Открытый урок "Ионные реакции"
план-конспект урока по химии по теме

Кайтукова Мадина Багратовна

Открытый урок"Ионные уравнения реакций."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc59 КБ
Microsoft Office document icon marshrutnyy_list_uroka.doc31.5 КБ
Office presentation icon ionnye_uravneniya_reaktsiy.ppt339.5 КБ

Предварительный просмотр:

Преподаватель: Кайтукова М.Б

  Тема:

Ионные уравнения реакций

Цель урока:

Образовательная: 1) Научить составлять ионные уравнения.

2) Продолжать учиться составлять уравнения химических реакций обмена.

3)Формировать системный подход и способность предсказывать результат обменных реакций на основе полученных знаний.

Развивающая: Развивать внимательность и аккуратность при составлении ионных уравнений.

Воспитательная: Продолжить формирование научного мировоззрения, системного подхода на примере составления уравнений реакций в молекулярном и ионном виде.

Слайды 2-5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

  1. Организационный момент.

  1. Фронтальный опрос.

Вопр. Перечислите основные процессы при диссоциации веществ с ионной связью.

Вопр. Перечислите основные процессы при диссоциации веществ с ковалентной полярной связью.

Вопр. Дайте определение кислотам в свете ТЭД.

Вопр. Дайте определение основаниям в свете ТЭД

Вопр. Дайте определение солям в свете ТЭД.

Рассмотреть несколько тестовых заданий.

1.Лампочка прибора для определения электропроводности загорится, если электроды поместить в:

  1. Раствор серной кислоты
  2. Раствор сахара
  3. Спирт

2.Как называется отрицательный полюс источника тока:

А) Анион;  Б) Катион;   В) Катод;  Г) Анод

3. К какому полюсу источника тока двигаются отрицательно заряженные ионы:

А) Анион;  Б) Катион;   В) Катод;  Г) Анод

 4. Установите соответствие:

 A) Анионы

Б) Катионы

1. NO3-

2. Zn2+

3. H2

  1. Ионные реакции (новая тема).

На каждую парту раздается маршрутный лист с правилами составления ионных уравнений, по которым работаем весь урок (см. приложение):

Демонстрация раствора сульфида натрия. Ученик у доски составляет уравнение диссоциации: Na2SO4 = 2Na+ + SO42- 

Демонстрация раствора хлорида бария. Ученик у доски составляет уравнение диссоциации: BaCl2 = Ba2+ + 2Cl- 

Демонстрация реакции получения сульфата бария учитель составляет уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом виде:

Молекулярное уравнение:

Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + BaSO4

Полное ионное уравнение:

2Na+ + SO42-  + Ba2+ + 2Cl- = 2Na+ + BaSO4↓+ 2Cl-

Сокращенное ионное уравнение: SO42- + Ba2+ = BaSO4

Таким образом, мы видим, что в реакции участвовали ионы бария и сульфат-ионы.

Определение:

Реакции между ионами называются ионными реакциями.

Основные правила составления ионных уравнений:

  1. Формулы веществ малодиссоциирующих (нерастворимых и газообразных веществ, слабых электролитов) записывают в молекулярном виде.
  2. Вещество, выпавшее, в осадок выделяется, стрелкой вниз ↓, выделение газа отмечают стрелкой вверх ↑.
  3. Сумма зарядов в левой части ионного уравнения равна сумме зарядов в правой части ионного уравнения.

Вопр. Перечислите условия протекания реакций обмена до конца.

(образование осадка, образование малодиссоциирующего вещества(вода), выделение газа)

Демонстрация реакции нейтрализации. На доске ученик составляет уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде:

NaOH + HCl = NaCl + H2O

Na+ + OH- + H+ + Cl- = Na+ + Cl- + H2O

OH- + H+ = H2O

Наблюдаем обесцвечивания малиновой окраски раствора гидроксида натрия + фенолфталеин. Изменение окраски индикатора это признак протекания химической реакции взаимодействию ионов H+ и OH-,в результате которого образуется малодиссоциирующее вещество  - вода.

Определение:

Реакцию взаимодействия сильной кислоты и щелочи называют реакцией нейтрализации.

Демонстрация реакции обмена с образованием нерастворимого основания.

Сульфат меди + гидроксид натрия = гидроксид меди + сульфат натрия

Наблюдаем выпадение голубого осадка Cu(OH)2

Реакцию получения нерастворимого основания составьте самостоятельно.

Добавим в полученный осадок соляную кислоту.

Наблюдаем растворение осадка.

На доске ученик составляет уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде:

Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O

Cu(OH)2 + 2H+ + 2Cl- = Cu2+ + 2Cl- + H2O

Демонстрация реакции с выделением газа. На доске ученик составляет уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде:

Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2

2Na+ + CO32- + 2H+ + 2Cl- = 2Na+ + 2Cl- + H2O + CO2

CO32- + 2H+ = H2O + CO2

Выводы: 1. Реакции в водных растворах электролитов являются реакциями между ионами, и поэтому их изображают в виде ионных уравнений.

2. Реакции ионного обмена в растворах электролитов практически необратимо протекают только в том случае,  если в результате образуется осадок, газ или малодиссоциирующее вещество (вода).

  1. Закрепление.

Для отработки навыков составления уравнений в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде - мини самостоятельная работа, представленная в маршрутном листе (до конца урока      10 мин.).

  1. Задание на дом: § 37 упр. 1,2
  2. Итоги урока. (Оценки по результатам самостоятельной работы, с учётом активной работы на уроке)

ЛИТЕРАТУРА

  • 1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ДРОФА 2006.

  • 2. Габриелян О.С. Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ДРОФА. 2005.

  • 3. Горковенко М.Ю. Химия 8 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой; Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – М.: ВАКО, 2004.



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист урока

Тема урока: Ионные уравнения реакций

Реакции между ионами называются ионными реакциями.

Основные правила составления ионных уравнений:

  1. Формулы веществ малодиссоциирующих (нерастворимых и газообразных веществ, слабых электролитов) записывают в молекулярном виде.
  2. Вещество, выпавшее, в осадок выделяется, стрелкой вниз ↓, выделение газа отмечают стрелкой вверх ↑.
  3. Сумма зарядов в левой части ионного уравнения равна сумме зарядов в правой части ионного уравнения.

Уравнения реакций

  1. Na2SO4 + BaCl2 =
  2. NaOH + HCl =
  3. CuSO4 + NaOH =
  4. Cu(OH)2 + HCl =
  5. Na2CO3 + HCl =

Самостоятельная работа: Составить уравнения реакций  и привести их в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде:

Вариант 1

Вариант 2

1.Гидроксид лития + серная кислота =

2. Карбонат лития + серная кислота =

3. Нитрат серебра + хлорид цинка =

1.Гидроксид калия + серная кислота =

2.Карбонат калия + серная кислота =

3. Нитрат свинца + хлорид натрия =

Выводы: 

1. Реакции в водных растворах электролитов являются реакциями между ионами, и поэтому их изображают в виде ионных уравнений.

2. Реакции ионного обмена в растворах электролитов практически необратимо протекают только в том случае,  если в результате образуется осадок, газ или малодиссоциирующее вещество (вода).

Домашнее задание: § 37 упр. 1,2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по химии в 8 классе по теме "Реакции обмена"

тип урока: урок изучения нового материала.Цели урока:Образовательная.В результате урока ученики узнают:что такое реакция обмена;как отличить реакцию обмена от других химических реакций;что такое реакц...

Открытый урок Тепловой эффект химической реакции 8 класс

Данную разработку можно использовать при проведении открытого урока по химии.По календарно-тематическому планированию урок входит  в раздел «Кислород». Данный открытый  урок разработан...

Конспект открытого урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции:"

Конспект открытого урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная   реакция. Термоядерные реакции" содержит конспект урока, технологическую карту урока и опорный конспект....

Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.

Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов , влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...

Презентация к открытому уроку по химии в 11 классе "Изучение влияния различных факторов на скорость химических реакций"

Представленные слайды являются сопровождением к уроку-исследованию в 11 классе о скорости химических реакций и факторов, влияющих на скорость....

Конспект открытого урока в 8 классе "Типы химических реакций"

Конспект открытого урока в 8 классе "Типы химических реакций"...

Открытый урок реакции ИО

Открытый урок реакции ИО...