План-конспект урока химии для 11 класса по теме "Химические свойства металлов"
учебно-методический материал по химии (11 класс) по теме

План-конспект урока по химии для 11 класса по теме "Химические свойства металлов"

Скачать:


Предварительный просмотр:


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ» (11 КЛАСС)

«О свойствах металлов замолвите слово…»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах  металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов, подчеркнуть химическую функцию металлов как восстановителей.

Задачи урока:

  •   развивать умения пользоваться опорными знаниями, закреплять умения и навыки выполнения химического эксперимента;
  •  закреплять умения составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
  •  сформировать понимание практического значения металлов в жизни человека;
  •  развивать познавательный интерес при выполнении теоретических и практических заданий.

Оборудование и реактивы: на столах учащихся: раствор соляной  кислоты (НCl),  раствор серной кислоты (H2SO4),  CuSO4 (раствор), металлы:  цинк, медь, железо (железные гвозди на ниточках), пробирки, штатив  для пробирок, емкость для слива.

На столе учителя: предметный столик, спички, спиртовка, вата, шпатель, асбестовая прокладка,  порошок магния, большой сосуд с водой.

                                                Ход урока:

I.     Орг. момент (готовность учащихся к уроку) (1 мин.).

II.   Проверка опорных знаний (10 мин.).

1. Вопросы к классу:

  –  Положение металлов в ПСХЭ.

  – Как меняются металлические свойства в группе главной подгруппе и в периоде?

  – Какими свойствами (окислительными или восстановительными) обладают металлы? Почему?

  – Как меняются восстановительные свойства металлов в А группе и периоде? Почему?

  – Перечислите общие физические свойства металлов (металлический блеск, пластичность, ковкость, электро- и теплопроводность, цвет – серебристо-белый или серый).

2. Программированный опрос.

 (учащимся предлагается тест из 6 вопросов (2 варианта)).

………………………………………………………………………………………

Вариант 1

1. Атом железа имеет электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня: 1) …3d64s2          2) …4s2           3) …4s24p6        4) …3d54s2

2. В каком ряду химические элементы расположены в порядке увеличения металлических свойств?

1) Sr, Ca, Mg          2) Na, Mg, Al         3) Na, K, Rb         4) Sr, Ba, Ra

3. Самый тугоплавкий металл:       1) Li            2) Cr          3) V         4) W

4. К щелочным металлам относится:  1) Са           2) Cs        3) Cu        4) Al

5. Самый легкий металл:    1) Li              2) Mg            3) Al           4) Cs

6. Самый пластичный:    1) Hg      2) Li      3) Au       4) Al

……………………………………………………………………………………….

Вариант 2

1. Электронная конфигурация внешнего энергетического уровня … 3d104s2 соответствует атому:      1) Ca            2) Ti             3) Zn              4) Cu

2. Способность отдавать электроны уменьшается в ряду:

1) Na, Mg, Al             2) Li, Na, Cs           3) Sc, Ca, K          4) Sr, Ba, Ra

3. Самый легкоплавкий металл: 1) Li     2) Hg       3) Cs       4) Na

4. К щелочно-земельным металлам относится: 1) Mg     2) K     3) Ba     4) Be

5. Самый тяжелый металл:        1) Mo        2) Pb          3) W         4) Os

6. Самый электропроводный:      1) Cu       2) Ag        3) Au        4) Al

Учащиеся обводят правильные ответы, затем меняются с соседом, проверяют друг у друга, ставят оценку.

Приём пед. техники « Самопроверка».         слайд№1

Объявление результатов:      5-6 правильных ответов – «5»

                                                     4 правильных ответа – «4»

                                                     3 правильных ответа – «3»

III.    Основная часть. (27 мин.- 30 мин.)

                Учитель: Строение и общие физические свойства металлов мы рассмотрели. И нам, естественно, хотелось бы узнать  с какими веществами могут вступать в реакцию металлы? Каким должно быть их практическое значение? Тема урока слайд № 2

Рассмотрим таблицу №1. По своей природе металлы бывают активные, малоактивные, неактивные. В зависимости от этого по-разному реагируют с кислородом и другими неметаллами, с водой, с кислотами, с растворами солей. слайд № 3. Итак, цель урока слайд № 4. Задачи урока слайд № 5.

Используя   таблицу №1 учащиеся самостоятельно пишут уравнения химических реакций: 1 ряд – взаимодействие  металлов с неметаллами (на примере магния с кислородом, хлором, серой, фосфором, водородом); 2 ряд – взаимодействие металлов с водой  (на примере натрия, кальция, магния, цинка, железа).; 3ряд – взаимодействие металлов с разбавленными кислотами (на примере натрия, цинка, железа с соляной и серной кислотами). (7 - 10 мин.). слайды № 6 и 7.

Давайте передохнем. Даны фразы, нужно перевести их с химического языка на русский:  1. Не все то аурум, что блестит.

                      2. Куй феррум, пока горячо.

                      3. Слово - аргентум, а молчание – аурум.

                      4.Купрумного гроша не стоит.

                      5. Стойкий станумный солдатик.

                            6. Белый как карбонат кальция.

                      7. За купрумный грош удавился.
                     8. Недонатрий на столе, перенатрий на спине.                            

                      9. Феррумнный характер. слайд № 8.

1. Взаимодействие металлов с неметаллами. Как же ведут себя простые вещества металлы при взаимодействии с неметаллами?

Демонстрационный опыт (учитель): горение Mg в кислороде.

Вопрос: Где подобный процесс мог применяться?

( В прошлом веке использовался фотографами для улучшения освещения, а также используется при изготовлении бенгальских огней).  

У доски по очереди пишут уравнения химических реакций. Определяют восстановитель и окислитель. Называют продукты реакций.

2Mg0 + O20 = 2Mg+2O-2 (оксид магния)  Mg0 – восстановитель, O20 – окис-ль

Mg0 + Cl20 = Mg+2Cl2-1 (хлорид магния) Mg0 – восст-ль, Cl20 – окис-ль

Mg0 + S0 = Mg+2S-2 (сульфид магния)  Mg0 – восст-ль, S0 – окис-ль   и т.д.

2. Взаимодействие металлов с водой.

Демонстрационный опыт (учитель): взаимодействие натрия с водой.

У доски по очереди пишут уравнения химических реакций. Определяют восстановитель и окислитель. Называют продукты реакций.

2Na + 2H2O = 2NaOH + H2↑ (гидроксид натрия и водород)

Zn + H2O = ZnO + H2↑ (оксид цинка и водород) и т.д.

3. Взаимодействие металлов с разбавленными кислотами.

Опыт выполняют учащиеся:  Zn + HCl →          

                                                 Cu + HCl →

                                                 Fe + H2SO4(р-р) →

Инструктаж по ТБ слайд №9.

    Учитель: контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.

Запись в тетрадях уравнений реакций, наблюдения

          Zn + 2HCl  → ZnCl2 + H2

         Cu + HCl → не идёт

          Fe + H2SO4(р-р) → FeSO4  + H2

4. Взаимодействие металлов с концентрированными кислотами.

Как видно из таблицы №1 металлы могут реагировать с концентрированными кислотами. Но при этом водород не может выделяться. Какие же продукты могут образоваться? Н/р, с конц. H2SO4

     Zn + 2H2SO4(конц.) → ZnSO4 + SO2↑ + 2H2О (возможно образование S и H2S)

Взаимодействие азотной кислоты с металлами рассмотрим по таблице 2.

  Мg + HNO3(конц.) → Mg(NO3)3 + NO + H2O

Расставить коэффициенты методом электронного баланса.

Cu + HNO3(конц.) → Cu(NO3)2 + NO2 + H2O

 Расставить коэффициенты методом электронного баланса.

   

 5. Взаимодействие металлов с растворами  солей. 

 Учащиеся записывают: опору; уравнения реакций; наблюдения.

        Металл + Соль → Нов.Металл + Нов. Соль (более активный металл вытесняет менее активный металл из растворов солей).

 Опыт выполняют учащиеся: CuSO4 + Fe.  Учитель контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.

 Уравнение: CuSO4 + Fe → FeSO4 + Cu

Выберите возможные реакции:   ZnSO4 + Cu →

                                                       ZnSO4 + Al →

                                                       FeCl2 + Zn → слайд №10.

Учащиеся дописывают возможные уравнения химических реакций.

5. Взаимодействие металлов со щелочами.

   Вспомнить амфотерность. На примере алюминия.

    2Al + 2NaOH + 6H2O → 2Na [Al(OH)4]  + 3H2↑  

IV.      Вывод по уроку:  

   Вопрос: исходя из химических свойств металлов можете ли вы сказать, какое практическое применение они находят?

Ответ: Металлы широко используются человеком в технике, медицине, различных отраслях промышленности, но при использовании надо учитывать их свойства: взаимодействие с кислородом, водой, различными солями.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке по результатам теста и своим ответам. Учитель корректирует  оценки и выставляет их в журнал.

V. Домашнее задание: слайд №10 Химия, с.77-79 (для всех). Для сильных:

Докончите уравнения химических реакций:

   Сu + H2SO4(конц.) →

   Ag +  HNO3(разб) →

   Са + HNO3(разб) →

   Zn + NaOH + H2O →

Расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

Жизнь человеческая подобна железу.

 Если употреблять его в дело, оно истирается;

если не употреблять, ржавчина его съедает. 

                                            Катон Старший

Так,

Пусть ваш мозг истирается от работы мысли, а не пожирается ржавчиной от лени.  слайд №11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока в 6 классе по теме:"Пасха в англоязычных странах"

Урок-викторина по теме:"Пасха в англоязычных странах". Задания по теме...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект интегрированного урока по теме: «Лён - техническая культура. Свойства льняной ткани»

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации о льне – технической культуре.Задачи:Обучающие – сформировать представления учащихся о льне, как техническо...

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока. На уроке учащиеся систематизируют свои знания по теме, выполняя различные виды заданий, просматривая фрагменты из...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...

План-конспект открытого урока в 3 классе. школы с углубленным изучением английского языка. УМК И.Н.Верещагина, Т.А.Притыкина. Тема урока «Одежда. Времена года».

Урок разработан с целью повторить и закрепить слова по пройденной теме "Одежда", ввести новую тему «Времена года» и новые слова,  организовать их первичную тренировку, ...

План-конспект открытого урока в 6 классе «Миногонты дзырдарæзт фалхат кæныны урок.»

laquo;Нæртон дзырдтæн сæ фæлмæдæр у Мад!»                                         ...