Задания школьного тура Всероссийской олимпиады по химии
олимпиадные задания по химии (9 класс) на тему

Власенко Мария Владимировна

Рекомендации по организации и проведению школьного  тура олимпиады по химии для 9 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по организации и проведению

школьной олимпиады по химии

Характеристика заданий олимпиады школьного этапа

8 кл

9 кл

10 кл

11 кл

Длительность олимпиады (астрономические часы)

2 часа

2 часа

3 часа

3 часа

Максимальное кол-во баллов

18

14

15

18

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии является, безусловно, важнейшим. Именно с него начинается олимпиадное движения, он самый массовый и открытый. Его цели – популяризация олимпиадного движения, повышение интереса к химии, демонстрация значимости химических знаний в различных областях жизни.

Первый этап Всероссийской олимпиады школьников по химии – школьный. Он является открытым (в нем могут участвовать все желающие школьники), таким образом, в полной мере реализуется принцип равнодоступности и добровольности участия в олимпиадном движении.

Информационная поддержка школьного этапа олимпиады заключается в широком оповещении через сайт образовательного учреждения, социальные сети и другие средства информационно-коммуникационных технологий, а также через методические объединения учителей и преподавателей естественнонаучного цикла.

Длительность теоретического тура составляет не более 2, а экспериментального тура – не более 1 астрономического часа. Если проведение экспериментального тура невозможно, то задание теоретического выполняется в виде мысленного эксперимента.

Теоретическому туру школьного этапа может предшествовать проведение заочной олимпиады. На сайте и на информационно-тематических стендах образовательных учреждений публикуются задания, и указывается срок, до которого учащиеся могут подать свои решения. Заочный тур школьного этапа олимпиады может быть сопряжен с подготовкой и защитой реферата на заданную тему. При этом при оценке необходимо учитывать корректность цитирования, полноту сбора информации, умение обобщать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Проведению теоретического тура должен предшествовать инструктаж участников о правилах участия в олимпиаде. Участник может взять с собой в аудиторию письменные принадлежности,  калькулятор. В аудиторию категорически не разрешается брать бумагу, справочные материалы, средства сотовой связи.

Порядок проведения туров школьного этапа Олимпиады

Участники Олимпиады допускаются до всех предусмотренных программой туров. Промежуточные результаты не могут служить основанием для отстранения от участия в Олимпиаде.

I. Теоретический тур

1. Задания каждого из комплектов составлены в одном варианте, поэтому участники должны сидеть по одному за столом (партой).

2. Вместе с заданиями каждый участник получает необходимую справочную информацию для их выполнения (периодическую систему, таблицу растворимости).

3. Во время выполнения задания участник может выходить из аудитории. При этом работа в обязательном порядке остается в аудитории. На ее обложке делается пометка о времени выхода и возвращения учащегося.

II. Экспериментальный тур

Экспериментальный тур проводится в специально оборудованных практикумах или кабинетах химии. Для выполнения экспериментального тура участники получают необходимые реактивы, оборудование и тетради для оформления работы.

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ ПО ХИМИИ

9 КЛАСС

(время выполнения работы – 3 часа)

Тест

К каждому заданию даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный ответ.  

  1. Наибольшую молекулярную массу имеет

        1) BaCl2       2) ВаS04        3) Ва3(Р04)2      4) Ва3Р2

  1. Трехэлементное вещество — это ...

        1) серная кислота;        2) негашеная известь (оксид кальция);

3) хлорид железа (III);     4) медный купорос.

  1. Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции

(СuОН)2С03 + НСl = СuСl2 + С02 + ...

             1)10        2)11        3)12        4) 9

  1. Количество вещества (моль), содержащееся в 6,255 г хлорида фосфора (V)        

        1) 0,5        2) 0,3       3) 0,03       4) 0,15

  1. Масса (в граммах) навески нитрата алюминия, в которой содержится 3,612∙1023 атомов азота

1)127,8      2) 42,6       3) 213        4)14,2

  1. Число протонов и нейтронов в ядре изотопа 40 К

             1) р = 20, n=19   2) р = 40, n = 19   3) р= 19, n = 21     4) р = 21, n=19

  1. Реакция, в результате которой выпадает осадок

             1) КОН + НСl    2) К2С03 + Н2S04      3) Cu(OH)2 +HNO3    4) Nа2S + Рb(N03)2

  1. При взаимодействии смеси цинка (5,2 г) и карбоната цинка
    (5,0 г) с соляной кислотой выделяются газы объемом (н.у.)

            1) 0,896 л        2) 1,792 л        3) 2,688 л       4) 22,4 л

     9.    В 250 мл воды растворили 150 г хлорида кальция. Массовая доля соли в растворе (в процентах) равна:

          1) 60     2) 37,5     3) 75     4) 62,5

    10.  Молярная масса газа массой 0,84 г, занимающего объем 672 мл (н.у.), равна

           1) 44      2) 28         3) 32       4)16

Итого 10 баллов

Задачи

1.  При  взаимодействии 9,6 г оксида металла (III) с серной кислотой образуется 24 г сульфата металла (III). Определите металл.                                                                                                      (3 балла)

 2. Напишите уравнения реакций, при помощи которых, используя простые вещества кальций, фосфор и кислород, можно получить фосфат кальция.                                                          (2 балла)

3. 50 г смеси карбонатов бария и натрия растворили в избытке соляной кислоты. Добавление к полученному в результате реакций раствору избытка раствора сульфата натрия приводит к выпадению 46,6 г осадка.                                                                                                                       Напишите уравнения протекающих реакций и определите массовые доли (в %) карбонатов в смеси. (7 баллов)

4. Осуществите цепочку превращений:

S  X1  X2  X3  X4  X5

 (5 баллов)

         5. Какие из ионов не могут находиться в одном растворе? Почему?

                               Ba 2+;   H+;   Cl-;   OH-;   SO42-.

                Ответ подтвердите ионными уравнениями. Запишите не менее двух молекулярных уравнений,   соответствующих вашим сокращённым      ионным уравнениям.

                                                                                                                                                    (4 балла)

                                                                                                                      Максимально  -  31 балл

Решения заданий 9 класса

Тест

вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ

3

1

2

3

2

3

4

3

2

2

Задачи

1.  Me2O3 + 3 H2SO4 = Me2(SO4)3 + 3 H2O                                                                               1 балл

     1 моль                       1 моль

 (2х + 48) г ∕ моль         (2х + 288) г/ моль         n (X) = m (X) ∕ M (X)

n (Me2O3 ) = n (Me2(SO4)3)                  

  9, 6   ∕  2х + 48 = 24 ∕  2х + 288;      х = 56 (Fe –железо)                                                           2 балла

                                                                                                                                        Всего 3 балла

2.  4 Р + 5О2 = 2 Р2О5                                                                                                                                                                         0,5    балла

     2 Сa + O 2 = 2 CaO                                                                                                               0,5   балла

     3 СaO + P2 O5 = Ca3 (PO4)2                                                                                                  1 балл

                                                                                                                                      Всего     2 балла

3. Уравнения протекающих реакций:

BaCO3 + 2HCl = BaCl2 + CO2 + H2O (1)                                                                     1 балл

Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2 + H2O (2)                                                                     1 балл

BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 + 2NaCl (3)                                                                     1 балл

По массе осадка BaSO4 и уравнениям реакций (3) и (1) определим массу BaCO3.

По уравнению реакции (3) рассчитаем количество вещества BaCl2:

ν(BaCl2) = ν(BaSO4) = 46,6 / 233 = 0,2 моль                                                             1 балл

По уравнению реакции (1) рассчитаем количество вещества BaCO3 и затем его массу:

ν(BaCO3) = ν(BaCl2) = 0,2 моль [из уравнения реакции (3)]                                            

m(BaCO3) = 0,2  197 = 39,4 г                                                                             1 балл

Определим массовые доли карбонатов в смеси:

ω( BaCO3) = 39,4 / 50 = 0,788 или 78,8%                                                                     1 балл

ω(Na2CO3) = 100 – 78,8 = 21,2%                                                                             1 балл

Ответ: ω(BaCO3) = 78,8%   ω(Na2CO3) = 21,2%

                                                                                                 Всего                 7 баллов

4. Уравнения реакций и названия веществ X1 - X5:

S + Fe = FeS (сульфид железа(II));                                                                                              1 балл

4FeS + 7O2 = 2Fe2O3 + 4SO2  (оксид серы(IV));                                                                         1 балл

2SO2 + O2 = 2SO3  (оксид серы(VI));                                                                                           1 балл

SO3 + NaOH = NaHSO4 (гидросульфат натрия);                                                                        1 балл

NaHSO4 + NaOH = Na2SO4 + H2O (сульфат натрия)                                                          1 балл

                                                                                                                        Всего                 5 баллов

5. В одном  растворе не могут находиться ионы:

а) Ba2+ + SO42-= BaSO4↓. Это приводит к образованию осадка                                               1 балл

    BaCl2 + H2SO4 = BaSO4↓ + 2 HCl                                                                                     0,5 балла

    Ba(NO3)2 + Na2SO4 = BaSO4↓ + 2 NaNO3                                                                                                                0,5 балла

б)  Н+ + ОН - = Н2О                                                                                                                      1 балл

     HCl + NaOH = NaCl + H2O                                                                                             0,5 балла

      HNO3 + KOH = KNO3 + H2O                                                                                            0,5 балла

                                                                                                                                        Всего: 4  балла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по химии для 8 - 11 класса.

Задания предназначены для учеников 8 -11 классов. Все задания дифференцированы по уровню сложности и составлены с учётом требований к олдимпиадным задачам. Задания для 8 класса составлены в  форм...

Олимпиадные задания школьного тура Всероссийского этапа олимпиады школьников для учащихся 9 класса

Олимпиадные задания для учащихся 9 классаОлимпиада – важнейшее средство не только проверки  географической подготовки школьников на данном этапе, но и развития географического мышления, представл...

Задания для школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по химии

Задания для школьного этапа олимпиады  учащихся 7-8 класса по химии...

Задания Школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по географии 2013 года. Школьный тур. 6-11 классы.

В данном разделе находятся задания Школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по географии 2013 года. Школьный тур. 6-11 классы....

Задания школьного тура Всероссийской олимпиады по биологии

Работа содержит задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по биологии, матрицу ответов и ключи к заданиям....

Задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников

В этом разделе представлены задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку...

Олимпиадные задания школьного этап всероссийской олимпиады по химии для учащихся 8 класса

Олимпиадные задания школьного этап всероссийской олимпиады по химии для учащихся 8 класса.Задания и ответы....