Колесникова В.Я. Урок по химии в 8 кл. по теме " Химические свойства кислот "
учебно-методический материал по химии (8 класс) на тему

Колесникова Вера Яковлевна

На этом уроке вводится понятие о кислотах, изучается состав, название и классификация кислот. Проводится опыт изменения окраски в кислой среде. Показывается тесная связь рассматриваемого материала с жизнью. Ключевые слова: Кислоты, классификация кислот, состав кислот.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Нижнеилимского района                  Муниципальное образовательное учреждение                        

«Рудногорская средняя общеобразовательная школа»

Районный конкурс профессионального мастерства педагогов

"Мой лучший урок"

направление естественно - научное

Автор: Колесникова Вера Яковлевна

учитель химии, 2 КК,

МОУ «Рудногорская сош»

Апрель, 2014 год

Цель урока: Сформировать представления учащихся о кислотах как классе неорганических соединений.

Задачи урока:

Образовательные.

  • Познакомить учащихся с составом, названиями и классификацией кислот.
  • Обратить внимание на обнаружение кислот с помощью индикаторов.
  • Познакомить учащихся с важнейшими кислотами.
  • Научиться составлять формулы оксидов соответствующих кислотам.

Развивающие.

  • Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы.
  • Развивать логико-смысловое мышление учащихся, память, химический язык.

Воспитательные.

  • Совершенствовать коммуникативные умения в ходе выполнения опытов.
  • Развивать умения формулировать и аргументировать собственное мнение, самостоятельность.
  • Прививать культуру умственного труда.
  • Развивать коммуникабельность, умение работать в группах, парах.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, опережающее обучение, работа с учебником,лабораторная.

План урока.

  1. Организационный момент - 1 мин.
  2. Актуализация знаний - мотивационный этап - 6 мин.
  3. Объяснение нового материала - операционный этап - 25 мин.
  4. Закрепление нового материала (работа в группах) - 10 мин.
  5. Аналитический этап - 2 мин.
  6. Задание на дом - 1 мин.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный этап

1.

Проверяется готовность к уроку

Готовятся к уроку

Мотивационный этап

1.

Ребята, на протяжении нескольких последних уроков мы с вами познакомились с различными веществами и узнали об их практическом использовании. Сегодня нам предстоит еще раз убедиться, что химия многолика.

Повторение опорных понятий.

Вопросы:

  1. какую тему мы изучаем?
  2. какие классы веществ мы изучили?
  3. какие вещества называются оксидами?
  4. какие вещества называются основаниями?

Ответы:

  1. соединения химических элементов
  2. оксиды, основания
  3. состоят из двух элементов, один из которых кислородсостоят из атомов металлов и гидроксид - ионов

2.

Из данного перечня веществ выпишите отдельно формулы оксидов и оснований.

Вопрос:

  1. почему некоторые из формул вы не назвали?

Слайд 1.

Выполняют индивидуально с последующей взаимопроверкой и проверкой с доски

Ответ:

- их нельзя отнести ни к классу оксидов, ни к классу оснований

Операционный этап

1.

Вопросы:

  1. какие ассоциации вызывает у вас эта картинка?
  2. почему лимон кислый?
  3. попробуйте назвать тему нашего урока?

Тема нашего урока - "Кислоты".

Слайд 2.

Ответ:

Кислоты

2.

Вопрос: какие цели вы поставили бы перед собой при изучении данного вопроса, что нам необходимо узнать?

Цели урока.

Слайд 3.

Определяют дети

3.

Обратитесь к учебнику, где представлен ряд кислот, найдите сходство между ними.  Дайте определение кислот.

Стихотворение:

Кислота, когда здорова,

Угостить друзей готова,

Тем, что ей дала природа -

Катионом водорода!

Записывают определение кислот в тетрадь

4.

Познакомьтесь с номенклатурой кислот.

Слайд 4.

Записывают формулы и названия кислот в тетрадь

5.

Рассмотрите формулы кислот и ответьте на вопрос: как можно  разделить  кислоты по составу? Обратите внимание на то, сколько атомов водорода может быть в кислотах. Составьте и обсудите, работая  в парах схему классификации  кислот по этим двум признакам.

Слайд 5.

Сравните схему с той, которую составили вы сами.

Работают в парах. Высказывают мнения о различных вариантах деления кислот на группы. Подводят итог о возможных видах классификации кислот.

Записывают признаки классификации в тетрадь.

6.

Зная степень окисления элемента - неметалла, образующего кислотный остаток кислородсодержащей кислоты, можно определить какой оксид ей соответствует. Слайд 6.

Знакомятся с методикой определения и записывают себе в тетрадь.

7.

Кислоты довольно распространены в природе. Лимонная присутствует в плодах лимона, яблочная в яблоках, молочная в молоке. Серную и азотную получают искусственным путем.

А какая кислота находится в желудке?

Вопросы:

  1. как вы думаете можно ли отличить кислоты от других веществ, например от щелочей?
  1. что такое индикаторы?
  2. какие индикаторы вы знаете?

Ответ:(соляная)

Ответы:

- с помощью индикатора;

- вещества, изменяющие свою окраску в разных средах;

- лакмус, метилоранж, фенолфталеин, универсальный.

8.

Как индикаторы  изменяют окраску в растворах щелочей

Ответ учащихся

9.

Лабораторный опыт 1.Слайд 7

Предлагаю исследовать действие индикаторов на растворы кислот.

Вопрос:

  1. какой можно сделать вывод?

Предлагаю шпаргалку: кислота - красный

Работают в парах.

Учащиеся 1 -го ряда исследуют действие индикаторов на раствор соляной кислоты, 2 -й ряд исследует раствор серной кислоты, 3 -й ряд - раствор фосфорной кислоты. Результаты исследования записывают в таблицу.

Ответ:

- независимо от вида кислоты индикаторы изменяют свой цвет одинаково; а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами.

Осуществляют самопроверку.

10.

Рассказ об отдельных  представителях  кислот - серной и соляной.

Демонстрационные  опыты

1. Действие кислоты на древесину, бумагу, обугливание сахарной пудры.

2. В электронном виде разбавление серной кислоты  водой.

Слайд  8.

Составляют памятку

11.

С кислотами мы встречаемся ежедневно. Дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой. На самом деле в ней растворено немало веществ, например, углекислый газ, оксиды серы и азота. Ежегодно с дождями на землю выпадает около 100 млн. т азотной, серной, сернистой и угольной кислот.

Просмотр фильма «Кислотные дожди»

12.

Вопрос:

  1. какой вред наносит выпадение кислотных дождей?

Слайд 9.

Высказывают свое мнение о вреде кислотных дождей

Рассматривают слайд

13.

Вопрос:

  1. какую пользу приносят кислоты?

Слайд 10.

Участвуют в рассмотрении материала и отвечают на вопрос.

Оценочный этап

1.

Проблемный вопрос.

Лабораторный опыт 2.

Решите экспериментальную задачу:

Определите кислоту и щелочь среди трех выданных растворов веществ.

Работают в парах.На столах инструкции

Опытным путем определяют, в какой пробирке находится щелочь и кислота. Записывают свои наблюдения.

Осуществляют самопроверку.

2.

Выполнение теста  на рабочей карточке.

Слайд 11.

1.Подчеркните формулы кислот:

НСl, ВаО, Н2SО4, SO3

2.Универсальная индикаторная бумага в кислой среде:

синяя, красная, желтая.

3.Подчеркните бескислородные кислоты:

Н2SО3,НCl, НNO3, Н2S.

4.Подчеркните двухосновные кислоты:

НСL, Н2SO4, Н2SO3, H3PO4.

5.Выделите кислотный остаток и определите его валентность:

НNO3, Н2SO4, H3PO4, HCl.

6. Какой кислоте соответствует оксид  N2O3

Работают в группах. Закрепление проходит в игровой форме. В течение одной минуты учащиеся сдают свой вариант ответа учителю.

Аналитический этап

1.

Рефлексия

Сегодня на уроке:

Я научился…

Мне показалось важным…

Мне  понравилось...

.

2.

Домашнее задание:

§ 20. Упр 1,3,5. Составить сказку по теме «Кислота»

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по химии в 9 классе "Самая распространённая кислота в природе"

Разработка урока  по химии, 9 класс. Комбинированный урок. Рассмотрены свойства угольной кислоты, как самой распространённой кислоты в природе., её способы получения, применение,природные соедине...

Модель урока – изучения нового материала по теме «Химические свойства кислот» на основе модулей ЭОР

Модель урока – изучения нового материала по теме «Химические свойства кислот» (8 класс) на основе модулей ЭОР. Цель урока – Изучить химические свойства, характерные для класса кислоты....

Разработка урока по химии в 8 классе "В мире кислот"

Урок изучения нового материала с элементами исследования с целью актуализации знаний учащихся о строении, физических и химических  свойствах, применении кислот, рассмотрения химических свойств ки...

Урок по химии в 8 классе на тему: «Кислоты»

В настоящее время основной задачей  работы учителя является развитие личностных качеств учащегося, раскрытие его способностей в обучении, воспитание навыков самостоятельного познания, а также угл...

урок по химии в 8 классе по теме "Кислоты"

План-конспект урока по химии в 8 классе с использованием ИКТ....

Методическая разработка урока по химии в 9 классе "Соли азотной кислоты". УМК Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 9 класс. М.: Просвещение, 2019

Структура  урока включает в себя следующие этапы:  Организационный этап, приветствие и проверка готовности к уроку,  психологического настроя учащихся.Проверка домашнего задания. Выполн...