Разработка урока по теме "Оксиды углерода" 9 класс
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Проведение урока с использованием групповой формы работы позволяет сформировать знания об оксидах углерода; совершенствовать умения учащихся в проведении химического эксперимента; продолжить формирование коммуникативных компетенций обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oksidy_ugleroda.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

Тема урока:       Оксиды углерода.

Цели урока: сформировать знания об оксидах углерода; совершенствовать умения учащихся в проведении химического эксперимента; продолжить формирование коммуникативных компетенций обучающихся.

Задачи урока:

- изучить состав, строение и свойства оксидов углерода,

- рассмотреть основные способы получения оксидов в промышленности и лаборатории,

- рассмотреть основные области применения данных оксидов в промышленности, быту,

- отметить воздействие данных оксидов на организм человека.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайды.

Реактивы: известковая вода, мрамор, раствор соляной кислоты, прибор для получения газов, пробирка.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход и содержание урока

  1. Оргмомент. Подготовка класса к уроку.  
  2. Актуализация ранее полученных знаний.

      Фронтальная беседа с классом.

- Элементы какой группы Периодической системы мы изучаем?

- Перечислите элементы, составляющие главную подгруппу данной группы.

- Укажите «полный адрес» элемента углерод.

- Каков состав атома данного элемента?

- Каковы особенности строения атома данного элемента?

- Какие степени окисления характерны данного элемента?

  1. Изучение нового материала.

      Сегодня нам предстоит рассмотреть два важнейших соединения углерода – его оксиды. Поскольку углерод имеет две положительные степени окисления, для него характерно образование двух оксидов: СО и СО2

Сообщение темы урока, формулирование цели урока и задач. Можно отразить на слайдах или проговорить устно.

Работу будем строить по следующему плану: (план на экране проектора)

  1. Формулы и названия оксидов.
  2. Характеристика оксидов.
  3. Вид связи в молекулах,  схемы образования молекул.
  4. Физические свойства веществ.
  5. Химические свойства оксидов.
  6. Получение:

а) в промышленности,

б) в лаборатории.

7. Воздействие на организм человека.

8. Применение.

         Результат работы представим в виде сравнительной таблицы.

Незаполненная таблица выдается каждому обучающемуся.

         Работаем в группах по 4 человека.  Каждая из групп получает карточку с заданием. Карточку выбирает сама группа. Учитель координирует работу групп и консультирует, если возникают вопросы. По мере выполнения работы:

- теоретический материал освещается представителем группы в устной форме;

- схемы, уравнения реакций выносятся на доску.

        Для выполнения работы учащимся предоставляются  справочные материалы по теме. Обязательно обращение к учебнику.  

Карточка 1.

1) Составьте формулы оксидов углерода, в соответствии с его степенями окисления.

2) Назовите оксиды по тривиальной и международной номенклатуре.

3) Определите вид связи в каждой молекуле, составьте схемы образования молекул.

    По завершении работы, результаты вынесите на доску.

Карточка 2.

1) Охарактеризуйте физические свойства каждого из оксидов.

2) Рассчитайте относительную плотность каждого оксида по воздуху.

Карточка 3.

1) Определите характер каждого оксида.

2) Рассмотрите кислотно-основные свойства оксидов. Составьте уравнения   соответствующих реакций.

Карточка 4.

1) Определите окислительно-восстановительные возможности каждого оксида, исходя из степени окисления атома углерода.

2) Приведите по 2 уравнения реакций, подтверждающие ваше предположение. Каждое уравнение рассмотрите с позиций окислительно-восстановительных процессов.

Карточка 5.

1) Покажите основные способы получения оксидов углерода:

     а) в промышленности;    б) в лаборатории.

2) Отразите каждый способ уравнением реакции.

3) Проведите опыт, отражающий способ получения углекислого газа в лаборатории.                   Проведите распознавание полученного газа.

     

     Карточка 6.

1) Рассмотрите,  каково воздействие каждого газа на организм человека.

2) Отметьте основные области применения данных оксидов.

Примерный образец заполнения таблицы.

План характеристики

Оксид углерода (II)

Оксид углерода (IV)

1.Формулы и названия оксидов.

СО - угарный газ

CO2 – углекислый газ

2.Вид связи в молекулах,  схемы образования молекул

ковалентная полярная связь

ковалентная полярная связь

3.Физические свойства веществ.

газ, без цвета, без запаха, практически не растворим в воде, немного легче воздуха, токсичен.

Д (возд) = М(СО) / М(возд) = 28 / 29 = 0,965

газ, без цвета, без запаха, мало растворим в воде, намного тяжелее воздуха, не токсичен.

Д (возд) = М(СО2) / М(возд) = 44 / 29 = 1,52

4. Характер оксидов.

несолеобразующий, безразличный

солеобразующий, кислотный

5.Химические свойства оксидов.

А) Кислотно-основные свойства

          -

Свойства СО2 как кислотного оксида:

а)   СО2 + Н2О  Н2СО3

б) СО2 + NaOH = NaHCO3 (гидрокарбонаты)

СО2 + 2NaOH = Na2CO3 + Н2О (карбонаты)

в) СО2 + MgO = MgCO3

Б) Окислительно-восстановительные свойства

+2

СО – низкая ст. ок. →  восстановитель

а) 2СО + О2 = 2СО2

      С+2 – 2е- → С+4     │2

      О20 + 4е- → 2О-2  │1

б)3СО + Fe2O3 = 2Fe + 3СО2

     С+2 – 2е- → С+4            │3

     2Fe3+ + 6e- → 2Fe0   │1

+4

СО2 – высшая ст. ок. →      окислитель

а) СО2 + 2Mg = 2MgO + С

      С+4 +  4е- → С0        │1

      Mg0 - 2е- → Mg+2  │2

б) С + СО2  → 2СО

     С+4 +  2е- → С+2  │1

      С0 – 2е- → С+2     │1         

6.Получение:

а) в промышленности,

б) в лаборатории.

А) С + H2O = CO + H2

    CH4 + H2O → CO + 3H2

                       t0, kt

Б) HCOOH → CO + Н2О

                    t0, H2SO4 

А) обжиг известняка:

 СаСО3 = СО2 + СаО

Б) Действие соляной или азотной кислоты на мрамор:

СаСО3 +2НС1= СаС12 + CО2  + H2O

СаСО3 + 2НNO3 = Са(NO3)2 + СО2 + Н2О

7.Воздействие на организм человека.

Очень ядовит. Смертельная концентрация угарного газа – 0,1%.

В малых дозах стимулирует дыхание,  в больших – вызывает торможение дыхательного центра.

8.Применение.

• производство металлов

• производство метилового спирта

•  для тушения пожаров

•   в пищевой промышлен-ности: для газирования минеральных вод, шипучих напитков и хранения продуктов (сухой лед).

•  для получения соды.

Домашнее задание

§ 30 (до раздела «Угольная кислота»),

упр. 1 - 4.

Творческое задание – презентация по материалу урока (по желанию)

Список использованной литературы:

1. Репетитор по химии / под редакцией А.С.Егорова. – Изд. 25-е – Ростов н/Д : Феникс, 2009.

2. Справочник по общей и неорганической химии / под редакцией А.С.Егорова. – Изд. 25-е – Ростов н/Д : Феникс, 2009.

3. Химия . 9 класс : учебник для общеобразовательных  учреждений /  Габриелян О.С. – 14-е изд., испр. - М.:Дрофа, 2009.

4. Экспресс-курс неорганической и органической химии. Для поступающих в вузы. - Ростов н/Д : Феникс, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории в 10 классе "Опыт прошлого - уроки настоящего"

Тема  урока: «Опыт прошлого – уроки настоящего»Предмет:история РоссииКласс:10УМК(авторы): В.И. Буганов  П.Н.Зырянов  История России конец XVII-XIXвек, М. «Просвещение», 2006г.Автор урок...

Модель-разработка урока гимнастики в 7 классе по теме: "Развитие координационных способностей на уроке гимнастики"

В целях получения информации учащимися на уроке используется применение ИКТ, что способствует более успешному восприятию и запоминанию. Для развития КС  были выбраны и физические упраж...

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока  систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....

Урок по информатике "Клавиша точных построений" на тему "Точные построения графических объектов". Разработка урока для 5-х классов

Оборудование: компьютерный класс, на компьютерах операционная система Linux, мультимедийный проектор, Приложение 1 (презентация по данной теме) раздаточный материал « Мои достижения на уроке» Приложен...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...