Рабочая программа по химии
рабочая программа по химии (10 класс) на тему

Елена Александровна Морозова-Винникова

Данная рабочая программа предназначена для реализации в 10 классе по УМК Габриеляна О.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_klass_poyasnitelnaya_zapiska.docx51.52 КБ
Файл kalendarnoe_planirovanie.docx41.13 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса химии для 10 класса составлена в соответствии с:

  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (пп.2, 3 ст. 28);
  • Областным законом от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
  • федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации №1089 от 05.03.2004);
  • федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004);
  • приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №987 от 30.04.2004 «О введении федерального базисного учебного плана, федерального и регионального компонентов государственных образовательных стандартов общего образования в образовательные учреждения Ростовской области»;
  • приказом Минобрнауки России от 20 августа 2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №  1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • приказом Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • приказом Минобрнауки России от 03.06. 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;
  • приказом Минобрнауки России от 10 ноября 2011 года № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;
  • приказом Минобрнауки России от 31.01.2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;
  • приказом Минобрнауки России от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312»;
  • приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  •  приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.04.2014 № 63 «Об утверждении  примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014 -2015 учебный год»;
  • примерной программой среднего общего образования по химии;
  • авторской программой среднего общего образования по химии 10-11 классы О.С. Габриеляна.
  • региональным компонентом содержания образования в Ростовской области.

Ведущими идеями предлагаемого курса являются:

 • материальное единство веществ природы, их генетическая связь;

• причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;

 • познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;

• объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;

• конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;

• законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ и материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;

 • наука и практика взаимосвязаны; требования практики — движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;

 • развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

Цели:

изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

• овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

• воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, для решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Общая характеристика учебного курса

Особенности содержания обучения химии в средней школе обусловлены спецификой химии как науки. Основными проблемами химии являются изучение состава и строение вещества, зависимости свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения необходимых человеку веществ, материалов, энергии. Поэтому в данной рабочей программе нашли отражение следующие содержательные линии:

  • «Вещество» - знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;
  • «Химическая реакция» - знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;
  • «Применение веществ» - знание и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
  • «Язык химии» - система важнейших понятий химии и терминов, в в которых они описываются, номенклатура органических и неорганических веществ, т.е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с русского языка на язык химии и обратно.

Место учебного предмета в учебном плане

В учебном плане средней школы химия включена в раздел «Содержание, формируемое участниками образовательного процесса». В МБОУ Конзаводской СОШ реализуется универсальный учебный план, предусматривающий изучение химии на базовом уровне  из расчета  2 часа в неделю, 70 часов в год.

Кл.

Полное

название курса, предмета, дисциплины (модуля)

инвариантная или вариативная часть учебного плана

количество часов

в неделю

в год

по программе

фактически

10

Химия

инвариантная

1

70

68

вариативная

1

Содержание учебного предмета «Химия»

Данная программа содержит все темы, включённые в федеральный компонент содержания образования.

Содержание программы носит образовательный характер. При проведении уроков используются беседы, лекции, семинары, работа в группах.

Введение (4 ч)

Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества.

Предпосылки создания теории строения: теория радикалов и теория типов, работы А. Кекуле, Э. Франкланда и А. М. Бутлерова, съезд врачей и естествоиспытателей в г. Шпейере. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере н-бутана и изобутана.

Электронное облако и орбиталь, их формы: s и р. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее разновидности: s u p. Водородная связь. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи.

Первое валентное состояние — sp3-гибридизация — на примере молекулы метана и других алканов. Второе валентное состояние — 2-гибридизация — на примере молекулы этилена. Третье валентное состояние — sp-гибридизация — на примере молекулы-ацетилена. Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них.

Демонстрации. Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них. Модели молекул СН4 и СН3ОН; С2Н2, С2Н4 и С6Н6; н-бутана и изобутана. Взаимодействие натрия с этанолом и отсутствие взаимодействия с диэтиловым эфиром. Коллекция полимеров, природных и синтетических каучуков, лекарственных препаратов, красителей. Шаростержневые и объемные модели молекул Н2, С12, N2, H2O, СН4. Шаростержневые и объемные модели СН4, С2Н4, С2Н2.

Тема 1

Строение и классификация органических соединений (4 ч)

Классификация органических соединений по строению «углеродного скелета»: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические (циклоалканы и арены) и гетероциклические. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры.

Основы номенклатуры органических соединений

Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая. Биологическое значение оптической изомерии.

Демонстрации. Образцы представителей различных классов органических соединений и шаростержневые или объемные модели их молекул. Таблицы «Название алканов и алкильных заместителей» и «Основные классы органических соединений». Шаростержневые модели органических соединений различных классов. Модели молекул изомеров разных видов изомерии.

Тема 2

Химические реакции в органической химии (2 ч)

Понятие о реакциях замещения. Галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов.

Понятие о реакциях присоединения. Гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации.

Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Дегидрирование алканов. Дегидратация спиртов. Дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов.

Реакции изомеризации.

Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму.

Расчетные задачи. 1. Вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного. 2. Комбинированные задачи.

Демонстрации. Взрыв смеси метана с хлором. Обесцвечивание йодной воды этиленом и ацетиленом. Получение фенолоформальдегидной смолы. Деполимеризация полиэтилена. Получение этилена и этанола. Крекинг керосина. Взрыв гремучего газа. Горение метана или пропанобутановой смеси (из газовой зажигалки). Взрыв смеси метана или пропанобутановой смеси с кислородом (воздухом).

Тема 3 Углеводороды (17 ч)

Понятие об углеводородах.

Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. Происхождение природных источников углеводородов. Риформинг, алкилирование и ароматизация нефтепродуктов. Экологические аспекты добычи, переработки и использования полезных ископаемых.

Алканы. Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические свойства алканов. Алканы в природе. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот, гидролиз карбида алюминия. Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация алканов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о механизме (свободно-радикальном) реакций в правилах техники безопасности в быту и на производстве.

Алкены. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов и спиртов. Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств.

Алкины. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Применение алкинов. Окисление алкинов.

Алкадиены. Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства. Взаимное расположение π-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение. Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С.В. Лебедева. Особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными π-связями.

Циклоалканы. Понятие о циклоалканах и их свойствах. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Изомерия циклоалканов (по «углеродному скелету», цис-, транс-, межклассовая). Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства циклопропана, циклобутана.

Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение π-связей. Изомерия и номенклатура аренов, их получение. Гомологи бензола. Влияние боковой цепи на электронную плотность сопряженного π-облака в молекулах гомологов бензола на примере толуола. Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование и алкилирование. Применение бензола и его гомологов. Радикальное хлорирование бензола. Механизм и условия проведения реакции радикального хлорирования бензола. Каталитическое гидрирование бензола. Сравнение реакционной способности бензола и толуола в реакциях замещения. Ориентирующее действие группы атомов СН3— в реакциях замещения с участием толуола.

Расчетные задачи. 1. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. 2. Нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях. 3. Комбинированные задачи.

Демонстрации. Коллекция «Природные источники углеводородов». Сравнение процессов горения нефти и природного газа. Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Каталитический крекинг парафина. Растворение парафина в бензине и испарение растворителя из смеси. Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание). Разделение смеси бензин — вода с помощью делительной воронки.

Получение метана из ацетата натрия и гидроксида натрия. Модели молекул алканов — шаростержневые и объемные. Горение метана, пропанобутановой смеси, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение метана, пропанобутановой смеси, бензина, парафина к йодной воде и раствору перманганата калия. Восстановление оксида меди (II) парафином.

Шаростержневые и объемные модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов. Получение этена из этанола. Обесцвечивание этеном бромной воды. Обесцвечивание этеном раствора перманганата калия. Горение этена.

Получение ацетилена из карбида кальция. Физические свойства. Взаимодействие ацетилена с бромной водой. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия. Горение ацетилена. Взаимодействие ацетилена с раствором соли меди или серебра.

Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π-связей.

Шаростержневые модели молекул циклоалканов и алкенов. Отношение циклогексана к раствору перманганата калия и бромной воде.

Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. Обесцвечивание толуолом подкисленного раствора перманганата калия и йодной воды.

Лабораторные опыты. 1. Построение моделей молекул алканов. 2. Сравнение плотности и смешиваемости воды и углеводородов. 3. Построение моделей молекул алкенов. 4. Обнаружение алкенов в бензине. 5. Получение ацетилена и его реакции с йодной  водой и раствором перманганата калия.

Тема 4

Спирты и фенолы (5 ч)

Спирты. Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксильных групп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола. Алкоголизм, его последствия. Профилактика алкоголизма.

Фенолы. Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Классификация фенолов. Сравнение кислотных свойств веществ, содержащих гидроксильную группу: воды, одно- и многоатомных спиртов, фенола. Применение производных фенола.

Расчетные задачи. Вычисления по термохимическим уравнениям.

Демонстрации. Физические свойства этанола, пропанола-1 и бутанола-1. Шаростержневые модели молекул изомеров с молекулярными формулами С3Н8О и С4Н10О. Количественное вытеснение водорода из спирта натрием. Сравнение реакций горения этилового и пропилового спиртов. Сравнение скоростей взаимодействия натрия с этанолом, пропанолом-2, глицерином. Получение простого эфира. Получение сложного эфира. Получение этена из этанола. Растворимость фенола в воде при обычной и повышенной температуре. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. Реакция фенола с хлоридом железа (III).

Лабораторные опыты. 6. Построение моделей молекул изомерных спиртов. 7. Растворимость спиртов с различным числом атомов углерода в воде. 8. Растворимость многоатомных спиртов в воде. 9. Взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II). 10. Взаимодействие водного раствора фенола с йодной  водой.

Тема 5

Альдегиды. Кетоны (3 ч)

Строение молекул альдегидов и кетонов, их изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Отдельные представители альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации формальдегида с фенолом. Особенности строения и химических свойств кетонов. Взаимное влияние атомов в молекулах.

Демонстрации. Шаростержневые модели молекул альдегидов и изомерных им кетонов. Окисление бензальдегида на воздухе. Реакция «серебряного зеркала». Окисление альдегидов гидроксидом меди (II).

Лабораторные опыты. 11. Построение моделей молекул изомерных альдегидов и кетонов. 12. Реакция «серебряного зеркала». 13. Окисление альдегидов гидроксидом меди (II). 14. Окисление бензальдегида кислородом воздуха.

Тема 6

Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры (5 ч)

Карбоновые кислоты. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения.

Сложные эфиры. Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров («углеродного скелета» и межклассовая). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции этерификации — гидролиза; факторы, влияющие на него. Решение расчетных задач на определение выхода продукта реакции (в %) от теоретически возможного, установление формулы и строения вещества по продуктам его сгорания (или гидролиза).

Жиры. Жиры — сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение жиров. Номенклатура и классификация жиров. Масла. Жиры в природе. Биологические функции жиров. Свойства жиров. Омыление жиров, получение мыла. Объяснение моющих свойств мыла. Гидрирование жидких жиров. Маргарин. Понятие о CMC. Объяснение моющих свойств мыла и CMC (в сравнении).

Демонстрации. Знакомство с физическими свойствами некоторых карбоновых кислот: муравьиной, уксусной, пропионовой, масляной, щавелевой, лимонной, олеиновой, стеариновой, бензойной. Возгонка бензойной кислоты. Отношение различных карбоновых кислот к воде. Получение приятно пахнущего сложного эфира. Отношение к бромной воде и раствору перманганата калия предельной и непредельной карбоновых кислот. Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот. Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масла к водным растворам йода и перманганата калия.

Лабораторные опыты. 15. Построение моделей молекул изомерных карбоновых кислот и сложных эфиров. 16. Сравнение силы уксусной и соляной кислот в реакциях с цинком. 17. Сравнение растворимости в воде карбоновых кислот и их солей. 18. Взаимодействие карбоновых кислот с основными оксидами, основаниями, амфотерными гидроксидами и солями. 19. Растворимость жиров в воде и органических растворителях.

Тема 7 Углеводы (7 ч)

Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы.

Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.

Моносахариды. Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль.

Дисахариды. Строение дисахаридов. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов.

Полисахариды. Крахмал и целлюлоза (сравнительная характеристика: строение, свойства, биологическая роль). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов. Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами — образование сложных эфиров.

Демонстрации. Образцы углеводов и изделий из них. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II). Получение сахарата кальция и выделение сахарозы из раствора сахарата кальция. Реакция «серебряного зеркала» для глюкозы. Взаимодействие глюкозы с фуксинсернистой кислотой. Отношение растворов сахарозы и мальтозы (лактозы) к гидроксиду меди (II) при нагревании. Ознакомление с физическими свойствами целлюлозы и крахмала. Набухание целлюлозы и крахмала в воде.

Лабораторные опыты. 20. Ознакомление с физическими свойствами глюкозы. 21. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при обычных условиях и при нагревании. 22. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с аммиачным раствором оксида серебра. 23. Кислотный гидролиз сахарозы. 24. Качественная реакция на крахмал. 25. Знакомство с коллекцией волокон.

Экспериментальные задачи. 1. Распознавание растворов глюкозы и глицерина. 2. Определение наличия крахмала в меде, хлебе, маргарине.

Тема 8

Азотсодержащие органические соединения (11 ч)

Амины. Состав и строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами. Гомологический ряд ароматических аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов. Применение аминов.

Аминокислоты и белки. Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями. Взаимодействие аминокислот с кислотами, образование сложных эфиров. Образование внутримолекулярных солей (биполярного иона). Реакция поликонденсации аминокислот. Синтетические волокна (капрон, энант и др.). Биологическая роль аминокислот. Применение аминокислот.

Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения.

Нуклеиновые кислоты. Общий план строения нуклеотидов. Понятие о пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры молекулы ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы животных и растений.

Демонстрации. Физические свойства метиламина. Горение метиламина. Взаимодействие анилина и метиламина с водой и кислотами. Отношение бензола и анилина к йодной воде. Окрашивание тканей анилиновыми красителями. Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот. Нейтрализация щелочи аминокислотой. Нейтрализация кислоты аминокислотой. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Качественные реакции на белки. Модели молекулы ДНК и различных видов молекул РНК. Образцы продуктов питания из трансгенных форм растений и животных; лекарств и препаратов, изготовленных с помощью генной инженерии.

Лабораторные опыты. 26. Построение моделей молекул изомерных аминов. 27. Смешиваемость анилина с водой. 28. Образование солей аминов с кислотами. 29. Качественные реакции на белки.

Тема 9

Биологически активные вещества (4 ч)

Витамины. Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Нормы потребления витаминов. Водорастворимые (на примере витамина С) и жирорастворимые (на примере витаминов А и D) витамины. Понятие об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах. Профилактика авитаминозов. Отдельные представители водорастворимых витаминов (С, РР, группы В) и жирорастворимых витаминов (A, D, E). Их биологическая роль.

Ферменты. Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность. Зависимость активности фермента от температуры и рН среды. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами.

Гормоны. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Классификация гормонов: стероиды, производные аминокислот, полипептидные и белковые гормоны. Отдельные представители гормонов: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин.

Лекарства. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин. Безопасные способы применения, лекарственные формы. Краткие исторические сведения о возникновении и развитии химиотерапии. Механизм действия некоторых лекарственных препаратов, строение молекул, прогнозирование свойств на основе анализа химического строения. Антибиотики, их классификация по строению, типу и спектру действия. Дисбактериоз. Наркотики, наркомания и ее профилактика.

Демонстрации. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины. Иллюстрации фотографий животных с различными формами авитаминозов. Сравнение скорости разложения Н2О2 под действием фермента (каталазы) и неорганических катализаторов (KI, FeCl3, MnO2). Плакат или кодограмма с изображением структурных формул эстрадиола, тестостерона, адреналина. Взаимодействие адреналина с раствором FeCl3. Белковая природа инсулина (цветные реакции на белки). Плакаты или кодограммы с формулами амида сульфаниловой кислоты, дигидрофолиевой и ложной дигидрофолиевой кислот, бензилпенициллина, тетрациклина, цефотаксима, аспирина.

Лабораторные опыты. 30. Обнаружение витамина А в растительном масле. 31. Обнаружение витамина С в яблочном соке. 32. Обнаружение витамина D в желтке куриного яйца. 33. Ферментативный гидролиз крахмала под действием амилазы. 34. Разложение пероксида водорода под действием каталазы. 35. Действие дегидрогеназы на метиленовый синий. 36. Испытание растворимости адреналина в воде и соляной кислоте. 37. Обнаружение аспирина в готовой лекарственной форме (реакцией гидролиза или цветной реакцией с сульфатом бериллия).

Практикум 1. Качественный анализ органических соединений. 2. Углеводороды. 3. Спирты и фенолы. 4. Альдегиды и кетоны. 5. Карбоновые кислоты. 6. Углеводы. 7. Амины, аминокислоты, белки. 8. Идентификация органических соединений.

Разделы курса

Характеристика основных содержательных линий

Перечень практических работ

Введение.

«Язык химии» - система важнейших понятий химии и терминов, в в которых они описываются, номенклатура органических и неорганических веществ, т.е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с русского языка на язык химии и обратно.

Глава первая. Строение органических соединений.

«Вещество» - знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии

«Применение веществ» - знание и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте.

 

Глава вторая. Реакции органических соединений

«Химическая реакция» - знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами.

Глава третья. Углеводороды.

«Вещество» - знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии

«Химическая реакция» - знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;

«Применение веществ» - знание и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;

«Язык химии» - система важнейших понятий химии и терминов, в в которых они описываются, номенклатура органических и неорганических веществ, т.е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с русского языка на язык химии и обратно.

Глава четвертая. Кислородсодержащие соединения.

«Вещество» - знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии

«Химическая реакция» - знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;

«Применение веществ» - знание и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;

«Язык химии» - система важнейших понятий химии и терминов, в в которых они описываются, номенклатура органических и неорганических веществ, т.е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с русского языка на язык химии и обратно.

Глава пятая. Углеводы

«Вещество» - знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии

«Химическая реакция» - знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;

«Применение веществ» - знание и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;

«Язык химии» - система важнейших понятий химии и терминов, в в которых они описываются, номенклатура органических и неорганических веществ, т.е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с русского языка на язык химии и обратно.

Глава шестая. Азотсодержащие соединения.

«Вещество» - знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии

«Химическая реакция» - знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;

«Применение веществ» - знание и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;

«Язык химии» - система важнейших понятий химии и терминов, в в которых они описываются, номенклатура органических и неорганических веществ, т.е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с русского языка на язык химии и обратно.

Практическая работа №1 «Решение экспериментальных задач по идентификации органических соединений»

Глава седьмая. Биологически активные соединения.

«Вещество» - знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии

«Применение веществ» - знание и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;

«Язык химии» - система важнейших понятий химии и терминов, в в которых они описываются, номенклатура органических и неорганических веществ, т.е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с русского языка на язык химии и обратно.

Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон»

Повторение и обобщение знаний по органической химии за 10 класс

«Вещество» - знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии

«Химическая реакция» - знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;

«Применение веществ» - знание и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;

«Язык химии» - система важнейших понятий химии и терминов, в в которых они описываются, номенклатура органических и неорганических веществ, т.е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с русского языка на язык химии и обратно.

Тематическое планирование

Разделы курса химии

Часы

Введение.

4

Предмет органической химии. Органические вещества

1

Теория строения органических соединений Д.И. Бутлерова.

1

Строение атома углерода

1

Валентные состояния атома углерода

1

Глава первая. Строение органических соединений.

7

Классификация органических соединений

2

Основы номенклатуры органических соединений

1

Изомерия и ее виды

2

Обобщение темы «Строение органических веществ»

1

Контрольная работа №1 «Строение органических веществ»

1

Глава вторая. Реакции органических соединений

4

Типы химических реакций в органической химии

2

Типы реакционноспособных частиц и механизмы реакций в органической химии

2

Глава третья. Углеводороды.

17

Природные источники углеводородов

1

Алканы

3

Алкены

2

Алкины

2

Урок-упражнение «Алкены, алкины».

1

Алкадиены

2

Циклоалканы

2

Ароматические углеводороды

2

Обобщение темы «Углеводороды»

1

Контрольная работа №2 «Углеводороды»

1

Глава четвертая. Кислородсодержащие соединения.

14

Спирты

3

Фенолы

2

Альдегиды и кетоны

2

Карбоновые кислоты

3

Сложные эфиры. Жиры.

2

Обобщение темы «Кислородсодержащие соединения»

1

Контрольная работа №3 «Кислородсодержащие соединения»

1

Глава пятая. Углеводы

7

Углеводы, их классификация и значение.

2

Моносахариды. Гексозы. Глюкоза.

2

Полисахариды. Крахмал и целлюлоза.

2

Обобщение темы «Углеводы»

1

Глава шестая. Азотсодержащие соединения.

5

Амины

1

Аминокислоты

1

Белки

1

Нуклеиновые кислоты

1

Практическая работа №1 «Идентификация органических соединений»

1

Глава седьмая. Химия и жизнь.

7

Пластмассы и волокна

1

Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс  и волокон»

1

Витамины

1

Ферменты

1

Гормоны

1

Лекарства

1

Обобщение темы «Химия и жизнь»

1

Повторение и обобщение знаний по органической химии за 10 класс

2

Подготовка к итоговой контрольной работе за год

1

Итоговая контрольная работа за 10 класс

1

Требования  к  уровню  подготовки

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,
  • основные теории химии: химической связи, строения органических соединений;
  • важнейшие вещества и материалы метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать: общие химические основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

                                           Литература  

  1. О.С Габриелян. П.П. Берёзкин, А.А. Ушакова. Контрольные  и  проверочные  работы. Химия. К  учебнику  О. С. Габриеляна  «Химия. 10». «Дрофа», Москва, 2012год.
  2. О. С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Настольная  книга  учителя  химии. «Дрофа», Москва, 2012 год.
  3. О.С. Габриелян. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Основная школа, средняя (полная) школа.. Базовый уровень, профильный уровень, «Дрофа», Москва, 2013 год.
  4. О.С. Габриелян. Химия  10  класс. Профильный уровень. «Дрофа», 2012  год    

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ Конзаводской СОШ

от __ августа 2014 г.№__

_________ О.В.Немтина

СОГЛАСОВАНО

Заместитель

директора по УВР

____ Е.В.Дронова-Латухова

_________________ 2014 г.



Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование по химии в 10 классе

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Демонстрации и лабораторные опыты

Дата

план

факт

1.

(1)

Диагностическая контрольная работа

Урок контроля

Выявление уровня остаточных знаний обучающихся

01.09

Введение (4 часа)

1.

(2)

Предмет органической химии

Урок формирования новых знаний

Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества.

Знать понятия: пространственное строение молекул, вещества молекулярного и немолекулярного строения, углеродный скелет, функциональная группа, гомология

Уметь: молекулярные и структурные формулы органических веществ

02.09

2.

(3)

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова

Комбинированный урок

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности.

Основные положения теории строения А.М. Бутлерова. химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере бутана и изобутана.

Знать: ТСБ, называть основные положения теории

Определять: гомологи и изомеры, принадлежность веществ к соответствующему классу

Объяснять: сущность основных положений ТСБ

Уметь: определять валентность и степени окисления химических элементов, изомеры и гомологи

08.09

3.

(4)

Строение атома углерода

Комбинированный урок

Электронное облако и орбиталь, их формы: s и р. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее разновидности:  σ и π. Образование молекул H2, Cl2, N2, HCL, H2O, NH3, CH4, C2H4, C2H2. Водородная связь.

Знать: понятия атомные s, p, d орбитали

Уметь: определять тип химической связи

Объяснять: природу и способы образования химической связи

09.09

4.

(5)

Валентные состояния атома углерода

Комбинированный урок

Первое валентное состояние – sp3-гибридизация – на примере молекул метана и других алканов. Второе валентное состояние – sp2-гибридизация – на примере молекулы этилена. Третье валентное состояние - sp-гибридизация – на примере молекулы ацетилена. Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них.

Комбинированный урок

15.09

Глава первая. Строение органических соединений. (7 часов)

1. (6)

Строение органических соединений. Классификация органических соединений

Урок формирования новых знаний

Номенклатура тривиальная и ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК: замещение, родоначальная структура, старшинство характерных групп (алфавитный порядок).

Функциональные группы.

Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений

Знать: понятия функциональная группа, углеродный скелет

16.09

2.

(7)

Классификация органических соединений по функциональным группам

Комбинированный урок

Номенклатура тривиальная и ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК: замещение, родоначальная структура, старшинство характерных групп (алфавитный порядок).

Функциональные группы.

Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений

Знать: понятия функциональная группа, углеродный скелет

22.09

3.

(8)

Основы номенклатуры органических соединений

Комбинированный урок

Номенклатура тривиальная и ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК: замещение, родоначальная структура, старшинство характерных групп (алфавитный порядок).

Функциональные группы.

Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений

Знать: понятия функциональная группа, углеродный скелет

23.09

4.

(9)

Изомерия и ее виды. Структурная изомерия.

Комбинированный урок

Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая. Биологическое значение оптической изомерии.

Знать: понятия радикал, углеродный скелет, структурная и пространственная изомерия

Уметь: определять изомеры и гомологи, пространственное строение молекул

29.09

5.

(10)

Пространственная изомерия

Комбинированный урок

Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая. Биологическое значение оптической изомерии.

Знать: понятия радикал, углеродный скелет, структурная и пространственная изомерия

Уметь: определять изомеры и гомологи, пространственное строение молекул

30.09

6.

(11)

Обобщение темы «Строение органических соединений»

Комбинированный урок

Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая. Биологическое значение оптической изомерии.

Знать: понятия радикал, углеродный скелет, структурная и пространственная изомерия

Уметь: определять изомеры и гомологи, пространственное строение молекул

06.10

7.

(12)

Контрольная работа №1 «Строение органических веществ»

Урок контроля

Уметь решать типовые задачи.

07.10

Глава вторая. Реакции органических соединений (4 часа)

1.

(13)

Реакции органических соединений. Типы химических реакций в органической химии.

Урок формирования новых знаний

Понятие о реакциях замещения, присоединения.

Понятие о радикалах. Реакции полимеризации и поликонденсации.

Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Понятие о крекинге алканов.

Реакции изомеризации.

Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму.

Знать: основные типы химических реакций в органической химии

Уметь: определять типы химических реакций в органической химии

13.10

2.

(14)

Типы химических реакций в органической химии.

Комбинированный урок

Понятие о реакциях замещения, присоединения.

Понятие о радикалах. Реакции полимеризации и поликонденсации.

Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Понятие о крекинге алканов.

Реакции изомеризации.

Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму.

Знать: основные типы химических реакций в органической химии

Уметь: определять типы химических реакций в органической химии

14.10

3.

(15)

Типы реакционноспособных частиц и механизмы реакции в органической химии

Комбинированный урок

Понятие о реакциях замещения, присоединения.

Понятие о радикалах. Реакции полимеризации и поликонденсации.

Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Понятие о крекинге алканов.

Реакции изомеризации.

Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму.

Знать: основные типы химических реакций в органической химии

Уметь: определять типы химических реакций в органической химии

20.10

4.

(16)

Типы реакционноспособных частиц и механизмы реакции в органической химии

Комбинированный урок

Понятие о реакциях замещения, присоединения.

Понятие о радикалах. Реакции полимеризации и поликонденсации.

Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Понятие о крекинге алканов.

Реакции изомеризации.

Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму.

Знать: основные типы химических реакций в органической химии

Уметь: определять типы химических реакций в органической химии

21.10

Глава третья. Углеводороды. (17 часов)

1.

(17)

Природные источники углеводородов

Нефть и природный газ.

Урок формирования новых знаний

Нефть и ее промышленная переработка. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. Происхождение природных источников углеводородов. Риформинг, алкилирование и ароматизация нефтепродуктов. Экологические аспекты добычи, переработки и использования полезных ископаемых.

Знать/понимать: природные источники углеводородов и способы их переработки

Уметь: осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников

27.10

2.

(18)

Алканы.

Комбинированный урок

Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов.

Знать: понятия радикал, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул алканов, углеродный скелет, гомология, структурная изомерия, классификацию и номенклатуру алканов

Понимать: основные типы реакции алканов

Уметь: называть алканы, определять валентность, степень окисления, тип химической, проводить расчеты по химическим формулам связи

28.10

3.

(19)

Алканы.

Комбинированный урок

Химические свойства алканов на примере метана и этана: горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Знать: понятия радикал, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул алканов, углеродный скелет, гомология, структурная изомерия, классификацию и номенклатуру алканов

Понимать: основные типы реакции алканов

Уметь: называть алканы, определять валентность, степень окисления, тип химической, проводить расчеты по химическим формулам связи

10.11

4.

(20)

Химические свойства алканов

Комбинированный урок

Химические свойства алканов на примере метана и этана: горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Знать: понятия радикал, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул алканов, углеродный скелет, гомология, структурная изомерия, классификацию и номенклатуру алканов

Понимать: основные типы реакции алканов

Уметь: называть алканы, определять валентность, степень окисления, тип химической, проводить расчеты по химическим формулам связи

11.11

5.

(21)

Практическая работа №1 «Качественный анализ органических соединений»

Урок-практикум

Применение на практике полученные знания

17.11

6.

(22)

Алкены

Урок формирования новых знаний

Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.

Знать: понятия гибридизация орбиталей, пространственное строение молекулы этилена, углеродный скелет, гомология, структурная и пространственная изомерия

Уметь: называть алкены, определять изомеры и гомологи, типы реакций алкенов, характеризовать строение и свойства алкенов, выполнять химический эксперимент по получения этилена и изучению его свойств

18.11

7.

(23)

Алкены

Комбинированный урок

Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.

Знать: понятия гибридизация орбиталей, пространственное строение молекулы этилена, углеродный скелет, гомология, структурная и пространственная изомерия

Уметь: называть алкены, определять изомеры и гомологи, типы реакций алкенов, характеризовать строение и свойства алкенов, выполнять химический эксперимент по получения этилена и изучению его свойств

24.11

8.

(24)

Алкины

Комбинированный урок

Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.

Знать: понятия гибридизация орбиталей, пространственное строение молекулы ацетилена, углеродный скелет, гомология, структурная изомерия

Уметь: называть изученные вещества, определять пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, характеризовать строение и свойства органических соединений, определять тип химической реакции

25.11

9.

(25)

Алкины

Комбинированный урок

Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.

Знать: понятия гибридизация орбиталей, пространственное строение молекулы ацетилена, углеродный скелет, гомология, структурная изомерия

Уметь: называть изученные вещества, определять пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, характеризовать строение и свойства органических соединений, определять тип химической реакции

01.12

10.

(26)

Урок-упражнение «Алкены, алкины».

Урок отработки практических навыков

Отработка навыков, полученных при изучении разделов «Алканы, алкены»

02.12

11.

(27)

Алкадиены

Комбинированный урок

Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями.

Знать: понятия гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, структурная и пространственная изомерия, гомология, вещества и материалы широко известные в быту – каучуки

Уметь: называть алкадиены, определять изомеры, гомологи

08.12

12.

(28)

Алкадиены

Комбинированный урок

Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.

Уметь: составлять уравнения реакций алкадиенов.

09.12

13.

(29)

Циклоалканы

Комбинированный урок

15.12

14.

(30)

Ароматические углеводороды

Комбинированный урок

Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.

Знать: понятия гибридизация орбиталей, пространственное строение молекулы бензола, гомология, структурная изомерия

Уметь: называть изученные вещества, изомеры и гомологи, характеризовать строение и свойства органических соединений, определять тип химической реакции, определять характер взаимного влияния в молекулах

16.12

15.

(31)

Практическая работа №2 «Получение и свойства этилена»

Урок-практикум

Применение на практике полученные знания

Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений

22.12

16.

(32)

Обобщение темы «Углеводороды»

Урок отработки практических навыков

Отработка навыков, полученных при изучении темы «Углеводороды»

23.12

17.

(33)

Контрольная работа №2 «Углеводороды»

Урок контроля

Уметь решать типовые задачи.

29.12

Глава четвертая. Кислородсодержащие соединения. (14 часов)

1.

(34)

Спирты.

Урок формирования новых знаний

Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Знать: понятия химическая связь, электроотрицательность, функциональная группа, структурная изомерия

Уметь: называть изученные вещества, определять типы химических реакций, проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций

30.12

2.

(35)

Спирты.

Комбинированный урок

Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Знать: понятия химическая связь, электроотрицательность, функциональная группа, структурная изомерия

Уметь: называть изученные вещества, определять типы химических реакций, проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций

12.01

3.

(36)

Многоатомные спирты. Глицерин.

Комбинированный урок

Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина на основе свойств.

Знать: понятия химическая связь, функциональная группа, структурная изомерия, вещества и материалы широко используемые в быту: этиленгликоль и глицерин

Уметь: называть изученные вещества, определять типы химических реакций, выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ

13.01

4.

(37)

Фенолы.

Комбинированный урок

Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.

Знать: функциональная группа, структурная изомерия, вещества и материалы широко используемые в быту: фенол

Уметь: называть изученные вещества, определять типы химических реакций, определять характер взаимного влияния в молекулах, характеризовать строение и свойства фенолов

19.01

5.

(38)

Фенолы.

Комбинированный урок

Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.

Знать: функциональная группа, структурная изомерия, вещества и материалы широко используемые в быту: фенол

Уметь: называть изученные вещества, определять типы химических реакций, определять характер взаимного влияния в молекулах, характеризовать строение и свойства фенолов

20.01

6.

(39)

Альдегиды и кетоны

Комбинированный урок

Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт.

Знать: понятия гибридизация орбиталей, пространственное строение молекулы, функциональная группа, углеродный скелет, гомология, структурная изомерия.

Уметь: называть изученные вещества, определять пространственное строение молекул, изомеры и гомологи,

26.01

7.

(40)

Альдегиды и кетоны

Комбинированный урок

Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

Знать: основные типы химических реакций, классификацию и номенклатуру органических веществ, вещества и материалы широко используемые в быту: ацетон, формальдегид, ацетальдегид

Уметь: характеризовать строение и свойства органических соединений, определять тип химической реакции

27.01

8.

(41)

Одноосновные карбоновые кислоты

02.02

9.

(42)

Одноосновные карбоновые кислоты

Комбинированный урок

Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств.

Знать: понятия пространственное строение молекулы, функциональная группа, углеродный скелет, гомология, структурная изомерия, основные типы химических реакций, классификацию и номенклатуру органических веществ, вещества и материалы широко используемые в быту: карбоновые кислоты

Уметь: называть изученные вещества, характеризовать строение и свойства органических соединений, определять тип химической реакции, определять характер взаимного влияния в молекулах

03.02

10.

(43)

Одноосновные карбоновые кислоты

Комбинированный урок

Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой

Знать: понятия пространственное строение молекулы, функциональная группа, углеродный скелет, гомология, структурная изомерия, основные типы химических реакций, классификацию и номенклатуру органических веществ, вещества и материалы широко используемые в быту: карбоновые кислоты

Уметь: называть изученные вещества, характеризовать строение и свойства органических соединений, определять тип химической реакции, определять характер взаимного влияния в молекулах

09.02

11.

(44)

Сложные эфиры и жиры

10.02

12.

(45)

Сложные эфиры и жиры

Комбинированный урок

Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.

Знать: понятия гидролиз, типы химических реакций, широко используемые на практике: сложные эфиры, жиры, мыло и моющие средства

Уметь: выполнять химический эксперимент по распознаванию и получению органических веществ, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для экологически грамотного поведения в окружающей среде

16.02

13.

(46)

Обобщение темы «Кислородсодержащие соединения»

Урок отработки практических навыков

Отработка навыков, полученных при изучении темы «Кислородсодержащие соединения»

17.02

14.

(47)

Контрольная работа №3 «Кислородсодержащие соединения»

Урок контроля

Уметь решать типовые задачи.

24.02

Углеводы. (7 часов)

1.

(48)

Углеводы, их классификация и значение.

Урок формирования новых знаний

Классификация углеводов: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакции поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза – полисахарид.

Знать: классификацию и номенклатуру углеводов, вещества и материалы, широко используемые на практике: глюкозу, сахарозу, крахмал, клетчатку, понятия пространственная изомерия, основные типы химических реакций

Уметь: называть моносахариды, определять пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ

02.03

2.

(49)

Моносахариды. Гексозы. Глюкоза

Комбинированный урок

Глюкоза – вещество с двойственной функцией –альдегидоспирт. Применение глюкозы на основе свойств.

Знать: классификацию и номенклатуру углеводов, вещества и материалы, широко используемые на практике: глюкозу, сахарозу, крахмал, клетчатку, понятия пространственная изомерия,

Уметь: называть моносахариды, определять пространственное строение молекул, изомеры и гомологи,

03.03

3.

(50)

Химические свойства глюкозы. Применение глюкозы

Комбинированный урок

Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.

Знать: классификацию и номенклатуру углеводов, вещества и материалы, широко используемые на практике: глюкозу, сахарозу, крахмал, клетчатку, понятия пространственная изомерия, основные типы химических реакций

Уметь: называть моносахариды, определять пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, выполнять химический эксперимент по распознаванию вещест

10.03

4.

(51)

Полисахариды.

Комбинированный урок

Физические свойства и нахождение в природе крахмала и целлюлозы. Строение крахмала и целлюлозы.

Знать: классификацию и номенклатуру углеводов, вещества и материалы, широко используемые на практике: полисахариды, понятия пространственная изомерия, основные типы химических реакций

Уметь: называть полисахариды, определять пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, выполнять химический эксперимент по распознаванию вещест

16.03

5.

(52)

Крахмал и целлюлоза.

Комбинированный урок

Физические свойства и нахождение в природе крахмала и целлюлозы. Строение крахмала и целлюлозы.

Знать: классификацию и номенклатуру углеводов, вещества и материалы, широко используемые на практике: полисахариды, понятия пространственная изомерия, основные типы химических реакций

Уметь: называть полисахариды, определять пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, выполнять химический эксперимент по распознаванию вещест

17.03

6.

(53)

Практическая работа №6  «Углеводы»

Урок-практикум

Применение на практике полученные знания

Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений. Определять химические свойства углеводов.

30.03

7.

(54)

Обобщение темы «Углеводы»

Урок отработки практических навыков

Отработка навыков, полученных при изучении темы «Углеводы»

31.03

Азотсодержащие соединения. (5 часов)

1.

(55)

Амины.

Урок формирования новых знаний

Понятие об аминах. Получение ароматического амина – анилина из нитробензола. Анилин как органическое основание.

Знать: понятия радикал, функциональная группа, гомология, классификация и номенклатура аминов, вещества и материалы, широко используемые на практике: анилин

Уметь: называть изученные классы соединений,

06.04

2.

(56)

Аминокислоты.

Комбинированный урок

Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Знать: понятие ион, кислотно-основные реакции в водных растворах, функциональная группа, гомология, изомерия, типы химических реакций, вещества и материалы, используемые на практике – аминокислоты

Уметь: называть аминокислоты по тривиальной и международной номенклатуре, характеризовать строение и свойства аминокислот

07.04

3.

(57)

Белки

Комбинированный урок

Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биохимические функции белков.

Знать: пространственное строение белков, гидролиз пептидов

Уметь: определять тип химической связи, пространственное строение молекул, выполнять химический эксперимент по распознаванию и получению органических веществ

13.04

4.

(58)

Нуклеиновые кислоты

Комбинированный урок

Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.

Знать: понятие гидролиз, пространственное строение молекул

Определять: строение молекул, типы химических реакций

14.04

5.

(59)

Практическая работа №1

«Идентификация органических соединений»

Урок-практикум

Применение на практике полученные знания

Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений. Определять химические свойства азотсодержащих соединений.

20.04

Химия и жизнь. (7 часов)

1.

(60)

Пластмассы и волокна

21.04

2.

(61)

Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон»

Урок-практикум

Применение на практике полученные знания

Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений. Определять химические свойства пластмасс и волокон

27.04

3.

(62)

Витамины

Урок формирования новых знаний

Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Нормы потребления витаминов. Водорастворимые (на примере витамина С) и жирорастворимые (на примере витаминов А и D) витамины. Понятие об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах. Профилактика авитаминозов

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасной работы с веществами в быту, на производстве, в лаборатории, определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов; критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников

28.04

4.

(63)

Ферменты

Комбинированный урок

Понятие о ферментах как биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами. Значение в биологии и применение в промышленности.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасной работы с веществами в быту, на производстве, в лаборатории, определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов; критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников

05.05

5.

(64)

Гормоны

Комбинированный урок

Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Понятие о классификации гормонов. Отдельные представители гормонов: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасной работы с веществами в быту, на производстве, в лаборатории, определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов; критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников

12.05

6.

(65)

Лекарства

Комбинированный урок

Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин. Безопасные способы применения. Лекарственные формы.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасной работы с веществами в быту, на производстве, в лаборатории, определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов; критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников

18.05

7.

(66)

Обобщение темы «Химия и жизнь»

19.05

Повторение и обобщение знаний по курсу органической химии (2 часа)

1.

(67)

Обобщение знаний, полученных в курсе органической химии.

Урок отработки практических навыков

Отработка навыков, полученных при изучении курса органической химии

25.05

2.

(68)

Итоговая контрольная работа

Урок контроля

Уметь решать типовые задачи.

26.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...