Рабочая программа по химии к учебнику О.С. Габриэляна 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Евсеенко Инна Сергеевна

Рабочая программа 8 класса по химии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (Сборник нормативных документов/ составитель Э. Д. Днепров, А.Г. Аркадьев-2е изд.-М. Дрофа 2007 г), примерной программы по химии (Сборник нормативных документов. Химия. Федеральный компонент государственного стандарта. Дрофа, 2007г), программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, автор О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2009 год, учебника Химия для общеобразовательных учреждений 8 класс, автор О. С. Габриелян.- М.: Дрофа, 2008 год. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   «Утверждаю»                              «Согласовано»                        «Рассмотрено»

директор школы                               зам. по УВР                       руководитель ШМО

  Зубкова И.В.                               Дедушкина Е.М.                        Лебедько И.Н.

_____________                             _______________                    

                                                                                                протокол от                     №_

                                                                             

Рабочая программа по химии

 

8 класс

на 2013/2014 учебный год

                Учитель:  Евсеенко Инна Сергеевна

                            Пояснительная записка

Рабочая программа 8 класса по химии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (Сборник нормативных документов/ составитель Э. Д. Днепров, А.Г. Аркадьев-2е изд.-М. Дрофа 2007 г), примерной программы по химии (Сборник нормативных документов. Химия. Федеральный компонент государственного стандарта. Дрофа, 2007г), программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, автор О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2009 год, учебника Химия для общеобразовательных учреждений 8 класс, автор О. С. Габриелян.- М.: Дрофа, 2008 год.

Цели и задачи изучения предмета

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующего

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В соответствии с годовым календарным учебным графиком школы на 2012- 2013 год

            в 1 четверти - 9 недель,  18  уроков        

                      во 2 четверти – 7 недель,  14  уроков              

                      в 3 четверти – 10 недель,   20   уроков            

             в 4 четверти – 9 недель,     16    уроков.              

Рабочая программа рассчитана на 70 часов . Фактически планируется провести за 68 ч, т.к. 1 день совпал с праздничным днем (1 мая). Сокращение часов программы произведено за счет объединения тем в разделе «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»  Плановых контрольных уроков-5, практических работ-7, зачетов-13, лабораторных опытов 13. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Габриеляна О. С. Химия. 8 кл.  Учебник для общеобразовательных учреждений. -М.: Дрофа, 2008 год.

 Изменения, внесенные в авторскую программу:        

1.Практикум разделен и внесен в изучение соответствующих тем: «Соединения химических элементов»-3 практических работы, «Изменения происходящие с веществами»-2 практические работы, «Свойства растворов электролитов»-2 практических работы.

2. Увеличена на 2 часа тема «Свойства растворов электролитов» т.к. рабочая программа рассчитана на70 часов.

3. Запланировано проведение 2-х демонстраций: «Сопоставление физико - химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями» в теме –Атомы химических элементов; «Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора» в теме- Свойства электролитов.

4. Запланировано решение расчетной задачи: установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

   

 Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

        В результате изучения химии ученик должен

знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

                         Содержание программы учебного предмета

8 КЛАСС  (2 ч в неделю; всего 70ч)

Введение (4 ч) 

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.  Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.  Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.  Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.  Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

 ТЕМА 1  Атомы химических элементов (10 ч)

  Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

 Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

 Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.

 Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

 Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

 Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

 Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

 Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

 Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

 Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

 Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

 Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

 ТЕМА 2  Простые вещества (7 ч)

 Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

 Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

 Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

 Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

 Расчетные задачи.

 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.

 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».

 Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

 ТЕМА 3  Соединения химических элементов (12 ч)

 Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

 Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

 Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

 Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

 Аморфные и кристаллические вещества.

 Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

 Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

 Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

 Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

 Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.

 Лабораторные опыты.

 1. Знакомство с образцами веществ разных классов.

 2. Разделение смесей.

 ТЕМА 4  Изменения, происходящие с веществами (10ч)

 Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

 Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

 Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

 Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

 Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

 Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

 Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

 Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

 Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

 Расчетные задачи.

 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.

 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

 Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.

 Лабораторные опыты.

 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.

 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки.

 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.

 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.

 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

 ТЕМА 5  Практикум № 1

 Простейшие операции с веществом (5 ч)

 1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.

 3. Анализ почвы и воды.

 4. Признаки химических реакций.

 5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

 ТЕМА 6  Растворение. Растворы.  Свойства растворов электролитов (20 ч)

 Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

 Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

 Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

 Классификация ионов и их свойства.

 Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

 Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

 Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

 Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

 Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

 Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

 Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

 Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

 Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

 Лабораторные опыты.

 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной).

 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия).

 10. Получение и свойства нерастворимого основания, нп. (гидроксида меди(II)).

 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II).

 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция).

 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

 ТЕМА 7  Практикум № 2

 Свойства растворов электролитов (2ч)

 6. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

 7. Решение экспериментальных задач.

                    Перечень  учебно - методических средств обучения.

1.Библиотечный фонд

- Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных документов. /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., Дрофа, 2007.

- Примерной программы по химии. Сборник нормативных документов. /сост. Э.Д.Днепров. А.Г. Аркадьев – 2-е изд. – М., Дрофа. 2007.

- Программа  общеобразовательных учреждений О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 8-11 класс, автор О.С.Габриелян. – М., Дрофа. 2009.

- Учебник  Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ 2007.

 - Тематическое и поурочное планирование по химии. 8 кл. О.Р. Гуревич.- М.: Экзамен, 2006.

- Тематические игры по химии. 8 класс. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера,2004

-  Химия. Подготовка к ГИА-9, В.Н. Доронькин. Легион.2011, 2013.

-  Химия. 8 класс. Карточки заданий к учебнику. Л. И. Некрасова. Саратов: Лицей, 2008.

  - Химия. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику. О.С. Габриелян А.В Яшукова – М.: Дрофа, 2010

- Химия. 8 класс. Тесты 1-2 часть. Е. П. Ким – Саратов: Лицей, 2011.

- Химия в таблицах и схемах. Серия «Школа в клеточку». – М.: «Лист».1997

2. Печатные пособия

 - Дидактические материалы: инструкции, карточки с заданиями.

- Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;

- Таблица растворимости кислот, оснований солей;

 - Таблицы:  строение атома,  химическая связь.

- Таблицы. Химические реакции: классификация, тепловой эффект, окислительно-восстановительные реакции.

- Электрохимический ряд напряжений металлов;

3. Цифровые образовательные ресурсы

http //www.edu.ru - Федеральный образовательный портал «Российское образование».

http //www.mon/ gow. ru.- Министерство образования и науки Российской Федерации.

http //www.fsu. mto. ru - Федеральный совет по учебникам Министерство образования и науки Российской Федерации.

http //www.regadm. tambov. ru . - Управление образования Тамбовской области.

http //him. lseptcmber. ru. - Газета «Химия » и сайт для учителя «Я иду на урок химии».

http //home. uic. tula .ru / -zanchem . - Занимательная химия : все о металлах.

http //mendeleev. Jino - net.ru . - Периодический закон Д .И .Менделеева и строение атома.

http //chemicsoft. chat. ru . - Программное обеспечение по химии.

Химическая наука и образование в России http://www.chem.msu.su/rus

Химия и Жизнь – XXI век http://www.hij.ru

Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»

http://him.1september.ru

ChemNet: портал фундаментального химического образования

http://www.chemnet.ru

АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой     http://www.alhimik.ru

Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов

http://www.hemi.nsu.ru

Химия в Открытом колледже     http://www.chemistry.ru 

WebElements: онлайн-справочник химических элементов

http://webelements.narod.ru

Белок и все о нем в биологии и химии http://belok-s.narod.ru

Виртуальная химическая школа http://maratakm.narod.ru

Занимательная химия: все о металлах  http://all-met.narod.ru

Мир химии   http://chem.km.ru

Кабинет химии: сайт Л.В. Рахмановой  http://www.104.webstolica.ru

Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия

http://experiment.edu.ru

Органическая химия: электронный учебник для средней школы

http://www.chemistry.ssu.samara.ru

Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии     http://school-sector.relarn.ru/nsm/

Химия для школьников: сайт Дмитрия Болотова    http://chemistry.r2.ru

Школьная химия  http://schoolchemistry.by.ru

Электронная библиотека по химии и технике    http://rushim.ru/books/books.htm

 4.    Экранно-звуковые пособия

CD диск, видеофильмы, Интерактивные табл, экран.

5.Технические средства обучения: компьютер,  мультимедиапроектор.        


                                                                     Календарно – тематическое планирование                      

№  блока

п.п.

Тема урока

Класс

Дата

Способы деятельности. Формы контроля

Примечание

(§)

Введение (4 часа)

1

Вводный инструктаж по Т.Б. при работе в хим. кабинете Предмет химии. Вещества. Превращение веществ.

Роль химии в нашей жизни.

История развития химии.

5

Работа с понятиями: “вещество”, “атом”, “химический элемент”, учатся отличать химические свойств от физических. Работа с понятием «химические реакции как процесс превращения одних веществ, в другие».

Знакомство с историей развития химии, значением в жизни. ТБ  при обращении с веществами и спиртовкой.

§ 1,2,3

2

Символы химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Химическая формула. Относительная  атомная и молекулярная массы. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

12

Познать символы химических элементов. Изучают структуру периодической системы элементов. Учатся читать и записывать химические формулы, объяснять назначение коэффициента и индекса;

 Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.Расч. Задачи Нахождение относительной молекулярной массы по его химической формуле. Вычисление м.д. элемента в вществе по его формуле.

§ 4,5

Атомы химических элементов (10 часов)

3

Основные сведения о строении атома.

 Ядерные реакции. Изотопы.

19

Выясняют физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента. Работа с определением  “химический элемент”. “изотопы”и “ядерная реакция”.Учатся характеризовать состав атомных ядер: протоны, нейтроны, относительная атомная масса, заряд ядра. Демонстрация периодической системы, моделей атомов хим. элементов. Устная проверка символов химических элементов.

§ 6,7

4

Строение электронных оболочек атомов.

Структура  периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева и строение атомов.

26

Познают  причину изменения  свойств элементов в периоде и в группе.  Узнают физический смысл номера группы и периода. Составляют схемы строения электронных оболочек атомов первых 20 элементов. Изучают закономерность изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, уясняют понятие о завершённом и незавершённом электронном уровне, развивают представление об орбиталях. Письменная проверка умения характеризовать строение атома хим. эл-ов.

§ 8,9

5

Взаимодействие атомов химических элементов. Ионная связь.

 Ковалентная связь. Металлическая связь.

3

Работа с понятием «ионная связь”, «ковалентная связь», « полярная и неполярная»,  «металлическая связь», кратность связи,  электроотрицательность.. Построение электронных и структурных формул у веществ  с ковалентной связью и схем образования ионной связи. Учатся определять тип связи в бинарных соединениях.   Дем. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ков. И ионными связами. 

§ 10,11,12

6

Построение электронных и структурных формул молекул

Повторение и обобщение материала по теме: «Атомы химических элементов». 

10

 Характеризуют строение атома и электронных оболочек. Находят молекулярные массы, массовые доли элементов в сложном веществе. Определяют тип связи в соединениях. Строят электронные и структурные формулы веществ. Демонстр. таб. Менделеева. Работа в парах, индивидуальная, фронтальная.

§

7

Повторение и обобщение материала по теме. 

Контрольная работа №1 по теме: «Атомы химических элементов»

17

 

Контроль  знания и умений.

Простые вещества (7 часов)

8

Анализ контрольной работы. Простые вещества – металлы.

Простые вещества -  неметаллы.

24

Познают  физические свойства металлов, неметаллов,  положение их в периодической системе. Работа с понятием “аллотропия”.  Демонстрация металлов.

 Называть аллотропные модификации неметаллов. Работа с текстом параграфа. Демонстрация неметаллов.

§ 13,14

9

Количество вещества. Молярная масса.

 Молярный объём газов. Закон Авогадро.

31

Работа с понятием “моль” “молярная масса”. Вычисляют молярную массу по химическим формулам,  массу вещества и число частиц по известному количеству вещества (обратная задача). Работа с понятием молярный объём газов.  Обучить вычислять объём газа по его количеству и массу определенного объёма или числа молекул газа (обратная задача). Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Демонстр. металлов и неметаллов кол. 1 моль, модель молярного объема газообразных в-в.

§ 15,16

10

Решение расчетных задач по  теме: «Простые вещества»

 Обобщение и систематизация знаний по теме: «Простые вещества»

15

Повторяют теоретический материал ( формулы для вычисления количества вещества, молярной массы, объема) Решение расчётных задач. Работают в группе и принимают коллективные решения. Расч.Задачи: вычисление молярной массы вещества по химическим формулам. Расчеты с использованием понятий  «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро»

§ 15,16

11

Контрольная работа №2 по теме «Простые вещества»

22

Контроль  знания и умений решать расчётные задачи.

Соединения химических элементов (12 часов + 3 практикума)

11

Степень окисления и валентность.

Классы бинарных соединений.

22

 Учатся определять степень окисления и валентность элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения. Учатся определять принадлежность веществ к  оксидам и летучим водородным соединениям,  называть их, составлять формулы оксидов. Дем. Оксидов.

§ 17,18

12

Основания - сложные неорганические вещества.

Кислоты - сложные неорганические вещества.

29

Работа с понятием  “основание, “кислота”. Учатся определять принадлежность веществ к  основаниям и кислотам, называть вещества, составлять формулы оснований и кислот. Познают качественную реакцию на  щелочи  и  кислоты. Дем. оснований, кислот.

§19, 20.

13

Соли, их состав и название.

Сложные неорганические соединения( обобщающий урок).

6

Учатся узнавать соли по формулам, составлять формулы солей, называть их. Дем. Солей. Совершенствуют умение составлять формулы сложных веществ и давать им название. Продолжают формировать навык расчета массовых долей элементов в сложном веществе.

Лабораторный опыт №1 Знакомство с образцами веществ разных классов. Устная проверка определений оксидов, оснований, кислот.

§ 21

14

 Кристаллические решетки.

Чистые вещества и смеси.

13 дек

Характеризовать  свойства веществ на основании вида химической связи и типа решетки. Дем. Кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза. Устная проверка формул кислот и солей.

Работа с понятием чистые вещества и смеси. Приводить примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Знакомятся со способами разделение смесей – основой очистки веществ. Демонстр.        Способов разделения смесей. Взрыв гремучего газа.

 Лабораторный опыт№2  Разделение смесей.

§ 22

§ 23

15

Массовая и объёмная доли компонентов смеси (раствора).

 

Практическая работа №1 “Приемы обращения с лабораторным оборудованием”

“Правила техники безопасности при работе в кабинете”

20

Расч. задачи: Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя,  необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

 Обращаются с лабораторным оборудованием, соблюдая правила техники безопасности.

§ 24

16

Решение расчетных задач на нахождение объемной и массовой долей компонентов смеси.

Решение задач на нахождение массовой доли вещества в растворе.

27

Тренировка в вычислении массовой и объемной доли веществ в растворе, нахождение массы растворенного вещества, массу растворителя, массу раствора. Самостоятельная работа

17

Практическая работа №2 “Анализ почвы и воды” 

Практическая работа №3 “ Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе ”

16 янв

Обращаются с лабораторным оборудованием, соблюдают правила техники безопасности. Наблюдают и делают выводы.

 Готовят раствор, используя определенный объем воды и массу соли, сахара. Вычисляют массовую долю растворенного вещества в растворе.

18

Обобщение материала по теме: « Соединения химических элементов»

 Контрольная работа №3 по теме

“Соединения химических элементов”

23

 Классифицируют неорганические вещества  по формулам, дают  название веществам, записывают формулы веществ по названию. Определяют массовую и объемную долю вещества в растворе. Показывают умения и навыки.

Изменения, происходящие с веществами (10 часов + 2 практикума)

19

Анализ контрольной работы. Физические явления.

Химические реакции.

Практическая работа №4 “Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.

30

Работа с понятием: химическая реакция, признаки и условия течения химических реакций. Типы реакций на поглощение или выделение энергии. Дем.Плавление парафина,растворение перманганата калия, диффузия душистых веществ с горящей лампочки, возгонка йода. Примеры хим. явлений- горение магния, взаимодействие соляной кисл. и мрамора др..  Обращаются с химической посудой и лабораторным оборудованием при проведении опытов. Наблюдают и делают выводы.

§ 25,26

20

Химические уравнения. Составление химических уравнений

 Типы химических реакций. Реакции разложения, соединения, замещения, обмена.

6февр

 Составляют уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы вещества;

Расставляют коэффициентов в уравнения реакций.  Узнают каталитические реакции, познают, что реакции протекают с разной скоростью..Дем. Разлож. Пероксида водорода, кислота + металл. Лабор. №3 Сравнение скорости испарения воды и спирта, окисление меди в пламени, получение углекислого газа.№4№5№6№7

§ 27

21

 Реакции разложения, соединения, замещения, обмена на примере свойств воды.

Практическая работа №5 “ Признаки химических реакций ”

13

 Учатся различать реакции разных типов, называть условие течения реакций. Составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, используя ряд активности металлов;

определять возможность протекания реакций обмена в растворах до конца( обратимые и необратимые реакции) Характеризовать химические свойства воды, определять типы химических реакций . Умение проводить опыты и наблюдать. Записывать реакции.

§ 29-32,33

22

Расчёты по химическим уравнениям. Вычисления массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества.

Решение расчетных задач.

20

Расч. задачи: Вычисление по химических уравнениям m, v по известной массе или v одного из вступившим в реакцию веществ или продуктов реакции. 

§ 28

23

Расчеты по химическим уравнениям продукта  если масса исходного вещества содержит примеси.

Вычисления продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

27

Расч. задачи: Вычисление массы, объема, количества вещества продуктов реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

Вычисление m, v продукта реакции, если известна m раствора и массовая доля растворенного вещества.

§ 28

24

Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Изменения, происходящие с веществами»

 Контрольная работа №4. по теме

«Изменения,  происходящие с веществами»

6марта

Закрепляют навык составления уравнений реакций,  определяют тип химических реакций.

 Решают расчетные задачи по уравнениям реакций.

 Контроль  знания и умений

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (20 часов + 2 практикума)

25

Анализ контрольной работы.

Растворение. Растворимость. Типы растворов.

Электролитическая диссоциация. Основные положения теории электролитической диссоциации.

Изучают процесс растворения веществ, учатся пользоваться таблицей растворимости, познают насыщенные и ненасыщенные растворы, работают с понятием  электролит,  неэлектролит , электролитическая диссоциация, сильный электролит, слабый электролит. Изучают основные положения теории электролитической диссоциации.  Составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей  солей.

§ 34-36

26

Реакции  ионного обмена.

Ионные уравнения

 Составляют уравнения реакций ионного обмена. Определяют  возможность протекания реакций ионного обмена. Записывают реакции в молекулярном и ионном виде. Дем. нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

§ 37.

27

Кислоты в свете ТЭД, их классификация.

Свойства кислот.

Проводить классификацию  кислот.  Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот  в молекулярном и ионном виде

Дем. цинк с кислотой. Лабор.№8 Реакции характерные для кислот.

§ 38.

28

Основания в свете ТЭД, их классификация .

Свойства оснований.

  Классифицируют  основания.  Составляют уравнения реакций, характеризующих химические свойства оснований  в молекулярном и ионном виде

Лабор№9 Реакции характерные для щелочей. Лабор.№10 Получение и свойства нерастворимого  основания.

§ 39

29

Оксиды в свете ТЭД, их классификация и свойства.

Соли в свете ТЭД, их классификация и свойства.

 Классифицируют  оксиды и соли.  Составляют уравнения реакций и характеризующих химические свойства в молекулярном и ионном виде. Дем. Цинк с хлоридом меди. Лабор№11Реакции, характерные для ра-ра соли.(СиСl2). Лабор.№12Реакции для основных оксидов(СаО).Лабор.№13Реакции для кислотных оксидов.(СО2)

§ 40,41

30

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Практическая работа № 6

Свойства кислот, оснований, оксидов, солей

Составляют уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде .Познают генетические ряды металлов и неметаллов. Работают с химической посудой и веществами. Соблюдают правила техники безопасности. Записывают уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

§ 42

31

Обобщение и систематизация знаний по теме «Свойства растворов электролитов»

Контрольная работа № 5 по теме

Свойства растворов электролитов

 Повторяют классификацию неорганических веществ, химические свойства веществ.  Пишут уравнения реакций характерные для веществ.

Составлять полные и краткие ионные уравнения. Контроль знаний и умений.

32

Анализ контрольной работы

Практическая работа № 7

Решение экспериментальных задач

Соблюдают правила техники безопасности. Работают с веществами и лабораторным оборудованием.

Записывать уравнение реакций в молекулярном, ионном виде. По признакам определять идет реакция до конца или нет.

33

Окислительно - восстановительные реакции.

Расстановка коэффициентов в  окислительно - восстановительных реакциях методом электронного балланса.

Работа с понятиями:  окислитель, восстановитель, окисление, восстановление. Учатся узнавать и отличать окислительно- восстановительные реакции от других типов реакций. Расставляют коэффициенты в окислительно - восстановительных реакциях методом электронного баланса.  Определяют окислители и восстановители. Дем. Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

§ 43

34

Обобщение и систематизация знаний по теме ОВР

Обобщение и систематизация знаний по курсу химии 8 класса.

 Совершенствуют навык составления ОВР  методом электронного баланса.

 Проводят классификацию  неорганических веществ, характеризуют их свойства.

35

Портретная галерея великих химиков. Систематизация изученного материала

Знакомятся с учеными химиками, их заслугами и открытиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Календарно-тематическое планирование с УУД + рабочая программа (ФГОС) к учебнику "Английский язык" 5 класс под ред. Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой, К. Гренджер (изд.«Русское слово» и «Макмиллан Паблишерз Лимитед».

Календарно-тематическое планирование с УУД + рабочая программа (ФГОС) к учебнику "Английский язык" 5 класс под ред. Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой, К. Гренджер (изд.«Русское слово» и «Макмиллан Пабли...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Линия жизни" 5—9 классы.» - М.: Просвещение , 2011.),

Рабочая  программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Л...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...