Игра "Простые вещества"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Ульянова Наталья Васильевна

Эта игра направлена на развитие интереса учащихся к предмету, на расширение представлений об изученном материале, является средством обучения и развития интеллектуальных качеств личности школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_raundy.ppt178.5 КБ
Office spreadsheet icon test_prostye_veshchestva.xls42 КБ
Microsoft Office document icon prostye_veshchestva.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальная игра «Простые вещества»

Слайд 2

Раунд I «Учиться, а время от времени повторять изученное – разве это не приятно?» Конфуций

Слайд 3

Раунд II «Всё что приходит на ум, обдумывай дважды и трижды» Аристотель

Слайд 4

Раунд III Однажды Аристотеля спросили: «Как преуспеть ученикам?» – «Догнать тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади», – быстро ответил тот. И был прав.

Слайд 5

Раунд IV «Свободно применять свой талант – вот подлинное счастье» Аристотель



Предварительный просмотр:

 ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА

Ульянова Наталья Васильевна

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Красное Знамя»

Аркадакского района Саратовской области

2014

Пояснительная записка

Эта игра направлена на развитие интереса учащихся к предмету, на расширение представлений об изученном материале, является средством обучения и развития интеллектуальных качеств личности школьников. А для учащихся, которые пока не проявили заметной склонности к химии, игра может стать толчком в развитии интереса к предмету, вызвать желание узнать больше, помочь в освоении предмета. Игровая форма позволяет повысить интерес к предмету, работа в группах позволяет развивать у ребят коммуникативные навыки. Игру «Простые вещества» можно использовать как одну из форм внеклассной работы. Внеклассное мероприятие расширяет кругозор и в ходе, которого школьники учатся творчески мыслить, быстро ориентироваться в новых ситуациях, находить правильные ответы. Это мероприятие также может быть использовано в рамках проведения предметной недели.

Данная игра  рекомендована для учащихся 8 класса и может применяться для обобщения и  систематизации знаний по разделу «Простые вещества».  Игра рассчитана на один академический час. Игра содержит соревновательный характер – это важный элемент творчества в обучении. Обучающиеся  становятся непосредственными участниками познавательного процесса, активно вовлекаются в целенаправленный поиск поставленных перед ними задач, оттачивают память и смекалку.

Цель: 

1. Обобщить знания учащихся по теме: «Простые вещества».

2. Стимулировать познавательную активность обучающихся.

3. Развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение логически рассуждать.

Задачи:

образовательные:

  • закрепление знаний  и умений обучающихся, полученные на уроках химии;
  • расширение общего кругозора;

воспитательные:

  • формирование  навыков  коллективной  работы, потребности  взаимо-помощи.

развивающие: 

  • развитие логического мышления, внимания, памяти;
  • развитие потребности в самостоятельном приобретении новых знаний, активизировав познавательную деятельность;
  • развитие стойкого позитивного интереса к предмету.

Место и время проведения:

  • во время проведения предметной  недели  по химии. 
  • рассчитана на 40-45 минут.
  • кабинет химии и биологии.

Оборудование:

  • таблицы: Периодическая таблица химических элементов Д.И. Мен-делеева.
  • реактивы: сера и цинк.
  • Фарфоровая ступка
  • компьютер, мультимедийный проектор.

        

        Ход игры

Дамы и господа!

Юные повелители мысли!

Знатоки всего и вся!

Мы рады приветствовать Вас!

Сегодня у нас состоится

Состязание интеллектуалов,

«Турнир знатоков химии»

        Как вы знаете, у любой игры есть свои правила, и турнир не исключение.

Условия игры:

        Турнир состоит из четырёх раундов. На обсуждение вопроса даётся одна минута; оценка – 1 балл; выполнение индивидуальных заданий оценивается в 5 баллов; тесты оценивает компьютер.

Представляем состав жюри.

Презентация.

I  Р а у н д

         Китайский мудрец Конфуций в своё время сказал: «Учиться, а время от времени повторять изученное – разве это не приятно?»

        Приступаем к проверке ваших знаний.

        Конкурс «Эстафета»

        Даны следующие химические элементы:

Сu, Au, Cl, Br, H, N, Fe, K

  • Найдите среди них металлы и неметаллы
  • Укажите название химического элемента
  • Напишите произношение химического знака
  • Результаты занесите в журнал расследования в виде таблицы:

Металлы

Неметаллы

Химичес-кий знак

Название химическо-го элемента

Произноше-ние хими-ческого элемента

Химичес-кий знак

Название химическо-го элемента

Произноше-ние химии-ческого элемента

        Конкурс «Что в имени твоём»

  1. Какой элемент всегда рад?
  2. Какой газ утверждает, что он – это не он?
  3. Какой неметалл всегда является лесом?
  4. Какой химический элемент состоит из двух разных по своим размерам животных?
  5. Какой элемент вращается вокруг солнца?
  6. Название, какого химического элемента напоминает весёлом зрелище?
  7. Какой металл по древней мифологии обречён на «вечные муки»?
  8. В состав, какого металла входит новогоднее дерево?
  9. Частью, какого химического элемента играют в «Бинго»?
  10. Какие химические элементы состоят из разных рек?
  11. В каком металле содержится кость, из которой, согласно Библии Бог создал Еву?

        Конкурс «Весёлые перевёртыши»

        Этот конкурс состоит из двух заданий.

В первом задании мы предлагаем разгадать слова анаграммы, в которых порядок букв переставлен. Переставив буквы в каждом слове, надо получить название химического элемента.

        I к.   а) СЛИКОДОР – без этого элемента не проживёте и десяти минут

                б) МНИКРЕЙ – этот элемент ищите среди камней

        II к. а) ОРРЕБЕС – блестит, а не золото

                б) ЛЕОДРУГ – без этого элемента в печке не будет огня

Во втором конкурсе надо правильно прочитать предложение в соответствии с известными пословицами, поговорками, крылатыми выражениями, стихами.

        I к.   а) Гладь металл, пока холодно.

                б) Не та грязь, что тусклая.

        II к. а) Звери живут за неметалл.

                  б) В пустыне саксаул коричневый, на нём из меди обручальное кольцо.

        Тайм-аут

«Жизнь моя в опасности без правил безопасности»

Повторение правил техники безопасности в кабинете химии при проведении лабораторных опытов.

Занимательные опыты.

        Опыт: «Вспышка».

3 г цинкового порошка смешивают с 1,5 г серы в порошке. Полученную смесь, объёмом с напёрсток, насыпают кучкой на дно перевёрнутой вверх дном фарфоровой ступки. Затем длинной зажжённой лучиной дотрагиваемся до этой кучки. Происходит эффектная вспышка.

Вопросы.

  1. Какое явление мы наблюдали?
  2. Какие вещества участвовали в  реакции?

Слово представляется жюри

II Раунд

        Девиз: «Всё что приходит на ум, обдумывай дважды и трижды»

        Конкурс «Кто быстрее»?

        Каждому участнику необходимо выполнить индивидуальное задание

  1. Рассчитайте массу и число молекул соединения, взятого количества вещества: 5 моль KCl.
  2. Какому количеству вещества соответствует 800г CuO?
  3. Рассчитайте массу и число молекул соединения взятых количеством вещества 2 моль AlCl3.
  4. Какому количеству вещества соответствует 0,3 * 1024  атомов цинка?

     5.  Найдите объём, который при н.у. займут          3г водорода H2                

     6.  Определите число протонов, нейтронов, электронов в атомах неона и бериллия.

     7. Определите число протонов, нейтронов, электронов  в атомах углерода, кремния.

     8.  Вычислите относительные молекулярные массы Mr веществ: CaO, H2O

        Музыкальная пауза

Слово представляется жюри

III Раунд

        Однажды Аристотеля спросили: «Как преуспеть ученикам?» – «Догнать тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади», – быстро ответил тот. И был прав. Смелее отвечайте на вопросы, догоняйте первых, чтобы не проиграть.

        И так, третий раунд.

Командам приготовили подарки, которые спрятаны в «Чёрный ящик».

        I к. В этом чёрном ящике находится аллотропная модификация самого твёрдого вещества, совершенно на него не похожая.

         II к. В этом чёрном ящике находится вещество, одно из самых рас-пространённых на земле, которое впервые применили первобытные люди для своего выживания.

IV Раунд

        Девиз: «Свободно применять свой талант – вот подлинное счастье»

Дерзайте друзья

        Тест. (электронный в формате Excel)

  1.  Этому металлу – хвала и честь.                                                                                  С ним получается

      «Белая жесть»

      Покрывают им сталь слегка

      Тогда для консервов посуда годна.

       а) сурьма, б) олово, в) серебро

2.   Иду на мелкую монету,

      В колоколах люблю звенеть

      Мне ставят памятник за это

      И, Знают имя моё – …

      а) железо, б) магний, в) медь

3.   Он с морской капустой дружит,

      И лекарством людям служит,

      Знает, млад и стар народ –

      Коль ушиб, то нужен …

      а) хлор, б) фтор, в) йод

4.   У меня дурная слава,

      Я – известная отрава,

      Даже имя говорит,

      Что я страшно ядовит

      а) бром, б) йод, в) астат

5.   Предупреждаю я заранее,

      Что не пригоден для дыхания!

      А все как будто бы не слышат

      И постоянно мною дышат

      Я главный в воздухе, так вот

      Легко назвать меня – …

      а) гелий, б) кислород, в) азот

6.   Я – светоносный элемент,

      Я спичку вам зажгу в момент,

      Сгореть смогу и под водой,

      Оксид в ней станет кислотой

      а) фосфор, б) мышьяк, в) сера

7.   Я – газ легчайший и бесцветный,

      Неядовитый и безвредный,

      Соединяюсь с кислородом

      Я для питья даю вам воду.

      а) неон, б) аргон, в) водород

8.   Он повсюду и везде:

      В камне, воздухе, в воде;

      Он и в утренней россе,

      И в небес голубизне.

      а) гелий, б) кислород, в) азот

9.  Чаще чёрный я по цвету.

     Быть могу и прозрачным

      Мною пишут и рисуют.

      Бываю я, и мрачным.

      а) углерод, б) кремний, в) германий

10. Из названий двух животных

      Моё имя состоит

      На таре где, меня хранят

      Знак токсичности стоит

      а) мышьяк, б) фосфор, в) железо

Подведём итог. Слово представляется жюри.

Литература.

  1. К.Н. Задорожный. Предметная неделя химии в школе. Ростов-на-Дону: Феникс 2006.
  2. В. Малышкина. Занимательная химия. – СПб.: Тригон, 1998.
  3. С.М. Курганский. Интеллектуальные игры по химии. – М.: 5 за знания, 2006.

     

   

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения нового материала)

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год)  1.Строение  вещества. Молекула. (Урок изучения...

Алгоритм №1 решения задачи на определение массы реагирующего вещества, если известно отношение масс и масса второго вещества, взятого для реакции

решения задачи на определение массы реагирующего  вещества, если известно отношение масс и масса второго вещества, взятого для реакции...

« Классификация веществ по составу на простые и сложные. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».

Модульный урок по химии в 8 классе по теме « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметал...

Закон сохранения массы веществ веществ. Химические уравнения

Презентация и конспект урока химии в 8 классе по теме "Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения"...

Вещества. Свойства вещества.

Материал по теме свойства вещества, содержит слайды с методами разделения смесей....

Как выполнить задание вида "С какими из перечисленных веществ реагирует данное вещество" (на примере темы "Химические свойства оснований", 8 класс)

Предлагаемая презентация может помочь школьникам, много пропускающим по болезни, научиться выполнять  задания данного вида при изучении темы "Свойства оснований"....