Рабочая программа по химии
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Чибисов Алексей Александрович

Рабочая программа по химии 8- 9классы ( Габриелян)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khimiya_8-9_klass.docx69.59 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ

8 – 9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Главная цель курса химии в 8-9 классах –  усвоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике.

Изучение химии при реализации данной рабочей программы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

формирование основ химического знания – важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, а также доступных учащимся обобщений мировоззренческого характера;

освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;

овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул  веществ и уравнений реакций.

воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.

воспитание элементов экологической культуры.

развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в лаборатории, на производстве, в повседневной жизни;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач  в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Основные задачи рабочей программы:

сформировать у учащихся умения безопасного обращения с веществами, выполнять несложные опыты, соблюдая правила техники безопасности;

научить применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов.

выработать у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также сформировать у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;

сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс основного образования.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 03.06.2011 г. № 1994 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для общеобразовательных учреждений РФ»;

Приказ МО РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Приказ № 23290 от 21.02.2012 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014 /2015  учебный год».

Рабочая программа составлена на основе:

Примерной федеральной программы основного общего образования по химии для   8 -9 классов;  

Программы курса химии для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений, автор О.С. Габриелян  (2013  год).

Сведения о программе:

Авторская  программа курса химии 8 – 9 классов построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, что она сохраняет присущий русской средней школе высокий теоретический уровень  и делает обучение максимально развивающим. Это достигается путем вычисления укрупненной дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)», следование строгой логике принципа развивающего обучения, положенного в основу конструирования программы, и освобождение ее от избытка конкретного материала. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознано и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов.

 Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологии 9 класса, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы:

 Для разработки рабочей программы по химии была выбрана авторская программа О.С. Габриеляна, т.к. программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно- функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.

Информация о внесенных изменениях в авторскую программу:

Авторская программа для общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по химии. По программе практические работы объединены в блоки – практикумы, которые проводятся после изучения разделов. Как показывает опыт преподавания химии, проводить практические работы целесообразнее сразу после изучения соответствующей темы. В этом случае они больше отвечают своему назначению и выступают как средство закрепления, совершенствования и конкретизации экспериментальных умений и навыков. В своей рабочей программе практические работы я планирую проводить сразу после изучения темы.  Для проведения практических  работ  использую   видеоопыты.

Место и роль учебного курса:

 Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химической связи и видах кристаллических решеток), закономерностях протекания реакций и их классификации.

В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров.

Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана данная рабочая программа:

 В 8 классе на 68 часов  (2 часа в неделю), контрольных работ –  5,  практических работ – 7, форма итоговой аттестации – контрольная работа.

В 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю), контрольных работ – 4, практических работ –  9,  форма итоговой аттестации – контрольная работа.

Формы организации образовательного процесса:

фронтальные; индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; практикумы.

Технологии обучения:

Обучение по данной программе ведется с использованием элементов технологии индивидуализированного обучения Инге Унт, А.С. Границкой, здоровьесберегающих технологий, а также теории содержательного обобщения В.В. Давыдова, теории активизации познавательной деятельности школьника Т.И. Шамова и А.К. Маркова, педагогики сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, работ по личностно-ориентированному обучению И. Якиманской.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования являются:

определение адекватных способов решения учебной задачи;

комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;

владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками);

Виды и формы контроля:

Проводится контроль выработанных знаний, умений и навыков:

входной (тестирование, беседа, проверочная работа);

текущий контроль (осуществляется путем устного или письменного опроса);

итоговый (итоговое тестирование).

Формы контроля:

устный опрос (УО), письменный опрос (ПО), тестирование (Т), фронтальный опрос (ФО), самоконтроль (СК), самостоятельная работа (СР), контрольная работа (КР), практическая работа (ПР), защита проекта (ЗП) .

Планируемый уровень подготовки обучающихся (выпускников) основной школы:

В результате изучения химии ученик должен

знать/понимать:

химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

называть: химические элементы, соединения изученных классов;

объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

приготовления растворов заданной концентрации.

Информация об используемых учебниках:

1. О.С. Габриелян Химия 8,9 классы, Дрофа, М. 2013 г.

Учебник содержит весь необходимый теоретический и практический материал для базового изучения курса химии в общеобразовательных учебных заведениях. Вместе с учебником «Химия 9» он составляет комплект, который может служить полным курсом химии для основной школы.

Язык изложения простой, образный, способствующий пониманию и усвоению химических знаний. Автор приводит многочисленные яркие, своеобразные примеры из повседневной жизни, литературы, истории.

2. О.С. Габриелян  Химия  9, Дрофа, М. 2013г.

Учебник «Химия – 9» - это вторая часть авторского курса О.С. Габриеляна, отвечающего концентрической концепции школьного химического образования.

В учебнике автор излагает химию элементов в связи с биологией, медициной, историей, литературой, прибегает к необычному художественному способу описания веществ или химических процессов. Курс завершается знакомством с миром органических веществ.

Содержание рабочей программы. 8 класс (2 ч в неделю; всего 68 ч)

Введение (7 ч)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в ХVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Практические работы. 1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

    Атомы химических элементов (9 ч)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома – образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.

Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Контрольная работа № 1 «Атомы химических элементов».

    Простые вещества (6 ч)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.    

Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

Контрольная работа №2 «Простые вещества».

Соединения химических элементов (14 ч)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия доля.

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ.  2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей, дистилляция воды.

Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов.

2. Разделение смесей.

Практические работы. 2.  Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

Контрольная работа № 3 «Соединения химических элементов».
   Изменения, происходящие с веществами (13 ч)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Примеры физических явлений; а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах;        д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.

Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Практические работы.  3. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание. 4. Признаки химических реакций.

Контрольная работа № 4 «Изменения, происходящие с веществами».

Растворение. Растворы.
  Свойства растворов электролитов (17 ч)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.  Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II)). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

Практические работы. 5. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. 6. Ионные реакции. 7. Решение экспериментальных задач.

Контрольная работа № 5. «Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции»

Итоговая контрольная работа.

Содержание тем учебного курса химии 9 класса.

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (4 часа).

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.
  Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
  Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
 Практическая работа: Получение гидроксида цинка и изучение  его свойств.

Металлы (14  часов).

           Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
  О б щ а я  х а р а к т е р и с т и к а  щ е л о ч н ы х  м е т а л л о в.  Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
  О б щ а я  х а р а к т е р и с т и к а  э л е м е н т о в  г л а в н о й  п о д г р у п п ы II  г р у п п ы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
  А л ю м и н и й. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
  Ж е л е з о. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe
2+ и Fе3+. Качественные реакции на Fе2+ и Fе3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.
  Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гкдроксидов железа (II) и (III).
   Практическая работа: Получение гидроксидов железа. Качественные реакции на ионы Fe
2+ и Fе3+.

Неметаллы (27 часов).

            Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов - простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».
  В о д о р о д. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
  О б щ а я  х а р а к т е р и с т и к а  г а л о г е н о в. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды) их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений
в народном хозяйстве.
  С е р а. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (П) и (VI), их получение, свойства и применение Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народно хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.
  А з о т. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойств и применение. Оксиды азота (П) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
  Ф о с ф о р. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

   У г л е р о д. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.
  К р е м н и й. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
  Демонстрации. Образцы галогенов - простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.

   Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

   Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
  Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
    Практические  работы: Получение соляной кислоты и изучение ее свойств. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». Получение аммиака и изучение его свойств. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота». Получение  углекислого газа и изучение его свойств.    

Органические соединения (17 часов).

           Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
  Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
  Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт - глицерин.
  Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.
  Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.
  Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
  Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.
  Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
  Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков. Цветные реакции белков.
Практические  работы: Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ. Получение этилена и изучение его свойств.  

Химия и жизнь (6 часов).

   Химия и здоровье человека. Лекарственные препараты. Группы лекарств. Безопасные способы применения. Химия и пища. Калорийность  жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов. Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).  

Демонстрации. Образцы лекарственных препаратов. Образцы строительных и поделочных материалов. Образцы  упаковок пищевых продуктов с консервантами.

Практические занятия: Знакомство с образцами лекарственных препаратов. Знакомство с образцами упаковок пищевых продуктов с консервантами.

Учебно-тематический план 8 класс.

п\п

Раздел

Всего

час.

В том числе

Контрольные работы

Практические

работы

1

Введение. Первоначальные химические понятия

 7

-

  Пр. р., №1

2

Тема 1. Атомы химических элементов

 9

К.р.№1

-

3

Тема 2. Простые вещества

 6

К.р.№2

 -

4

Тема 3. Соединения химических элементов

14

К.р.№3

Пр. р., №2

5

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами

13  

К.р.№ 4

Пр.р., №3,4

6

Тема 5. Растворение. Растворы.

Свойства растворов электролитов

17

К.р.№5,   К.р.№6  

Пр.р., №5,№6,№7

 7

Итого

68    

6

7

Учебно-тематический план 9 класс

п\п

Раздел

Всего

час.

В том числе

Контрольные работы

Практические

работы

1

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

4

-

Пр.р.№1

2

        Тема 1.  Металлы

14

К.р.№1

Пр.р.№2

3

Тема 2. Неметаллы

27

К.р.№2

Пр.р.№ 3,4,5,6,7

4

Тема 3. Органические соединения

 16

К.р.№3

Пр.р.№8,9.

5

Тема 4.  Химия и  жизнь  

 6

К.р.№4

-

6

Резервные уроки

1

-

-

7

Итого

68

4

 9

Требования к уровню подготовки обучающихся

знать / понимать:

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

определять  валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Литература и средства обучения

О.С. Габриелян Химия 8 класс, Дрофа, М. 2013 г.

О.С. Габриелян Химия 9 класс, Дрофа, М. 2013 г.

О.С. Габриелян Химия Методическое пособие 8-9 кл., Дрофа, М. 2009г.

О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова  Настольная книга учителя Химия 8 кл., Дрофа, М. 2002г.

О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов Настольная книга учителя Химия 9 кл. Дрофа, М. 2002г.

С.В. Бочарова Химия 8 кл. Поурочные планы, «Учитель АСТ» Волгоград 2009г.

А.А. Дроздов  Поурочное планирование по химии 8 –11 кл. (к учебнику О.С. Габриеляна) «Экзамен» М. 2006г.

Контрольные и проверочные работы 8-9 кл. (к учебнику О.С. Габриеляна Химия-8), Дрофа М. 2004г.

Е.В. Савинкина, Н.Д. Свердлова Сборник задач и упражнений по химии 8 класс (к учебнику О.С. Габриеляна  химия-8), «Экзамен» М. 2006г.

А.М. Радецкий  В.П. Горшкова  Дидактический материал по химии 8-9 класс. М. Просвещение 2001г.

Средства обучения:

Персональный компьютер

Проектор

Экран

Диски – мультимедийные приложения к учебникам и методической литературе.

Таблицы по темам урока

Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева

Наборы растворов химических веществ, соответствующие тематике занятий.

Наборы химической посуды: пробирки, мерные цилиндры, химические стаканы, воронки, фильтры, металлические и пластмассовые штативы.

Спиртовки.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

 химия 8 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов).

 

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Формы контроля

план

факт

Введение в химию

7

1.

Вводный инструктаж по ТБ при работе в химическом кабинете. Предмет химии. Вещества.

1

ФО

2.

Превращение веществ. Роль химии в нашей жизни. История развития науки.

1

УО

3.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

1

ФО

4.

Знаки химических элементов.

1

УО

5.

Химические формулы. Относительная атомная и относительная молекулярная массы.

1

ПО

6.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Введение».

1

СР

7.

Практическая работа № 1. «Правила ТБ при работе в кабинете химии. Приемы обращения с лабораторным оборудованием».

1

ПР

  Атомы химических элементов

9

8.

Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны, электроны.

1

ФО

9.

Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы.

1

ПО

10.

Строение электронных оболочек атомов.

1

ПО

11.

Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома.

1

УО

12.

Ионы и ионная химическая связь.

1

ПО

13.

Взаимодействие атомов элементов неметаллов между собой. Ковалентная неполярная химическая связь.

1

ПО

14.

Ковалентная полярная химическая связь. Металлическая связь.

1

ФО

15.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов».

1

СК

16.

Контрольная работа № 1 по теме:  «Атомы химических элементов».

1

КР, Т

  Простые вещества

6

17.

Простые вещества металлы и неметаллы.

1

ФО

18.

Количество вещества. Молярная масса.

1

ПО

19.

Решение задач по теме «Количество вещества. Молярная масса».

1

СР

20.

Молярный объем.

1

ПО

21.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Простые вещества»

1

СК

22.

Контрольная работа № 2 по теме:  «Простые вещества».

1

 

КР, Т

  Соединения химических элементов.

13

23.

Степень окисления.

1

ФО

24.

Степень окисления. Выполнение упражнений.

1

ПО

25.

Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения.

1

ФО

26.

Основания.

1

УО

27.

Кислоты.

1

УО

28.

Соли.

1

УО

29.

Основание. Кислоты. Соли. Выполнение упражнений.

1

СК

30.

Самостоятельная работа по теме: «Классы неорганических соединений».

1

СР

31.

Кристаллические решетки.

1

ФО

32.

Чистые вещества и смеси. Массовая и объемная доли компонентов смеси.

1

ПО

33.

Массовая и объемная доли компонентов смеси. Доля примесей. Решение задач.

1

СР

34.

Практическая работа № 2 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе».

1

ПР

35.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов».

1

СК

36.

Контрольная работа № 3 по теме:   «Соединения химических элементов».

1

КР, Т

5. Изменения, происходящие с веществами.

14

37.

Физические явления в химии.

1

ФО

38.

Практическая работа № 3 «Наблюдение за горящей свечой»

1

ПР

39.

Химические реакции: признаки и условия.

1

ФО

40.

Химические уравнения.

1

УО

41.

Расчеты по химическим уравнениям

1

ПО

42.

Реакции разложения.

1

ФО

43.

Реакции соединения.

1

ФО

44.

Реакции замещения.

1

ФО

45.

Реакции обмена.

1

ФО

46.

Типы химических реакций на примере свойств воды.

1

ПО

47.

Практическая работа № 4 «Признаки химических реакций».

1

ПР

48.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Изменения, происходящие с веществами».

1

СК

49.

Контрольная работа № 4 по теме:  «Изменения, происходящие с веществами».

1

КР, Т

  Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции.

17

50.

Растворение. Растворимость веществ в воде. Растворы.

1

ФО

51.

Электролитическая диссоциация.

1

УО

52.

Реакции ионного обмена.

1

ПО

53.

Упражнения в написании реакций ионного обмена.

1

СР

54.

Практическая работа № 5 «Условия протекания реакций ионного обмена»

1

ПР

55.

Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства.

1

ФО

56.

Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства.

1

ФО

57.

Оксиды, их классификация и свойства.

1

ФО

58.

Соли в свете ТЭД, их классификация и свойства.

1

ФО

59.

Генетическая связь между классами веществ.

1

ПО

60.

Практическая работа № 6 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»

1

ПР

61.

Практическая работа № 7 «Решение экспериментальных задач»

1

ПР

62.

Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции.

1

ФО

63.

Уравнения окислительно-восстановительных реакций.

1

ПО

64.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции».

1

 

СК

65.

Контрольная работа № 5 по теме:  «Реакции ионного обмена. ОВР».

1

КР, Т

66.

Обобщение и систематизация знаний за год

1

СК

67.

Итоговая контрольная работа.

1

КР, Т

68.

Анализ контрольной работы

1

СК

Резерв времени 2 часа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

 химия  9 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов).

№ п/п

Наименование раздела.

Тема урока

Кол-во часов

Вид, форма  контроля

Дата проведения

План

Факт

1

Повторение основных вопросов 8 класса и введение в курс 9 класса-4часа.

 

Характеристика химического элемента металла на основании его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева

1

 ФБ

2

Характеристика химического элемента неметалла на основании его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева

1

 СР

3

Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений

Амфотерные оксиды и гидроксиды. П.Р№1«Получение гидроксида цинка и изучение его свойств».

1

 ПР

4

Периодический закон и

система элементов

Д.И.Менделеева

1

 ФБ

5

Металлы- 14часов.

Положение элементов-металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева и особенности строения атомов. Физические свойства металлов.

1

 ФО

6-7

Химические свойства металлов

2

 ФО

8

Способы получения металлов: пиро- гидро- и электрометаллургия.

1

 СР

9

Сплавы, их свойства   и значение. Общие понятия о коррозии металлов.

1

С

10

Общая характеристика щелочных металлов.

1

 ФО

11-12

Общая характеристика  щелочноземельных металлов II группы (беррилий,магний).

2

Т

13

Алюминий, его физические и химические свойства.

1

СК

14

Соединения алюминия. Применение алюминия и его соединений.

1

П

15

Железо, его физические и химические свойства.

1

П

16

Генетические ряды Fe2+ Fe3+. П.Р№2 «Получение гидроксида  железа(ll) и (lll)».

1

 ПР

17

Обобщение по теме: «Металлы»

1

 СК

18

Контрольная работа№1  по теме: «Металлы»

1

 КР

19

Неметаллы-27  часов.

   

Общая характеристика неметаллов. Кислород, озон, воздух. Роль микроэлементов  в производстве сельскохозяйственной продукции.

1

 ФБ

20

Водород, его физические и химические свойства и применение. Галогены

1

 Т

21

Соединения галогенов. Получение и значение.

1

 ФО

22

П.Р.№ 3

«Получение соляной кислоты и изучение ее свойств».

1

 ПР

23

Общая характеристика  халькогенов. Кислород.

1

 СК

24

   

Сера, ее физические и химические свойства.

1

 П

25

Оксиды серы (IV) и (VI).

1

 Э

26

Серная кислота и ее свойства.

1

Т

27

Азот и его свойства.

1

 П

28

Аммиак и его свойства.

1

Э

29

Соли аммония, их свойства и применение.

1

Т

30

П. Р.№4.

«Решение экспериментальных задач. Подгруппа кислорода».

1

ПР

31

П. Р.№5.«Получение аммиака и изучение его свойств».

1

ПР

32

Кислородные соединения азота.

1

 ФО

33

Соли азотистой и азотной кислот.

1

Т

34

П. Р.№ 6.

«Решение экспериментальных задач. Подгруппа азота».

1

 ПР

35

Фосфор. Аллотропия. Свойства.

1

 П

36

Соединения фосфора.

1

 ФО

37

Углерод, его физические и химические свойства.

1

Работа с ДМ

38

Оксиды углерода (II) и (IV). Угольная кислота и ее соли.

1

Работа с ДМ

39

П. Р.№ 7.«Получение  углекислого газа и изучение его свойств».

1

 ПР

40

Кремний, его физические и химические свойства.

1

 ПР

41

Соединения кремния. Силикатная промышленность.

1

 ФО

42

Азотные и фосфорные удобрения.

1

С

43

Экономические и  экологические аспекты применения. Тяжелые металлы.

1

С

44

Обобщение по теме «Неметаллы»

1

Работа с ДМ

45

Контрольная работа№2 по теме: «Неметаллы».

1

 КР

46

Органические соединения-16     часов.

 

Предмет органической химии. Строение атома углерода

1

 ФБ

47

Предельные углеводороды. Алканы.

1

П

48

Непредельные углеводороды. Алкены.

1

П

49

Непредельные углеводороды. Алкины.

1

П

50

П. Р.№ 8.«Получение   этилена и изучение его свойств».

1

 ПР

51

Одноатомные спирты и  многоатомные спирты.

1

Работа с ДМ

52

 

Понятие о альдегидах.

1

Работа с ДМ

53

Понятие об  карбоновых кислотах. Сложные эфиры.

1

Работа с ДМ

54

Жиры.

1

 П

55

Аминокислоты.

1

 П

56

Белки.

1

 Т

57

Углеводы.

1

 СК

58

Полимеры.

1

 П

59

П. Р.№ 9    «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ».

1

 ПР

60

Обобщение знаний учащихся по органической химии.

1

Работа с ДМ

61

Контрольная работа №3 по теме: «Органические соединения».

1

 КР

62

Химия и жизнь-6 часов

Химия и здоровье. Лекарственные препараты. Безопасные способы применения.

1

 ФБ

63

Химия и пища. Калорийность белков, жиров и углеводов.

1

 Л

64-65

Химические вещества как строительные и поделочные материалы.

2

 Л

66

Подготовка к контрольной работе

1

Работа с ДМ

67

Итоговая контрольная  работа.

1

 КР

68

Резервный урок-1час.

Контрольно-обобщающий

1