Урок по химии в 8 классе на тему: «Кислоты»
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

В настоящее время основной задачей  работы учителя является развитие личностных качеств учащегося, раскрытие его способностей в обучении, воспитание навыков самостоятельного познания, а также углубление, расширение и систематизация естественнонаучных знаний об окружающем мире. Проблемно – исследовательские формы организации учебной деятельности учащихся способствуют развитию мышления, самостоятельности, творческих способностей школьников и достижению хороших результатов в обучении химии. Таким из уроков является урок - исследование  в 8 классе по теме «Кислоты», который способствует активизации познавательных, исследовательских и интеллектуальных способностей учащихся посредствам участия в исследовательской работе и выполнения  проблемных заданий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок по химии в 8 классе69.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Куликовская СОШ

Ивановский муниципальный район

Ивановская область

 Урок по химии в 8 классе на тему: «Кислоты»

Учитель химии Кузмина М.С.

                                                             Тема: Кислоты.

       Цель урока: сформировать представления о кислотах, рассмотреть их классификацию, общие свойства, научиться выполнять проблемные задания исследовательского характера, продолжить формирование умений работать с веществами, соблюдая правила безопасности.

        Задачи урока:

        Образовательная: знать понятие «кислота», формулы, классификацию, свойства, нахождение в природе и применение.

        Развивающая: совершенствовать умение составлять уравнения реакции, развивать логическое мышление, устную речь, применять имеющие знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных  задач.

         Воспитательная: формировать у учащихся умение работать в коллективе, участвовать в обсуждении отстаивать свою точку зрения, уважая точку зрения других людей; способствовать формированию научного мировоззрения через установление причинно- следственных связей, продолжить формирование таких качеств личности, как ответственное отношение к порученному делу, умение объективно оценивать результаты своего труда.

Тема и номер урока в теме: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. » Урок №5

Тип урока: урок – исследование.

Форма урока: комбинированный  с элементами  самостоятельной работы.

Оборудование: проектор, компьютеры, модульная система экспериментов на базе цифровых технологий,  учебник  О.С. Габриеляна- 8 класс, инструктивные карты по проведению опыта, презентации, интернет.

Реактивы: пробирки  с  растворами соляной, индикаторы (лакмус, раствор фенолфталеина, метилоранжа, универсальная индикаторная бумажка, краснокочанная капуста), растворы солей (нитрат серебра, карбонат натрия, сульфат цинка), металлы (медь, алюминий, цинк), раствор гидроксида натрия, оксид кальция.

Конспект урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

                                                       Организационный этап (1 мин)

Приветствует учащихся. Контролирует их готовность.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу

Мотивация учащихся.  Постановка цели и задач урока. (4 мин.)

1. «Вы мне доверяете? Тогда закройте глаза  и включите воображение...             Август. Утро, светит солнышко, вы выходите на крылечко и бежите в огород – всегда приятно проверить еще до завтрака, что там изменилось со вчерашнего вечера. Под кустом смородины видны листья щавеля. Вы срываете их, стряхиваете капельки росы. Оправляете в рот и с аппетитом жуете. Поднимаете глаза, а сквозь листья виднеются забытые кисточки красной смородины, ягоды зрелые с тонкой кожицей, вы собираете полную горсть, и рука сама тянется ко рту. Вкусно! А совсем рядом  дерево яблони-китайки. Ветки склонились до земли под тяжестью многочисленных красных яблочек. Такие по одному в рот не попадают – лучше когда парочка. Яблочки сочные. Вот бабушка выходит на крыльцо и зовет к завтраку.

Вы вбегаете в дом. А там уже пузатый самовар дымится на столе, а рядом среди прочего тарелка с тонко нарезанными дольками лимона. Кладете ломтики на язык. Прижимаете к нёбу, сок так и брызжет…»

Откройте глаза.

Какое ощущение возникло?

Какой, по вашему, будет тема нашего урока? Запишите в тетрадь.

2.Учитель формирует цели и задачи урока и соотносит их с результатами обучения.

(Слайд 2-3)

Учащиеся отвечают: кисло.

Кислоты

Записывают в тетрадь.

Учащиеся внимательно слушают.

Изучение нового материала (30 мин)

1.Какие вы знаете кислоты? (5 мин)

   Где  встречаются кислоты?

   Какие кислоты самые важные?

   В чем вред и польза кислот?

   Где применяются кислоты?

   

Учащиеся отвечают: серная, соляная и т.д.

Учащиеся представляют свои презентации, выполненные дома.

2.Какие вещества называются кислотами? (Слайд 4)

На какие группы классифицируются кислоты? Какие молярные массы имеют кислоты и массовые доли водорода в них? Предлагается работа в группах.

 (Слайд 5-7)

Учащиеся дают определение кислот.

Работают в группах.

Перед учащимися разложены формулы кислот (серной, соляной, угольной, фосфорной, азотной)

1 группа находит сходства в формулах кислот;

2 группа находит различия в формулах кислот;

3 группа находит молярные массы кислот;

4 группа находит массовые доли водорода в кислотах. По окончании работы выходит один представитель каждой группы записывает результаты в таблицу на доске.

Каждая группа анализирует таблицу и классифицирует кислоты.

3.Какими физическими свойствами обладают кислоты?

Только не следует их пробовать на вкус! Для определения кислоты существуют специальные вещества-указатели.
 Как они называются?
Какие бывают индикаторы? (Слайд 8)

Существуют и природные индикаторы.

(Слайд 9)

Кислотность среды можно определить с помощью модульной системы экспериментов на базе цифровых технологий. (Слайд 10)

Чтобы работать с кислотами необходимо знать правила техники безопасности.

Демонстрирует видеофрагмент.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5aa-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_05.swf

Учащимся предлагается работа в группах на определение кислоты с помощью инструктивных карт.

Проводит физкультминутку.

Учащиеся отвечают: имеют  кислый вкус, жидкости, но есть и твердые вещества, многие растворимы в воде.

Индикаторами. 

Лакмус, фенолфталеин, метилоранж, универсальный индикатор

1группа определяет кислоту с помощью лакмуса, фенолфталеина, метилоранжа.

2группа с помощью универсального индикатора

3группа с помощью краснокочанной капусты

4 группа с помощью модульной системы экспериментов.

Работают в группах. По окончании работы  один представитель каждой группы знакомит с результатом. Остальные записывают в тетрадях

Учащиеся выполняют.

Какими химическими свойствами обладают кислоты?  (Слайд 11)

Со всеми ли металлами, основаниями, оксидами и солями взаимодействуют кислоты? Чтобы это проверить, необходимо выполнить  эксперименты

с помощью инструктивных карт.

(Слайд 12,13,14,15)

Учащиеся отвечают: с металлами, основаниями, оксидами и солями.

1группа проводит химический опыт: взаимодействие соляной кислоты с металлами (алюминием, медью и цинком)

2группа проводит химический опыт: взаимодействие соляной кислоты с оксидом кальция и оксидом углерода, предварительно его получив.

3группа проводит химический опыт: взаимодействие соляной кислоты с гидроксидом натрия и гидроксидом цинка.

4 группа проводит химический опыт: взаимодействие соляной кислоты с солями (нитратом серебра, сульфатом цинка и карбонатом натрия)

Работают в группах. По окончании работы  один представитель каждой группы знакомит с результатом и делает вывод о свойствах кислот. Остальные записывают в тетрадях.

                                                      Закрепление (5мин)

Выполнить интерактивное задание.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbd1-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_38_02.swf

Учащиеся выполняют интерактивное задание на компьютерах «Химические свойства кислот»

Рефлексия (3 мин)

Организует аналитическую деятельность учащихся. (Слайд 16)

Что вы узнали из  урока?

Какие виды деятельности применяли на уроке?

На сколько баллов вы оцениваете свою работу?

Каким цветом вы оцениваете свое эмоциональное состояние?

Анализируют эффективность своей работы согласно поставленному в начале урока плана, делают выводы.

Что называется кислотой.

Нахождение в природе. Применение.

Классификацию кислот.

Какие существуют индикаторы и как меняют свой цвет.

Химические свойства кислот.

Словесный.

Решение расчетных задач.

Работа с инструктивной картой.

Выполнение исследовательского задания.

Выполнение интерактивного задания.

Учащиеся отвечают.

Домашнее задание (2мин)

Задает домашнее задание: п.38, упр. 3-6

(Слайд 17)

Информационные ресурсы.

Химия поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна 8 класс. Автор В.Г. Денисова

Химия О.С. Габриелян 8 класс

Химия. Настольная книга учителя 8 класс О.С. Габриелян

http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/himiya/INDIKATORI.html

http://www.hemi.nsu.ru/ucheb183.htm

http://www.alhimikov.net/elektronbuch/Page-20.html

                                                                  Приложение.

                                                               Таблица на доске.

Формулы кислот

Сходства кислот

Различия кислот

Молярные массы кислот

Массовые доли водорода в кислотах

                                                            Инструктивная карта №1

В штативе  имеется  две  пробирки с растворами.

Разделите  растворы на три пробирки. Добавьте в них лакмус, фенолфталеин и метилоранж. Определите в какой пробирке находится  кислота.

                                                             Инструктивная карта №2

В штативе  имеется  две  пробирки с растворами.

 Добавьте в них универсальный индикатор.

С помощью шкалы определите в какой пробирке находится  кислота.

                                                             Инструктивная карта №3

В штативе  имеется  две  пробирки с растворами.

Краснокочанную капусту измельчить в ступке, добавить воды. Полученный раствор добавить в пробирки с растворами.

Определите в какой пробирке находится  кислота.

                                                             Инструктивная карта №4

В штативе  имеется  две  пробирки с растворами.

Включить цифровой измерительный модуль рН, опустить сначала в первый раствор, затем во второй. Если  рН˂  7-среда кислая, если рН ˃  7- среда щелочная.

Определите в какой пробирке находится  кислота.

                                                              Инструктивная карта №5

В три пробирке налейте по 1 мл раствора соляной кислоты. Добавьте в первую пробирку гранулу цинка, во вторую – алюминия, в третью – меди. Что наблюдаете? С помощью электрохимического ряда напряжений металлов, отметьте, с какими металлами реагируют кислоты? Напишите соответствующие  уравнения реакций.

                                                              Инструктивная карта №6

В две пробирки налейте по 1 мл раствора соляной кислоты. Добавьте в первую пробирку оксид кальция. В чистую пробирку добавьте небольшое количество карбоната натрия и 1 мл соляной кислоты. Закройте газоотводной трубкой. Полученный газ пропустите в раствор серной кислоты. Что наблюдаете? Отметьте, с какими оксидами реагируют кислоты? Напишите соответствующие  уравнения реакций.

                                                                Инструктивная карта №7

В одну пробирку налейте  1 мл раствора гидроксида натрия, в другую сульфат цинка и гидроксид натрия. Затем добавьте в каждую из пробирок фенолфталеин. Как изменилась окраска? Добавьте в эти пробирки раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Отметьте, с какими основаниями  реагируют кислоты? Напишите соответствующие  уравнения реакций.

                                                                 Инструктивная карта №8

В три пробирке налейте по 1 мл раствора соляной кислоты. Добавьте в первую пробирку нитрат серебра, во вторую – сульфат цинка, в третью – карбонат натрия. Что наблюдаете? В каком случае протекают реакции солей с кислотами ? Напишите соответствующие  уравнения реакций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по химии 10 класса на тему "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура".

Презентация к уроку по химии 10 класса на тему "Спирты: строение, классификация, изомерия, номеклатура" изпользуется учителем при изучении соответствующей темы. Рабочая программа и учебник О.С.Габриел...

Конспект урока по химии 10 класса по теме "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура".

Конспект урока по химии в 10 классе по теме "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура" окажет помощь учителю химии, работающему по программе и учебнику О.С.Габриеляна, при изучении соот...

Конспект урока с презентацией к обобщающему уроку по химии 8 класса на тему "Соединения химических элементов"

Обобщающий урок по теме "Соединения химических элементов" по химии 8 класс. Урок проводится в форме игры-путешествия. Такая форма способствует качественному закреплению материала. Цель урока: выявить ...

Урок по химии 9 класс "Соли азотной кислоты"

Урок по химии 9 класс "Соли азотной кислоты"...

Презентация к уроку по химии, 8 класс на тему "Путешествие в мир кислот"

Урок проводится как вводное путешествие по миру кислот....