Технология индивидуализированного обучения на уроках химии
методическая разработка по химии (10 класс) на тему

    Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивиадулизированным, дифференцированным, ориентированным на создание условий выбора для удовлетворения образовательных потребностей старшеклассников. Реализация этих идей направлена на изменение целей, содержания, технологий организации подходов к оценке образовательных результатов учащихся. Главная цель моего подхода в преподавании биологии, химии, экологии в том, чтобы, где только возможно, предоставлять обучающемуся право выбора, но уравновешенному осознанной ответственностью за свой выбор.    

Скачать:


Предварительный просмотр:

«В сотрудничестве ребёнок

оказывается сильнее и умнее..»

Объяснительная записка.

      Основная идея обновления старшей ступни общего образования состоит в том. Что образование должно стать более индивиадулизированным, дифференцированным, ориентированным на создание условий выбора для удовлетворения образовательных потребностей старшеклассников. Реализация этих идей направлена на изменение целей, содержания, технологий организации подходов к оценке образовательных результатов учащихся. Главная цель моего подхода в преподавании биологии, химии, экологии в том, чтобы, где только возможно, предоставлять обучающемуся право выбора, но уравновешенному осознанной ответственностью за свой выбор.      

      Сегодняшнему выпускнику школы необходимо научиться жить в динамичном, быстроменяющемся мире. Трудно живётся и будет ещё труднее тем людям, которые не научились делать свой выбор. Блочное преподавание предмета с использованием  проектной деятельности помогает обучающимся быстро ориентироваться, принимать самостоятельные решения, обучаться, а также позволяет реализовать  актуальные принципы педагогической техники: принцип свободы выбора, принцип открытости, принцип деятельности, принцип обратной связи принцип идеальности.

Цели   использования технологии:

  • создание индивидуального образовательного рейтинга, в котором отражены реальные достижения обучающегося.
  • стимулирование самостоятельной учебной деятельности.

Основные задачи:

  • создать эмоционально – комфортную среду
  • способствовать развитию коммуникативных умений и навыков
  • способствовать развитию и совершенствованию навыков самостоятельной учебной деятельности, а именно навыков самообразования, самообучения, самоконтроля.

Этапы в реализации данной технологии

      Реализация целей, задач, принципов предусматривает следующие этапы в реализации данной технологии:

      1. Тематическое планирование, изучение содержания материала. Календарно – тематическое планирование по химии , 10 класс

по разделу «Углеводороды» на основе программы по химии под редакцией Габриеляна О.С. по блочной системе.

Часы

Тема блока

Вид деятельности

Эксперимент

 Задания на дом по учебнику

 Задания на дом по учебнику

1.

Природные источники углеводородов.

Самостоятельная работа с учебником и коллекциями

п.10,

упр. 1 – 11.

п.10,

упр. 1 – 11.

3.

Алканы. Строение, номенклатура, изомерия,  свойства, получение и применение

1 час – лекция

1час – защита творческих работ учащимися

1 час – выполнение упражнений по теме

п.11,Проработать и дополнить лекцию,

подготовиться к защите

выполнить

упр. 1-4,

выполнить

упр. 6 – 8.

п.11,Проработать и дополнить лекцию,

подготовиться к защите

выполнить

упр. 1-4,

выполнить

упр. 6 – 8.

3.

Алкены. Строение, номенклатура, изомерия,  свойства, получение и применение

1 час – лекция

1час – защита творческих работ учащимися

1 час – выполнение упражнений по теме

п.12,Проработать и дополнить лекцию,

подготовиться к защите

выполнить

упр.1, 3.

выполнить

упр. 5-7

п.12,Проработать и дополнить лекцию,

подготовиться к защите

выполнить

упр.1, 3.

выполнить

упр. 5-7

3.

Алкины. Строение, номенклатура, изомерия,  свойства, получение и применение

1 час – лекция

1час – защита творческих работ учащимися

1 час – выполнение упражнений по теме

п.13, Проработать и дополнить лекцию,

подготовиться к защите

выполнить

упр.1 -3,4б,5

подготовиться к семинару по п.14

сообщения.

п.13, Проработать и дополнить лекцию,

подготовиться к защите

выполнить

упр.1 -3,4б,5

подготовиться к семинару по п.14

сообщения.

1.

Алкадиены.

Каучук и резина.

семинар

п.14, выполнить

упр.1,4,5

п.14, выполнить

упр.1,4,5

1.

Циклоалканы.

Самостоятельная работа с учебником. Составление опорного конспекта

п.15, упр.1,2а,3.

п.15, упр.1,2а,3.

3.

Арены. Строение, номенклатура, изомерия,  свойства, получение и применение.

1 час – лекция

1час – защита творческих работ учащимися

1 час – выполнение упражнений по теме

п.16,Проработать и дополнить лекцию,

подготовиться к защите

выполнить

упр.1,2.

выполнить

упр. 5,7

выполнить

упр. 5,7

п.16,Проработать и дополнить лекцию,

подготовиться к защите

выполнить

упр.1,2.

1.

 Генетическая связь. Обобщение сведений об углеводородах

Работа в группах.

2.

Практикум по решению расчетных задач.

Составить и решить задачу на вывод формулы органического вещества по массовым  долям элементов в веществе.

Составить и решить задачу на вывод формулы органического вещества по массовым  долям элементов в веществе.

2.

Контрольная работа №2 по теме «Углеводороды» и её анализ

Самостоятельная работа учащихся

Изучить инструкцию к пр. р. №1, с.283

Изучить инструкцию к пр. р. №1, с.283

2.

Химический практикум

1. Практическая работа  №1 Качественный анализ органических соединений.

2. Практическая работа№2

Получение этилена и опыты с ним.

Изучить инструкцию к пр. р. №2, с.285

Изучить инструкцию к пр. р. №2, с.285

 

      2. Проведение уроков на основе творческих работ учащихся, различных видов и форм деятельности.

      3. Обобщающий контроль ЗУН.

      Содержание курса разбивается на тематические блоки. Блочные системы облегчают создание целостного представления у обучающихся об изучаемом  материале, позволяет высвободить время на отработку знаний и умений, создаёт возможность маневрирования учебным временем, создают условия для развёртывания как индивидуальной, парной, так и групповой работы в классе.

Технология процесса  обучения

      Технология предусматривает следующий порядок изучения  темы, раздела, блока.

      1. Вводная лекция.

      2.Выбор обучающимися тем творческих работ согласно учебника и дополнительного списка, предложенного учителем оформление творческой работы самостоятельно или под руководством учителя

      3. Выступление (защита) обучающегося по заявленной теме. (Приложение 1)

      3.1 Выступающий проводит  тестовый контроль сразу после защиты по заданиям им  подготовленным.

      3.2. Само- или взаимопроверка выполненного теста по ключу.

      3.3.Обучающиеся в классе пишут рецензию на выступление и творческую работу выступающего. (Приложение 2)

      3.4 Оценивание деятельности обучающегося учителем после сдачи рецензий. (Отметка выставляется за творческую работу и за выступление учащегося  перед классом).

      4. В заключение изученной темы возможно проведение семинара с последующим контролем в виде тестов, диктантов, письменных ответов на вопросы, решение задач, кроссвордов и т.д.

Творческая работа обучающегося

      Творческая работа обучающегося может представлять опорный конспект темы с иллюстрациями, фото, рисунками, диаграммами и т.п.

     Требования к выполнению творческой работы. (Приложение 3)

     

Оценивание работы учащихся

Зачётный лист учащегося по разделу «Углеводороды»

Темы

Алканы

Алкены

Алкины

Виды работ

лекция

Творческая    работа

Защита творческой работы

Тесты

Выполнение упражнений

                                   

Выполнение

упражнений

итог

лекция

Творческая    работа

Защита творческой работы

Тесты

Выполнение упражнений

итог

лекция

Творческая    работа

Защита творческой работы

Тесты

Выполнение упражнений

итог

Строение

Изомерия и номенклатура

свойства

Получение и применение

Строение

Изомерия и номенклатура

свойства

Получение и применение

Строение

Изомерия и номенклатура

свойства

Получение и применение

Отметка о сдаче

Оценка

Роспись

учителя

Темы

Алкадиены, семинар

Циклоалканы, конспект

Арены

Виды работ

лекция

Творческая    работа

Защита творческой работы

Тесты

Выполнение упражнений

итог

Решение задач

Строение

Изомерия и номенклатура

свойства

Получение и применение

Отметка о сдаче

Оценка

Роспись учителя

Критерии оценивания творческой работы.

(оцениваются содержание, защита и оформление)

Параметры

Максимальная оценка

I.Содержание творческой работы  (мах = 45)

1. Сформулирована цель

10

2. Поставлены задачи

10

3. Содержание работы соответствует целям и задачам.

10

4. Наличие вывода, отражение собственной позиции

15

II. Защита творческой работы ( публичное выступление)  (мах = 30)

1. Логичность, последовательность изложения    

10

2. Ораторское мастерство (убедительность, доказательность, грамотность речи)

5

3. Оригинальность представления содержания (сопровождается показом таблиц, схем, эксперимента,  моделей и др.)

10

4. Организованность (техническая и организационная готовность)

5

III.Соблюдение требований к оформлению творческой работы: (мах = 65)

1.Формат

5

2. Опорный конспект

15

3. Термины,  открытия, ученые, формулы и др.

10

4.План

10

5.Тест

15

6.Аккуратность

10

Выводы:

     В процессе подготовки, выполнения  и защиты проекта обучающиеся  овладевают самостоятельной учебной деятельности:

- планированием своей учебной деятельности

- поиском информации с использованием различных источников (научно – популярных изданий, компьютерных баз данных, мультимедиа программ, ресурсов Интернета)

- использованием компьютерных технологий для обработки информации и её представления в различных формах.

- аналитической деятельностью (составление планов, конспектов, тестов, написание рецензий)

-  взаимоконтролем и самоконтролем;

- ораторским мастерством;

- сотрудничеством с различными социальными группами  и др.

        Научить  школьника всему, что понадобится в жизни, нельзя, но можно и нужно научить самостоятельно:

  • добывать знания, работая с учебной и научно – популярной литературой, с мультимедиа программами, Интернет ресурсами;
  •  применять их при оформлении и защите творческой работы,  при выполнении упражнений  и решении задач.

      В связи с этим решается проблема повышения эффективности урока,  так как достигаются  следующие цели:

 -  увеличения удельного веса самостоятельной работы обучающихся. (Ибо не секрет, что  на уроке часто и подолгу им отводится роль  пассивных слушателей,  так как  учителя тратят много времени на объяснение материала,  поводят затянутые устные опросы.)

 - расширение тематического диапазона каждого занятия. ( Ведь не всегда оправданно дробление учебной темы и изучение её малыми частями в длинной цепи уроков.)

- увеличение  времени на отработку знаний, поскольку ясно, что без многократного повторения хороший результат в обучении получить нельзя.

       Форма оценивания является не только современной, но и помогает решать важные педагогические задачи:

       - поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

       - поощрять их активность и самостоятельность;

       - расширять возможности обучения и самообучения;

     - развивать  навыки рефлексивной  и оценочной деятельности учащихся;

     - формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать учебную деятельность;

 и как результат

    - способствовать повышению качества образования в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии интерактивного обучения на уроках химии

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс п...

Технология дифференцированного обучения на уроках химии и биологии при использовании современных средств обучения и личностно-ориентированном подходе

Краткое описание опыта работы с применением технологии разноуровневого обучения: преимущества, технология, результаты...

Технология игрового обучения на уроках химии

Представлен опыт по самообразованию...

Реализация технологии проблемного обучения на уроках химии (на примере 9 классов)

В работе описывается актуальность проблемного обучения в современной школе, мотивация выбора, соотношение личного опыта с достижениями педагогической науки и практики, противоречия, возникающие на сов...

Применение технологии проблемного обучения на уроках химии

Проблемные вопросы при постановке химического эксперимента заставляют учащихся строить гипотезы, разрешать теоретические вопросы, делать правильные выводы, прогнозировать свойства веществ. Ясность и ч...

Использование технологии проблемного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС

В этом материале представлены методы и приемы, используемые при технологии проблемного обучения на уроках химии....

Применение технологий дифференцированного обучения на уроках химии

Дифференцированный подход позволяет осуществлять реализацию задач общеобразовательного процесса в современной школе, а в частности создание условий для развития личности учащихся, обеспечение адаптаци...