План-конспект урока химии для 11 класса по теме "Химические свойства металлов"
учебно-методический материал по химии (11 класс) по теме
План-конспект урока по химии для 11 класса по теме "Химические свойства металлов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_po_teme_khimicheskie_svoystva_metallov_11_k.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ» (11 КЛАСС) |
«О свойствах металлов замолвите слово…»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов, подчеркнуть химическую функцию металлов как восстановителей.
Задачи урока:
- развивать умения пользоваться опорными знаниями, закреплять умения и навыки выполнения химического эксперимента;
- закреплять умения составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
- сформировать понимание практического значения металлов в жизни человека;
- развивать познавательный интерес при выполнении теоретических и практических заданий.
Оборудование и реактивы: на столах учащихся: раствор соляной кислоты (НCl), раствор серной кислоты (H2SO4), CuSO4 (раствор), металлы: цинк, медь, железо (железные гвозди на ниточках), пробирки, штатив для пробирок, емкость для слива.
На столе учителя: предметный столик, спички, спиртовка, вата, шпатель, асбестовая прокладка, порошок магния, большой сосуд с водой.
Ход урока:
I. Орг. момент (готовность учащихся к уроку) (1 мин.).
II. Проверка опорных знаний (10 мин.).
1. Вопросы к классу:
– Положение металлов в ПСХЭ.
– Как меняются металлические свойства в группе главной подгруппе и в периоде?
– Какими свойствами (окислительными или восстановительными) обладают металлы? Почему?
– Как меняются восстановительные свойства металлов в А группе и периоде? Почему?
– Перечислите общие физические свойства металлов (металлический блеск, пластичность, ковкость, электро- и теплопроводность, цвет – серебристо-белый или серый).
2. Программированный опрос.
(учащимся предлагается тест из 6 вопросов (2 варианта)).
………………………………………………………………………………………
Вариант 1
1. Атом железа имеет электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня: 1) …3d64s2 2) …4s2 3) …4s24p6 4) …3d54s2
2. В каком ряду химические элементы расположены в порядке увеличения металлических свойств?
1) Sr, Ca, Mg 2) Na, Mg, Al 3) Na, K, Rb 4) Sr, Ba, Ra
3. Самый тугоплавкий металл: 1) Li 2) Cr 3) V 4) W
4. К щелочным металлам относится: 1) Са 2) Cs 3) Cu 4) Al
5. Самый легкий металл: 1) Li 2) Mg 3) Al 4) Cs
6. Самый пластичный: 1) Hg 2) Li 3) Au 4) Al
……………………………………………………………………………………….
Вариант 2
1. Электронная конфигурация внешнего энергетического уровня … 3d104s2 соответствует атому: 1) Ca 2) Ti 3) Zn 4) Cu
2. Способность отдавать электроны уменьшается в ряду:
1) Na, Mg, Al 2) Li, Na, Cs 3) Sc, Ca, K 4) Sr, Ba, Ra
3. Самый легкоплавкий металл: 1) Li 2) Hg 3) Cs 4) Na
4. К щелочно-земельным металлам относится: 1) Mg 2) K 3) Ba 4) Be
5. Самый тяжелый металл: 1) Mo 2) Pb 3) W 4) Os
6. Самый электропроводный: 1) Cu 2) Ag 3) Au 4) Al
Учащиеся обводят правильные ответы, затем меняются с соседом, проверяют друг у друга, ставят оценку.
Приём пед. техники « Самопроверка». слайд№1
Объявление результатов: 5-6 правильных ответов – «5»
4 правильных ответа – «4»
3 правильных ответа – «3»
III. Основная часть. (27 мин.- 30 мин.)
Учитель: Строение и общие физические свойства металлов мы рассмотрели. И нам, естественно, хотелось бы узнать с какими веществами могут вступать в реакцию металлы? Каким должно быть их практическое значение? Тема урока слайд № 2
Рассмотрим таблицу №1. По своей природе металлы бывают активные, малоактивные, неактивные. В зависимости от этого по-разному реагируют с кислородом и другими неметаллами, с водой, с кислотами, с растворами солей. слайд № 3. Итак, цель урока слайд № 4. Задачи урока слайд № 5.
Используя таблицу №1 учащиеся самостоятельно пишут уравнения химических реакций: 1 ряд – взаимодействие металлов с неметаллами (на примере магния с кислородом, хлором, серой, фосфором, водородом); 2 ряд – взаимодействие металлов с водой (на примере натрия, кальция, магния, цинка, железа).; 3ряд – взаимодействие металлов с разбавленными кислотами (на примере натрия, цинка, железа с соляной и серной кислотами). (7 - 10 мин.). слайды № 6 и 7.
Давайте передохнем. Даны фразы, нужно перевести их с химического языка на русский: 1. Не все то аурум, что блестит.
2. Куй феррум, пока горячо.
3. Слово - аргентум, а молчание – аурум.
4.Купрумного гроша не стоит.
5. Стойкий станумный солдатик.
6. Белый как карбонат кальция.
7. За купрумный грош удавился.
8. Недонатрий на столе, перенатрий на спине.
9. Феррумнный характер. слайд № 8.
1. Взаимодействие металлов с неметаллами. Как же ведут себя простые вещества металлы при взаимодействии с неметаллами?
Демонстрационный опыт (учитель): горение Mg в кислороде.
Вопрос: Где подобный процесс мог применяться?
( В прошлом веке использовался фотографами для улучшения освещения, а также используется при изготовлении бенгальских огней).
У доски по очереди пишут уравнения химических реакций. Определяют восстановитель и окислитель. Называют продукты реакций.
2Mg0 + O20 = 2Mg+2O-2 (оксид магния) Mg0 – восстановитель, O20 – окис-ль
Mg0 + Cl20 = Mg+2Cl2-1 (хлорид магния) Mg0 – восст-ль, Cl20 – окис-ль
Mg0 + S0 = Mg+2S-2 (сульфид магния) Mg0 – восст-ль, S0 – окис-ль и т.д.
2. Взаимодействие металлов с водой.
Демонстрационный опыт (учитель): взаимодействие натрия с водой.
У доски по очереди пишут уравнения химических реакций. Определяют восстановитель и окислитель. Называют продукты реакций.
2Na + 2H2O = 2NaOH + H2↑ (гидроксид натрия и водород)
Zn + H2O = ZnO + H2↑ (оксид цинка и водород) и т.д.
3. Взаимодействие металлов с разбавленными кислотами.
Опыт выполняют учащиеся: Zn + HCl →
Cu + HCl →
Fe + H2SO4(р-р) →
Инструктаж по ТБ слайд №9.
Учитель: контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.
Запись в тетрадях уравнений реакций, наблюдения
Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2↑
Cu + HCl → не идёт
Fe + H2SO4(р-р) → FeSO4 + H2↑
4. Взаимодействие металлов с концентрированными кислотами.
Как видно из таблицы №1 металлы могут реагировать с концентрированными кислотами. Но при этом водород не может выделяться. Какие же продукты могут образоваться? Н/р, с конц. H2SO4
Zn + 2H2SO4(конц.) → ZnSO4 + SO2↑ + 2H2О (возможно образование S и H2S)
Взаимодействие азотной кислоты с металлами рассмотрим по таблице 2.
Мg + HNO3(конц.) → Mg(NO3)3 + NO + H2O
Расставить коэффициенты методом электронного баланса.
Cu + HNO3(конц.) → Cu(NO3)2 + NO2 + H2O
Расставить коэффициенты методом электронного баланса.
5. Взаимодействие металлов с растворами солей.
Учащиеся записывают: опору; уравнения реакций; наблюдения.
Металл + Соль → Нов.Металл + Нов. Соль (более активный металл вытесняет менее активный металл из растворов солей).
Опыт выполняют учащиеся: CuSO4 + Fe. Учитель контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.
Уравнение: CuSO4 + Fe → FeSO4 + Cu
Выберите возможные реакции: ZnSO4 + Cu →
ZnSO4 + Al →
FeCl2 + Zn → слайд №10.
Учащиеся дописывают возможные уравнения химических реакций.
5. Взаимодействие металлов со щелочами.
Вспомнить амфотерность. На примере алюминия.
2Al + 2NaOH + 6H2O → 2Na [Al(OH)4] + 3H2↑
IV. Вывод по уроку:
Вопрос: исходя из химических свойств металлов можете ли вы сказать, какое практическое применение они находят?
Ответ: Металлы широко используются человеком в технике, медицине, различных отраслях промышленности, но при использовании надо учитывать их свойства: взаимодействие с кислородом, водой, различными солями.
Учащиеся оценивают свою работу на уроке по результатам теста и своим ответам. Учитель корректирует оценки и выставляет их в журнал.
V. Домашнее задание: слайд №10 Химия, с.77-79 (для всех). Для сильных:
Докончите уравнения химических реакций:
Сu + H2SO4(конц.) →
Ag + HNO3(разб) →
Са + HNO3(разб) →
Zn + NaOH + H2O →
Расставьте коэффициенты методом электронного баланса.
Жизнь человеческая подобна железу.
Если употреблять его в дело, оно истирается;
если не употреблять, ржавчина его съедает.
Катон Старший
Так,
Пусть ваш мозг истирается от работы мысли, а не пожирается ржавчиной от лени. слайд №11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока в 6 классе по теме:"Пасха в англоязычных странах"
Урок-викторина по теме:"Пасха в англоязычных странах". Задания по теме...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект интегрированного урока по теме: «Лён - техническая культура. Свойства льняной ткани»
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации о льне – технической культуре.Задачи:Обучающие – сформировать представления учащихся о льне, как техническо...
План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока
План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока. На уроке учащиеся систематизируют свои знания по теме, выполняя различные виды заданий, просматривая фрагменты из...
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...
План-конспект открытого урока в 3 классе. школы с углубленным изучением английского языка. УМК И.Н.Верещагина, Т.А.Притыкина. Тема урока «Одежда. Времена года».
Урок разработан с целью повторить и закрепить слова по пройденной теме "Одежда", ввести новую тему «Времена года» и новые слова, организовать их первичную тренировку, ...
План-конспект открытого урока в 6 классе «Миногонты дзырдарæзт фалхат кæныны урок.»
laquo;Нæртон дзырдтæн сæ фæлмæдæр у Мад!» ...