Правила техники безопасности
видеоурок по химии (8 класс) на тему

Кароян Иветта Левоновна

Тема: Правила техники безопасности. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. 

Учитель: Кароян Иветта Левоновна

Класс: 8-а

Тип урока: урок - практическое занятие.

n/n

Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока, на которых технология применяется

1.

Применение ИКТ для показа презентации в PowerPoint

На протяжении всего урока

2.

Комплексное применение знаний и умений

На протяжении всего урока

3.

Элементы здоровьесберегающей технологии

На протяжении всего урока

Цели:

образовательные: познакомить учащихся с правилами техники безопасности при работе в кабинете химии, основным лабораторным оборудованием, нагревательными приборами, его назначением и приемами обращения с ним;

развивающие: совершенствовать учебные умения школьников при выполнении практических действий, опытов; формировать умение извлекать информацию из устного сообщения, презентации, наблюдаемых процессов; описывать наблюдения, изображать схематически приборы; формировать умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы; продолжать формирование химической речи учащихся, творческого мышления.

:воспитательные: воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах. воспитывать нравственные качества личности, аккуратность, самостоятельность.

Материально-техническое обеспечение урока: инструкция «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете»; компьютеры,  телевизор для показа презентации в PowerPoint, образцы химической посуды, демонстрационный лабораторный штатив, установка для перегонки.                                   

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.  

-Сегодня нам предстоит выполнить первую практическую работу «Правила ТБ при работе в кабинете химии. Приемы обращения с лабораторным оборудованием». В ходе выполнения практической работы вы узнаете об общих требованиях при работе в кабинете в кабинете химии, изучим правила ТБ при работе с реактивами и оборудованием. Кроме того, нам предстоит рассмотреть основные виды образцов лабораторной посуды и оборудования, а также их назначение; познакомиться с устройством лабораторного штатива и спиртовки, отработаем приемы работы с ними.

III. Актуализация знаний.

 Как-то раз один знакомый французского химика Шарля Вюрца, жившего в 19 веке, застал его озабоченно прохаживающимся под окнами собственной лаборатории. На вопрос, что он тут делает, Вюрц ответил: «Ожидаю результата опыта». Этот случай показывает, насколько беспомощным был человек, великий химик, перед теми неприятными сюрпризами, которые таят в себе разнообразные вещества и химические процессы. В позапрошлом столетии ТБ при работе в химических лабораториях находилась в стадии формирования, поэтому исследователи часто сталкивались с неприятными сюрпризами-взрывами, выделением ядовитых, дурно пахнущих веществ, химическими и термическими ожогами. Вот почему знания правил ТБ и  о способах предотвращения возможных опасностей помогут нам сохранить силы и здоровье для будущей плодотворной работы. 

IV. Ознакомление с правилами техники безопасности.

Презентация Power Point.

Учитель представляет общие правила техники безопасности при работе в кабинете химии, учащиеся конспектируют положения.

 

V. Знакомство с лабораторным оборудованием.

Учитель демонстрирует образцы химической посуды и их назначение. Объясняет устройство лабораторного штатива.

VI. Выполнение практической работы, оформление.

Учащиеся выполняют практическую работу (работа в парах) по инструкции и проводят оформление.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Выучить правила техники безопасности по учебнику с.43 .

VIII. Рефлексия. Что было нового сегодня на уроке? Кто доволен своей работой?

- Молодцы, вы успели многое сделать и узнать много нового.

-Урок окончен, спасибо всем!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок химии в 8-а классе по теме: Практическая работа «Приемы обращения с лабораторным оборудованием»

 Учитель: Кароян Иветта Левоновна

Тип урока: урок – практическое занятие

Цели и задачи урока:

Цели:

образовательные: познакомить учащихся с правилами техники безопасности при работе в кабинете химии, основным лабораторным оборудованием, нагревательными приборами, его назначением и приемами обращения с ними;

развивающие: совершенствовать умения школьников при выполнении практических действий, опытов; формировать умение извлекать информацию из устного сообщения, презентации, наблюдаемых процессов; описывать наблюдения, изображать схематически приборы; формировать умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы; формирование химической речи учащихся, творческого мышления;

воспитательные: воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах. воспитывать нравственные качества личности, аккуратность, самостоятельность.

Оборудование: инструкция «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете»; компьютер,  телевизор для показа презентации в PowerPoint, образцы химической посуды, демонстрационный лабораторный штатив, установка для перегонки.                                  

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

Сегодня мы проводим урок – практикум. Этот первый урок «Практической работы» поможет Вам в дальнейшем при выполнении всех практических занятий при изучении химии.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.        

при работе в кабинете химии. Приемы обращения с лабораторным оборудованием». В ходе выполнения практической работы вы узнаете об общих требованиях при работе в кабинете химии, узнаете правила ТБ при работе с реактивами и оборудованием. Кроме того, нам предстоит рассмотреть основные виды образцов лабораторной посуды и оборудования, а также их назначение, познакомитесь с устройством лабораторного штатива и спиртовки.

  1. Актуализация знаний.

Как-то раз один знакомый французского химика Шарля Вюрца, жившего в 19 веке, застал его озабоченно прохаживающимся под окнами собственной лаборатории. На вопрос, что он тут делает, Вюрц ответил: «Ожидаю результата опыта». Этот случай показывает, насколько беспомощным был человек, великий химик, перед теми неприятными сюрпризами, которые таят в себе разнообразные вещества и химические процессы. В позапрошлом столетии ТБ при работе в химических лабораториях находилась в стадии формирования, поэтому исследователи часто сталкивались с неприятными сюрпризами-взрывами, выделением ядовитых, дурно пахнущих веществ, химическими и термическими ожогами. Вот почему знания правил ТБ и  о способах предотвращения возможных опасностей помогут Вам сохранить силы и здоровье для будущей плодотворной работы.

  1. Ознакомление с правилами техники безопасности.

Презентация Power Point.

Учитель представляет общие правила техники безопасности при работе в кабинете химии, учащиеся конспектируют положения.

Учитель: (Слайд № 3,4)

Помни, каждый ученик, знай любая кроха:

Безопасность -  хорошо, а халатность – плохо!

Не спеши хватать пробирку, а инструкцию читай.

Убедись, что ты все понял, вот тогда и начинай.

Учащиеся (конспектируют в рабочих тетрадях): Прежде чем приступить к работе, необходимо ознакомиться с инструкцией и порядком проведения данной работы.

 Учитель: (Слайд №5)

Чтобы опыт получился, пользуйся посудой чистой!

Учащиеся (конспектируют): Опыт необходимо проводить в чистой посуде.

Учитель: (Слайд №6)

Чай и вкусный бутерброд очень просятся в твой рот.

Не обманывай себя, есть, и пить у нас нельзя!

Это, друг, химкабинет, для еды условий нет.

 Учащиеся (конспектируют):  Запрещается прием пищи в кабинете химии

Учитель: (Слайд №7)

Пусть в пробирке пахнет воблой, в колбе – будто мармелад.

Вещества на вкус не пробуй! Сладко пахнет даже яд.

Учащиеся (конспектируют): Запрещается пробовать химические вещества на вкус

Учитель:  (Слайд №8)

Как же нюхать вещества? В колбу нос совать нельзя!

Что может случиться? Ты можешь отравиться!

Учащиеся (конспектируют): При определении запаха веществ нельзя наклоняться и вдыхать пары. Нужно легким движением руки над горлом сосуда направить газ к носу.

Учитель: (Слайд №9)

В кислоту не лей ты воду, а совсем наоборот

Тонкой струйкой подливая, осторожненько мешая,

Лей в водичку кислоту – так отвадишь, ты беду.

Учащиеся (конспектируют): При разбавлении кислот водой всегда кислоту следует медленно, тонкой струей при перемешивании наливать в воду.

Учитель: (Слайд №10)

Это должен каждый знать: спирт в спиртовке поджигать

Спичкой только можно, и очень осторожно.

Мы растворчик подогрели, вещества у нас вскипели.

Надо пламя укротить и спиртовочку закрыть.

Учащиеся (конспектируют): Чтобы погасить пламя спиртовки, ее следует закрыть колпачком.

Учитель: (Слайд №11)

Вдруг попал тебе на кожу ядовитый химикат:

Срочно смой ее водою, не то будешь сам не рад!

Если это кислота – содой мы ее тогда,

Ну а если это щелочь – борной смоем кислотой,

С кожи выгоним долой.

Учащиеся (конспектируют): Если случайно кислота или щелочь попадает на руки или одежду, то немедленно смыть ее большим количеством воды, а затем содой (если кислота) или борной кислотой (если щелочь).

  1. Знакомство с лабораторным оборудованием.

Учитель демонстрирует образцы химической посуды и их назначение.

(Слайды 13-18)

  • Пробирки.
  • Плоскодонные колбы.
  • Круглодонные колбы.
  • Химические стаканы.
  • Воронки.
  • Делительные воронки.
  • Фарфоровые чашечки.
  • Мерные цилиндры.
  • Щипцы.

Учитель объясняет устройство лабораторного штатива, показывает основные ее части . (Слайд №19)

  1. Выполнение практической работы, оформление.

Учащиеся выполняют практическую работу (работа в парах) по инструкции «Правила техники безопасности. Приемы обращения с лабораторным оборудованием» ( приложение №1) и проводят оформление.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 

Выучить правила техники безопасности по учебнику с.43 .

  1. Рефлексия.

Что было нового сегодня на уроке?

 Кто доволен своей работой?

Покажите свое настроение на уроке.

- Молодцы, вы успели многое сделать и узнать много нового.

-Урок окончен, спасибо всем!

Приложение № 1

ИНСТРУКЦИЯ.

Порядок выполнения работы.

  1. Рассмотрите выданные образцы химической посуды. Определите назначение.
  2. Сделайте рисунки трех предметов химической посуды и объясните, каково их назначение.
  3. Рассмотрите составные части лабораторного штатива, уясните их назначение.
  4. Соберите штатив и закрепите на нем лапку, кольцо.
  5. Зарисуйте собранный штатив, укажите  его основные детали.
  6. Письменно ответьте на вопросы:
  1. Каковы правила набора твердого вещества из склянки в пробирку?
  2. Как правильно необходимо проводить перемешивание растворов в пробирке?

7. Сделайте вывод по итогам работы.

                                       Список литературы:

  1. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. « Учебник химия – 8 класс». М.: «Просвещение», 1997.
  2. О.С. Габриелян. Настольная книга учителя химии. 8 класс. М.: Дрофа, 2002.
  3. Фото: Мультимедийное приложение к учебнику С.С.Бердоносова «Химия 8 класс. 9 класс», ЗАО «Просвещение – МЕДИА», 2005.
  4. Е.П. Ким. «химия 8-9 классы. Практические работы». Саратов.: Лицей, 2002.
  5. Г.Л. Маршанова. Техника безопасности в школьной химической лаборатории. М.: АРКТИ, 2002.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ. ПРИЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ» УРОК ХИМИИ В 8 КЛАССЕ Презентацию подготовила Учитель химии ФГОУ – СОШ №21 Кароян И.Л.

Слайд 2

План. Общие правила техники безопасности при работе в кабинете химии . Оказание первой медицинской помощи. Лабораторное оборудование: Химическая посуда: назначение лабораторного оборудования устройство лабораторного штатива Особые предупредительные знаки..

Слайд 3

Правила техники безопасности Помни, каждый ученик, Знай, любая кроха: Безопасность — хорошо, А халатность — плохо! Опыт люби — основу предмета, Читай, думай, наблюдай, Умей найти на все ответы, Жизнь цени, твори, мечтай .

Слайд 4

Перед выполнением работы внимательно изучи инструкцию Не спеши хватать пробирку, А инструкцию читай. Убедись, что ты все понял, Вот тогда и начинай

Слайд 5

При работе используй чистую посуду Чтобы опыт получился, Пользуйся посудой чистой!

Слайд 6

Запрещается приём пищи в кабинете химии Чай и вкусный бутерброд Очень просятся в твой рот. Не обманывай себя Есть и пить у нас нельзя! Это, друг, химкабинет , для еды условий нет.

Слайд 7

Запрещается пробовать химические вещества на вкус Пусть в пробирке пахнет воблой, В колбе — будто мармелад. Вещества на вкус не пробуй! Сладко пахнет даже яд.

Слайд 8

Правила определения запаха веществ Как же нюхать вещества? В колбу нос совать нельзя! Что может случиться? Ты можешь отравиться !

Слайд 9

Самостоятельные опыты без разрешения учителя проводить запрещено Сердца ваши пусть будут смелыми, А руки пусть будут умелыми, Движенья их будут быстрыми, А помыслы только чистыми.

Слайд 10

В кислоту не лей ты воду, А совсем наоборот Тонкой струйкой подливая, Осторожненько мешая, Лей в водичку кислоту – Так отвадишь ты беду.

Слайд 11

Это должен каждый знать: Спирт в спиртовке поджигать Спичкой только можно И очень осторожно . Мы растворчик подогрели, Вещества у нас вскипели. Надо пламя укротить И спиртовочку закр ыть.

Слайд 12

Вдруг попал тебе на кожу Ядовитый химикат: Срочно смой его водою, Не то будешь сам не рад! Если это кислота- Содой мы ее тогда, Ну а если это щелочь- Борной смоем кислотой, С кожи выгоним до лой. Оказание первой медицинской помощи

Слайд 13

Лабораторное оборудование - Пробирки Плоскодонные колбы Круглодонные колбы Химические стаканы Воронки Делительные воронки Фарфоровые чашечки Мерные цилиндры Щипцы

Слайд 14

Лабораторное оборудование

Слайд 17

Круглодонные колбы -проведение опытов Химические стаканы -проведение опытов

Слайд 18

Назначение лабораторного оборудования Пробирки -проведение опытов Стеклянные палочки -перемешивание веществ

Слайд 19

Воронки -переливание жидкостей Фарфоровые чашечки -выпаривание Мерные цилиндры - измерение объема жидкости

Слайд 20

Устройство лабораторного штатива лапка кольцо подставка стержень муфта

Слайд 21

Обращайте особое внимание на предупредительные знаки ! 1 2 3 4 5 6 6 Огнеопасное вещество. Взрывоопасное вещество. Ядовитое вещество. Едкое вещество. Раздражающее вещество. Радиоактивное вещество .

Слайд 22

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выучить правила техники безопасности при работе в химическом кабинете учебник с.43, химическое оборудование (по тетради)

Слайд 23

СПАСИБО ВСЕМ! P.S. Не забудьте подписаться в журнале ТБ.

Слайд 24

Источники: 1Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман Химия: Неорганическая химия: Учеб. Для * кл . –М: Просвещение,1997,с.43. Фото: Мультимедийное приложение к учебнику С. С. Бердоносова . Химия. 8 класс. 9 класс., ЗАО « Просвещение-МЕДИА » 2005. Е. П. Ким. Химия 8-9 классы. Практические работы. Саратов.: Лицей, 2006. О. С. Габриелян. Настольная книга учителя химии. 8 класс. М.: Дрофа, 2006 Г. Л. Маршанова.Техника безопасности в школьной химической лаборатории. М.:АРКТИ,2002 http://festival.1september.ru/articles/646924 http://www.myshared.ru/slide/582503/ http://ppt4web.ru/khimija/tekhnika-bezopasnosti-na-urokakh-khimii2.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Правила техники безопасности при работе с химическими веществами".

Первый урок после каникул. Ещё свежи в памяти впечатления летнего отдыха, ещё не совсем испарилось беззаботное настроение. А так необходимо настраиваться на деловой лад, вспоминать всё то, что з...

Правила техники безопасности в кабинете химии

Правила техники безопасности при обращении с лабораторным оборудованием и реактивами; группы хранения веществ....

Электронное пособие для уроков информатики по теме «Правила техники безопасности при работе на компьютере»

Электронное пособие  выполнено в форме презентации  в Power Point.Это переработанная стандартная инструкция по правилам техники безопасности при  работе на компьютере  более доступ...

Правила техники безопасности на уроках волейбола

Правила техники безопасности на уроках волейбола...

Тема: «Утюг. Правила техники безопасности».

Цель: 1. Познакомить детей с видами электроутюгов. 2. Формировать знания о правилах пользования утюгом и техникой безопасности с ним. 3.Развивать познавательные процессы. 4. Способствовать социально-т...

Правила техники безопасности на кухне.

В ходе работы на кухне, чтобы избежать порезов рук,    ожогов и других травм, необходимо соблюдать  правила техники безопасности....