"Неделя химии"
классный час по химии на тему

Лаврова Ольга Александровна

Внеклассное мероприятие для учащихся 8-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nedelyaximiikonkurs_1.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

   

НЕДЕЛЯ ХИМИИ

Лаврова Ольга Александровна,

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Перекопное

Ершовского  района Саратовской области»

     Традиционно в каждой школе проводятся предметные недели, которые активизируют познавательный интерес школьников, повышают мотивацию к изучению предмета, а так же увлекают интересными делами. Я хочу предложить свой план проведения предметной недели по химии с готовыми разработками.

     Цель проведения недели химии: развитие интереса школьников к химии как науке, через разнообразные формы деятельности.

План проведения недели химии.

     Понедельник.  Открытие недели (5-11 классы).

     Вторник.  Мероприятие для средних классов «Путешествие в страну Химландию » (5-7 классы). Конкурс рисунков «Химия вокруг нас» (8-11 классы).

     Среда.  Поле-Чудес  «В мире химических элементов» (8 класс).

     Четверг.  Игра «Звездный час» (9 класс).

     Пятница.  КВН  «Химия – дело серьезное!» (10-11 классы)

     Суббота.  Закрытие недели. (5-11 классы).

Приложения (разработки мероприятий)

Мероприятие для учащихся средних классов

«Путешествие в страну Химландию»

     Цели: познакомить учащихся с новой наукой, вызвать интерес к данному предмету.

     Действующие лица: Ведущий, Фея Химия, профессор Пробиркин, жители Солнечного города: Незнайка, Знайка, Пилюлькин, Винтик, Шпунтик, жители страны Химландии.

     Учитель.  Дорогие ребята. Сегодня здесь собрались ученики 9-10 классов и ученики средней школы. У каждого из вас своя задача. Старшеклассники приготовили интересные опыты, покажут вам различные «чудеса» и раскроют секреты каждого «чуда». Ваша задача, ответить для себя на вопрос:  интересная ли наука химия, хочется ли вам ее изучать. Конечно, в химии, как и в любой науке, кроме занимательного будет встречаться и трудное. Но трудно, да интересно – это то, что любому мыслящему человеку и нужно, чтобы ум ваш не находился в праздности и лености, а постоянно трудился. А теперь начинается наше путешествие в сказку…

     Жители Солнечного города в очередной раз собрались в путешествие на воздушном шаре. В последнюю ночь перед вылетом Незнайке приснился сон, где он встретился с великим магом и волшебником Стариком Хоттабычем. И сказал Старик Хоттабыч: «О, ибн Незнайка! Путешествие, которое вам предстоит, будет очень интересным. Вас ждет необычное приключение, а также чудеса, подвластные только одной волшебнице Химии. И пройдете вы огонь, воду и медные трубы и благополучно вернетесь обратно домой. Но будьте бдительны, потому, что …» И в это время в Солнечном городе проиграли подъем, и Незнайка проснулся.

     Но недолго ломал голову он над последними словами Хоттабыча, потому что предстартовая суета закружила участников предстоящего полета. Все брали с собой самое необходимое, загружали в корзину воздушного шара. И вот настал волнующий момент, когда участники путешествия попрощались со своими товарищами, удобно расположились в корзине, и Малышка Пёстренький отвязал канат, который крепил воздушный шар. Шар начал медленно подниматься вверх, набирать высоту, домишки становились все меньше и меньше, малышек было не видно. Зато белые облака разрастались до величины гор, вершины их сияли белизной.

     Незнайка.  Смотрите, смотрите! Мы приближаемся к необычному городу.

     Воздушный шар с нашими путешественниками медленно приближался к стране Химландии. Винтик и Шпунтик, уменьшив подачу теплого воздуха, снижали шар на выбранную для посадки площадку. Вскоре шар произвел мягкую посадку. Малышки дружною толпой двинулись навстречу неизведанному. Подойдя к городу, малышки почувствовали, что их одолевает жажда. Но все пути в город вели через здание колбовидной формы, над дверью которого была вывеска «Добро пожаловать!»

     Незнайка. Жарко здесь. Хочу я пить. У кого воды спросить?

     Знайка. Я бы выпил очень много газировки без сиропа.

     Винтик. Ой, а я люблю с сиропом, только, чтоб совсем немного.

     Шпунтик. Братцы, мне нужна корова, молочка хочу парного.

     Только они это сказали, как из колбовидного дома вышел профессор Пробиркин, в руках у него большая колба с жидкость, он пригласил всех зайти в дом.

     Профессор. Вы, ребята, пить хотите? В колбе сказочная жидкость, чудеса мне по плечу, я ведь химию учу. Подставляйте-ка стаканы!

     Ребята берут и подставляют стаканы, в которых на донышке помещены растворы необходимых веществ. Профессор из колбы наливает каждому то, что он просил.

     Профессор. Вот вода, вот газировка, вот парное молоко, получилось очень ловко, а секрет узнать легко.

     Ребята делают вид, что хотят выпить содержимое стаканов.

     Профессор. Стоп, ребята! Погодите! Чтобы не было беды, вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды. В этом строгом кабинете есть серьезные запреты. Вы запомните, друзья: здесь ни есть, ни пить нельзя. Чудо первое свершилось, что в стаканах находилось?

     Незнайка. А ответ совсем простой - был у меня стакан пустой..

     Знайка. У меня в стакане сода.

     Винтик. Вместе с ней метилоранж.

     Шпунтик. В моём - бария хлорид.

     Профессор. О чем это говорит? Не составит вам понять труда, что в колбе серная кислота.

     Профессор Пробиркин попрощался с путешественниками и указал им на следующую дверь, которая привела в совершенно темную комнату, в центре ее находился камин. Сгустилась напряженная тишина, все замолчали, но тут Знайка сказал.

     Знайка. В чудесах химических я уже остер, без огня, без спичек разведу костер. Наложу лучинок-дров и костер уже готов. Возьму в руку ватку, спиртом намочу, в костер им капну: гори, раз я хочу (проделывает все, о чем говорит). Я открою свой секрет, никакой тут тайны нет. Под костром припрятал здесь зажигательную смесь. Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами.

     Шпунтик. Знайка дал нам свет, а я найду выход из этой комнаты с помощью волшебной радуги. У меня спокойный опыт, без огня и пламени. Буду задавать вопросы, малыши, внимание! (Проделывает опыт с фенолфталеином.) Не страшны кислоты мне, даже очень сильные. Но в растворах щелочей становлюсь малиновым. Ярче сока всех малин. Кто я?

     Малышки. Фенолфталеин!

     Шпунтик. (Делает опыт с метилоранжем). В щелочах я очень желтый, а в кислотах очень красный. И в среде нейтральной - цвет оранжевый, прекрасный. Индикатор очень важный. Как зовусь я?

     Малышки. Метилоранжем!

     Шпунтик. Делает опыт с универсальным индикатором). Эта желтая бумажка все укажет без труда: посинеет – в колбе щелочь, покраснеет – кислота. Коль нейтральная среда, не изменит цвет тогда. Мы за эти показания как зовем ее?

     Малышки. Универсальная!

    Засияла волшебная радуга и открылась дверь колбовидного домика. Малышки попали на главную площадь столицы Химландии, где их окружили гостеприимные жители страны. Больше всего они любили показывать чудеса. 

     Химландец 1.        Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами. На обычную дощечку наливается вода, и стаканчик с талым снегом тоже ставится туда. (Подзывает Незнайку) Насыпаю в стакан соль, а ты, дружок, мешать изволь. Я считаю до пяти, а ты все палочкой крути (медленно считает, чтобы стакан успел примерзнуть) Примерз стакан химический, процесс… 

     Малышки. Эндотермический!

     Химландец 2.        Все вода, снег, да раствор…. Надоевший разговор….У меня другие планы: разожгу на сетке пламя (поджигает горку песка, пропитанную спиртом) Я еще не то умею, из песка полезут змеи! Страшные, кусачие, от страха не заплачете? Не боитесь, ну, смотрите. Не все сразу, подождите. Чтобы змеек посмотреть, надо хорошо прогреть. Спирт горит и выделяет очень много теплоты. Соду жаром разлагает он до углекислоты. Он обугливает сахар – вот откуда чернота. Пузырьками раздувает сахар углекислота. Все понятно, ясно тут, змеи отчего ползут.  Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами.

     Химландец 1.        Улыбнитесь поскорее, улыбнитесь веселее. Мы сегодня открываем наше фотоателье. Мы готовы приступить к непростой работе. Моментально получить можем ваше фото. (приглашают одного из учеников начальных классов) Этот снимок проявить мы сумеем запросто: фотографию чуть сбрызнем из пульверизатора. (приглашают еще одного человека) 

     Химландец 2.        Снова чистый лист бумаги, способ есть у нас другой, фотографию прогладим мы горячим утюгом. (Гладит лист утюгом, всем показывает «снимок») Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами. 

     Химландец 1.        Вот еще одно развлечение: кто даст руку на отсечение? (приглашают ученика). Жалко руку на отсечение, тогда нужен больной для лечения. Оперируем без боли, правда, будет много крови. При каждой операции нужна стерилизация. Помогите ассистент, дайте йод.

     Доктор Пилюлькин.  Йодом смочим мы обильно, чтобы было все стерильно. Не вертитесь, пациент. Нож подайте, ассистент! (Делает ножом разрез, течет кровь) Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода. Но сейчас я вытру руку – от разреза ни следа.

     Фея Химии. Удивили  вас чудеса в нашем городе?

     Малышки (хором): Да, да, хотим еще.

     Фея Химии. Но время уже позднее, солнце опускается к горизонту, а к сумеркам вы должны быть дома. В вашу честь я зажгу разноцветные огни и наполню ваш воздушный шар теплым воздухом из вулкана. Дым, огонь, бушует пламя, все мы видели, друзья. Это химия родная, без нее вам жить нельзя.

     Малышки улетают на воздушном шаре, жители Химландии долго машут им руками. И уже дома, засыпая в своей кровати, Незнайка понял, что хотел сказать в том сне Старик Хоттабыч: «Ученье – свет, а неученее – тьма»

     Учитель. Вот и закончилась наша сказка. Вы заметили, что старшеклассникам часто приходилось заканчивать фразы, говорить в рифму. Это легко, если знаешь, что сказать. Ребята вам показали еще не все, что умеют делать. Но и этому и многому другому вы научитесь, если с увлечением будете изучать самую интересную науку – химию.

Поле чудес «В мире химических элементов»

     Цели: расширить знания о химических элементах, показать взаимосвязь химии с другими науками, развить интерес к новому предмету

     Правила игры. Каждый игрок, перед тем как назвать букву, должен крутить барабан. Если стрелка барабана указывает на черный треугольник, то вы банкрот (все заработанные очки сгорают), но вы можете назвать букву и если она есть в слове, то вы продолжаете игру. Если стрелка барабана указывает на сектор +, то вы имеете право просить ведущего открыть любую букву в заданном слове. Если стрелка барабана указывает на сектор с цифрой, то это количество очков вы получаете, в случае правильного ответа. Победители каждой тройки участвуют в супер-игре.

     Задание для 1 тройки. Этот неметалл известен с глубокой древности. При горении простого вещества, состоящего из атомов этого неметалла, образуется газ, дезинфицирующее действие которого, описывал еще Гомер. В более поздние времена, когда в Европе свирепствовали эпидемии, это вещество бросали на жаровни с тлеющими углями и выделяющимся газом дезинфицировали одежду и корреспонденцию (письма). Какой элемент неметалл имеется в виду?(Сера)

     Задание для 2 тройки. Этот элемент помог открыть французскому химику и фармацевту Бернару Куртуа его кот. Однажды он забежал в лабораторию хозяина и опрокинул сосуд с серной кислотой на золу морских водорослей, с которой в это время работал его хозяин. Вдруг из образовавшейся смеси стали выделяться густые фиолетовые пары. Это явление заинтересовало химика. Вскоре Куртуа выделил новый химический элемент. Как он называется?(Йод)

    Задание для 3 тройки. Название этого элемента происходит от ассирийского «сарпу», что в переводе означает «белый металл». Этот металл служители церкви используют для получения святой воды. Так как ионы этого металла убивают в воде бактерии, такая вода долго не портится. Назовите этот химический элемент!(Серебро)

     Игра со зрителями. (загадки о химических элементах)

     Задание для суперигры. Польский химик и врач Енджей Снядецкий проанализировал около 400 граммов платиновой руды и обнаружил, что кроме платины и уже известных металлов руда содержала еще один металл, более легкий, чем платина, но такой же тугоплавкий и химически инертный. Никто их химиков не обратил внимания на работы Снядецкого. В 1844 году русский химик Клаус, вновь выделяет этот металл, изучает его свойства и называет его в честь России. Название элемента основывается на старом латинском названии нашей страны. Как же был назван химический элемент?(Рутений)

     Все участники суперигры и самый активный зритель награждаются ценными подарками, а участник игры, набравший максимальное количество баллов, получает право провести занимательный опыт «Вулкан».

Звездный час.

     Цели и задачи игры: активизация познавательной деятельности учащихся; повышение интереса учащихся   к предмету;  углубление предметных знаний, расширение кругозора; формирование коммуникативных качеств учащихся; раскрытие творческих сторон учащихся.

     Правила игры: в игре участвуют шесть пар игроков, если игрок ответил правильно, ему вручается звездочка, но если и помощник ответил правильно, 2 звездочки, выигрывает игрок, получивший наибольшее количество звездочек

     1 раунд. Происхождение названий элементов

     1.He             2.Co            3.Po             4.Ru               5.Np               6.Am

     1. Химический элемент, названный в честь планеты Солнечной системы, которая в свою очередь названа в честь древнеримского бога – покровителя воды и морей (Нептуний – 5)

     2. Химический элемент, названный в честь Солнца. Шотландский химик У.Рамзай доказал, что этот элемент, открытый на Солнце, существует и на Земле (Гелий – 1)

     3. В 1844 году профессор Казанского университета К.Клаус в остатках после извлечения из руд платины обнаружил этот элемент, впоследствии названный в честь России (Рутений – 4)

     4. Этот химический  элемент был открыт в 1898 году французскими учеными М.Склодовской – Кюри и П.Кюри в урановой руде.  Назван в честь родины М Кюри. (Полоний – 3)

     5.В 1735 г. Шведский химик Г.Бранд открыл в руде этот химический элемент. Рудокопы полагали, что руда, которая была внешне похожа на медную, но из которой никак не удавалось получить медь, была заколдована горными духами – кобольдами (Кобальт – 2)

     2 раунд. Элементы в истории.

     1. С             2.Fe               3. Ве                 4. Pb              5. Zn                6.As

    1. Этот элемент получил в виде простого вещества немецкий философ и алхимик Альберт Великий около 1250 г. Оксид этого элемента  использовали в виде мышиного яда, отсюда и произошло название этого элемента (Мышьяк – 6)  

     2. Этот металл известен с древних времен в виде латуни. Латинское название элемента переводится как «белый налет» (Цинк – 5)

     3. По названию этого элемента обозначили целую эпоху в развитии человеческого общества (Железо – 2)

      4. Этим элементом когда-то заполняли полости разрушающихся зубов. От латинского названия этого элемента произошло название заполненной полости зуба (Свинец – 4)

     5. Название  этого элемента происходит от латинского слова «Уголь» (Углерод – 1)

     3 раунд.  Химические элементы и здоровье

     1.Se               2.Pb              3.Cl               4. P              5. Mg              6.Ca

     1. Химический элемент, входящий в состав средства для дезинфекции воды в плавательных бассейнах (Хлор – 3)

     2. Химический элемент содержится в костной ткани, способствует выведению из организма солей тяжелых металлов  и участвует в свертывании крови (Кальций – 6)

     3. Антиоксидант, который защищает от раковых заболеваний, болезней сердца, ядов и продлевает жизнь человека (Селен – 1)

     4. Химический элемент, снижает уровень холестерина, незаменим для профилактики хронической усталости и стрессов (Магний – 5)

     5. Металл, используемый для защиты от рентгеновского излучения (Свинец – 2)

     4 раунд.  Четвертый - лишний.

     1.Все вещества  - аллотропные видоизменения углерода

     1. Алмаз             2. Графит                3. Озон               4. Карбин

     2.Все элементы - галогены

     1. Бром               2.  Сера                   3. Иод                     4. Астат

     3.Все элементы - амфотрерные

     1. Натрий              2. Бериллий                    3. Цинк                  4. Алюминий

     4.Все элементы получили названия от названий планет

     1. Уран            2. Нептуний              3. Самарий              4. Плутоний

     5. Все металлы - щелочноземельные

     1. Кальций                2. Калий                  3. Барий                 4. Стронций

     Подведение итогов. Награждение.

КВН по теме «Химия – дело серьезное!»

     Цель: способствовать формированию интереса к химии, развивать творческие способности учащихся, создавать условия для самовыражения.

     Под музыку на сцену выходят 2 команды. Представляется жюри.

     1 конкурс  «Визитная карточка». Каждая команда представляет название, девиз, приветствие (5 баллов).

     2 конкурс «Разминка».  Придумать и задать по 2 вопроса своим соперникам. Жюри оценивают и вопросы и ответы (6 баллов)

     3 конкурс «Переводчики».  Необходимо перевести пословицы с химического языка на общепринятый. За каждую пословицу 1 балл + дополнительный балл команде, которая справилась с заданием первая.

     Не все то аурум, что блестит. (НЕ все то золото, что блестит.)

     Белый, как карбонат кальция. (Белый, как мел.)

     Феррумный характер. (Железный характер.)

     Слово - аргентум, молчание – аурум. (Слово – серебро, молчание – золото.)

     Много Н2О утекло. (Много воды утекло.)

     4 конкурс «Лаборанты».  Выданы 3 пронумерованные пробирки. Известно, что в них следующие вещества: гидроксид натрия, соляная кислота и карбонат натрия. Используя выданные реактивы определить содержимое каждой пробирки и провести качественные реакции для этих веществ. За каждое угаданное вещество в пронумерованной пробирке по 1 баллу + по 1 баллу за качественные реакции для всех трех веществ (6 баллов).

     5 конкурс «Новый элемент». Придумать символ нового химического элемента и небольшую информацию о нем: положение в ПС, строение атома, физические свойства, химические свойства, получение, применение, кем и когда открыт и т.д (5 баллов)

     6 конкурс «Музыкальное домашнее задание».  Придумать или переделать песню, частушки  на тему КВН (5 баллов)

     7 конкурс «Конкурс капитанов» Уравнять ОВР, указать окислитель и восстановитель. (3 балла)

K2Cr2O7 + H2SO4 + H2S = Cr2(SO4)3 + H2O + S(т) + K2SO4

     8 конкурс «Пойми меня» За 2 минуты один из игроков должен объяснить на 5 слов, связанных с  химией, не называя их. За каждое угаданное слово 1 балл (5 баллов)

     1 команда: спирт, катализатор, бензин, Бутлеров, запах

     2 команда: кислота, Менделеев, цвет, индикатор, вода

     Подведение итогов. Награждение.

Источники информации

Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ – Пресс, 1999

http://refdb.ru/look/1916691.html Неделя химии

http://www.openclass.ru/lessons/56301 Путешествие в страну Химландию

http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2013/06/01/intellektualnaya-igra-po-khimii-pole-chudes

http://festival.1september.ru/articles/533500/ Звездный час