Рабочие программы по химии
рабочая программа по химии на тему

Галиева Ильзия Райнуровна

Рабочие программы по учебнику Новошинского И.И., Новошинской Н.С.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Рассмотрено на заседании                                           Согласовано с зам.                                      Утверждаю

МО учителей-предметников                                     директора по УР МБОУ                             Директор МБОУ «СОШ с.Маскара»

естественного цикла                                                   «СОШ с.Маскара»                                      __________ М.В.Хадиев

Протокол №1 от «25» августа 2014 г.                        _______Аглиуллина М.Ш.                        Введено в действие приказом

Руководитель МО ______ Гарипова А.И                 27 августа 2014 г.                                        №142 от 29.08.2014 г.

Рабочая программа

по химии для 8 класса основного общего образования

ФИО, должность автора-составителя рабочей программы Мустафина Ильзия Райнуровна,

учитель биологии и химии

Год разработки программы 2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по химии 8 класса  составлена  на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО и Н РФ от 5 марта 2004г. №1089),
  • Примерной программы основного общего образования по химии, М.:Дрофа,2010.-112 с.
  • Программы по химии для 8-11 классов  общеобразовательных учреждений. Новошинский И.И., Новошинская Н.С – М.: ООО « ТИД Русское слово – РС», 2012. – 88с.
  • образовательной программы МБОУ «СОШ с.Маскара» Кукморского муниципального района РТ,
  • Учебного плана 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения   «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара»  Кукморского муниципального района Республики Татарстан  на 2014 – 2015 учебный год (Приказ №142 от 29 августа 2014  г.)

      По учебному плану 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара»  Кукморского муниципального района Республики Татарстан  на 2014 – 2015 учебный год на изучение химии в 8 классе отводится  68 часов, 2 часа в неделю.

Используемый учебно-методический комплект:

  • Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия.: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений. -М.: “Русское слово”, 2008 г.

     Цель курса:

    освоить важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике и овладеть умениями наблюдать химические явления

       Задачи:

  • развивать познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельно приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитывать отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применить полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

                                                                                     

Учебно-тематический план

Название раздела

Количество часов

Лабораторные и практические  работы

1

Методы познания веществ и химических явлений

3

2

2

Вещество

30

2

3

Химическая реакция

23

7

4

Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения

 и химические свойства

11

2

5

Химия и жизнь

1

-

Итог

68

Содержание программы

Методы познания веществ и химических явлений (3 ч)

   Химия как часть естествознания. Химия- наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.

  Наблюдение, описание, измерение, эксперимент,  моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.

  Экспериментальное изучение химических свойств неорганических  веществ.

  Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе; 2) массовой доли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объемы по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

Практические работы

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Нагревательные устройства. Правила безопасности.

Вещества и их физические свойства.

Вещество (30 ч)

  Атомы  и молекулы. Химический элемент. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.

   Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.

   Чистые вещества и смеси веществ.

    Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.

   Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Группы и периоды периодической системы.

   Строение атома. Ядро ( протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.

   Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления.

     Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).

Лабораторные работы

Определение принадлежности веществ к простым или сложным по их формулам.

Определение принадлежности соединений к соответствующему классу по их формулам.

Химическая реакция (23 ч)

  Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

   Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций.

   Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена.

Лабораторные работы

Физические и химические явления.

Проведение химических реакций при нагревании. Типы химических реакций.

Индикаторы. Окраска индикаторов в различных средах.

Условия протекания реакций ионного обмена в растворах.

Практические работы

Взвешивание. Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Получение кристаллов солей.

Разделение смесей. Очистка загрязненной поваренной соли. Фильтрование.

Проведение химических реакций в растворах. Признаки химических реакций.

Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения

и химические свойства (11 ч)

Основные оксиды. Кислотные и амфотерные оксиды. Основания. Кислоты. Амфотерные гидроксиды. Положение элементов в периодической системе и кислотно-основные свойства их оксидов и гидроксидов. Соли. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Лабораторные работы

Взаимодействие оксида магния с кислотами.

Обнаружение кислот и оснований.

Химия и жизнь (1 ч)

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества.  Бытовая химическая грамотность.

Календарно- тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечание

План

Факт

Методы познания веществ и химических явлений (3 ч)

1

Химия как часть естествознания. Химия-наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Вещество. Тело Понятие о химическом анализе и синтезе.

3.09

 

2

Наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

Практическая работа №1 «Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Нагревательные устройства. Правила безопасности»

5.09

3

Физические свойства веществ

Практическая работа №2

«Вещества и их физические свойства»

10.09

Вещество  (30 ч)

4

Атомы и молекулы. Строение молекул. Относительная атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы.

12.09

5

Химические элементы. Язык химии.

Знаки химических элементов.

17.09

 

6

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны.

19.09

7

Изотопы

24.09

 

8

Строение электронной оболочки атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Меделеева

26.09

9

Классификация элементов на основе строения их атомов

1.10

 

10

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Группы и периоды периодической системы.

3.10

11

Периодическое изменение некоторых характеристик и свойств атомов химических элементов

8.10

12

Характеристика химического элемента на основе его положения в периодической системе элементов и строения атома

10.10

13

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Строение атома. Структура периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева»

15.10

14

Химические формулы.

Качественный и количественный состав вещества.

17.10

15

Экспериментальное изучение химических свойств неорганических веществ.

Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

22.10

16

Простые и сложные вещества.

24.10

17

Лабораторная работа №1

«Определение принадлежности веществ к простым или сложным по их формулам»

29.10

18

Контрольная работа №1

«Строение атома. Знаки химических элементов»

31.10

19

Анализ контрольной работы

12.11

20

Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная).

14.11

21

Вещества молекулярного строения. Закон постоянство состава.

19.11

22

Вещества в твердом, жидком и газообразным состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная).

21.11

23

Типы химических связей: ионная, металлическая. Вещества немолекулярного строения. Типы кристаллических решеток (ионная и металлическая).

26.11

24

Понятия о валентности и степени окисления. Составление химических формул бинарных соединений по степени окисления

28.11

25

Количество вещества. Моль. Молярная масса.

Молярный объем.

3.12

26

Решение задач с использованием физических величин «количества вещества» и «молярная масса»

5.12

27

Контрольная работа №2

«Строение веществ»

10.12

28

Анализ контрольной работы

12.12

29

Основные классы неорганических веществ. Оксиды

17.12

30

Основные классы неорганических веществ. Основания

19.12

31

Основные классы неорганических веществ. Кислоты

24.12

32

Соли

Лабораторная работа № 2

«Определение принадлежности соединений к соответствующему классу по их формулам»

26.12

33

Обобщение и систематизация знаний по теме «Классификация сложных неорганических веществ»

14.01

Химическая реакция (23ч)

34

Физические и химические явления. Химические реакции.

Лабораторная работа № 3

«Физические и химические явления»

16.01

35

Сохранение массы веществ при химических реакциях. Уравнения химических реакций

21.01

 

36

Условия и признаки химических реакций.

Практическая работа № 3

« Проведение химических реакций в растворах. Признаки химических реакций»

23.01

37

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ.

28.01

38

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных веществ,  поглощению или выделению энергии.

Лабораторная работа № 4

«Проведение химических реакций при нагревании. Типы химических реакций»

30.01

39

Проведение расчетов на основе уравнений реакций: количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

4.02

40

Расчеты по термохимическим уравнениям

6.02

41

Основные положения атомно-молекулярного учения

11.02

42

Контрольная работа №3

«Химические реакции»

13.02

43

Анализ контрольной работы.

18.02

44

Чистые вещества и смеси. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды. Разделение смесей веществ.

20.02

45

Практическая работа № 4

«Разделение смесей. Очистка загрязненной поваренной соли. Фильтрование. Получение кристаллов солей».

25.02

46

Растворы. Растворимость веществ в воде

27.02

47

Практическая работа № 5

«Взвешивание. Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества »

4.03

48

Массовая доля растворенного вещества в растворе

6.03

49

Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты.

11.03

50

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионы. Катионы и анионы.

13.03

51

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей.

18.03

52

Среда водных растворов электролитов

20.03

53

Лабораторная работа № 5

«Индикаторы. Окраска индикаторов в различных средах»

Среда водных растворов электролитов

1.04

54

Реакции ионного обмена

3.04

55

Реакции ионного обмена

Лабораторная работа № 6

«Условия протекания реакций ионного обмена в растворах»

8.04

56

Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворы. Электролитическая диссоциация»

10.04

Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения

 и химические свойства (11 ч)

57

Основные оксиды

Лабораторная работа № 7

«Взаимодействие оксида магния с кислотами»

15.04

58

Кислотные и амфотерные оксиды

17.04

59

Основания

22.04

60

Кислоты

Лабораторная работа № 8

«Обнаружение кислот и оснований»

24.04

61

Кислоты

29.04

62

Амфотерные гидроксиды

6.05

63

Промежуточная аттестация. Контрольная работа.

8.05

64

Положение элементов в периодической системе и кислотно-основные свойства их оксидов и гидроксидов

13.05

65

Соли

15.05

66

Генетическая связь между классами неорганических веществ

20.05

67

Обобщение и систематизация знаний по теме « Важнейшие классы неорганических  соединений, способы их получения, химические свойства»

22.05

Химия и жизнь ( 1 ч)

68

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества.  Бытовая химическая грамотность.

27.05

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения химии ученик должен

Знать\понимать

  • химические символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, химическая реакция, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

Уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового )номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений , типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количества вещества, объем или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретение знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среды на организм человека;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека
  • критический оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

                                                                                Литература

  1. Учебник: Химия 8 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Москва. “Русское слово” 2008 год.
  2. Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / И.И.Новошинский, Н.С. Новошинская.-2-е изд.-М.: ООО “ТИД Русское слово-РС”, 2012.-88 с.
  3. Сборник нармотивных документов. Химия / Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- 3-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2010.-112 с.
  4. Журнал “Химия в школе”.


Предварительный просмотр:

                                                                               

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Рассмотрено на заседании                                           Согласовано с зам.                                      Утверждаю

МО учителей-предметников                                     директора по УР МБОУ                             Директор МБОУ «СОШ с.Маскара»

естественного цикла                                                   «СОШ с.Маскара»                                      __________ М.В.Хадиев

Протокол №1 от «25» августа 2014 г.                        _______Аглиуллина М.Ш.                        Введено в действие приказом

Руководитель МО ______ Гарипова А.И                 27 августа 2014 г.                                        №142 от 29.08.2014 г.

Рабочая программа

по химии для 9 класса основного общего образования

ФИО, должность автора-составителя рабочей программы Мустафина Ильзия Райнуровна,

учитель биологии и химии

Год разработки программы 2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по химии 9 класса  составлена  на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО и Н РФ от 5 марта 2004г. №1089),
  • Примерной программы основного общего образования по химии, М.:Дрофа,2010.-112 с.
  • Программы по химии для 8-11 классов  общеобразовательных учреждений. Новошинский И.И., Новошинская Н.С – М.: ООО « ТИД Русское слово – РС», 2012. – 88с.
  • образовательной программы МБОУ «СОШ с.Маскара» Кукморского муниципального района РТ,
  • Учебного плана 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения   «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара»  Кукморского муниципального района Республики Татарстан  на 2014 – 2015 учебный год (Приказ №142 от 29 августа 2014  г.)

      По учебному плану 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара»  Кукморского муниципального района Республики Татарстан  на 2014 – 2015 учебный год на изучение химии в 9 классе отводится  68 часов, 2 часа в неделю.

Используемый учебно-методический комплект:

  • Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия.: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. -М.: “Русское слово”, 2008 г.

 

   

   

   Цель курса:

   освоить важнейших знаний об основных понятиях и законах химии и овладеть умениями  проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций

Задачи:

  • развивать познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельно приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитывать отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применить полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

                                                                     

Учебно-тематический план

Название раздела

Количество часов

Лабораторные и практические работы

1

Повторение некоторых вопросов курса химии 8 класса

2

1

2

Окислительно-восстановительные реакции

3

-

3

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – основа изучения свойств соединений

4

-

4

Элементарные основы неорганической химии

47

9

5

Первоначальные представления о органических веществах

10

-

6

Химия и жизнь

2

_

Итог

68

                                                                                     

                                                                            Содержание программы

                                                              Повторение некоторых вопросов курса химии 8 класса (2ч)

Свойства простых веществ металлов и неметаллов, оксидов, оснований, кислот, солей.

Практические работы

Решение экспериментальных задач по темам: «Важнейшие классы неорганических соединений. Реакции ионного обмена».

                                                        Окислительно-восстановительные реакции (3 ч)

 Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – Основа изучения свойств соединений (4ч)

Открытие периодического закона. Периодический закон и Периодическая система элементов в свете современных представлений.

Характеристика химического элемента и его соединений на основе положения в периодической системе. Значение периодического закона.

Элементарные основы неорганической химии  (47 ч)

   Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей.

   Водород. Водородные соединения неметаллов. Кислород. Озон. Вода.

   Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли.

   Сера. Оксид серы. Серная кислоты и их соли.

   Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли.

   Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли.

   Углерод. Алмаз, графит. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли.

   Кремний. Оксид кремния. Кремниевая кислота.

   Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.

   Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксиды.

   Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа.

 Лабораторные работы

 Вытеснение одних галогенов другими из их соединений.

 Качественная реакция на соли аммония.

 Получение гидроксида алюминия и исследование его кислотно-основных свойств.

 Жесткость воды и ее устранения.

 Практические работы

 Решение экспериментальных задач «Галогены».

 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

 Получение аммиака и изучение его свойств. Соли аммония.

 Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».

Первоначальные представления об органических веществах  (10 ч)

   Первоначальные сведения о строение органических веществ.

   Углеводороды: метан, этан, этилен.

   Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.

   Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.

Химия и жизнь (2 ч )

   Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением.

    Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Календарно-тематическое планирование

 

 п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечание

План

Факт

Повторение некоторых вопросов курса химии 8 класса (2ч)

1/1

Свойства простых веществ металлов и неметаллов, оксидов, оснований, кислот, солей.

2.09

2/2

Практическая работа №1

Решение экспериментальных задач по темам: «Важнейшие классы неорганических соединений. Реакции ионного обмена».

5.09

                                                                              Окислительно-восстановительные реакции (3ч) 

1/3

Классификация химических реакций по различным признакам: изменению степеней окисления химических элементов. Окислительно-восстановительные реакции.

9.09

2/4

Окислитель и восстановитель. Окислительно-восстановительная двойственность.

12.09

3/5

Алгоритм составления окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

16.09

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – Основа изучения свойств соединений (4ч)

1/6

Открытие периодического закона

19.09

2/7

Периодический закон и Периодическая система элементов в свете современных представлений.

23.09

3/8

Характеристика химического элемента и его соединений на основе положения в периодической системе. Значение периодического закона.

26.09

4/9

Обобщение и коррекция знаний по темам «Окислительно-восстановительные реакции» и «Периодический закон. Периодическая система химических элементов».

30.09

                                                                          Элементарные основы неорганической химии (47 ч)

                                                                 

Водород и его важнейшие соединения (7 ч)

1/10

Водород. Водородные соединения неметаллов.

3.10

2/11

Свойства и применение водорода.

7.10

3/12

Газообразное состояние вещества. Получение газообразных веществ.

10.10

4/13

Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе.

14.10

.

5/14

Оксид водорода – вода.

17.10

6/15

Обобщение и коррекция знаний по теме «Водород и его важнейшие соединения».

21.10

7/16

Контрольная работа №1

«Окислительно-восстановительные реакции. Периодический закон и периодическая система химических элементов»

24.10

Галогены   (5 ч)

1/17

Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли.

Лабораторная работа №1 «Вытеснение одних галогенов другими из их соединений»

28.10

2/18

Хлор.

31.10

3/19

Хлороводород и соляная кислота.

11.11

4/20

Изучение свойств соляной кислоты.

Практическая работа №2.

Решение экспериментальных задач «Галогены».

14.11

5/21

Решение расчетных задач на избыток (недостаток) реагентов.

18.11

Скорость химических реакций (2 ч)

1/22

Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

21.11

2/23

Условия, влияющие на скорость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции.

25.11

Подгруппа кислорода(9 ч)

1/24

Кислород. Озон.

28.11

2/25

Сера

2.12

3/26

Сероводород. Оксид серы(IV). Сернистая кислота и ее соли .

5.12

4/27

Оксид серы(VI). Серная кислота и ее соли.

9.12

5/28

Химизм промышленного способа получения серной кислоты.

12.12

6/29

Проведение химических расчетов, связанных с участием веществ, содержащих примеси.

16.12

7/30

Практическая работа №3.

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

19.12

 8/31

 Обобщение и коррекция знаний по темам «Галогены», «Скорость химических реакций», «Подгруппа кислорода».

23.12

9/32

Контрольная работа №2

«Галогены. Подгруппа кислорода»

26.12

Подгруппа азота (7 ч)

1/33

Азот и оксиды азота.

13.01

2/34

Аммиак. Соли аммония.

Лабораторная работа №2 «Качественная реакция на соли аммония».

16.01

3/35

Практическая работа №4. «Получение аммиака и изучение его свойств. Соли аммония».

20.01

4/36

Азотная кислота и ее соли. Круговорот азота в природе.

23.01

5/37

Фосфор, оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли.

27.01

6/38

Ознакомление с минеральными удобрениями и их распознавание.

30.01

7/39

Обобщение и коррекция знаний по теме «Подгруппа азота».

3.02

Подгруппа углерода (5 ч)

1/40

Углерод. Алмаз, графит.

6.02

2/41

Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли.

10.02

3/42

Практическая работа № 5 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов».

13.02

4/43

Кремний. Оксид кремния, кремниевая кислота. Силикаты. Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).

17.02

5/44

Контрольная работа №3

«Подгруппа азота и углерода»

20.02

Металлы и их соединения (12 ч)

1/45

Общая характеристика металлов. Получение и физические свойства металлов.

24.02

2/46

Химические свойства металлов. Сплавы металлов.

27.02

3/47

Вычисление массы(объема) компонентов в смеси.

3.03

4/48

Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.

Лабораторная работа №3 «Получение гидроксида алюминия и исследование его кислотно-основных свойств».

6.03

5/49

Щелочноземельные металлы и их соединения. Магний и кальций.

10.03

6/50

Жесткость воды и способы ее устранения.

Лабораторная работа №4 «Жесткость воды и ее устранения».

13.03

7/51

Щелочные  металлы и их соединения.

17.03

8/52

Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа.

20.03

9/53

Коррозия металлов.

3.04

10/54

Практическая работа №6

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».

7.04

11/55

Обобщение и коррекция знаний по теме «Металлы и их соединения».

7.04

12/56

Контрольная работа №4

«Металлы и их соединения»

10.04

Первоначальные представления об органических веществах (10 ч)

1/57

Первоначальные сведения о строение органических веществ.

14.04

2/58

Углеводороды: метан, этан.

17.04

3/59

Углеводороды: этилен. Представления о полимерах на примере полиэтилена.

21.04

4/60

Углеводороды: ацетилен

24.04

5/61

Спирты (метанол, этанол, глицерин) как представители кислородсодержащих органических соединений.

28.04

6/62

Карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).

28.04

7/63

Промежуточная аттестация. Контрольная работа.

5.05

8/64

Биологически важные вещества:  жиры, углеводы. белки. Химия и пища. Калорийность жиров, углеводов и белков.

8.05

9/65

Азотосодержащие органические соединения.

12.05

10/66

Экспериментальное изучение химических  свойств органических  соединений.

15.05

Химия и жизнь (2 ч)

1/67

Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением.

19.05

2/68

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

22.05

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения химии ученик должен

  знать\понимать

  • химические символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количества вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретение знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среды на организм человека;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека
  • критический оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

                                                                        Литература

  1. Учебник. Химия 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений (Новошинский И.И., Новошинская Н.С., Москва. ООО “Русское слово” 2008 год.
  2. Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / И.И.Новошинский, Н.С. Новошинская.-2-е изд.-М.: ООО “ТИД Русское слово-РС”, 2012.-88 с.

  1. Сборник нармотивных документов. Химия / Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- 3-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2010.-112 с.
  2. Журналы  “Химия в школе”



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Рассмотрено на заседании                                           Согласовано с зам.                                      Утверждаю

МО учителей-предметников                                     директора по УР МБОУ                             Директор МБОУ «СОШ с.Маскара»

естественного цикла                                                  «СОШ с.Маскара»                                       __________ М.В.Хадиев

Протокол №1 от «25» августа 2014 г.                        _______Аглиуллина М.Ш.                        Введено в действие приказом

Руководитель МО ______ Гарипова А.И                 27 августа 2014 г.                                        №142 от 29.08.2014 г.

Рабочая программа

по химии для 10 класса среднего общего образования

ФИО, должность автора-составителя рабочей программы Мустафина Ильзия Райнуровна,

учитель биологии и химии

Год разработки программы 2014-2015 учебный год

                                                                         

Пояснительная записка

Рабочая программа по химии 10 класса  составлена  на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ МО и Н РФ от 5 марта 2004г. №1089),
  •  Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), М.:Дрофа,2010.-112 с.
  • Программы по химии для 8-11 классов  общеобразовательных учреждений. Новошинский И.И., Новошинская Н.С – М.: ООО « ТИД Русское слово – РС», 2012. – 88с.
  • образовательной программы МБОУ «СОШ с.Маскара» Кукморского муниципального района РТ,
  • Учебного плана 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения   «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара»  Кукморского муниципального района Республики Татарстан  на 2014 – 2015 учебный год (Приказ №142 от 29 августа 2014  г.)

По учебному плану 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара»  Кукморского муниципального района Республики Татарстан  на 2014 – 2015 учебный год на изучение химии в 10 классе отводится  34 часа, 1 час в неделю.

Используемый учебно-методический комплект:

       Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия.: учеб. для 11  кл. общеобразоват. учеб. заведений. М.: “Русское слово”, 2008 г.

     

    Цель курса:

    овладеть умениями характеризовать вещества, химические реакции и проводить расчеты по химической информации, оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях

   

Задачи:

  • развивать познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитывать убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
  • применить полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

                                                               

                                                                         

                                                                                               Учебно-тематический план

 №

Название раздела

Количество часов

Практическая и лабораторная работа

Органическая химия

31

6

1

 Введение

2

-

2

Предельные    углеводороды

2

1

3

Непредельные   углеводороды

4

-

4

Циклические   углеводороды природные   источники  углеводородов

3

-

5

Функциональные производные углеводородов. Спирты, фенолы, амины

5

1

6

Альдегиды. Карбоновые   кислоты  и   их   производные

6

2

7

Полифункциональные соединения

9

2

8

Химия и жизнь

3

-

 

ВСЕГО

34

Содержание программы

Органическая химия (31 ч)

     Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений.

     Теория строения органических соединений. Углеродный  скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи.       Структурная изомерия. Типы химических связей в молекулах органических соединений.

    Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ.

    Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы.

     Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки.

     Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.

 Лабораторная работа

 Модель молекулы метана.

 Свойства глицерина. Качественная реакция на глицерина.

 Сравнение свойств уксусной и соляной кислот.

 Практические работы

 Карбоновые кислоты и ее соли.

 Углеводы.

 Решение экспериментальных задач по теме «Качественные реакции на отдельные классы органических соединений»

Химия и жизнь (3 ч)

    Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

    Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов.

    Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность.

                                                                                             

                                                                                            Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечание

План

Факт

Органическая химия ( 31 ч)

Введение (2ч)

1/ 1

Предмет органической химии. Классификация и номенклатура органических соединений. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология.

2.09

2/2

Теория строения органических веществ.

9.09

Предельные углеводороды (2 ч)

1/3

Типы химических связей в молекулах органических соединений.

16.09

2/4

Углеводороды: алканы. Гомологический ряд, номенклатура, гомология и структурная изомерия алканов. Радикалы.

Лабораторная работа №1 «Модель молекулы метана»

23.09

Непредельные углеводороды (4 ч)

1/5

Углеводороды: алкены. Гомологический ряд, номенклатура, гомология и изомерия. Углеродный скелет

30.09

2/6

Получение, химические свойства и применение алкенов

7.10

3/7

Углеводороды: алкадиены. Гомологический ряд, номенклатура, гомология и изомерия.  Натуральный и синтетический каучуки.

14.10

4/8

Углеводороды: алкины. Гомологический ряд, номенклатура, гомология и изомерия. Получение, свойства и применение алкинов.

21.10

Циклические углеводороды природные источники углеводородов (3ч)

1/9

Углеводороды: арены. Состав и строение. Получение, свойства и применение бензола

28.10

2/10

Природные источники углеводородов: нефть и природный газ.

11.11

3/11

 Контрольная работа №1 «Углеводороды»

18.11

Функциональные производные углеводородов. Спирты, фенолы, амины ( 5 ч)

1/12

Функциональные группы. Кислородсодержащие соединения: одноатомные спирты. Гомологический ряд, гомологи.

25.12

2/13

 Получение и применение предельных одноатомных спиртов

2.12

3/14

Кислородсодержащие соединения: многоатомные спирты Лабораторная работа №2 «Свойства глицерина. Качественная реакция на глицерина».

9.12

4/15

Кислородсодержащие соединения: фенолы.

16.12

5/16

Азотсодержащие соединения: амины.

23.12

Альдегиды. Карбоновые кислоты и их производные (6 ч)

1/17

Кислородсодержащие соединения: альдегиды. Состав, номенклатура, получение, свойства и применение.

13.01

2/18

Кислородсодержащие соединения: одноосновные карбоновые кислоты. Состав, номенклатура, физические и химические свойства.

Лабораторная работа №3 «Сравнение свойств уксусной и соляной кислот»

20.01

3/19

Получение и применение карбоновых кислот

Практическая работа №1

«Карбоновые кислоты и ее соли»

27.01

4/20

Кислородсодержащие соединения: сложные эфиры карбоновых кислот

3.02

5/21

Кислородсодержащие соединения: жиры

10.02

6/22

 Контрольная работа №2 «Функциональные производные углеводородов»

17.02

Полифункциональные соединения (9 ч)

1/23

Кислородсодержащие соединения: углеводы. Моносахариды. Состав, строение молекулы, свойства и применение глюкозы

24.02

2/24

Дисахариды. Сахароза, ее состав, свойства, нахождение в природе и применение

3.03

3/25

Полисахариды. Крахмал и целлюлоза как природные полимеры

Практическая работа №2

«Углеводы»

10.03

4/26

Искусственные и синтетические волокна

17.03

5/27

Полимеры: пластмассы, каучуки и волокна.

7.04

6/28

Азотсодержащие соединения: аминокислоты

14.04

7/29

Азотсодержащие соединения: белки.

21.04

8/30

Практическая работа № 3

Решение экспериментальных задач по теме «Качественные реакции на отдельные классы органических соединений»

28.04

9/31

 Обобщение и коррекция знаний по теме «Полифункциональные соединения»

5.05

10/32

Промежуточная аттестация. Контрольная работа.

12.05

Химия и жизнь ( 4 ч )

1/33

Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов.

19.05

2/34

Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность.

26.05

   Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения химии ученик должен знать/понимать:

  • важнейшие химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокно, каучуки, пластмассы;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать: основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
  • выполнять химический эксперимент  по распознаванию важнейших органических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных без данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

                                                                                           

                                                                                                 Литература

1.Учебник.Органическая химия. Учебник для общеобразовательных учреждений. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Москва,Изд. “Русское слово”, 2008 год.

2. Сборник нармотивных документов. Химия / Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- 3-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2010.-112 с.

3. Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / И.И.Новошинский, Н.С. Новошинская.-2-е изд.-М.: ООО “ТИД Русское слово-РС”, 2012.-88 с.

4. Журнал химия в школе.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Рассмотрено на заседании                                           Согласовано с зам.                                      Утверждаю

МО учителей-предметников                                     директора по УР МБОУ                             Директор МБОУ «СОШ с.Маскара»

естественного цикла                                                   «СОШ с.Маскара»                                      __________ М.В.Хадиев

Протокол №1 от «25» августа 2014 г.                        _______Аглиуллина М.Ш.                        Введено в действие приказом

Руководитель МО ______ Гарипова А.И                 27 августа 2014 г.                                         №142 от 29.08.2014 г.

Рабочая программа

по химии для 11 класса среднего общего образования

ФИО, должность автора-составителя рабочей программы Мустафина Ильзия Райнуровна,

учитель биологии и химии

Год разработки программы 2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по химии 11 класса  составлена  на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ МО и Н РФ от 5 марта 2004г. №1089),
  • примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), М.:Дрофа,2010.-112 с.
  • Программы по химии для 8-11 классов  общеобразовательных учреждений. Новошинский И.И., Новошинская Н.С – М.: ООО « ТИД Русское слово – РС», 2012. – 88с.
  • образовательной программы МБОУ «СОШ с.Маскара» Кукморского муниципального района РТ,
  • Учебного плана 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения   «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара»  Кукморского муниципального района Республики Татарстан  на 2014 – 2015 учебный год (Приказ №142 от 29 августа 2014  г.)

    По учебному плану 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения   «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара»  Кукморского муниципального района Республики Татарстан  на 2014 – 2015 учебный год на изучение химии в 11 классе отводится  34 часа, 1 час в неделю.

       Используемый учебно-методический комплект:

  Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия.: учеб. для 10  кл. общеобразоват. учеб. заведений. М.: “Русское слово”, 2008 г.

     Цель:

   освоить знания о  химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших понятиях, законах, теориях и овладеть умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий

Задачи:

  • развивать познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитывать убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • применить полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

                                                                         

                                                                       Учебно- тематический план

 

Название темы

Количество часов

Лабораторные и практические работы

1

Методы познания в химии

1

-

2

Теоритические основы химии

23

Современные представления о строение атома

4

-

Химическая связь

7

-

Вещество. Химические реакции

12

2

3

Неорганическая химия

7

4

4

Химия и жизнь

3

1

ВСЕГО

34

                                                                                      Содержание программы

                                                                           Методы познания в химии (1ч)

     Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.

                                                                           Теоритические основы химии (23 ч)

                                                                                           Современные представления о строении атома (4ч)

       Атом. Изотопы. Атомные орбитали, s-, p-элементы. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

                                                                                                Химическая связь (7 ч)

  Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь.

                                                                                          Вещество. Химические реакции (12 ч)

  Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

  Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия.

  Явления, происходящие при растворении веществ, - разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация.

  Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.

  Золи, гели, понятие о коллоидах.

  Классификация химических реакций в неорганической химии.

  Реакции ионного обмена в водных растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (pH) раствора.

  Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов  и расплавов.

   Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ.

   Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.

Лабораторные работы

Процесс плавления.

Проведение химических реакций в растворах. Окислительно-восстановительные реакции.

Неорганическая химия (7 ч)

  Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений.

  Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.

  Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика подгруппы галогенов.

Лабораторные работы

Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Катионы магния, цинка.

Правила безопасности при работе с едкими веществами. Взаимодействие металлов с щелочами.

Практическая работа

Проведение химических реакций при нагревание. Определение характера среды. Индикаторы. Гидролиз солей.

Решение экспериментальных задач по теме «Качественный и количественный анализ. Вещества и их свойства»

Химия и жизнь (3 ч)

  Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре.

  Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства  серной кислоты)

   Химические загрязнение окружающей среды и его последствия.

Практическая работа

Правила работы с горючими и токсичными веществами. Определение неорганических веществ.

                                                                           Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечание

План

Факт

Методы познания в химии (1ч)

1

Научные методы познания веществ и химический явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.

2.09

Теоритические основы химии (23 ч)

Современные представления о строение атома (4 ч)

2

Атом. Изотопы.

9.09

3

Атомные орбитали. s-, p-элементы.

16.09

4

Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов

23.09

5

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

30.09

Химическая связь (7 ч)

6

Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования

7.10

7

Степень окисления и валентность химических элементов. Электроотрицательность

14.10

8

Гибридизация атомных орбиталей

21.10

9

Ионная связь. Катионы и анионы

28.10

10

Металлическая и водородная

связь

11.11

11

Кристаллические и аморфные вещества. Виды кристаллических решеток. Явления, происходящие при растворении веществ-разрушение кристаллической решетки

18.11

12

Контрольная работа №1

«Строение атома. Химическая связь»

25.11

Вещество. Химические реакции (12 ч)

13

Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

2.12

14

Чистые вещества и смеси

9.12

15

Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ

16.12

16

Классификация химических реакций в неорганической химии

        

23.12

17

Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения

13.01

18

Золи, гели, понятие о коллоидах.

20.01

19

Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Гидратация

Лабораторная работа № 1

«Процесс плавления»

27.01

20

Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества

3.02

21

Явления, происходящие при растворении веществ-диссоциация. Диссоциация электролитов в водных растворах.

Сильные и слабые электролиты.  

10.02

22

Реакции ионного обмена в водных растворов.

17.02

 23

Окислительно-восстановительные реакции.

Лабораторная работа № 2

«Проведение химических реакций в растворах. Окислительно-восстановительные реакции»

24.02

24

Электролиз растворов и расплавов

3.03

Неорганическая химия ( 7ч)

25

Классификация неорганических соединений.

Химические свойства основных классов неорганических соединений (оксиды)

10.03

26

Химические свойства основных классов неорганических соединений (гидроксиды)

Лабораторная работа № 3

«Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Катионы магния, цинка»

17.03

27

Химические свойства основных классов неорганических соединений

(соли)

7.04

28

Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (pH) раствора.

Практическая работа №1

«Проведение химических реакций при нагревание. Определение характера среды. Индикаторы. Гидролиз солей»

14.04

29

Контрольная работа №2

«Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства»

21.04

30

Причины многообразия веществ: аллотропия. Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика подгруппы галогенов.

Практическая работа №2

Решение экспериментальных задач по теме «Качественный и количественный анализ. Вещества и их свойства»

28.04

31

Промежуточная аттестация. Контрольная работа.

5.05

Химия и жизнь( 3 ч)

32

Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Получение и химические свойства металлов. Понятие коррозия металлов. Способы защиты от коррозии.

Лабораторная работа № 4

« Правила безопасности при работе с едкими веществами. Взаимодействие металлов с щелочами»

12.05

33

Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре.

12.05

34

Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства  серной кислоты) Химические загрязнение окружающей среды и его последствия.

Практическая работа №3

«Правила работы с горючими и токсичными веществами. Определение неорганических веществ»

19.05

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения химии ученик должен

знать\понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицателность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации;
  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная кислота; щелочи, аммиак,  минеральные удобрения;

уметь

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель;
  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических  веществ; 
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

                                                                                          Литература

  1. Учебник. Неорганическая химия. Учебник для общеобразовательных учреждений. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Москва,Изд. «Образование» 2008 год.
  2. Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / И.И.Новошинский, Н.С. Новошинская.-2-е изд.-М.: ООО “ТИД Русское слово-РС”, 2012.-88 с.

  1. Сборник нармотивных документов. Химия / Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- 3-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2010.-112 с.

      4.  Журнал химия в школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...