – находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, вовлекать школьников в их обсуждение и побуждать к их разрешению. Проблемное обучение, проблемные вопросы и задания способны стимулировать «мотивацию содержания» обучения.
  2. Оценка. Влияние оценки может быть двояким. Либо полученная отметка стимулирует ученика на более упорное и успешное овладение знаниями. Либо, если невысокая оценка повторяется и приводит к каким-то санкциям родителей, учителей, насмешкам товарищей, отбивает желание учиться. Очень важно, как она подаётся, как используется, какая деятельность и какие отношения вокруг этой оценки и этого ученика складываются. Оценка должна быть справедливой, целесообразной и уместной. Поэтому при оценивании всегда надо учитывать факторы личностного роста ученика, достижение им конкретных результатов.
  3. Ситуация успеха, комфорта – наиболее эффективный стимул познавательной деятельности. Успех может быть сиюминутный, но он должен быть замечен и отмечен и учителем, и самим учеником. О создавании атмосферы комфорта и ситуации успеха на уроках речь шла на тематических педсоветах.
  4. Использование игр и включение игровых элементов в школьные занятия. Это известное средство побуждения детей к познавательной деятельности в школе. Игра увлекательна. Она снимает накопившуюся умственную усталость, сплачивает, сближает детей с учителем. Но самое главное – она сближает изучаемые в классе вопросы с внутренним миром школьника, а значит, явно стимулирует учебную деятельность.

                                                            Методы мотивации.

                                                                  Мотивация:

                                                                  есть только

                                                                        2 пути

                                        Заставить               или                   Заинтересовать

          Методы стимулирования долга                            Методы формирования и развития

и ответственности познавательной деятельности

                                                                        Приёмы:

1. Разъяснение общественной и                                        1. Эмоциональное стимулирование

 

   личной значимости обучения.                                     2. Показ практической и личной

                                                                                               значимости изучаемого материала.

 2. Поощрение и наказание                                                

(должно постоянно усиливаться)                                   3. Использование игр

3. Предъявление посильных                                           4. Оказание помощи

    учебных требований

       Итоги ГИА в 2014 учебном году: 9 класс: успеваемость – 100%

                                                                               качество – 100%

                                                                 11 класс: полная успеваемость.

      Итоги ОГЭ  в 2015 учебном году: 9 класс: успеваемость – 100%

                                                                               качество – 100%

                                                                   Литература.

  1. Искусство возбуждения, или Как пробудить у школьников желание учиться. И. Гликман./ ж-л «Директор школы» № 2, 2003. – с.51-60.
  2. Мотивация как система стимулов. Н. Скороходова./ ж-л «Сельская школа» №1, 2004. – с.101-106.
  3. Диагностика и анализ учебного процесса. А. Глушенкова./ж-л «Завуч» № 2, 2005. – с. 40 - 44.
  4. Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности. Ф. Черноусова, И. Круть./ ж-л «Завуч» № 8, 2003. – 2. 107 – 117.
  5. Программа работы с обучающимися, имеющими низкую мотивацию./ ж-л «Завуч» № 8, 2004. – с. 74 – 75.
  6. Мотивация достижения успеха./ журнал «Завуч» № 6, 2004. – с. 24 – 29.

                                                      Чебочакова П.Г., учитель русского языка и литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме "Мотивация учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка"

Представлен самоанализ работы по теме "Повышение  мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка"...

Мотивация учебной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без...

Статья "Пути повышения мотивации учебной деятельности школьников на уроках химии"

Пути повышения мотивации учебной деятельности школьников на уроках химии...

Доклад по теме: "Способы повышения мотивации учебной деятельности учащихся на уроках английского языка" .

Работа учителя по повышению мотивации учебной деятельности учащихся на уроках английского языка....

Практико-значимая работа по теме «Активизация учебной деятельности школьников на уроках русского языка»

Цель практико-значимой работы: создание условий для активизации учебной деятельности школьников на уроках русского языка, создание оптимальных условий для получения высокого качества обучения. ...

Роль организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка в повышении мотивации учения

Для реализации коммуникативной направленности (которая отражает сущность предмета «иностранные языки») и для повышения мотивации учения важно соблюдение дидактических принципов сознательно...